Относительное спокойствие на Ближнем Востоке в новом году продолжалось чуть больше месяца. В первых числах февраля отряды проиранских партизан из движения <Хезболла> совершили серию терактов против израильских военнослужащих в буферной зоне на юге Ливана, созданной в 1985 году Тель-Авивом под предлогом защиты своих северных границ от проникновения бойцов ливанского сопротивления.
В ответ на это 8 февраля самолеты Израиля предприняли бомбардировку ливанской территории, нанеся серьезный ущерб инфраструктуре этой страны. В результате рейда была разрушена одна из казарм и радиостанция, принадлежащие <Хезболла>, а также электростанции на востоке и севере страны, что привело к отключению электроэнергии во многих ливанских городах. Кроме того, ранения получили более 20 мирных жителей, в том числе детей.
Руководство боевиков тут же объявило о том, что оно готово ответить на бомбардировки ударами систем залпового огня по израильской Галилее. В свою очередь Израиль предупредил о готовности нанести еще более жестокие удары по объектам на ливанской территории. Помощник администрации главы израильского правительства Хаим Рамон уточнил, что в этом случае его страна не будет чувствовать себя связанной соглашениями 1996 года.
А за террористов <Хезболла> заступился официальный Бейрут. Премьер-министр Ливана Селим Хосс выступил с беспрецедентным заявлением, объявив, что его страна готова поддержать шиитских боевиков и включиться в борьбу против оккупации Израилем южных ливанских территорий.
Между <Хезболла> и Израилем уже две недели идет настоящая война. Боевики обстреливают израильские блок-посты, причем применяют для этого американские ракеты <Тоу>, поступившие на их вооружение из Ирана. (Кстати, в свое время, в ходе расследования дела <Ирангейт> было выяснено, что эти ракеты попали из США в Тегеран по иронии судьбы не без помощи израильтян). В ответ израильская авиация наносит методичные удары по позициям и инфраструктуре <Хезболла>.
Исходя из того, что сегодня ключевой арабской страной в мирном процессе на Ближнем Востоке является Сирия, события в Ливане не могли не отразиться на отношениях Иерусалима и Дамаска. По мнению израильского руководства, Сирия способна оказать решающее влияние на <Хезболла> и тем самым <доказать свое стремление к миру>, нейтрализовав деятельность шиитских фанатиков. Однако министр иностранных дел Сирии Фарук аль-Шара считает, что во всем виновен Израиль - ведь своей военной операцией он <потряс устои> мирного процесса, налаживавшегося в последнее время между двумя государствами. По мнению правительственной сирийской прессы, налет израильской авиации на Ливан <вбил последний гвоздь в крышку гроба мира>, а Барак <сбросил маску, которую он носил> во время мирных переговоров. Неужели наладившийся вроде бы в последнее время процесс ближневосточного урегулирования вновь оказался отброшенным к своим истокам?
Это не совсем так. Если рассмотреть происходящее сегодня на Ближнем Востоке с точки зрения стратегической перспективы, то можно прийти к выводу, что сложный процесс установления мира между Израилем и Сирией выглядит не так уж безнадежно.
Вспомним, что в середине декабря прошлого года премьер-министр Израиля Эхуд Барак, министр иностранных дел Сирии Фарук Аль-Шара и президент США Билл Клинтон впервые за последние четыре года собрались в американской столице для проведения мирных переговоров. Несмотря на скептические прогнозы аналитиков, в целом они закончились довольно успешно. Второй раунд переговоров, начавшийся в первых числах января, был прерван через неделю по причине отказа Израиля дать обещание вывести свои войска до начала очередного возобновления консультаций сторон.
После провала сирийско-израильских переговоров боевики из <Хезболла> резко активизировали свои действия на оккупированной Израилем приграничной ливанской территории, Иран усилил поставки своих вооружений арабским странам региона, а Израиль нанес авиаудары по объектам террористов на территории Ливана. На первый взгляд, мирный процесс был полностью сведен на нет.
На самом деле в последние несколько десятилетий отношения между странами региона практически не изменяются. Сегодняшняя ситуация и является тем самым миром, который уже третий десяток лет сохраняется на Ближнем Востоке. Последний раз полномасштабная война между двумя государствами здесь велась в 1973 году. Сирийцы, израильтяне и иорданцы научились жить в <коммунальной квартире> с соседями, которых не волнуют проблемы друг друга и вряд ли будут когда-нибудь волновать. Палестинские боевики контролируются правительствами всех арабских стран, окружающих Израиль, а египтяне подписали официальный мирный договор с израильтянами и взамен получили ежегодную американскую помощь в 1,3 миллиарда долларов.
Осталось вроде бы немного - подписать мир Израиля и Сирии. Для того, чтобы достичь формального подписания мирного соглашения между этими странами, им необходимо в первую очередь решить проблему Голанских высот, на обсуждение которой обеими сторонами пока что наложено негласное табу. Главной ценностью высот и для Сирии, и для Израиля являются их водные ресурсы. Взаимоисключающее желание Дамаска и Иерусалима обладать источниками воды, а значит, и жизни, в пустынных долинах региона возможно никогда не позволит им достичь мирного соглашения на бумаге. С другой стороны, наличие столь существенных противоречий не помешало Израилю и Сирии найти в себе силы в течение десятилетий воздерживаться от войны друг с другом. Похоже, что нынешний мир может существовать продолжительное время в будущем даже без достижения формального соглашения о судьбе Голанских высот.
Можно предположить, что Израиль и Сирия выбрали вопрос о принадлежности Голан в качестве главной причины для перенесения окончательного урегулирования своих отношений на неопределенное будущее, так как его достижение в настоящее время не очень выгодно обеим странам. Обсуждение этого вопроса в последнее время создало бесчисленное количество внутренних проблем у каждой из стран и они вынуждены были использовать его в качестве повода для приостановки переговоров с тем, чтобы сперва разобраться с неприятностями у себя дома.
Особенно это касается Израиля. Широкомасштабные протесты израильских граждан против возможной передачи Голан Сирии являются не единственной неприятностью для премьера страны. В конце января государственный контролер Израиля выступил за полицейское расследование финансовых нарушений, допущенных в ходе предвыборной кампании блоком <Единый Израиль> и его лидером - Эхудом Бараком. Основой обвинений послужило то обстоятельство, что предвыборную кампанию нынешнего премьера финансировали многочисленные <товарищества>, получавшие деньги из неизвестных источников, что противоречит законодательству страны.
В свою очередь официальный Дамаск использует паузу для закручивания гаек в отношении исламских фундаменталистов в Сирии и Ливане, которые стремясь подорвать процесс мирного урегулирования с Израилем готовы повернуть свое оружие и против сирийских властей. Так что нынешнюю ситуацию каждая из сторон использует для наведения порядка у себя дома, стараясь обезопасить свои тылы на будущее.
Между тем, судя по последним событиям, для Иерусалима более важным, чем Голаны, вопросом является вывод своих войск из южного Ливана. Новая серия нападений боевиков <Хезболла> на израильских военных в этом регионе ставит решение этого вопроса во главу угла. На этой неделе Барак подтвердил намерение сделать это не позднее июля этого года. Премьер Израиля полагает, что такой шаг продемонстрирует стремление его страны к прекращению кровопролития и разорвет <круг насилия> последних лет, когда нападениям подвергались и солдаты на юге Ливана, и северные селения самого Израиля. Эхуд Барак вновь подчеркнул, что наилучшим вариантом является вывод войск на основе мирного соглашения с Сирией, однако дал понять, что если по приближении июля такое соглашение будет отсутствовать, Израиль может произвести обещанный вывод и не дожидаясь его.
Вместе с тем он осудил призывы многих политиков, включая некоторых членов своего кабинета, к немедленному отводу войск к международной границе. Ведь передислокация вооруженных сил к международно признанной границе потребует ремонта десятков километров пограничных заграждений, восстановления старых укрепленных пунктов и строительства новых, подготовки защитных сооружений для мирного населения. Эти приготовления займут несколько месяцев и потребуют около 250 млн. долларов.
Итак, желания двух непримиримых противников совпадают.
Если же нынешняя ситуация устраивает как Сирию, так и Израиль, то почему же все говорят о необходимости активизировать мирные переговоры между ними? Ответ на этот вопрос можно найти в Вашингтоне. Американскому президенту необходимо до предстоящих осенью выборов успешно закончить выполнять обязанности главного медиатора ближневосточного мирного процесса.
И Израиль, и Сирия не желают охлаждения отношений с Вашингтоном, поэтому они вроде бы и участвуют активно в мероприятиях, организовываемых для них Соединенными Штатами. К тому же они используют ситуацию для получения от американцев выгодных им уступок. А мирный процесс продвигается вперед успешно до того момента, когда на повестке дня оказывается ключевой вопрос вроде Голанских высот. Когда это происходит, обе стороны используют его для оправдания срыва переговоров. Таким образом, и Дамаск, и Иерусалим сохраняют политическое лицо, и руководители обеих стран возвращаются домой к негласно установившемуся между ними миру.
И можно быть уверенным, что в настоящее время также все произойдет по накатанному сценарию. Переговоры при посредничестве Вашингтона окажутся, скорее всего, традиционным жестом в сторону американского руководства, Израиль выведет свои войска из южного Ливана, а Сирия взамен использует свои возможности для сдерживания <Хезболла>, получив за это вознаграждение в виде распространения своего влияния на Ливан. В остальном же отношения между странами не изменятся.