Летом 1993 года в журнале "Foreign Affairs" была опубликована статья известного американского политолога, профессора Гарвардского университета Сэмюела П. Хантингтона "Столкновение цивилизаций?" (русский перевод см.: "Полис", 1994, #1). Она вызвала огромный интерес во всем мире. Спустя три года вышла книга того же автора под названием "The Clash of Civilizations and Remaking the World Order" (Simon & Schuster, New York, 1996, 368 p.). В ней основные положения статьи были развиты и заострены. В этом году книга появится полностью в русском переводе в издательстве "Авенариус". Предвосхищая его, мы печатаем несколько отрывков из новой работы Хантингтона.
Ислам и Запад
Некоторые западные политики, в том числе президент Билл Клинтон, утверждали, будто проблемы у Запада - не с исламом, а лишь с яростными исламскими экстремистами. Четырнадцать столетий истории свидетельствуют об обратном. Отношения между исламом и христианством - как западным, так и восточным - часто складывались бурно. Каждый был для другого Иным. Конфликт между либеральной демократией и марксизмом-ленинизмом в ХХ веке - всего лишь мимолетный и поверхностный исторический феномен по сравнению с непрерывными глубоко конфликтными отношениями между исламом и христианством. Временами преобладало мирное сосуществование, чаще же отношения выливались в острое соперничество или по-разному горячие войны. Джон Эспозито писал, что "историческое развитие... часто ставило эти два сообщества в положение конкурентов, а временами сводило в смертельной схватке за власть, землю и души" (1). Веками судьба двух религий состояла из взлетов и падений, следовавших друг за другом, подобно огромному валу, затишью и встречному валу.
Исходный арабо-исламский рывок вовне (с начала VII до середины VIII века) привел к установлению мусульманского владычества в Северной Африке, Иберии, на Ближнем и Среднем Востоке, в Персии и Северной Индии. Затем разделительные линии между исламом и христианством стабилизировались примерно на два века. В конце XII века христиане восстановили контроль над западным Средиземноморьем, покорили Сицилию и захватило Толедо. В 1095 году христиане начали крестовые походы, и в течение полутора веков их властители с убывающим успехом пытались установить христианское правление в Святой земле и на примыкающих к ней территориях Ближнего Востока; в 1291 году они потеряли свой последний оплот - Акру. Тем временем на сцене появились турки-османы. Сначала они ослабили Византию и покорили большую часть Балкан и Северной Африки. В 1453 году они захватили Константинополь, а в 1529 году и Вену. "В течение почти тысячи лет, - заметил Бернар Льюис, - начиная с первой высадки мавров в Испании и вплоть до второй турецкой осады Вены, Европа постоянно испытывала угрозу со стороны ислама" (2). Ислам - единственная цивилизация, которая ставила под сомнение выживание Запада, причем делала это, по меньшей мере, дважды.
Однако к XV веку события постепенно принимают иной оборот. Христиане мало-помалу отвоевывают Иберийский полуостров, выполнив эту задачу к 1492 году в Гранаде. Между тем европейские усовершенствования в мореплавании позволили португальцам и другим европейцам обойти исламский хартланд и проникнуть в Индийский океан, а также за его пределы. Одновременно русские покончили с двухвековым монгольским игом. Затем Османская империя сделала последний рывок вперед, снова осадив в 1683 году Вену. Поражение османов стало началом долгого отступления, повлекшего за собой борьбу православных народов на Балканах за освобождение от оттоманского правления, расширение Габсбургской империи и драматическое наступление русских в сторону Черного моря и Кавказа. За один век "бич христианства" превратился в "больного человека Европы" (3). В конце Первой мировой войны Британия, Франция и Италия нанесли ему смертельный удар и установили прямое или непрямое правление на оставшихся оттоманских землях - за исключением территории Турецкой Республики. К 1920 году только четыре мусульманские страны - Турция, Саудовская Аравия, Иран и Афганистан - оставались свободными от какой-либо формы немусульманского правления.
В свою очередь, отступление западного колониализма началось медленно в 20-30-е годы и драматически ускорилось после Второй мировой войны. Распад Советского Союза принес независимость еще нескольким мусульманским обществам. По одному подсчету, между 1757 и 1919 годами немусульманские правительства сделали на мусульманской территории более 90 приобретений. К 1995 году 69 из них снова находились под мусульманским контролем, а примерно в 45 независимых государствах преобладало мусульманское население. Насильственная природа этих сдвигов отражается в том факте, что среди войн, которые в период между 1820 и 1929 годами вели пары государств с различными религиями, 50 проц. были войнами между мусульманами и христианами (4).
Причины постоянства этой модели конфликта кроются не в таких преходящих феноменах, как христианская пассионарность XII века или исламский фундаментализм XX-го. Они проистекают из природы этих двух религий и основанных на них цивилизаций. С одной стороны, конфликт породили различия, и прежде всего понимание ислама как образа жизни, выходящего за пределы религии и политики и объединяющего мусульман; это противоречит западнохристианской концепции отделения Богова от кесарева. Однако конфликт проистекал и из сходных черт двух религий. Обе они монотеистические и, в отличие от политеистических, не могут с легкостью принимать новых богов, обе описывают мир в дуалистических понятиях "мы" и "они". Обе универсалистичны и претендуют на роль единственно правильной веры, к которой могут присоединиться все люди. Обе религии - миссионерские по характеру и основаны на вере в то, что их последователи обязаны обращать неверующих в эту одну единственно истинную веру. Родившись, ислам все время расширялся путем завоеваний; при благоприятных условиях то же делало и христианство. Параллельные концепции "джихада" и "крестового похода" не только напоминали одна другую, но и отличали две этих веры от других мировых религий. У ислама и христианства с иудаизмом - телеологический взгляд на историю, в отличие от циклических и статических взглядов, преобладающих в других цивилизациях.
На жесткий конфликт между исламом и христианством временами влияли демографический рост и упадок, экономическое развитие, технологические изменения и интенсивность религиозных убеждений. Распространение ислама в VII веке сопровождалось "беспрецедентной по своему размаху и скорости" массовой миграцией арабских народов на земли Византийской и Сасанидской империй. Крестовые походы, имевшие место несколькими веками позже, были продуктом экономического роста, увеличения численности населения, "клюнийского возрождения" в Европе XI века, что позволило мобилизовать большое число рыцарей и крестьян на поход в Святую землю. Когда первый крестоносец достиг Константинополя, один византийский наблюдатель написал: "Весь Запад, в том числе варварские племена, живущие между Адриатическим морем и Геркулесовыми столбами, начали переселяться и шли походом, прорываясь в Азию большой массой, со всем скарбом" (5). В XIX веке впечатляющий рост населения снова вызвал извержение из Европы - крупнейшее в истории переселение людей, направлявшихся в исламские и другие земли.
Сопоставимое сочетание факторов обострило конфликт между исламом и Западом в конце XX века. Во-первых, прирост исламского населения увеличил число безработных и недовольных молодых людей, из рядов которых рекрутировали сторонников исламистского дела. Они оказывали давление на соседние общества и переселялись на Запад. Во-вторых, исламское Возрождение дало мусульманам новую уверенность в отличительных чертах и превосходстве их цивилизации, их ценностей над западными. В-третьих, постоянные попытки Запада превратить свои ценности и институты во всеобщие, поддерживать свое военное и экономическое превосходство, а также вмешиваться во внутренние конфликты мусульманского мира вызвали сильное негодование среди мусульман. В-четвертых, с коллапсом коммунизма исчез общий враг Запада и ислама, зато каждый из них превратился в ощутимую угрозу для другого. В-пятых, расширение контактов между мусульманами и людьми Запада, их смешение укрепляют и у тех, и у других новое ощущение собственной идентичности и того, что она отделяет их друг от друга. Взаимодействие и смешение обострили также различия в понимании прав, которыми обладают люди одной цивилизации в стране, где численно преобладают члены другой. В 80-х и 90-х годах и в исламском, и в христианском обществах терпимость по отношению друг к другу резко снизилась.
Перевод с английского П.Черемушкина
Примечания
(1) J.L.Esposito. The Islamic Threat, p.46.
(2) B.Lewis. Islam and the West (N.Y.: Oxford University Press, 1993), p.13.
(3) J.L.Esposito. Islamic Threat, p.44.
(4) D.Pipes. Path of God, pp.102-103, 169-173; L.F.Richardson. Statistics of Deadly Quarrels (Pittsburgh: Boxwood Press, 1960), pp.235-237.
(5) I.M.Lapidus. A History of Islamic Societies (Cambridge: Cambridge University Press, 1988), pp.41-42; Princess Anna Comnena, цит. по: K.Armstrong, Holy War: The Crusades and Their Impact on Today's World (N.Y.: Doubleday-Anchor, 1991), pp.3-4 и в кн.: A.J.Toynbee. Study of History, VIII, p.390.