БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК 1999.
Москва, "Научная книга", 1999

ЗАХАРЮК А.М.
Слушательница Дипломатической академии МИД России

СНГ. ПОИСК ПУТЕЙ СОТРУДНИЧЕСТВА СО СТРАНАМИ АРАБСКОГО МИРА

 


Принципиально новая ситуация, сложившаяся в мире после поражения коммунистической идеологии и созданных на ее основе тоталитарных государств, вызвала необходимость поиска новых форм отношений между странами, возникшими на их месте, и их прежними военно-политическими и торгово-экономическими партнерами, заметное место среди которых занимал арабский мир. Сам крах был встречен в этом мире неоднозначно. В богатых нефтяных странах с консервативными режимами не скрывали удовлетворения и даже радости. Так, например, на ежегодной сессии Консультативного совета Всемирной исламской лиги, проходившей в Мекке в январе 1992 г., в заявлении короля Саудовской Аравии Фахда поражение коммунизма было охарактеризовано как "благословение Аллаха". Король призвал оказать мусульманам новых государств всестороннюю поддержку и помощь.

В отличие от этого бедные арабские государства сразу осознали, что той помощи, которая оказывалась им в течение трех десятилетий на льготных условиях, а порой и безвозмездно, особенно вооружениями, больше не будет. Эти страны, как и многие другие развивающиеся государства, лишились возможности спекулировать на политическом и военном соперничестве двух сверхдержав и двух лагерей и остались один на один перед лицом глобальных, региональных и субрегиональных проблем, не считая уже своих собственных, внутренних.

Уже с января 1992 г. государства СНГ (не считая Россию, которая стала продолжательницей СССР) и арабские страны начали интенсивно обмениваться взаимными признаниями, устанавливать дипломатические отношения и открывать посольства в столицах друг друга. Так, в январе 1992г. пять стран СНГ посетил помощник министра иностранных дел Египта X.Кандиль. По завершении своего визита он призвал правительство АРЕ направить делегации в другие страны СНГ, указав, что они представляют исключительно выгодных для АРЕ партнеров и что выходить на рынки этих стран необходимо сегодня, пока они не заняты промышленно развитыми странами.

В ноябре 1992 г. АРЕ посетил тогдашний министр иностранных дел Азербайджана Т.Гасымов, который заявил, что его страна имеет большое желание "развивать сотрудничество с Египтом во всех областях". Во время его пребывания был подписан протокол о координации позиций Азербайджана и АРЕ по ряду политических проблем, заключены договор о торгово-экономическом сотрудничестве и соглашение о развитии культурных связей между странами, предполагающее, в частности, обмен специалистами и группами студентов.

Постепенно уровень делегаций стал повышаться вплоть до глав государств. Так, в декабре 1992 г. Египет посетили тогдашний президент Украины Л.Кравчук и президент Узбекистана И.Каримов. Во время пребывания в АРЕ И.Каримова было подписано несколько соглашений о сотрудничестве двух стран в политической, экономической и культурной сферах.

В столицах ряда стран СНГ и арабских государств стали открываться посольства. Так, в январе 1993 г. в Каире открылось посольство Армении, которое стало первым дипломатическим представительством этой республики на Ближнем Востоке. В декабре 1995 г. об установлении дипломатических отношений договорились Марокко и Таджикистан. В мае 1995 г. Египет и Туркмения договорились об открытии посольств в Ашхабаде и Каире. Это решение было принято в ходе визита в АРЕ президента Туркменистана С.Ниязова и его переговоров с президентом АРЕ X.Мубараком. В подписанном руководителями двух стран совместном заявлении было отмечено, что в ходе переговоров имел место плодотворный обмен мнениями по вопросам развития двусторонних отношений на основе равенства и взаимного уважения. Стороны высказались за развитие торгово-экономического сотрудничества. Лидеры двух стран присутствовали при подписании четырех египетско-туркменских документов - соглашений об экономическом и научно-техническом сотрудничестве, поощрении и взаимной защите инвестиций, о торговом сотрудничестве и проведении регулярных консультаций между дипломатическими ведомствами.

В октябре 1995 г. Египет и Узбекистан подписали в Каире протокол о дипломатическом сотрудничестве. По словам А.Мусы, главы МИДа АРЕ, подписанный протокол явился "важным политическим дополнением" заключенного ранее соглашения о развитии двустороннего экономического сотрудничества.

Вместе с тем прошедшие годы показали, что как новые государства СНГ, так и арабские страны не располагают ни финансовыми, ни кадровыми возможностями, чтобы позволить себе иметь дипломатические представительства во всех арабских столицах и соответственно во всех столицах стран СНГ. Им приходится прибегать к существующей практике совмещения представительств в разных странах в одном центре.

Анализ заявлений государственных деятелей разных арабских стран, сделанных в ходе визитов к ним лидеров СНГ по случаю установления дипломатических отношений и по другим поводам, дает возможность выявить некоторые закономерности. Одна из них состоит в том, что представители богатых нефтяных арабских стран, их международных политических и религиозных организаций обещают странам СНГ, главным образом среднеазиатским и Азербайджану, прежде всего помощь в распространении ислама и лишь во вторую или даже третью очередь - помощь экономическую, в которой те крайне нуждаются сегодня. Так, на упоминавшейся сессии Консультативного совета Всемирной исламской лиги в январе 1992 г. генеральный секретарь этой Лиги А.О.Насиф сообщил, что Лига оказала содействие мусульманам бывшего СССР в строительстве новых и восстановлении старых мечетей, исламских учебных и научных центров, а также в реализации различных проектов развития. Лига, по его словам, предоставляет стипендии студентам и теологам из стран - членов СНГ и возможность совершать паломничество в святые места.

Причем поддержка распространения ислама осуществляется в самых разных формах. Одной из них, например, стала активизация деятельности египетского исламского университета "Аль-Азхар". Как сообщила каирская "Иджнпшн газетт" 1 февраля 1992 г., эта активизация деятельности по проникновению в мусульманские страны - члены СНГ тесно координируется с руководством Саудовской Аравии и осуществляется на саудовские деньги. Королевский режим выделил на эти цели до 35 млн. долл. Основной целью этой деятельности является не только возвращение "блудных сынов в лоно истинного ислама" после крушения коммунистической системы, но и активное противодействие иранской экспансии в бывшие советские республики.

Нетрудно догадаться, что некоторые арабские и соседние исламские государства видят в среднеазиатских и других странах СНГ прежде всего новое поле для интенсивного распространения ислама, для посевов его разных толков. Как только поле даст всходы, это будет означать, что среднеазиатские и некоторые другие страны СНГ созрели для политического подчинения и окончательного превращения их в источники дешевого сырья, дешевой рабочей силы и рынок сбыта не очень-то конкурентоспособной продукции. Но сегодня руководство бывших советских республик Средней Азии, Азербайджана и некоторых других, не желая, разумеется, такой участи своим народам и, наоборот, стремясь превратить их в новые Кувейты, эмираты и Швейцарии, вынуждено идти на это, рассчитывая, пусть даже таким извилистым путем, получить остро необходимую для них финансовую и экономическую помощь.

Поэтому они совершают хаджи в Мекку, принимают участие в совещаниях глав государств и правительств стран - участниц Организации Исламская конференция и в других аналогичных мероприятиях. Подтверждения этой четкой тенденции постоянно пополняются.

Единственное, что могут сделать в создавшихся реальных условиях страны СНГ, так это осуждать и не допускать у себя проявления и распространения исламского фундаментализма и экстремизма. Так, после завершения переговоров между делегациями комитетов солидарности АРЕ и Таджикистана, состоявшихся в январе 1995 г. в Каире, было принято заявление о осуждении всех форм терроризма. В этом заявлении была подчеркнута недопустимость использования ислама в качестве ширмы для террористической деятельности и осуждены любые формы потворствования террористическим организациям, будь то их финансирование, снабжение оружием или предоставление им убежища.

Итак, ислам, ислам и еще раз ислам. В любом случае - это сфера духовная. Но странам СНГ сегодня в первую очередь нужны займы, кредиты, инвестиции в экономику. Пока ни в одной из них положение не улучшается, а ухудшается.

Определенное исключение на этом печальном фоне представляет собой Киргизия, успешно осуществляющая сегодня программу приватизации. Благодаря этому она смогла привлечь (к середине 1995 г.) 680 млн. долл. иностранной помощи. Эти средства обещаны Киргизии различными международными финансовыми организациями, но не арабскими. В случае их действительного поступления Киргизия выйдет на первое место среди бывших советских республик по размерам иностранной помощи на душу населения. Определенные надежды возлагает киргизское руководство на Всемирную торговую организацию (ВТО), членом которой стала Киргизия.

Сообщений же о том, что хоть какая-то арабская страна предоставила относительно крупный кредит какой-то стране СНГ, пока не поступало, либо эти факты нам пока неизвестны. Но известны просочившиеся в печать сообщения о том, что Украина, Азербайджан и Грузия вели сепаратные переговоры с Ираком и Ливией, пытаясь получить от этих арабских стран свою долю их долгов бывшему СССР.1Пикантность ситуации состоит в том, что управление долга бывшего СССР приняла на себя Россия как его правопреемница.

Однако Ирак и Ливия не признают за Россией права получения своих долгов бывшему СССР. В такой обстановке требования Украины, Азербайджана и Грузии к Ираку и Ливии вернуть их доли долгов этих стран бывшему СССР не только нарушают существующие договоренности и дополнительно осложняют положение России в этом вопросе, но и намного уменьшают их шансы получить когда-либо свою долю этих долгов в случае их действительного возврата, поскольку сами они не участвуют в погашении долгов СССР странам Запада и другим. Следует учитывать также, что их собственная задолженность России (уже после распада СССР) за нефть, газ, кредиты и прочие товары и услуги постоянно возрастает. Как сообщил в ноябре 1996 г. А.Тулеев, бывший министр РФ по делам СНГ, задолженность только Грузии уже новой России составляет значительную сумму, причем очень мало вероятно, по его словам, что Россия этот долг когда-либо получит.

Разумеется, в поставках по льготным советским кредитам в арабские и другие развивающиеся и социалистические страны участвовали сотни заводов всех республик СССР. Произведенные на этих заводах станки, машины и другое оборудование, включая вооружение, и материалы перевозились железными дорогами и пароходствами многих советских республик. Но поскольку договоренность о передаче управления долгами СССР была достигнута, то ее следует соблюдать.

Сегодня в условиях задолженности России многим странам мира курс на то, чтобы добиваться возвращения арабских долгов не только правомерен, но и продиктован объективными условиями. Формы реализации этого курса могут быть самыми различными и комбинированными, начиная от требований возврата задолженности в твердой валюте и товарных контингентах до продажи долговых обязательств третьей стороне, в том числе российским банкам и коммерческим структурам, но не за бесценок, а с учетом всех возможных социально-экономических и валютно-финансовых последствий таких шагов не только для данного момента, но и для будущего.

Сегодня же ни одна из стран СНГ, кроме России, по известным и понятным причинам не может предоставлять арабским странам кредиты, поэтому экономические отношения между ними ограничиваются в основном торговлей. Данные о ее результатах содержатся в статистическом сборнике "Внешнеэкономическая деятельность государств Содружества в 1994 году", выпущенном в конце 1995 г. Межгосударственным статистическим комитетом СНГ.

По данным этого сборника, Азербайджан в 1994 г. имел торговые отношения с Ливаном, Иорданией, ОАЭ и Саудовской Аравией. Удельный вес этих стран в экспорте Азербайджана составлял 0,2%, а в импорте - 3,3%. Азербайджан поставлял в ОАЭ установки для кондиционирования воздуха, а импортировал из ОАЭ стиральные машины, телевизоры, мебель, мясо и мясопродукты, чай, алкогольные и безалкогольные напитки, из Ливана - алюминий и изделия из него. Армения в 1994 г. торговала с Ливаном, ОАЭ и Сирией. Удельный вес этих трех стран в экспорте и в импорте республики составлял по 0,6%.

Беларусь торговала с Алжиром, Египтом, Йеменом, Ливаном, Марокко, Оманом, Саудовской Аравией, Сирией, Суданом. Она поставляла в эти страны главным образом тракторы и прокат черных металлов. Удельный вес этих стран в экспорте Белоруссии в 1994 г. составлял 2,9%, а в импорте - 0,0%. По Грузии есть данные только за 1993 г., когда эта республика торговала с Ливаном, Марокко и Сирией. Их удельный вес в экспорте Грузии составил тогда 2,8%, а в импорте - 0,2%. Казахстан поддерживал в 1994 г. торговые отношения также с тремя странами: Египтом, Марокко и Оманом. Их удельный вес в экспорте Казахстана составил 2,0%, а в импорте - 0,1%.

Киргизия торговала в 1994 г. с Иорданией, Катаром, ОАЭ, Саудовской Аравией. В Иорданию она поставляла мясо и пищевые мясные субпродукты, в Катар и ОАЭ - живой скот, в Саудовскую Аравию - молоко, молочные продукты, мед. Данные о каком-либо импорте Киргизией из арабских стран отсутствуют. Молдавия поддерживала торговые отношения с Иорданией, Ливаном и Сирией. Молдавский экспорт в эти страны составил в 1994г. 1,3 млн. долл., а импорт - 0,2 млн. долл., т. е. общий товарооборот был всего в размере 1,5 млн. долл. Совсем не торговал с арабскими странами Таджикистан, а Туркмения поддерживала торговые отношения лишь с Египтом, куда она в 1994 г. поставила своих экспортных товаров на 2,3 млн. долл., что составило всего 0,5% от ее общего экспорта в том году.

В отличие от этого Узбекистан торгует с Алжиром, Египтом, Иорданией, Ливаном, ОАЭ и Сирией. В 1994 г. он поставил в эти страны товаров на 3,1 млн. долл., а импортировал оттуда - на 4,7 млн. долл. В общем экспорте Узбекистана удельный вес арабских стран составил 0,3%, а в импорте 0,5%. В частности, в Алжир Узбекистан поставлял летательные аппараты, в Иорданию - черные металлы, в ОАЭ - шелк, а импортировал из Египта хлебо- и зернопродукты, из ОАЭ - электромашины и оборудование, звуковую и телеаппаратуру.

Украина в 1994 г. поддерживала торговые отношения с Египтом, Ливаном, Сирией и Тунисом. Украинский экспорт в эти страны составил 100,1 млн. долл. или 2,2% от всего экспорта, а импорт оттуда - 145,5 млн. долл. или 0,6% от всего импорта Украины в 1994 г.

Эти данные свидетельствуют, что арабские страны, составляя во внешней торговле стран СНГ крайне незначительную долю, не имеют для их экономики практически какого-либо значения. Страны СНГ поставляют на Арабский Восток преимущественно товары ширпотреба и продукты питания. Некоторое исключение составляют белорусские тракторы и узбекские самолеты, черные металлы также из Белоруссии и Узбекистана. В свою очередь импорт стран СНГ из арабских государств также состоит преимущественно из продовольствия, сельскохозяйственного сырья и бытовой техники.

Дальнейший анализ новейшей официальной статистики затруднен тем, что ряд стран СНГ не дают товарную структуру своей внешней торговли. В ней по давней советской традиции нет, например, и упоминания о торговле оружием. И это в то время, когда в российской печати об этом пишется открыто и когда стало известно, что основным направлением нашего сотрудничества в советские годы со многими афро-арабскими странами были военные поставки, составлявшие до 90 и более процентов нашего экспорта в эти страны. Армии многих афро-арабских стран оснащены советским оружием, и их функционирование зависит от продолжения сотрудничества со странами СНГ. Поэтому можно смело предполагать, что ряд стран СНГ по своему усмотрению ведет или собирается вести продажу боевой техники и запасных частей к ней, либо готовится к поставкам их в качестве металлолома в некоторые арабские страны.

Одним из последних подтверждений этого предположения стало сообщение американской газеты "Вашингтон Таймс" о поставке Украиной в Ливию ракетных комплексов "Точка".2

С другой стороны, для современного рынка вооружений характерно возникновение такой новой тенденции, когда некоторые афро-арабские страны - вчерашние импортеры советского оружия, становятся его экспортерами в страны СНГ. Так, например, в июне 1992 г. Ливия продала Армении несколько наших же ракетных установок "Скат". В последнее время неоднократно публиковались сообщения о поставках вооружений чеченским бандформированиям из Азербайджана и проникновении через эту республику вооруженных наемников из ряда арабских стран на территорию России.3

Таковы реалии. Что касается будущих перспектив экономических связей между странами СНГ и Арабского Востока, то видится лишь одна область наиболее вероятного сотрудничества между ними - нефтегазовая промышленность. В ряде арабских стран сформировались и окрепли национальные нефтяные компании, которые сегодня ищут возможности вложения своих капиталов. Нефть и газ Казахстана, Средней Азии, Азербайджана они рассматривают как желательную сферу инвестиций. Так, например, Оманская нефтяная компания входит в международный консорциум по освоению Тенгизского месторождения в Казахстане, общая стоимость проекта которого составляет 20 млн. долл. Или еще пример. В декабре 1996 г. российские компании закупили у Ирака около 3 млн. т. нефти, что составляет 21,6% от общего объема полугодовой "гуманитарной" экспортной квоты ООН.

Итак, когда развеялась эйфория первых месяцев независимости, торжественных открытий посольств и начались трудовые будни, то выяснилось, что страны СНГ - это не прежний Советский Союз, строивший свою экономику на нефтедолларах и предоставлявший льготные кредиты арабским и многим другим странам. В рыночных условиях прежние механизмы сотрудничества не работают и нужно идти неизведанными путями. А для создания новых механизмов реализации высоких деклараций, делавшихся при взаимных признаниях, ни страны СНГ, ни многие арабские государства не имеют практических возможностей.

Чтобы такие возможности появились, необходимы, помимо материальных и финансовых ресурсов, организация отлаженных путей и каналов сотрудничества, строительство новых коммуникаций, нефте- и газопроводов, новых аэродромов, портов и терминалов. При условии стабильного развития все это потребует не одно десятилетие.

_______________________________________________

1 См.: "Аргументы и факты". 1993. Июль.

2 См.: Известия. 11.12.1996.

3 См., например, еженедельник "Интерфакс-Лиф". 1996. С.50.


  Rambler's Top100  
|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|