БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

© Курьер ЮНЕСКО - №10, октябрь 1988 г

Габалла Али Габалла
Перекресток цивилизаций

 


 

К концу 4-го тысячелетия до н.э. Египет сложился как централизованное государство со своей собственной системой письма. Вскоре он стал центром высокоразвитой цивилизации, где процветали философия и литература, архитектура и искусство, наука и медицина, сформировалась система управления и организации общества. Благодаря выгодному географическому положению и выходу к Средиземному морю у египтян с древнейших времен существовали контакты с Европой, которые постоянно расширялись, а влияние Египта на западную культуру обогатило всю мировую цивилизацию.

Примерно в то же время в бассейне Эгейского моря возникла Минойская цивилизация (по имени легендарного царя Миноса), центром которой стал остров Крит. Средиземное море не служило препятствием для отношений между египтянами и жителями побережья Эгейского моря, однако встречи их происходили прежде всего в финикийских портовых городах, особенно в Библе. Оттуда, пользуясь попутными северными ветрами, которые дуют летом, египетские торговые суда отправлялись на Крит, заходя по пути на Кипр, Родос, Карпатос и Кос, и затем возвращались в Египет, преодолев расстояние примерно 270 морских миль, отделявшее его от Крита. Все путешествие занимало 3 дня и 2 ночи.

О связи между эгейцами и египтянами свидетельствуют многочисленные археологические находки. На Крите обнаружено большое число египетских каменных сосудов цилиндрической формы; позднее жители Крита переняли технику их изготовления. На острове Кифера была найдена алебастровая ваза с именем египетского фараона V династии (ок. 2465-2323 до н.э.). В 22 в. до н.э. в египетских письменных памятниках появляется слово Кафтиу - видоизмененное еврейское название Крита (Кафтора), которое встречается в Библии.

В начале 2-го тысячелетия до н.э. между Египтом Среднего царства и Критом Среднеминойского периода шла оживленная торговля. На Крите найдено множество египетских предметов той эпохи, в том числе посуда, печати в виде скарабеев и статуэтка из диорита, а в храме неподалеку от Луксора были обнаружены гончарные изделия в стиле Камарес Минойского периода и серебряные вазы, свидетельствующие о явном влиянии эгейской культуры.
  
Примерно около 1500 г. до н.э. Египет сбросил иго гиксосов и вышел на международную арену, покончив с изоляцией и укрепившись с помощью ряда военных побед. Под его натиском пали Финикия и Сирия, египетский флот взял под контроль финикийские порты, распространив свое влияние вплоть до Кипра. Это изменило ситуацию в бассейне Восточного Средиземноморья. Криту в Позднеминойский период и Микенам в Элладе пришлось иметь дело с египтянами, чтобы сохранить доступ к традиционным рынкам Палестины и Сирии. По всей вероятности, жители Крита и Микен достигли соглашения с могущественным фараоном Тутмосом III (ок. 1479-1425 до н.э.). На гробнице его визиря Рекхмире в финском некрополе изображены посланцы Крита, приносящие дары своего острова. Сопутствующая надпись поясняет: "Посланцы с Кафтиу и островов среди моря, покорно склонившие головы перед могуществом Его Величества Тутмоса III". Есть все основания считать, что речь идет об островах Восточного Средиземноморья и городе Микены на Пелопоннесе.

Египтяне привыкли к смуглым эгейцам с яркими набедренными повязками и густыми волосами, падающими на плечи или уложенными на лбу в одну или несколько косичек, которые несли по улицам Фив дары фараону. Среди этих даров, называвшихся данью, были огромные великолепные кубки с ручками в форме животных и продолговатые амфоры, украшенные растительным орнаментом или разноцветными горизонтальными полосами.

К середине 15 в. до н.э. в результате внутренних междоусобиц начался закат критской цивилизации. Не удивительно, что к началу следующего столетия упоминания о Кафтиу исчезли из египетских источников, однако выражение "острова среди моря" часто встречается в литературе вплоть до 12 в. до н.э., когда последовавшие один за другим набеги варваров, известных в Египте как "народы моря", опустошили полуостров Пелопоннес, принеся с собой хаос и разрушение. Разгромив хеттов, их орды пересекли Анатолию и Грецию и двинулись в Египет по суше через Сирию и морем через средиземноморские острова. Но войска могущественных фараонов Рамсеса II, его сына Мернептаха и Рамсеса III спасли Египет от уничтожения.

В начале 7 в. до н.э. благодаря служившим в египетской армии наемникам, а также купцам, которые обосновались в различных городах дельты Нила, в Египте стало ощутимо эллинское присутствие. Затем здесь появились греческие философы, историки и географы, которые были ослеплены блеском египетской цивилизации, грандиозностью ее памятников, величием религии и богатством знаний.

Считается, что в конце 7 в. до н.э. астроном, философ и математик Фалес из Милета привез из Египта солнечный календарь, деливший год на 365 дней. Афинский архонт Солон (ок. 640-560 до н.э.) побывал в Египте в то время, когда, по сообщению Геродота, царь XVI династии Амасис II издал закон, согласно которому каждый египтянин должен был ежегодно сообщать о своем доходе и платить налог правителю провинции. Любой человек, уличенный в мошенничестве, карался смертной казнью. Солон ввел аналогичный порядок в Афинах. Другой греческий историк, Диодор Сицилийский, пишет, что египетским законодательством во многом руководствовались легендарный спартанский царь Ликург и философ Платон.

Египетское влияние очевидно и в раннем греческом искусстве. В этом отношении особенно характерны статуи юношей (куросы). Это высокие и стройные фигуры с выдвинутой вперед левой ногой, руки их плотно прижаты к торсу, а пальцы сжаты в кулаки. Они не только повторяют классическую позу египетских статуй, но и подчиняются правилам египетского искусства, особенно «закону пропорций», которому египетские скульпторы следовали свыше двух тысяч лет. В соответствии с этим законом человеческая фигура делилась сначала на 18 равных квадратов, а с воцарением Саисской династии (7 в. до н.э.), когда была модифицирована единица длины - локоть, - на 21. Диодор Сицилийский пишет, что в 6 в. до н.э. два знаменитых греческих скульптора Телеклет и Феодорус, работая над статуей Аполлона, разбивали фигуру на 21 1/4 квадрата, как требовала традиция.
  

Габалла Али Габалла (АРЕ) - египтолог, профессор Каирского университета. Читал лекции в Университете Мохаммеда V (Марокко), университете Центральной Флориды (США) и в Университете Кувейта. Автор двух книг, опубликованных на английском языке: "Narrative in Egyptian Art" (1976) и "The Memphite Tomb - Chapel of Mose" (1977), а также многочисленных статей.


  Rambler's Top100  
|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|