Если бы не Нил, несущий свои воды от Эфиопского нагорья и Центральной Африки к Средиземному морю, Египет с его ничтожным количеством осадков был бы почти непригоден для жизни. Благодаря этой реке он еще в 3-м тысячелетии до н.э. превратился в самое большое и процветающее государство Восточного Средиземноморья и оставался таковым вплоть до римского завоевания в 30 г. до н.э. В средние века он возвратил свое былое величие и по сей день является наиболее крупной, густонаселенной страной на Ближнем Востоке. Причем на протяжении столетий Египту удавалось сохранять свою историческую целостность, поскольку его границы почти не изменялись. В древности положение Египта определялось благоприятными возможностями для сельского хозяйства, которые давала река. Нил с его неисчерпаемыми богатствами и другие географические факторы оказывали непосредственное воздействие на политическое развитие страны и формирование мировоззрения египтян.
В период плейстоцена, закончившийся примерно к 10-му тысячелетию до н.э., территория Египта включала часть Восточной Сахары и была населена кочевыми племенами охотников и собирателей. Климат тогда был гораздо менее засушливым, чем теперь, и они вполне могли прокормиться в тех местах, которые сегодня поглотила пустыня. Долина и дельта Нила с болотистыми, затопляемыми землями были надежным источником воды и пропитания. Они влекли к себе и людей, и животных. В 12-м тысячелетии до н.э. племена, населявшие Египет помимо охоты и рыболовства занимались сбором дикорастущих злаков, однако зерно требовало более тщательной переработки, чем другие продукты. Это позволяет сделать вывод, что потребность в пищевых ресурсах возрастала.
Шли века, климат Сахары становился все суше, и ко 2-му тысячелетию до н.э. он стал почти таким, как сегодня. С 10-го по 5-е тысячелетие до н.э. люди мезолита селились вокруг источников воды, все более интенсивно используя природные ресурсы в оазисах и вблизи Нила. В те времена культура этого района была однородной в отличие от более позднего периода, когда стали образовываться небольшие сельские общины. Переход к земледелию произошел, по-видимому, в 7 - 5-м тысячелетиях до н.э., намного позднее, чем в Западной Азии. Но в связи с тем, что долина Нила не хранит следов обработки земли, можно предположить, что ее возделывали и в более ранний период, чем это подтверждается документальными свидетельствами.
Постепенно с расширением пахотных земель увеличивалось и население долины и дельты Нила. К 4-му тысячелетию до н.э. в Египте существовали две додинастические культуры: более старая Меримдская в районе дельты и Бадарийская в Верхнем Египте, центром которой был Асьют. И только примерно к 3100 г. до н.э. в бассейне Нила образовалось единое централизованное государство.
Страна процветала вплоть до римского завоевания. Этому способствовали политическое единство и стабильность, а также возможность постоянно увеличивать площади обрабатываемых плодородных земель. Важнейшую роль здесь играл Нил. Пахоту начинали после ежегодного половодья, которое продолжалось с конца июля до сентября. Посевы почти не требовали полива, урожай собирали с марта по май. Регулирование паводковых вод повышало урожайность, а осушение затопленных территорий, на которых оставался слой плодородного ила, позволяло расширять обрабатываемые площади. Овощи выращивались на небольших участках, и воду приходилось носить из реки в горшках, так как вплоть до 1500 г. до н.э. никаких механических приспособлений для подъема воды не существовало. Некоторые растения, например финиковые пальмы, плоды которых созревали в конце лета, забирали воду из подпочвенного слоя и не требовали дополнительного ухода.
Пока остается неясным, когда и как произошел переход от практики регулирования паводковых вод и ручного полива к созданию широкомасштабной ирригационной системы. В период Среднего царства (ок. 2040-1640 до н.э.) ирригация больших участков поймы уже прочно вошла в жизнь, однако в Древнем царстве (3-е тысячелетие до н.э.), во время строительства гигантских пирамид, ее, по всей видимости, еще не было.
Египетские тексты почти ничего не говорят об ирригации и водоснабжении, что затрудняет определение времени их введения. Исключение составляют собственные жизнеописания местных правителей в беспокойный период Первого распада (ок. 2134-2040 до н.э.), утверждавших, что ими были построены каналы, обеспечившие население водой, в то время как другие этого не делали. В более благополучные времена эти вопросы либо были уже решены, либо считались не столь важными, чтобы упоминать о них в государственных документах. Единственным районом, где работы по расширению ирригационной системы были завершены до наступления греко-римского периода, был оазис Файюм, расположенный к западу от долины Нила и к югу от самой высокой точки дельты. Здесь в период Среднего царства удалось намного увеличить площадь обрабатываемой земли с помощью обводного канала, направлявшего воду Нила на поля, расположенные в низине. К сожалению, до нашего времени это сооружение не сохранилось.
Разлив Нила происходил ежегодно; затопляемые территории долины и дельты отличались исключительным плодородием, поэтому сельское хозяйство этого района было самым надежным и продуктивным в стране, что давало возможность делать запасы на случай непредвиденных обстоятельств. Однако подобная ситуация обеспечивала лишь относительное благополучие. Неурожаи в случае недостаточного паводка, косившие население болезни и другие бедствия сдерживали темпы сельскохозяйственного роста, кроме того, в древности, в отличие от современного Египта, с полей собирали только один урожай в году. Да и сами наводнения обладали огромной разрушительной силой.
Выращивали здесь главным образом зерновые: полбу, из которой пекли хлеб, и ячмень для изготовления пива. Они составляли основу рациона и хорошо сохранялись. Главными техническими культурами были лен, шедший на изготовление множества вещей, от канатов до тончайших тканей, а также бывший предметом экспорта папирус - болотное растение (правда, нам неизвестно, было ли оно культурным или дикорастущим). Корни папируса употребляли в пищу, а из стеблей делали всевозможные предметы: от лодок и циновок до прославившего Египет писчего материала, который вывозился и в другие страны. Кроме того, здесь выращивались самые разнообразные фрукты и овощи. Мясо крупного рогатого скота занимало сравнительно небольшое место в рационе питания, зато на болотах охотились на птиц, а Нил в изобилии давал рыбу, служившую главным источником животного белка для большинства населения.
Нил не только обеспечивал условия для земледелия, но был еще и главным средством сообщения. В египетском письме путешествие обозначалось изображением лодки. По реке перевозились тяжелые грузы, она связывала страну в единое целое. В то же время сложная конфигурация дельты и ее устьев создавала препятствие для иноземного вторжения. Путешествия в глубь пустыни или в Азию были связаны с несравненно большими трудностями, нежели по Египту. Но река способствовала и социальному расслоению - человек, не имевший лодки, считался бедным и, чтобы перебраться через реку, был вынужден пользоваться услугами тех. кому больше повезло в жизни. Смерть тоже была для египтян "переходом", путешествием в мир иной, "уходом в землю", "на другую сторону".
Привязанность Египта к долине Нила благоприятствовала политическому единству страны, которое обеспечивало наиболее эффективную эксплуатацию плодородных земель, но вместе с тем накладывало определенные обязанности на правителей государства. Они осуществляли контроль за сельскохозяйственным производством с помощью системы землевладения, налогообложения, административных мер, обеспечивавших обработку земли, и принудительного труда. Они же несли ответственность за сохранение зерна и принятие мер в случае неурожая, так что им приходилось решать серьезные задачи, которые в небольших обществах берет на себя кооперация. Централизованная власть, укрепившаяся в 3-м тысячелетии до н.э., создала дисциплинированную рабочую силу. Она воздвигала памятники фараонам и гробницы знати, укрепления и гигантские пирамиды Среднего царства, в Новом царстве (ок. 1550-1070 до н.э.) участвовала в завоевательных походах, сооружении храмов и гробниц, а во времена греко-римского владычества использовалась для строительства и других целей.
Все это оказывалось возможным благодаря характеру и продуктивности пойменного земледелия, позволявшего в летние месяцы высвобождать множество рабочих рук, а также способствовавшего развитию определенных профессий, не связанных с сельским хозяйством. При ослаблении централизованного государства, особенно в периоды распадов Египта, памятники почти не строились, а политическая экспансия прекращалась; но сельскохозяйственная основа власти и процветания оставалась нетронутой, и после восстановления единого государства ничто не препятствовало созданию новых монументальных сооружений и возрождению культуры. Однако не следует забывать, что высвобождавшаяся рабочая сила использовалась в Египте не на благо населения, а исключительно в интересах правителей и знати. Если бы не политическая нестабильность, многие судьбы во времена распадов (ок. 2134-2040 до н.э.; 1640-1532 до н.э.; 1070-712 до н.э.) сложились бы гораздо удачнее, но здесь, возможно, определенную роль сыграло общее отношение к правителям и к стране.
Как ни странно, Нил, несмотря на все его значение в жизни страны, египтянами на обожествлялся. Они принимали окружавшую их среду как нечто само собой разумеющееся, как центр мира. У Нила не было особого названия, его называли просто "рекой"; предполагают, что даже само слово "Нил" не египетского происхождения. Источником влаги и урожая была не река, а ее разлив - Хапи, который и стал богом, дарующим изобилие. Однако в пантеон главных богов он не вошел. Цари и местная знать в своем богатстве и могуществе сравнивали себя с Хапи. Хвалебный гимн рассказывает о благотворном действии паводков, но не связывает Хапи с другими божествами, как это было принято в египетском культе. Изображался он в виде толстяка, приносящего дары земли богам. Ему не строили храмов, и только раз в год, в начале разлива, в районе Джебель-Силсил, к северу от Асуана, где, как считается, проходила древняя граница государства и где река вплотную подходит к горам, устраивали праздник Хапи, приносили ему дары и воспевали его в гимнах.
В то же время Нил и его разливы сыграли едва ли не центральную роль в формировании мировоззрения египтян. В отличие от большинства других народов они были ориентированы на юг, к истокам Нила, так что запад находился справа, и поэтому западная сторона считалась "благоприятной" для перехода в мир иной. Календарь определяли по Нилу и по звездам. Наступление нового года приходилось на середину июля, когда начинался подъем воды перед паводком; это совпадало с появлением на небосклоне Сириуса (ставшего в египетской мифологии Сотисом), невидимого до этого в течение 70 дней. Река определяла и три времени года, каждое из которых состояло из четырех месяцев: "Разлив", "Возрождение" (ноябрь-март), когда с полей сходила вода и их начинали обрабатывать, и "Жаркое время", или "Жатва", - период сбора урожая и самого низкого уровня воды.
С Нилом теснее всех связывали бога Осириса. Согласно древним мифам, он царствовал над Египтом и был убит на берегу Нила своим братом Сетом. Тело его, изрубленное на множество частей, в ящике бросили в воду. Его сестре и вдове Исиде удалось собрать части этого тела и, вдохнув в него жизненные силы, зачать от мертвого Осириса сына Гора. Но Осирис не вернулся на землю и стал царем загробного мира. Его смерть и возрождение отождествлялись с плодородием. Во время празднеств, устраивавшихся в период разлива, в землю зарывали сырые глиняные фигурки Осириса с зернами ячменя; появление зеленых всходов означало, что вода воскресила землю. Таким образом, Осирис, река и земля составляли целый комплекс представлений о плодородии и возрождении.
Еще одним богом, культ которого связан с рекой, был Хнум, "Владыка катарактов" - порогов Нила. Он изображался в виде барана, центр его культа находился на острове Элефантина. Хнум был богом-творцом и покровителем того места, где в Египет втекали воды разливавшегося Нила. Однако культ этот был вторичным, дополняющим более древнюю традицию поклонения богине Сатис, храм которой символизировал союз между Сириусом и разливом. Несмотря на то что в северных, более густонаселенных районах половодье наступало несколько позже, празднества, посвященные этому событию, происходили именно на Элефантине.
Огромное значение Нила, быть может, даже более очевидно для нас, чем для древних египтян, жизнь которых была настолько тесно связана с рекой, что дождь, где бы он ни шел, они называли "разливом в небе". Но чтобы понять истинную роль этой реки в те времена, на нее нужно взглянуть именно глазами древних египтян, учитывая все различия между священным и светским, божественным и земным. Для египтян река была просто частью жизни, и хотя разлив ее мог принести разрушения, он в то же время давал им жизненные силы; боги же для них были существами более сложными, обитавшими за пределами обычного мира. Обожествить Нил, как и другие реки, выпало на долю греков и римлян.
Джон Бейнз (Великобритания) - профессор-египтолог, с 1976 г. преподает в Оксфордском университете. В соавторстве с Яромиром Малеком им написана работа "Atlas of Ancient Egypt" (1980), которая переведена на многие языки, и книга "Fecundity Figures" (1985), куда входит исследование персонификаций Хапи, бога разливов Нила, а также ряд статей по египетской мифологии и другим вопросам. Выступал с лекциями о Древнем Египте в Африке, Европе и США.