Могли ли древнеегипетские пирамиды и Сфинкс
быть вдохновлены если не
пришельцами, то самой пустыней?
Знаменитые пирамиды в Гизе, построенные на
западном берегу Нила на рассвете
древнеегипетской цивилизации, являются одними
из старейших загадок
человечества.
Неожиданное появление этих массивных монументов
и их замечательная
архитектура, в том числе точная ориентация по
звездам, вдохновляли целые
поколения ученых на выдвижение все новых и новых
гипотез по поводу их
возникновения. Возможно, сама идея пришла из
Месопотамии, полагали одни
ученые. Или же, как утверждала одна из книг,
ставшая бестселлером в
семидесятые годы, план пирамид пришел от расы
инопланетных существ, далеко
обогнавших людей в своем развитии.
Теперь же геолог из Бостонского университета
Фарук Эль-Баз доказывает, что
подлинную идею о возведении пирамид -- и ключи к
величию древнего Египта --
можно найти в самой местности, на которой
раскинулся Египет -- глубоко в
пустыне.
Самые безлюдные части пустыни усеяны каменными
обнажениями, которые выглядят
как пирамиды, и которые, по словам Эль-База,
родившегося в дельте Нила, и
стали когда-то подлинными источниками
вдохновения для создания великих
монументов. Эти пирамидообразные холмы
использовались в качестве дорожных
указателей древними кочевниками, которые, как
стали считать археологи,
некоторым образом были более продвинутыми, чем
люди, жившие по берегам Нила.
Эль-Баз отмечает, что египетская цивилизация
возникла, видимо, около пяти
тысяч лет назад, как раз тогда, когда
изменившийся климат заставил кочевников
вести оседлую жизнь, в результате чего были
установлены контакты с людьми,
жившими по берегам Нила. В последнем выпуске
журнала "Археология" ученый
доказывает, что ренессанс, создавший пирамиды,
мог возникнуть из-за
объединения этих двух культур: кочевников с их
"пустынной технологией",
включавшей в себя астрономию, с помощью которой
они прокладывали ночью курс по
пескам, и земледельцев с их знанием сельского
хозяйства, необходимого для
поддержания жизни плотного народонаселения.
"Любопытная теория", -- говорит Рита Фрид из
Музея изящных искусств в Бостоне.
- "Мы начали узнавать намного больше об этих
людях пустыни, и совершенно
захватывающе думать о том, что и они внесли свой
вклад в это волшебство".
За последние десятилетия археологи, ведущие
раскопки вокруг Египта, стали
считать, что все усовершенствования, которые
дали жизнь древнеегипетской
цивилизации, пришли к ней отнюдь не от более
древних цивилизаций Месопотамии.
Многие археологи теперь полагают, что народ,
известный под названием "накада"
(земледельцы, жившие по берегам Нила) медленно
создавали сложную культуру и
все дальше продвигались на север к дельте Нила и
древним торговым путям по
берегам Средиземноморья. Согласно Кэтрин Бард,
специалисту по додинастическому
Египту из Бостонского университета, в период
между 4000-3000 гг. до н.э.
сложные захоронения (предтеча великих
усыпальниц) и керамические изделия
народа накада распространялись все дальше к
северу. По словам Бард, когда
первая династия фараонов объединила Египет
около пяти тысяч лет назад, заложив
основание для возведения пирамид столетиями
позже, это было результатом долгой
культурной эволюции.
В то же самое время, впрочем, археолог Фред
Вендорф сделал ряд открытий в
пустыне, приоткрывших покров неизвестности с
древней культуры кочевников,
которая вполне могли оказать влияние на накада, и
была гораздо более
деятельной и продвинутой, чем кто-либо мог
предположить до этого.
Вендорф, профессор археологии из Southern Methodist
University, показал, что
кочевники развили гончарное искусство раньше,
чем люди с берегов Нила. Вендорф
также руководил коллективом исследователей,
которые обнаружили некий вариант
Стоунхенджа в Сахаре - камни, служившие в
качестве звездного календаря.
Эти кочевники прокладывали свои маршруты по тем
участкам пустыни к западу от
Нила, которые сегодня являются одними из самых
засушливых мест во всем мире -
места, где едва ли может существовать жизнь, и где
мало кто думал встретить
следы цивилизации. Однако в период примерно с 11000
до 5000 лет назад в этой
местности царил влажный климат, и кочевники
двигались со своим скотом среди
цветущих растений.
С помощью радара Эль-Баз и другие ученые
заглянули сквозь пески и обнаружили
свидетельства о том влажном и плодородном
времени. В ту пору реки, наподобие
голубых змей, тянулись по западной пустыне. И
Набта -- та низменность, в
которой Вендорф нашел астрономические мегалиты
-- на самом деле была в ту пору
озером, заполнявшимся водой до краев во время
летних муссонов. Его берега
покрыты руинами каменных строений и керамикой,
усеяны ямами-костровищами --
все это свидетельствует о том, что кочевники
собирались здесь каждый год в
сезон дождей. "Озеро Набта являлось первым
центром паломничества", -- говорит
МакКим Мэлвил, профессор астрономии из
Колорадского университета, работавший
на раскопках вместе с Вендорфом. И по его словам,
это место также дает
информацию о том, что кочевники обладали весьма
хорошими познаниями в
астрономии: "Они должны были прокладывать курс
через пески пустыни точно
также, как люди прокладывали курс через Тихий
океан".
Кочевники также могли ориентироваться по
пирамидообразным холмам, и Эль-Баз
указывает, что форма пирамиды оставалась важной
частью их культурной памяти
еще долго после того, как кочевники влились в
египетскую цивилизацию на
берегах Нила. Ученый отмечает, в частности, что в
иероглифической письменности
египтян-строителей пирамид, символ для
обозначения "холмов в пустыне"
содержит остроконечный пик.
Эль-Баз также считает, что отличительная,
аэродинамически стабильная форма
таких холмов вдохновила древнеегипетских
архитекторов. Когда порыв ветра
ударяется об острый угол основания
перпендикулярной каменной стены, он
закручивается наподобие миниатюрного торнадо,
подтачивая тем самым основание.
В пустыне подобную эрозию геологи встречают
постоянно. Но когда ветер
встречается с гранью пирамиды, он спокойно
уходит вверх и через нее. Поэтому,
в отличие от других, пирамидообразные холмы в
пустыне продолжают свое
существование практически вечнор, что и могло, по
словам Эль-База, породить у
кочевников впечатление о том, что они совершенно
неподвластны времени. И для
архитекторов они могли послужить прообразом
вечного монумента. "Вот почему
единственное из оставшихся чудес древнего мира
все еще существует", -- говорит
Эль-Баз. - "Было бы оно построено в форме куба,
его сейчас бы уже не было.
Было бы спроектировано наподобие стадиона -- его
ждала бы та же плачевная
участь".
Есть также свидетельство того, что источником
вдохновения для создания
Великого Сфинкса также послужили природные
формы. В самых засушливых местах
ветер может так обточить мягкие скальные породы,
что они выглядят, как лев с
туловищем и головой. В оазисе Харга есть целые
ряды таких "львов", что и
привело ученых к мысли о том, что Великий Сфинкс
первоначально был природным
каменным образованием, которое было приведено
древними скульптурами в его
нынешний вид.