МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

МИФЫ ВАВИЛОНА


 

Энума Элиш


Наряду с краткими рассказами о сотворении мира, существует обширная поэма, именуемая "Энума Элиш" - "Когда вверху". Она является основным источником космогонических представлений жителей Вавилона.

В начале времен, когда вверху неназванным было небо, а внизу не имела названия земля, существовали лишь первичные океаны Тиамат и Апсу. Именно от них появились боги. И первыми были ЛАХМУ и ЛАХАМУ. От них родились бог АНШАР и богиня КИШАР. Аншар создал по своему подобию первенца АНУ. От Ану родился ЭЙА (иные варианты прочтения ЭА, ХАЙА) - соответствующие шумерскому Энки.

Эти боги были молоды, суетливы и шумны, раздражая Апсу и Тиамат своим поведением. Апсу решил покончить с ними, хотя его жена Тиамат уговаривала его смилостивиться. Эйа при помощи магических заклинаний, приготовив некое таинственное питье, усыпил Апсу и прикончил его, разрезав на куски и разбросав в океане. Могучий советник Апсу МУММУ был закован в оковы.

Эйя построил себе жилище, где от великой богини ДАМКИНЫ - шумерской Дамгальнуны - у него родился сын, которому дали имя МАРДУК. Уже при рождении у него был сияющий взор и могущественный вид. Охранять колыбель Мардука Эйя поставил АНШАРА, у которого были четыре глаза и четыре уха.

Тиамат, супруга убитого Апсу, решила отомстить за смерть мужа, собрав несколько богов и создав одиннадцать страшных чудовищ во главе с КИНГУ, который стал ее новым мужем.

Узнав о готовящемся нападении, Эйя созвал богов на совет. Боги вострепетали при вести о грядущем нападении. Не испугался только юный Мардук, взявшийся в одиночку схватиться с Тиамат.

Мардук получил от небесных богов скипетр, трон н уверения в покорности. Хорошенько вооружившись, он отправился на бой с Тиамат и ее приспешниками. Победить Тиамат удалось, набросив на нее сеть, сплетенную Ану, а затем прострелив стрелой. Когда Тиамат испустила дух, Мардук вырезал ее сердце, а туловище рассек надвое. Верхнюю половину он поднял и назвал "небеса", а из нижней половины создал землю, закрыв ее нижние воды. Добив войско Тиамат, он поднялся на небо, где создал обиталище богов, начертал небесные созвездия, соорудил ворота, через которые могло всходить и заходить Солнце и заставил сиять Луну, доверив ей ночь.

День Мардук отдал ШАМАШУ, повелев разгонять лучами злые силы. В благодарность боги воздвигли Мардуку город и храм. Через некоторое время боги пожаловались на то, что терпят голод и холод. Стало ясно, что необходимо создавать человечество, которое будет служить богам. Посоветовавшись с Эйа, Мардук решил, что для этого необходима божественная кровь. На собрании богов все громко вскричали, что в жертву нужно принести Кингу, который был предводителем мятежников. Кингу убили, и когда из него вытекла кровь, Мардук замешал глину на крови Кингу и вылепил человека, передав ему бремя богов, которые с тех пор стали жить без забот. По этому случаю в вавилонском храме Эсагилу благодарные боги устроили праздничный пир, провозгласив пятьдесят имен Мардука, передающих ему власть практически всех богов пантеона.

Кроме обширного мифа "Энума Элиш" существуют более краткие рассказы о сотворении мира, отличающиеся от него. Один из них говорит, что вначале не было ничего и "все страны были сплошным морем". Затем были сотворены боги и построен Вавилон. После этого Мардук устроил на поверхности вод сооружение из тростника и с помощью своей матери богини АРУРУ (шумерская НИНМАХ-НИНТУ - Нинфурсаг) сотворил людей.

После этого Мардук создал зверей, реки Тигр и Евфрат, камыши и тростники, зелень полей, болота и леса, корову и теленка, овцу и ягненка. Таким образом возникла земля, а из кирпичей, сделанных в форме, были сооружены города Ниппур и Урук с рамами и домами.

Согласно другому краткому рассказу небеса были сотворены богом Ану (шумерский Ан), в то время как Эйя сотворил твердую землю и все находящееся на ней. Отщипнув глину от Апсу, своего морского жилища, он сотворил Уллу - бога кирпичей. Он же сотворил болота и леса, горы и моря, а также богов, ведающих плотницким делом, обработкой металла, резьбой и каменотесными работами. Для обеспечения храмов жертвоприношениями он сотворил богов, надзирающих за зерном, скотом и вином, а также божественного повара, виночерпия и Верховного Жреца.

Для поддержания порядка и для выполнения работ были сотворены цари и люди.

Сотворению человека посвящена одна поэма, рассказывающая о том, что после отделения земли от неба, благоустройства земли, - в том числе создание Тигра и Евфрата вместе с дамбами и каналами, - боги стали думать, что бы им еще сотворить.

Было решено, что следует сотворить людей, и для этого потребуется убить двух богов-ремесленников ЛАМГА, воспользовавшись их кровью. Участью человека должно стать служение богам - сооружение для них храмов и святилищ, возделывание полей, взращивание скота с целью принесения богам жертв.

В соответствии с планом были сотворены двое смертных по имени УЛЛЕГАРРА И ЗАЛЕГАРРА, и пара эта была благословлена плодородием и изобилием, чтобы они имели возможность должным образом служить богам.

 

В.Н.Синельченко, М.Б.Петров
"В мире мифов и легенд"



Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|