ћ»‘ќЋќ√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ¬ќ—“ќ ј

ћ»‘џ ¬ј¬»ЋќЌј


 

Ёнума Ёлиш


Ќар€ду с краткими рассказами о сотворении мира, существует обширна€ поэма, именуема€ "Ёнума Ёлиш" - " огда вверху". ќна €вл€етс€ основным источником космогонических представлений жителей ¬авилона.

¬ начале времен, когда вверху неназванным было небо, а внизу не имела названи€ земл€, существовали лишь первичные океаны “иамат и јпсу. »менно от них по€вились боги. » первыми были Ћј’ћ” и Ћј’јћ”. ќт них родились бог јЌЎј– и богин€  »Ўј–. јншар создал по своему подобию первенца јЌ”. ќт јну родилс€ Ё…ј (иные варианты прочтени€ Ёј, ’ј…ј) - соответствующие шумерскому Ёнки.

Ёти боги были молоды, суетливы и шумны, раздража€ јпсу и “иамат своим поведением. јпсу решил покончить с ними, хот€ его жена “иамат уговаривала его смилостивитьс€. Ёйа при помощи магических заклинаний, приготовив некое таинственное питье, усыпил јпсу и прикончил его, разрезав на куски и разбросав в океане. ћогучий советник јпсу ћ”ћћ” был закован в оковы.

Ёй€ построил себе жилище, где от великой богини ƒјћ »Ќџ - шумерской ƒамгальнуны - у него родилс€ сын, которому дали им€ ћј–ƒ” . ”же при рождении у него был си€ющий взор и могущественный вид. ќхран€ть колыбель ћардука Ёй€ поставил јЌЎј–ј, у которого были четыре глаза и четыре уха.

“иамат, супруга убитого јпсу, решила отомстить за смерть мужа, собрав несколько богов и создав одиннадцать страшных чудовищ во главе с  »Ќ√”, который стал ее новым мужем.

”знав о готов€щемс€ нападении, Ёй€ созвал богов на совет. Ѕоги вострепетали при вести о гр€дущем нападении. Ќе испугалс€ только юный ћардук, вз€вшийс€ в одиночку схватитьс€ с “иамат.

ћардук получил от небесных богов скипетр, трон н уверени€ в покорности. ’орошенько вооружившись, он отправилс€ на бой с “иамат и ее приспешниками. ѕобедить “иамат удалось, набросив на нее сеть, сплетенную јну, а затем прострелив стрелой.  огда “иамат испустила дух, ћардук вырезал ее сердце, а туловище рассек надвое. ¬ерхнюю половину он подн€л и назвал "небеса", а из нижней половины создал землю, закрыв ее нижние воды. ƒобив войско “иамат, он подн€лс€ на небо, где создал обиталище богов, начертал небесные созвезди€, соорудил ворота, через которые могло всходить и заходить —олнце и заставил си€ть Ћуну, доверив ей ночь.

ƒень ћардук отдал ЎјћјЎ”, повелев разгон€ть лучами злые силы. ¬ благодарность боги воздвигли ћардуку город и храм. „ерез некоторое врем€ боги пожаловались на то, что терп€т голод и холод. —тало €сно, что необходимо создавать человечество, которое будет служить богам. ѕосоветовавшись с Ёйа, ћардук решил, что дл€ этого необходима божественна€ кровь. Ќа собрании богов все громко вскричали, что в жертву нужно принести  ингу, который был предводителем м€тежников.  ингу убили, и когда из него вытекла кровь, ћардук замешал глину на крови  ингу и вылепил человека, передав ему брем€ богов, которые с тех пор стали жить без забот. ѕо этому случаю в вавилонском храме Ёсагилу благодарные боги устроили праздничный пир, провозгласив п€тьдес€т имен ћардука, передающих ему власть практически всех богов пантеона.

 роме обширного мифа "Ёнума Ёлиш" существуют более краткие рассказы о сотворении мира, отличающиес€ от него. ќдин из них говорит, что вначале не было ничего и "все страны были сплошным морем". «атем были сотворены боги и построен ¬авилон. ѕосле этого ћардук устроил на поверхности вод сооружение из тростника и с помощью своей матери богини ј–”–” (шумерска€ Ќ»Ќћј’-Ќ»Ќ“” - Ќинфурсаг) сотворил людей.

ѕосле этого ћардук создал зверей, реки “игр и ≈вфрат, камыши и тростники, зелень полей, болота и леса, корову и теленка, овцу и €гненка. “аким образом возникла земл€, а из кирпичей, сделанных в форме, были сооружены города Ќиппур и ”рук с рамами и домами.

—огласно другому краткому рассказу небеса были сотворены богом јну (шумерский јн), в то врем€ как Ёй€ сотворил твердую землю и все наход€щеес€ на ней. ќтщипнув глину от јпсу, своего морского жилища, он сотворил ”ллу - бога кирпичей. ќн же сотворил болота и леса, горы и мор€, а также богов, ведающих плотницким делом, обработкой металла, резьбой и каменотесными работами. ƒл€ обеспечени€ храмов жертвоприношени€ми он сотворил богов, надзирающих за зерном, скотом и вином, а также божественного повара, виночерпи€ и ¬ерховного ∆реца.

ƒл€ поддержани€ пор€дка и дл€ выполнени€ работ были сотворены цари и люди.

—отворению человека посв€щена одна поэма, рассказывающа€ о том, что после отделени€ земли от неба, благоустройства земли, - в том числе создание “игра и ≈вфрата вместе с дамбами и каналами, - боги стали думать, что бы им еще сотворить.

Ѕыло решено, что следует сотворить людей, и дл€ этого потребуетс€ убить двух богов-ремесленников Ћјћ√ј, воспользовавшись их кровью. ”частью человека должно стать служение богам - сооружение дл€ них храмов и св€тилищ, возделывание полей, взращивание скота с целью принесени€ богам жертв.

¬ соответствии с планом были сотворены двое смертных по имени ”ЋЋ≈√ј––ј » «јЋ≈√ј––ј, и пара эта была благословлена плодородием и изобилием, чтобы они имели возможность должным образом служить богам.

 

¬.Ќ.—инельченко, ћ.Ѕ.ѕетров
"¬ мире мифов и легенд"




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|