ћ»‘ќЋќ√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ¬ќ—“ќ ј

ћ»‘џ ¬ј¬»ЋќЌј


 

Ќисхождение »штар в преисподнюю


¬ вавилонском варианте мифа вместо »нанн фигурирует »Ў“ј–, но как и в более древнем источнике, не сообщаетс€ причина, побудивша€ »штар спуститьс€ в преисподнюю. ¬ конце поэмы, когда »штар уже спасена, в роли ее брата-возлюбленного по€вл€етс€ “јћћ”« (шумерский ƒумузи), и причины его по€влени€ в подземном мире тоже не привод€тс€.

ƒалее говоритс€ о радостном возвращении “аммуза в страну живых. Ћишь в ином тексте сообщаетс€ о пребывании “аммуза в преисподней и о том, какие последстви€ это имело дл€ мира живых.

—оветник великих богов ѕј—”  јЋ№ сообщает о том, что в св€зи с событи€ми в подземном мире на земле "бык не покрывает корову, осел не оплодотвор€ет ослицу, мужчина не оплодотвор€ет деву".

ќписание нисхождени€ богини в подземное царство сходно с шумерским вариантом, однако »штар, похоже, более склон€етс€ к роли богини войны, а не любви. —тучась во врата преисподней, она грозит разнести их, разломать кос€ки, разбить замки, подн€ть усопших и напустить их на живых. ¬озможно, мотив нападени€ мертвых на живых отражает усилившийс€ в эту эпоху страх перед духами и демонами и, соответственно, расцвет колдовства астрологии и магии, разработанных дл€ защиты от этих напастей.

Ёйа, соответствующий шумерскому Ёнки, посылает в преисподнюю не двух существ, как в шумерском варианте, а евнуха ј—”Ў”Ќјћ»–ј, чтобы тот выпустил Ёрешкигаль дать ему бурдюк живой воды. ќпераци€ удаетс€, и богин€ подземного царства, хот€ и неохотно, приказывает своему советнику Ќјћ“ј–” окропить »штар живой водой. ќписываетс€ обратный путь »штар на землю, причем у каждых врат она получает назад отобранную у нее одежду и украшени€.

≈сть в поэме и указани€ на выкуп в виде инструкции Ќамтару: "≈сли она не уплатит выкуп - приведи ее назад".

 ак мы упоминали ранее, в одном из приведенных выше шумерских мифов сообщаетс€ об изгнании Ёнлил€ в подземный мир и о том, что »нанна сопровождала его туда. ј в культовых текстах “аммуз и Ёнлиль идентифицируютс€. ¬еро€тно, по мере эволюции мифа, нисхождение “аммуза в подземный мир стало выходить на первый план и соотноситьс€ с ув€данием природы, а его возвращение в мир земной - с ее оживлением и весной. ¬ Ѕиблии упоминаютс€ женщины »зраил€, рыдающие по “аммузу, а миф о ¬енере и јдонисе €вл€етс€ греческой вариацией на тему шумерского мифа.

¬.Ќ.—инельченко, ћ.Ѕ.ѕетров
"¬ мире мифов и легенд"




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|