МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

МИФЫ ВАВИЛОНА


 

Нисхождение Иштар в преисподнюю


В вавилонском варианте мифа вместо Инанн фигурирует ИШТАР, но как и в более древнем источнике, не сообщается причина, побудившая Иштар спуститься в преисподнюю. В конце поэмы, когда Иштар уже спасена, в роли ее брата-возлюбленного появляется ТАММУЗ (шумерский Думузи), и причины его появления в подземном мире тоже не приводятся.

Далее говорится о радостном возвращении Таммуза в страну живых. Лишь в ином тексте сообщается о пребывании Таммуза в преисподней и о том, какие последствия это имело для мира живых.

Советник великих богов ПАСУККАЛЬ сообщает о том, что в связи с событиями в подземном мире на земле "бык не покрывает корову, осел не оплодотворяет ослицу, мужчина не оплодотворяет деву".

Описание нисхождения богини в подземное царство сходно с шумерским вариантом, однако Иштар, похоже, более склоняется к роли богини войны, а не любви. Стучась во врата преисподней, она грозит разнести их, разломать косяки, разбить замки, поднять усопших и напустить их на живых. Возможно, мотив нападения мертвых на живых отражает усилившийся в эту эпоху страх перед духами и демонами и, соответственно, расцвет колдовства астрологии и магии, разработанных для защиты от этих напастей.

Эйа, соответствующий шумерскому Энки, посылает в преисподнюю не двух существ, как в шумерском варианте, а евнуха АСУШУНАМИРА, чтобы тот выпустил Эрешкигаль дать ему бурдюк живой воды. Операция удается, и богиня подземного царства, хотя и неохотно, приказывает своему советнику НАМТАРУ окропить Иштар живой водой. Описывается обратный путь Иштар на землю, причем у каждых врат она получает назад отобранную у нее одежду и украшения.

Есть в поэме и указания на выкуп в виде инструкции Намтару: "Если она не уплатит выкуп - приведи ее назад".

Как мы упоминали ранее, в одном из приведенных выше шумерских мифов сообщается об изгнании Энлиля в подземный мир и о том, что Инанна сопровождала его туда. А в культовых текстах Таммуз и Энлиль идентифицируются. Вероятно, по мере эволюции мифа, нисхождение Таммуза в подземный мир стало выходить на первый план и соотноситься с увяданием природы, а его возвращение в мир земной - с ее оживлением и весной. В Библии упоминаются женщины Израиля, рыдающие по Таммузу, а миф о Венере и Адонисе является греческой вариацией на тему шумерского мифа.

В.Н.Синельченко, М.Б.Петров
"В мире мифов и легенд"



Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|