МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

МИФЫ ВАВИЛОНА



Мифы о смертных


В одном из таких мифов действующим лицом является мудрец АДАПА, у которого была возможность обеспечить вечную жизнь себе и всему человечеству. Описывается Адапа как "мудрейший", "вождь среди людей", "искусный и премудрый", "безупречный". Однажды, когда Адапа отправился в персидский залив, чтобы наловить рыбы для святилища бога Эйа, Южный Ветер поднял шторм и утопил его лодку. Адапа проклял Южный Ветер, сломав тем самым его крылья. Бог неба Ану поинтересовался у визиря ИЛЛАБРАТА, отчего Южный Ветер не дует уже семь дней, и, узнав о случившемся, разгневался и велел доставить ему Адапу.

Бог Эйа напутствует Адапу в дорогу и дает ему такой совет: по пути к дворцу Ану Адапа должен носить свои волосы распущенными и нечесанными, быть одетым в траур. Когда два небесных привратника, некогда жившие на земле, Таммуз и ГИШЗИД, поинтересуются, отчего он в трауре, Адапа должен заявить, что он оплакивает двух богов, которые исчезли с земли. Когда привратники спросят его, кто же эти два бога, то он должен ответить: "Таммуз и Гишзид".

Роковым оказывается не этот совет, а следующий: "Когда ты предстанешь перед Ану, не ешь предложенную пищи смерти и не пей предложенную воду смерти".

Когда Адапа в трауре прибывает на небеса, все идет по плану. Таммуз и Гишзида вступаются за него перед Ану, и тот, смилостивившись, предлагает Адапе пищу и воду жизни. Следуя совету Эйа, Адапа отвергает угощение и тем самым теряет уникальную возможность обеспечить себе и человечеству бессмертие. Ану отсылает его обратно на землю, и люди по-прежнему остаются смертными.

Другой смертный, поднимавшийся на небеса, - это ЭТАНА, правитель города Киша. Он отправился на небеса для того, чтобы добыть "траву рождения", поскольку, несмотря на все его заслуги перед народом и богами, он не мог иметь детей. На небеса Этана вознес орел, спасенный им из ловушки, в которую его поймала змея. Судя по археологическим памятникам, миф об Этане был очень популярен среди резчиков печатей.

Существует миф, посвященный мудрецу по имени АТРАХАСИС и его усилиям спасти человечество от богов, разгневанных дурным поведением людей. Боги поочередно насылают на человечество болезни, голод и стихийные бедствия, так что люди доходят до грани самоистребления. Всякий раз Атрахасис просит о заступничестве бога Эйа и спасает человечество, которое не чувствует благодарности и ведет себя все хуже и хуже. Одним из стихийных бедствий, насланных богами, является потоп, и Атрахасис играет в этом случае роль шумерского ЗИУСУДРА и библейского Ноя.

Существует, наконец, миф, посвященный бедствиям и несчастьям, постигшим человечество, а особенно аккадцев. Однако в этом случае спасителем является не смертный, а бог. Основными действующими лицами являются бог чумы Эрра и его спутник бог огня ИШУМ. Эрра отправляется в Вавилон - город Мардука, входит в его храм и уговаривает Мардука покинуть город, удалясь в некое место, в дом, "где пламя очистит твои одежды". Мардук не решается оставить Вавилон, боясь, что в его отсутствие демоны, боги подземного царства и вредоносные ветры убьют все живое, пожрут обитателей и обратят существующий порядок в хаос. Эрра обещает Мардуку в его отсутствие позаботиться о сохранении порядка, но как только Мардук покидает Вавилон, Эрра призывает Ишума и вместе они учиняют хаос и разрушения, которых так опасался Мардук.

Несмотря на просьбы Ишума пожалеть людей, Эрра берется за дело.

Для начала он уничтожает Вавилон с его предместьями и обитателями. Затем он берется уничтожить Урук, "город-блудницу и священных блудниц, евнухов и содомитов, увеселителей Эанны, чью мужественность Иштар, господин города, обратила на страх людям в женственность".

Эрра строит дальнейшие кровожадные планы, а Ишум, глубоко взволнованный случившимся, вновь умоляет его помиловать людей. В конце концов Эрра успокаивается и возвещает богам, что хотел полностью истребить род людской, но просьбы Ишума привели его к изменению планов. Отныне он собирается заботиться о людях, чтобы им сопутствовал успех в мирных и военных предприятиях, они побеждали своих врагов, принося домой богатую добычу.

Поэма завершается эпилогом, в котором сообщается, что автор не сочинял данное произведение, а лишь воспроизвел то, что бог явил ему во сне, не забыв и не прибавив ни строчки.

 

В.Н.Синельченко, М.Б.Петров
"В мире мифов и легенд"



Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|

Сервизы чайные, столовые сервизы купить
Дешево! Немецкое качество окон Рехау! Монтаж. Гарантия. Доставка. Звони
okna-rehau-rus.ru