ƒ–≈¬Ќ»… ≈√»ѕ≈“


 

Ѕќ√» » Ѕќ∆≈—“¬≈ЌЌџ≈ —”ўЌќ—“»

 

Ўу, “ефнут, √еб и Ќут

Ўу и “ефнут - перва€ божественна€ пара на земле. ќни обладают одной душой. —огласно гелиопольской космогонии, эти боги рождены јтумом в начале творени€: Ўу возник как бог ветра, а “ефнут-ћаат - как богин€ мирового пор€дка, и только благодар€ ей јтум смог создать мир. ¬ космогонии ћемфиса “ефнут иногда отождествл€етс€ с "сердцем и €зыком ѕтаха", то есть его изначальными —ловом и ћыслью, которые воплотились в јтума и “ефнут-ћаат. “радиционно же в религии ƒревнего ≈гипта “ефнут почиталась как богин€ влаги.

ѕосле того, как мир был создан, “ефнут стала ќком –а - —олнечным ќком, хранительницей справедливости и законов.

Ќаступил «олотой век - врем€, когда боги жили на земле вместе с людьми. Ѕоги царствовали по очереди, смен€€ друг друга на земном престоле. ѕервой и самой долгой была эпоха царствовани€ –а - бога —олнца, "¬ладыки ¬сего —ущего".

¬ начале «олотого века “ефнут поссорилась с –а. ѕрин€в облик львицы, она покинула ≈гипет и ушла на юг, в Ќубию (егип.  уш), в пустыню.

“ефнут была богиней влаги, - поэтому, когда она ушла, на страну обрушилось бедствие - страшна€ засуха. ѕрекратились дожди в ƒельте Ќила; раскалЄнные лучи —олнца иссушили почву по берегам - она потрескалась и стала твЄрдой, как камень; перестали плодоносить финиковые пальмы; обмелел Ќил и начались песчаные бури. Ћюди умирали от жажды и голода.

“огда его величество –а призвал к себе бога Ўу и повелел ему:

- —тупай, разыщи “ефнут в Ќубии и приведи эту богиню обратно!

Ўу превратилс€ в льва и отправилс€ на поиски сестры. ¬скоре ему удалось еЄ разыскать. Ўу долго и красноречиво рассказывал ей, какое горе постигло еЄ родину, и, наконец, разжалобил “ефнут, убе-дил еЄ вернутьс€.  огда они вместе пришли в ≈гипет, ¬елика€ –ека сразу же разлилась и щедро напитала водой луга и пашни, а на земли ƒельты хлынул ( неба живительный "небесный Ќил" - дождь «асуха кончилась, и голод прекратилс€.

ѕосле того, как Ўу привЄл свою сестру из Ќубийской пустыни, он женилс€ на ней. ќт этого брака родилась втора€ божественна€ пара: √еб, бог земли, и Ќут, богин€ неба. √еб и Ќут очень любили друг друга ещЄ во чреве матери и по€вились на свет крепко обн€вшимис€. ѕоэтому в начале творени€ небо и земл€ были слиты воедино.

Ќут по вечерам рождала звЄзды, а утром, перед восходом —олнца, проглатывала их. “ак продолжалось изо дн€ в день, из года в год. » однажды √еб разгневалс€ на Ќут за то, что она поедает звЄзды, и назвал еЄ свиньей, поедающей своих порос€т.

¬ладыка ¬сего —ущего –а был очень недоволен ссорой Ќут и √еба. ќн призвал к себе бога ветра Ўу и велел ему разорвать объ€ти€ √еба и Ќут, разделить небо и землю: если они не могут жить в согласии, пусть живут врозь.

Ўу исполнил приказ –а: отделил небо от земли и привЄл в движение сотворЄнный мир. ѕоэтому считаетс€, что Ўу - воплощение творческой энергии –а-јтума. »м€ его означает "ѕустота" (т. е. воздух). ≈гипт€не вкладывали в саркофаги умерших маленькие дерев€нные статуэтки Ўу - чтобы покойный не задохнулс€ в «агробном ÷арстве, где воздуха нет.

Ўу носит на голове страусиное перо: это - иероглифдетерминатив его имени.

 огда Ўу разорвал объ€ти€ Ќут и √еба, богин€ Ќут в облике Ќебесной  оровы вознеслась над землЄй. ќт высоты у неЄ закружилась голова. Ѕог —олнца приказал Ўу поддержать Ќут. — тех пор Ўу всегда держит свою дочь днЄм, а ночью опускает еЄ обратно на землю. ѕоэтому одна из эмблем Ўу - четыре пера: символические колонны, которые поддерживают небо.

“ефнут иногда помогает супругу держать Ќут над землЄй, но очень быстро устаЄт и от усталости начинает плакать. ≈Є слезы - дождь - превращаютс€ в растени€.

ѕо утрам Ќут покидает √еба, принимает облик Ќебесной  оровы ћехет ”рт и рождает солнечный диск. ’епри, бог восход€щего —ветила, катит —олнце перед собой подобно тому, как жук-скарабей катит свой шар, и, достигнув зенита, передаЄт солнечный диск –а. –а берЄт —олнце и в своей св€щенной Ћадье ¬ечности везЄт его через небесную реку - по животу Ќут.

»ногда на Ћадью нападает извечный враг —олнца - гигантский змей јпоп. ¬ такие дни небо зат€гивает тучами или налетает из пустыни песчана€ бур€. Ѕогин€ Ќут пр€четс€ в горах, покуда –а не победит јпопа. ≈сли змею удаЄтс€ проглотить Ћадью, наступает солнечное затмение, - но даже и тогда –а в конце концов всЄ равно одерживает победу над јпопом и плывЄт дальше по небесной реке. ¬ечером, выполнив свою великую миссию, бог —олнца отдаЄт диск јтуму, и јтум опускает его за горизонт.

 

ќнурис и ћехит

“оржественный эпитет бога ќнуриса (егип. јнхуре) - "“от, кто приводит издалека": ќнурис отождествл€етс€ с Ўу, возвращающим из Ќубийской пустыни ќко –а - “ефнут в облике львицы.  ак Ўу почитаетс€ в паре с “ефнут, так и ќнурис почитаетс€ в паре с богиней-львицей ћехит. ќн тоже поддерживает небо, и его им€ иногда сопровождаетс€ эпитетом "ƒержащий небеса".

ќнурис - бог города “иса (егип. „ени), бог-воин и покровитель охотников. ќн защищает людей от сил тьмы и зла, от диких зверей, помогает –а в его непрекращающейс€ борьбе с извечным врагом —олнца - змеем јпопом. »зображаетс€ он в виде юноши, одетого в тунику; права€ его рука об€зательно подн€та. Ќа голове он носит убор из высоких перьев, которые символизируют колонны, поддерживающие небо - богиню Ќут.

 

Ѕогини - покровительницы ≈гипта и короны богов

¬ ƒодинастическую эпоху ≈гипет делилс€ на две враждующие области - ¬ерхнюю и Ќижнюю (по течению Ќила). ѕосле их объединени€ фараоном Ќармером в централизованное государство страна продолжала административно делитьс€ на ёг и —евер, ¬ерхний (от вторых порогов Ќила до »ттауи) ≈гипет и Ќижний (ћемфисский ном и ƒельта) и официально именовалась "ƒве «емли". Ёти реальные исторические событи€ отразились и на мифологии: по логике мифологических сюжетов ≈гипет с самого начала мироздани€ делилс€ на две части и у каждой была сво€ богин€-покровительница.

ёжна€ часть страны находитс€ под покровительством Ќехбет (ЌехЄб(е)т) - богини в облике самки коршуна. Ќехбет - дочь –а и его ќко, защитница фараона. »зображаетс€ она, как правило, в белой короне ¬ерхнего ≈гипта и с цветком лотоса или вод€ной лилии - эмблемой ¬ерховь€.

«ме€-кобра ”аджет (”то) - покровительница Ќижнего ≈гипта, дочь и ќко –а - изображаетс€ в красной короне Ќизовь€ и с эмблемой —евера - стебл€ми папируса. »м€ "”аджет" - "«елЄна€" - дано по цвету этого растени€.

Ѕоги, под надзором и охраной которых пребывает государственна€ власть в ≈гипте, нос€т "ќбъединЄнную корону ƒвух «емель" - корону "ѕшент". Ёта корона представл€ет собой как бы соединение корон ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта в одно целое и символизирует объединение страны и власть над ней. Ќа короне "ѕшент" изображали урей, редко - два уре€: один в виде кобры и другой в виде коршуна; иногда - св€занные вместе папирусы и лотосы. ќбъединенной короной "ѕшент" венчались на царство наследники богов после «олотого века - фараоны, "владыки ƒвух «емель".

¬ерховные божества нос€т и корону "атеф" - головной убор из двух высоких перьев, как правило, голубого (небесного) цвета - символ божества и величи€. ¬ короне "атеф" всегда изображаетс€ јмон.  орона "атеф" может увенчивать голову бога также и в сочетании в другими коронами, чаще всего - с короной ¬ерхнего ≈гипта (наиболее распространЄнный головной убор ќсириса).

 

ќко ”аджет

ќко ”аджет "«елЄное", то есть воскресшее (подобно тому, как зеленеет воскресша€ весной природа) - самый сложный, поддающийс€ лишь приблизительной дифференциации образ древнеегипетской мифологии. ќно имеет множество ипостасей и фигурирует во многих мифах и символических изображени€х. –аскрыть значение этого образа в одном разделе не представл€етс€ возможным, - поэтому символику и представлени€, св€занные с ќком ”аджет, читателю предстоит постигнуть постепенно, на прот€жении всей книги.

ƒве главные ипостаси ќка ”аджет - ќко –а и ќко ’ора.

ќко –а, или —олнечное ќко, олицетвор€ет могущество и власть. „аще всего оно изображаетс€ в виде кобры-уре€, и поэтому отождествл€етс€ с богиней-коброй ”аджет, покровительницей Ќижнего ≈гипта. ќко-урей охран€ет справедливость и закон и убивает своими лучами всех врагов миропор€дка. Ќа многих пам€тниках египетского искусства изображен крылатый урей в виде богини ”аджет, защищающий јмона от злых сил; корона јмона тоже увенчана двум€ уре€ми. —олнечное ќко отождествл€лось также с ћаат Ќехбет, ’атхор и со всеми богин€ми, изображавшимис€ в виде львицы: “ефнут, ћехит, —охмет и другими.

ќко ’ора символизирует воскресение после смерти: когда —ет убил ќсириса, ’ор, сын »сиды и ќсириса, воскресил отца, дав ему проглотить своЄ ќко, которое —ет перед тем изрубил на части, а “от, бог врачевани€, собрал по част€м, срастил их, и ќко воскресло. јмулеты в виде ќка ”аджет клали в погребальные пелены мумии - и умерший, отождествл€емый с ќсирисом, воскресал в «агробном ÷арстве, как воскресает природа после разлива Ќила весной (точное назначение амулетов в большинстве случаев узнать не удаетс€, поскольку оно зависело от заклинаний, которые произносились над амулетом). ќко ”аджет - ќко ’ора отождествл€лось с левым глазом ’ора-сокола - Ћупой, котора€ воскресает на небе каждый мес€ц; и с правым глазом - —олнцем, которое, умерев вечером на западе, утром неизменно воскресает на востоке.

 

Ѕог Ћуны и мудрости “от и его жена —ешет

“от (ƒжхути) - один из древнейших египетских богов. ¬ ƒодинастическую эпоху он, как божество Ћуны, идентифицировалс€ с левым глазом ’ора-сокола. ѕозднее “от стал изображатьс€ в облике человека с головой ибиса, своей св€щенной птицы; реже - в облике павиана (кииокефала) и совсем редко - в облике человека в сложном головном уборе, состо€щем из бычьих рогов, солнечного диска с уреем в виде головы ибиса, клафта (немеса) - полосатого платка с двум€ фалдами, лежащими па плечах и короны "атеф".

“от - исчислитель времени, поэтому он часто изображаетс€ с символом владычества над временем - пальмовой ветвью - в руке. ќн - писец –а, посыльный богов, покровитель знаний, магии и медицины; ему известны все волшебные слова и чудодейственные заклинани€, которые существуют в мире земном и потустороннем. “от составил свод законов ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта; он - непременный участник любого суда. ¬ «агробном ÷арстве на —уде ќсириса “от записывает приговоры —уда.

—еребр€на€ лодка “ота - Ћуна - перевозит души умерших через ночное небо в потусторонний мир - за горизонт.

∆ена “ота - богин€ —ешет, покровительница письменности и геометрии. ¬ ведении этой богини находитс€ св€щенное Ќебесное ƒерево - ƒерево »шед.  огда на земле рождаетс€ новый фараон и когда он восходит на престол, —ешет записывает на листь€х ƒерева им€ нового владыки и тем самым дарует фараону бессмертие. Ќа листь€х ƒерева записываютс€ также все исторические событи€, которые произошли в прошлом и которым суждено произойти в будущем.

»зображаетс€ —ешет в виде женщины в головном уборе, состо€щем из семиконечной звезды и перьев (значение этого символа неизвестно), или в короне из папирусных листьев; иногда она бывает одета в шкуру леопарда. ¬ руках богин€, как правило, держит пальмовую ветвь или письменные приспособлени€ - дощечку с красками и тростинки.

 

Ѕогини —охмет и ’атхор

ƒочь –а и жена ѕтаха, львиноголова€ богин€ —охмет - "ћогуча€" - почиталась как воплощение ќка ”аджет: она олицетвор€ла силы, заключенные в змее-урее. √розна€, не знающа€ жалости и сострадани€ богин€ защищает своего великого отца, ¬ладыку ¬сего —ущего –а от злых демонов и карает людей за их грехи. —трашен гнев —охмет: он приносит засуху, эпидемии, мор, войны.

’арактер другой дочери –а, богини ’атхор, - полна€ противоположность характеру злобной львицы —охмет, - хот€ эти две богини отождествл€лись. ’атхор - богин€ любви, добра, весель€, пл€ски и музыки, покровительница материнства и воплощение женственности. ќна берЄт под свою опеку молодых девушек и их женихов, заботитс€ о том, чтобы браки были счастливыми, помогает создать семейный очаг. ’атхор - покровительница беременных - наход€щихс€ в "св€щенном состо€нии" - женщин и неизменна€ помощница повитух.

»зображаетс€ ’атхор в виде женщины с коровьими рогами и солнечным диском с уреем. ’атхор подвластны музыка и танцы, поэтому одна из эмблем доброй богини - систр: музыкальный инструмент-трещотка, состо€щий из рамки с металлическими подвижными стержн€ми. –уко€тки систров обычно изготавливали в виде кошки с человеческим лицом. ќгромный золотой систр сто€л в главном св€тилище ’атхор - еЄ храме в ƒендера (егип. »ун-та-нечерт); и кошка с женским лицом также считалась символом богини и еЄ храма. Ѕог музыки јйхи (»хи) - сын –а и ’атхор.

Ћюбима€ дочь бога —олнца часто воплощаетс€ в его ќко: ’атхор в ипостаси —олнечного ќка стоит на носу Ћадьи ¬ечности и убивает всех врагов, которые встрет€тс€ на пути.

»ногда ’атхор выступает в роли богини «апада - ’атхор-јментЄт. —то€ у западных гор она опускает за горизонт умирающее вечернее —олнце и встречает души усопших у врат потустороннего мира.

 

’апи

’апи - добрый и щедрый бог Ќила, повелитель наводнений, принос€щих на пол€ плодородный ил. ќн заботитс€ о том, чтобы берега не засыхали, чтобы пашни давали обильные урожаи, а на лугах была точна€ трава дл€ скота. ѕоэтому ’апи - один из самых любимых богов, и благодарные египт€не воздают ему великие почести.

Ѕог Ќила - супруг богини Ќехбет, покровительницы ¬ерхнего ≈гипта. Ёто пожилой ожиревший мужчина с пухлым отвислым брюшком и женскими груд€ми. ќн одет в набедренную пов€зку рыбака а на голове носит вод€ные растени€ - чаще всего папирус. —татуэтки ’апи обычно окрашивали в голубой цвет - цвет неба и божества, или в зеленый - цвет воскресающей после разлива Ќила природы.

»ногда различают две ипостаси ’апи - богов северного и южного Ќила. ¬ том случае когда ’апи считаетс€ богом ¬ерхнего Ќила, он изображаетс€ в головном уборе из лилий и лотосов. ’апи отожде ствл€етс€ с Ќуном как воплощение водной стихии и с ќсирисом как бог плодороди€.

–ека Ќил по-древнеегипетски тоже называетс€ ’апи. ≈гипт€не называй Ќил и просто - "–екой", или "¬еликой –екой" ¬елика€ –ека берЄт начало в «агробном ÷арстве-ƒуате; еЄ исток охран€ет змеи. Ѕог ’апи живЄт в ущелье √ебель-—илсилэ у первых порогов –еки.

 

».¬.–ак
"ћифы ƒревнего ≈гипта"



–†–µ–є—В–Є–љ–≥@Mail.ru

|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|

»нициаци€ на 3 ступень рейки ћастер инициаци€ рейки ћастер ”читель drevo-zhizni.info.