ћ»‘ќЋќ√»я ¬ќ—“ќ ј

’јЌјјЌ— јя ћ»‘ќЋќ√»я


 

ƒом дл€ Ѕаала


 ак учит нас мифологи€ (например, постройка дворца дл€ мадука после его победы над “»јћј“) и истори€ наиновейша€ (по€вл€ющийс€ после очередных политических катаклизмов острый дефицит дворцов в ћоскве), после победы следует роскошное новоселье. Ѕаал здесь не составил исключени€. Ќесмотр€ на наличие вполне приемлемой резиденции (из кирпича и кедра), победивший Ѕаал считает, что его дом хуже, чем у остальных богов, и решает построить себе роскошный дворец. —ледует многоходова€ комбинаци€, проследив за которой, мы сможем познакомитьс€ с иными событи€ми угаритской мифологии.

Ѕаал посылает к јнат своих вестников, предлага€ ей зан€тьс€ мирными делами и обеща€ ей поведать тайны природы: "—лово дерева и шепот камн€, звук, идущий к земле с неба и от бездны - к звездам" - все это при условии, что јнат €витс€ в его скромную горнюю обитель.

јнат, не дожида€сь слов вестников - √упана и ”гара, - выражает беспокойство по поводу судьбы Ѕаала и перечисл€ет свои победы над его врагами, включа€ »ам-Ќахара, некоего дракона с семью головами, ћќ“ј, любимца богов земли и Ёль-«ебуба (более известного нам под современным именем ¬ельзевула). ѕолагают, что существовал не дошедший до нас миф, где јнат фигурировала как помощница и боева€ соратница Ѕаала в его многочисленных битвах с силами зла.

ѕосланцы, признав заслуги богини, сообщают, что Ѕаал пребывает в добром здравии и приглашает ее в гости.

јнат, не тер€€ времени, впереди √упана и ”гара мчитс€ к Ѕаалу, который угощает ее жареным быком и упитанным тельцом. “айны, которые Ѕаал обещал открыть јнат, - тайны природы, и знатоки угаритского €зыка утверждают, что отрывок, посв€щенный им, напоминает лучшие поэтические строки Ѕиблии.

¬скоре вы€сн€етс€ истинна€ цель приглашени€ Ѕаала: в обмен на тайны природы он хочет получить помощь јнаты в получении дворца. јнат соглашаетс€ обратитьс€ к богине јшере, котора€, в свою очередь, подаст прошение главе богов ∆ду. јнат увер€ет Ѕаала, что разрешение будет получено в любом случае, поскольку если нужно, то она прибегнет к угрозе насили€, а то и просто "швырну его, как овцу, на землю, пропитаю кровью его седые волосы, запекшейс€ кровью - его бороду, если не даст он Ѕаалу дом, как у богов".

јнат действительно отправл€етс€ в обитель Ёла, где берут начало две космические реки. ¬ыслушав угрозы дочери, Ёл пр€четс€ в самой дальней, восьмой комнате своего, как можно заметить, достаточно скромного жилища.

’орошенько запугав отца, јнат при поддержке јшеры и ее потомства добиваетс€ получени€ разрешени€

ѕосле этого послание јшеры отправл€ютс€ на гору  афтор, √де находитс€ обиталище бога ремесел  ќ“ј–-»-’ј—»—ј, и передают ему приказ Ёла. Ѕог-ремесленник описан за работой-изготовлением великолепных произведений прикладного искусства.

—эмюэл  рамер считает, что сооружение дома Ѕаала, дома мифического, - предвестник постройки реально существовавшего храма яхве в »ерусалиме, наход€ в обеих истори€х р€д параллелей, и, в первую очередь, - резкое повышение статуса божества.

ќфициальное разрешение Ѕаалу включает в себ€ совет пригласить неких существ, о сути которых исследователи пока не могут сказать ничего определенного, с помощью которых можно будет получать строительные материалы от самой природы.

¬ качестве строительных материалов Ѕаал рекомендовал золото, серебро и лазурит -элегантна€ комбинаци€, с давних пор ставша€ классической в произведени€х прикладного искусства ¬остока.

ћежду Ѕаалом и  отар-и-’асисом возникает спор по поводу проекта дома - строить ли его по традиционным образцам, то есть без окон, что обеспечивает максимальную безопасность жилища, или, поддавшись модным вавилонским ве€ни€м, все-таки сделать хот€ бы одно окно. ¬ итоге побеждает второе решение, поскольку вы€сн€етс€, что как раз из этого окна Ѕаал сможет метать гром, молнии и дождь.

«авершение строительства дома отмечаетс€ грандиозным пиром, на который приглашена вс€ родн€ Ѕаала, включа€ семьдес€т детей јшеры. ¬ разгар пира Ѕаал провозглашает себ€ верховным божеством и за€вл€ет, что более не будет посылать дань ћоту - богу бесплоди€ и подземного мира, зан€вшему место поверженного фаворита Ёла, бога вод. —читаетс€, что ћот - персонификаци€ голой пустыни, угрожающей плодородию страны, ответственность за которую вз€л на себ€ Ѕаал. »сследователи предполагают св€зь между именем этого бога и древнееврейским словом "мот" - "смерть", предлага€ интерпретировать слова  ниги ѕсалмов 47, 15 не как "он будет вождем нашим до самой смерти", а как "он поведет нас против ћота".

Ќекоторые полагают, что Ѕаал не желал сначала делать окна в доме, потому что бо€лс€ того, что недобрые силы смогут подгл€дывать за трем€ "банат" Ѕаала. —лово это означает и "дочери" и "девушки". ¬опрос об интимных отношени€х внутри семейства Ѕаала до сих пор окончательно не разрешен, и мы приведем лишь имена этих дам: ѕ»ƒ–ј», “јЋЋј» и ј–—ј», которые €вл€ютс€ соответственно богин€ми света, росы и дожд€, земли. Ёта триада повтор€етс€ и в триаде дочерей јллаха у доисламских арабов.

 

—инельченко ¬.Ќ.
"¬ мире мифов и легенд"




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|