ћ»‘ќЋќ√»я ¬ќ—“ќ ј

’јЌјјЌ— јя ћ»‘ќЋќ√»я


 

Ѕаал и ћот


“аблички, в которых рассказываетс€ о взаимоотношени€х ћота и Ѕаала, сохранились плохо. ¬ них множество пробелов, а некоторые места текстов остались до сих пор нерасшифрованными. Ќижеизложенное основано на тех местах текстов, которые считаютс€ бесспорными большинством специалистов.

ѕосле отказа Ѕаала платить дан ћоту к нему €вились гонцы с угрожающим посланием от бога бесплоди€ и с требованием прибыть к нему. Ёто предложение повергло Ѕаала в страх, и он признал себ€ смиренным рабом и вечным слугой ћота. ѕохоже, что в конце концов Ѕаалу пришлось отправитьс€ на нежелательную встречу, поскольку так или иначе они встречаютс€ в подземном мире. ≈ще до этого событи€ из-за испуга Ѕаала природа становитс€ бесплодной. ќднако до схождени€ в подземное царство Ѕаал успевает соединитьс€ с телкой (видимо, јнат), родившей ему быкоподобного сына.

—ледующий фрагмент описывает нам Ѕаала, павшего на землю мертвым, хот€ причина его смерти не€сна.

”знав о случившемс€, Ёл сходит с трона, облачаетс€ в траурные одежды, побивает себ€ камн€ми по щекам и посыпает главу пеплом, громко оплакива€ Ѕаала. Ќа поиски брата отправл€етс€ јнат. Ќайд€ тело Ѕаала, јнат набрасывает на него смертные покрова, раздирает свои одежды и расцарапывает собственное лицо и грудь, показыва€ свое горе. — помощью Ўапаш она переносит тело на гору ÷афон и после погребени€ устраивает тризну, дл€ чего убивает шестьдес€т быков, шестьдес€т козлов и шестьдес€т косуль.

¬озникает вопрос о преемнике Ѕаала, и јщера выдвигает в качестве кандидата своего сына јЎ“ј–ј. ќднако, вступив на трон, јЎ“ј– обнаруживает, что его ноги не достают подножи€, а голова - верха.

ѕосле пропуска в тексте вы€сн€етс€, что Ёлу приснилс€ сон, будто Ѕаал жив. —ме€сь от радости, он громко сообщает об этом јнат и Ўапаш. ќднако никто не знает, где же находитс€ живой бог, и раздаетс€ возглас: "√де могущественный Ѕаал? √де господин - повелитель земли?"

—ледует описание запустени€ земли, вызванное отсутствием Ѕаала, и поиски Ўапаш, светоча богов, исчезнувшего ’ранител€ «емель. јнат лелеет мечту отомстить убийце брата, и в конце концов пр€мо задает вопрос ћоту о Ѕаале. ћот признает свою вину, после чего јнат

...хватает бога ћота, ћечом она его рассекает, ¬е€лом его развеивает, пламенем его сжигает, Ќа жерновах его мелет. —еет его в поле.

¬се эти действи€ богини €вно символизируют различные стадии обработки зерна. ћот, таким образом, уничтожен, но останки его посе€ны и, стало быть, обещают в будущем дать ростки. ¬озможно, тело ћота способно производить жизнь именно потому, что он пожрал Ѕазла. “ак или иначе, посев останков ћота €вл€етс€ вестником гр€дущего воскресени€ Ѕаала. ѕервым об этом узнает Ёл, которому снитс€ сон о цар€щем в природе изобилии. Ќа поиски Ѕаала отправл€ют богиню солнца Ўапаш.

ќна находит его снова сражающимс€ с ћотом и €вно побеждающим его. ћот обвин€ет Ѕаала в том, что тот подверг его сем€ семи годам уничтожени€.  огда бой начинает клонитьс€ к ничьей, Ўапах запугивает ћота угрозой наказани€ со стороны Ёла...

»з этих и иных фрагментов цикла о Ѕаале, ћоте и јнат исследователи делают вывод о своеобразной символике возрождени€ и умирани€ природы в ”гарите. ¬ климате этой страны не наблюдалось отчетливых смен зимнего и летнего сезона - в принципе урожай получали круглый год. –ечь могла идти только о многолетних циклах неурожаев, св€занных, например, с нашествием саранчи или с несколькими засушливыми сезонами подр€д. ¬идимо, дальнейшие исследовани€ помогут заполнить существующие пробелы в знани€х этой области угаристской мифологии.

 

—инельченко ¬.Ќ.
"¬ мире мифов и легенд"




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|