ћ»‘ќЋќ√»я ¬ќ—“ќ ј

’јЌјјЌ— јя ћ»‘ќЋќ√»я


 

ћиф об јкхате


ќдна из трех табличек, содержащих этот миф, сильно повреждена, так что хот€ относительно общего сюжета у специалистов нет сомнений, одни считают его мифологизацией исторических событий, а другие - мифом ритуальным, текст которого зачитывалс€ во врем€ соответствующих празднеств, долженствующих обеспечить плодородие земли.

¬ начале мифа описываетс€ сцена пира, который царь ƒанэль устраивает в честь богов, жела€ получить у них помощь в рождении наследника. «а ƒанэл€ перед Ёлом ходатайствует Ѕаал и получает согласие верховного божества. ¬озликовав, ƒанэль идет на ложе к жене, та зачинает и рождает сына, наследника ƒанэл€.

ƒалее описываютс€ де€ни€ ƒанэл€, твор€щего справедливость по отношению к вдовам и сиротам. ¬ честь по€вившегос€ со свитой бога ремесел  отар-и-’асиса устраиваетс€ праздничный пир, во врем€ которого царю удаетс€ уговорить своего гост€ подарить ему божественный лук и стрелы, тут же переданные сыну.

Ѕогин€ јнат хочет завладеть луком, €вл€ющимс€ собственностью царевича ј ’ј“ј, и предлагает ему расплатитьс€ золотом и серебром. јкхат отказываетс€ уступить лук, а богин€ настаивает, обеща€ взамен даровать јкхату бессмертие. “от вновь отвергает предложение, говор€, что человек - существо смертное и никому не под силу даровать ему бессмертие, а с другой стороны, лук - оружие мужское, и не женщине владеть им, даже если она - богин€.

јнат летит к Ёлу и, пользу€сь своим обычным, уже хорошо нам знакомым приемом - страшными угрозами, - добиваетс€ разрешени€ тем или иным путем раздобыть волшебный лук. ќна идет к …ј“ѕјЌ” - божеству, в иных источниках не упоминающемус€, и предлагает ему превратитьс€ в грифа дл€ того, чтобы он, пролета€ над јкхатом, поразил его и забрал лук. –ечь, суд€ по всему, идет не об убийстве, но при осуществлении замысла »атпант убивает јкхата. Ћук по каким-то не€сным причинам оказываетс€ непригодным к использованию. јнат оплакивает смерть јкхата, подобно смерти Ѕаала, вызвала засуху и неурожай.

¬ сюжет вводитс€ ѕ”√’ј“, сестра јкхата, —естра видела признаки бесплоди€ земли, заметила грифов, летающих над землей, и обращаетс€ к отцу с просьбой как-нибудь помочь беде. ¬се попытки оказываютс€ бесплодными - голод и засуха дл€тс€, как и следовало ожидать, семь лет.

Ќаконец вы€сн€ютс€ обсто€тельства смерти јкхата, и ƒанэль кл€нетс€ отомстить убийце; ќн умол€ет Ѕаала вы€снить, кто именно из грифов пожрал останки јкхата, чтобы получить возможность устроить, телу царевича достойное погребение. ќдного за другим Ѕаал убивает грифов, и, наконец, останки царевича обнаруживаютс€ в утробе —”ћ”Ћ, матери грифов. ƒанэль проклинает три города, расположенные в месте убийства јкхата, и, возвратившись во дворец, оплакивает сына в течение семи лет.

ѕугхат, не зна€ о роли …атпана в этой истории, предлагает ему стать помощником в деле мести за брата... ¬се указывает на то, что дело должно закончитьс€ воскресением јкхата, но сохранилось всего несколько строк, которые позвол€ют предполагать такой исход.

»сследователи обращают внимание на часто употребл€емое по отношению к ƒанэлю определение "человек –афы". ”поминаютс€ де€ни€ каких-то существ, именуемых –ефаим. ¬ этих же табличках есть упоминание о коронации Ѕаала, о прибытии –ефаимов на пир и жертвоприношение к Ёлу, видимо, по случаю возвращени€ Ѕаала из преисподней и его возведении на трон. ¬ ¬етхом «авете несколько раз упоминаютс€ –ефаимы, в том числе как народ или плем€, насел€вшее ’анаан до того, как там поселились евреи. ÷арь ƒавид билс€ с палестинцами на территории –ефаима - плодородной долины на юго-западе от »ерусалима.

 

—инельченко ¬.Ќ.
"¬ мире мифов и легенд"




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|