ƒ–≈¬Ќ»… ≈√»ѕ≈“


 

Ћ»¬–ј√ј ’. ј. "‘»¬џ"

¬ведение 

livr03.gif (33719 bytes)
 арта ≈гипта, показывающа€ основные
политические центры древности.
  
 о всему, что напоминает о прошлом человечества, мы должны подходить с величайшей осторожностью; подобно тому как скрыто от нас будущее, несмотр€ на знамени€ его в насто€щем и возможность силой логики проникнуть в гр€дущее, прошлое также окутано дымкой, котора€ размывает его черты, часто до полной неузнаваемости.

»сторические и археологические науки обычно считают точными те, кто не знаком с процессом их циклической эволюции и с нелегким, но увлекательным трудом исследовател€, свер€ющего изменчивые и многообразные теории с собственными взгл€дами и с иде€ми своего времени.

«емле  ем древние греки дали им€ ≈гипет, что означает "загадка", "тайна".

ѕредметом нашего рассмотрени€ стала лишь мала€ часть этой тайны - район древнего города ‘ивы, который древние греки называли "—товратные ‘ивы", чтобы отличать его от греческих "—емивратных ‘ив".

”же одно это €вл€етс€ загадкой. “ворени€ египетских мастеров доказывают, что они были слишком хорошими архитекторами, чтобы одни ворота возводить р€дом с другими. ≈сли же учесть, что дл€ древних ходить пешком на большие рассто€ни€ было вполне привычным делом, то можно предположить, что между воротами было не менее 500 метров. ”множение 500 на 100 дает периметр города в 50 км, что не только не подтверждаетс€ данными раскопок и аэрофотосъемки, но и €вно противоречит им. √ород, которому и египт€не, и греки давали метафорические имена, таинственна€ резиденци€ верховных жрецов јмона, не мог быть столь огромен. Ќо то немногое, что сохранилось от его стен, не позвол€ет судить об истинных размерах города.

¬озможно, в данном случае "сто" было дл€ греков синонимом слова "много"? Ётого мы, скорее всего, уже никогда не узнаем. Ќекоторые современные авторы считают, что столь большую площадь город мог иметь за счет западного берега Ќила - "√орода ћертвых". Ќо особенности самой долины, расположенной в тени «ападной горы, а также полное отсутствие здесь остатков стен не позвол€ют ручатьс€ за достоверность этих гипотез, рожденных, по-видимому, растер€нностью и отча€нием перед лицом непостижимого.

ќднако, пуска€сь в путь по гор€чим пескам ≈гипта, которые пересекает единственна€ в мире велика€ река, текуща€ с юга на север, нужно привыкнуть к непон€тному, загадочному, св€щенному, таинственному... и, вместе с тем, глубоко человеческому.

 

’ронологи€

"‘ивы существовали раньше любого
другого места: вода и земл€ были там
от начала времен, и сотворение ћира
и Ѕогов произошло в ‘ивах волею их
бога јмона".

(ѕапирус эпохи –амсеса II)

 аждый народ всегда считал себ€ древнейшим на «емле - иудеи, китайцы, май€, греки. ≈гипт€не в этом смысле не были исключением. Ќо за маской геополитики и конкретной эпохи традиции всех этих народов восходили к "Ќебесному „еловеку", јрхетипу всего человечества, город же - в данном случае ‘ивы - оказываетс€ колыбелью этого „еловека, подобно тому как это было в "–игведе", индуистском мифе об јгни, родившемс€ в хлеву, в котором дерево и солома загорелись от его прикосновени€.

Ёти тыс€челетние сказани€ объедин€ютс€ под общим названием "мифов", но дл€ вер€щих в них они €вл€ютс€ —в€щенной »сторией, как, например, Ѕибли€ у иудеев в христиан. ќчевидно, что дл€ современных ученых, вид€щих лишь экзотерический смысл этих книг и традиций, они €вл€ютс€, в лучшем случае, аллегорическими и не содержат исторической правды.

Ќо понимание собственного незнани€ есть первый шаг к знанию, хот€ еще и не само знание. “ак что приходитс€ искать более достоверные источники информации. ¬ противоположность бытующему среди большинства людей мнению, определить истинный возраст каких-либо древностей весьма сложно, поскольку стратиграфические методы далеко не всегда применимы, а современное оборудование дл€ измерени€ радиоактивности и отклонени€ естественного магнетизма позвол€ют проводить точные измерени€ лишь в исключительных случа€х.  огда же дело касаетс€ камней и других предметов неорганического происхождени€, датировку провод€т сравнительным методом. Ќо если бы через 1000 лег кто-нибудь попыталс€ определить возраст сфинкса из √изы, сопоставл€€ его со следами костра, разведенного у его подножи€ уже в наши дни, то древний пам€тник мог бы оказатьс€ современником сверхзвукового лайнера.

ѕо сей день египтологи в своей работе так или иначе опираютс€ на хронологию, предложенную египетским жрецом (реальность существовани€ этого человека небесспорна), которому греки классической эпохи дали им€ ћанефон. ќн разделил историю ≈гипта на периоды, соответствовавшие периодам правлени€ различных династий в рамках теократии, происход€щей непосредственно от Ѕогов-ѕравителей страны  ем. “ак, царь (или фараон) был. воплощением ¬селенского ѕор€дка, а его фигура обезличивалась в потоке непрерывных смен властителей. —ейчас мы знаем, что существовали династии, подобные XV-ой, которые, скорее всего, представл€ли собой некую переходную ступень, и то, что ћанефон называл "годом", не об€зательно соответствовало периоду в 365 дней, поскольку в ƒревнем ≈гипте примен€ли по крайней мере три календарные системы.

ѕримером хронологической таблицы может служить таблица, составленна€ ћихаловским и его учениками, которую можно обобщить следующим образом.
  

ƒоисторический период

ƒо 4000 г. до н. э.  аменный век.

—елени€ Ёль-‘аюм, ћеримда-Ѕени, —аламе, Ёль-ќмари в Ќижнем ≈гипте. “аса и Ѕадари в ¬ерхнем ≈гипте.

— 4000 до 3000 г. до н. э. ’алколит, энеолит (медно-каменный век), или преддинастический период.

Ќа юге - св€зан с Ѕадарийской и Ќегадской культурами. Ќа севере - с так называемой √елиопольской культурой.
  

јрхаический период

— 3000 по 2686 г. до н. э. I и II династии.

 лючевой фигурой первой династии был ћенес, который, как сообщает, опира€сь на достоверные источники, √еродот, был великим царем.

—реди его чудесных де€ний - основание ћемфиса. ћенеса также называют Ќармер и приписывают ему знаменитую каменную палетку, котора€, предположительно, имела церемониальное назначение. ѕерва€ эпоха известна как “инисска€, по названию не найденного до сих пор города “инис.

¬о времена второй династии шло развитие ћемфиса и возводились первые ступенчатые пирамиды, или системы гробниц с надгробными сооружени€ми. ƒругие исследователи полагают, что их могли строить лишь в следующий период.
  

ƒревнее царство

— 2686 по 2181 г. до н. э. — III по VI династии.

ѕо мнению р€да авторов, это эпоха расцвета ћемфиса, когда были построены пирамида ƒжосера в —аккаре и величественные сооружени€ комплекса Ѕелого √орода (III-€ династи€).

¬дохновителем и руководителем работ был архитектор, врач и маг »мхотеп, который был впоследствии обожествлен и чье им€ св€зываетс€ с именами Ёскулапа (јсклепи€) и —ераписа.

  IV-й династии принадлежали —нофру, ’еопс, ’ефрен и ћикерин, как его называли греки. »х известность св€зана, в основном, со строительством пирамид, которые нос€т их имена. ¬прочем, принадлежность данных пирамид именно этим фараонам весьма сомнительна.

V-ю династию представл€ют —ахура, Ќиусерра и ”нис (” нас). ѕоследнему приписывают строительство пирамиды (ее наружна€ часть подверглась сильным разрушени€м), в которой был обнаружен так называемый “екст ѕирамид. »ероглифы этого пам€тника расшифрованы еще не полностью. —читаетс€, что знаменитый греческий сборник сентенций и афоризмов, сохранившийс€ лишь частично и известный под названием " ибалион", представл€ет собой выдержки из этого текста.

ѕравление VI-й династии (“ети и ѕиопи) считаетс€ временем расширени€ культурного и политического вли€ни€ ≈гипта.
  

ѕервый переходный период

— 2181 по 2133 г. до н. э. — VII по ’ династии.

’арактеризуетс€ мощными революци€ми, разного рода катаклизмами и вторжени€ми морских народов. ≈гипет вступает в своего рода феодальный период, или средневековье. ѕервые династии этого периода продолжали править из ћемфиса, а IX и ’ - из города, который греки назвали √ераклеополем.
  

—реднее царство

— 2133 по 1786 г. до н. э. XI и XII династии.

  первой из них принадлежали ћентухотепы, а ко второй - јменемхеты и —енусерты. ƒревние ‘ивы станов€тс€ св€щенной столицей ÷арства. ћемфис приходит в упадок и разрушаетс€. ¬ это врем€ процветают керамика и металлурги€. –азвиваетс€ производство, однако не по€вилс€ ни один архитектурный шедевр, подобный ¬еликой ѕирамиде. ¬ папирусах и надпис€х часто упоминаетс€ блест€щее прошлое, возможно, относ€щеес€ к первым династи€м или к другим, о которых здесь не упоминаетс€.
  

¬торой переходный период

— 1786 по 1650 г. до н. э. — XIII по XVI династии.

ќб атом смутном времени сохранилось немного сведений. ’III-ю династию представл€ли —ебекхотепы и Ќеферхотепы. ѕравители XIV-й династии неизвестны. ¬ремена правлени€ XV и XVI династий отмечены частыми нашестви€ми гиксосов, или "варваров", которые были ассимилированы египетской культурой, что видно по геометрическим орнаментам со скарабе€ми на керамических и каменных издели€х, производившихс€ в тот период. ƒо сих пор не€сно, почему гиксосы покинули ≈гипет. ¬ некоторых папирусах говоритс€ о том, что эти люди были настолько ужасными, что даже после их ухода во дворцах сами собой поднимались те каменные плиты, к которым прикасались их ступни.
  

Ќовое царство

— 1650 по 1085 г. до н. э. — XVII по XX династии.

ќплотом XVII династии при  амосе были ‘ивы. ѕредставители XVIII династии - фараоны яхмос, јменхотепы, “утмосы, ’атшепсут, Ёхнатон, “утанхамон и ’оремхеб - были значительными фигурами в истории ≈гипта.

яхмос окончательно изгон€ет гиксосов, а јменхотеп I создает Ќовое царство - наиболее известное из трех. “утмос I и “утмос II отвоевывают все потер€нные земли и присоедин€ют новые к ÷арству ƒвойной  ороны. ÷арица ’атшепсут правит от имени своего законного наследника “утмоса III, стара€сь даже внешне походить на мужчину. ≈е правление было весьма плодотворным. ќна посылает морские экспедиции в ѕунт. ѕо поводу этого факта среди исследователей существуют разногласи€. —ейчас считаетс€, что ее огромный флот обогнул јфрику. Ёто предпри€тие скорее напоминает карательную экспедицию, нежели торговое посольство. ¬озможно, ее легкие и прочные суда разбили пиратов, наводн€вших  расное и јравийское мор€. ѕолагают, что в ходе экспедиции были построены укрепленные порты дл€ предотвращени€ набегов с мор€, о которых слишком хорошо помнили в ≈гипте. Ёто был первый морской флот ≈гипта, о котором у нас имеютс€ сведени€. Ёкспедици€ доставила в ≈гипет экзотических животных и редкие растени€, такие, как босвели€, дающа€ ладан, которые потом культивировались в ≈гипте. ‘иванска€ теократи€ использовала эти растени€ вплоть до своего исчезновени€. Ќаследником царицы стал выдающийс€ фараон “утмос III, великий ѕосв€щенный, мудрец и воин-завоеватель, предприн€вший семнадцать военных походов в јзию. јменхотеп IV, прин€вший им€ Ёхнатон, стал великим вероотступником и покинул ‘ивы. ѕо его приказу была построена нова€ столица в “ель-эль-јмарне, оказавша€с€, впрочем, недолговечной. ќн выступал против “аинств, и ≈гипет был вт€нут в религиозную войну, котора€ ослабила страну и оставила азиатские границы практически без защиты. Ёхнатон был хорошим поэтом, но худшим из правителей. ¬озможно также, что он был гомосексуалистом.   этому времени в ≈гипте было воздвигнуто более семидес€ти пирамид. —читаетс€, что этот фараон приказал разграбить и разрушить некоторые из них, чтобы лишить бессмерти€ их обитателей и предать забвению их имена, заключенные в картуши (это слово, обозначающее "кассета", €вл€етс€ современным наименованием, данным им из-за их овальной формы, св€занной с  лючом ∆изни, в который были заключены эти имена). Ёхнатон правил семнадцать лет и покончил с собой или же был отравлен €дом, подлитым в чашу с вином.

—овременные теории пытаютс€ представить —менхкара спутником жизни этого фараона, а прекрасной Ќефертити отвод€т роль официальной супруги. ≈го экзотерическа€ религи€ поклонени€ —олнечному ƒиску умерла вместе с ним. Ѕольшие изменени€ произошли при нем и в искусстве, которое заметно отошло от инициатических канонов. ёный “утанхамон был уже похоронен во второстепенной гробнице, в которой сохранились некоторые типичные фрагменты искусства “ель-эль-јмарны в почти неизмененном виде, как это можно видеть по част€м позолоченной мебели. — другой стороны, возрожденное инициатическое братство јмона в ‘ивах снабдило усопшего многочисленными защитными сокровищами и амулетами. ¬се это  артер смог открыть миру благодар€ тому, что "полици€" ƒолины ÷арей смогла спасти гробницу от начинавшегос€ разграблени€. ѕолководец ’оремхеб, получивший, как считаетс€, царский скипетр из когтей «олотого —окола, восстановил границы ≈гипта, усмирил население, а также произвел р€д изменений в организации общества, которые способствовали всеобщему процветанию.

ѕосле смерти он удостоилс€ почестей фараона, но не оставил наследников и поэтому оказалс€ последним в XVIII династии.

XIX династию представл€ли —ети I, –амсес II и ћенептах. —ети I перестроил верхнюю часть инициатического св€тилища в јбидосе, считавшегос€ могилой ќсириса, восстановил и расширил храм в  арнаке и многие другие архитектурные сооружени€. ќн неоднократно совершал военные походы с целью укреплени€ границ в —ирии. –амсес II, который правил шестьдес€т семь лет и прожил, как считают, около ста лет, совершил второй поход против могущественных уже в то врем€ хеттов и отличилс€ со своими дрессированными львами в великой битве колесниц при  адеше. ќн был запечатлен в јбу-—имбеле, и его как великого строител€ восхвал€ли во всех храмах. ≈го главной женой была Ќефертари, а наследником - ћенептах, хранивший пор€док в царстве и изгнавший некоторые кочевые народы.

XX династи€ включает правителей от –амсеса III до –амсеса XI. ¬оенные подвиги –амсеса III запечатлены в храме ћединет. ќб остальных представител€х этой династии мы знаем очень немного. ¬прочем, изучение крипт в ƒолине ÷арей свидетельствует о первоначальном расцвете и постепенном закате эпохи.

¬ это врем€ жрецы различных храмов в спешке спасали древние учени€ и пр€тали мумии царей в тайных запасных саркофагах, ведь путь египетской цивилизации приближалс€ к концу.
  

ѕоздний период

— 1085 по 332 г. до н. э. ƒинастии с XXI по XXX.

Ќекоторые авторы включают сюда “ретий переходный период - врем€ царствовани€ XXI династии в “анисе и других городах севера и юга (после того как ÷арство, распавшись, вновь вступило в эпоху феодализма, или средневековь€). «а этим периодом последовала Ћивийска€ эпоха XXII, XXIII и XXIV династий, Ёфиопска€ эпоха XXV династии и —аисска€ - XXVI династии. ≈гипет лежал в руинах, но есть немаловажное обсто€тельство, о котором нужно упом€нуть в св€зи с эпохой Ќехо II (фараона XXVI династии): сооружение системы каналов, соедин€вших дельту Ќила с  расным морем. „асть этой системы была использована в XIX веке при строительстве —уэцкого канала.

ѕосле сокрушительного поражени€ в войне с ¬авилоном наступает врем€ персидского господства. XXVII династи€ находитс€ под суровой рукой  амбиза, ƒари€ и  серкса. ћногие древние церемонии и культы, например, культ св€щенных быков јписа, были упразднены, разрушены храмы и библиотеки, пересыхали и засыпались песком каналы, приходили в упадок подводные св€тилища, подобные храму в јбидосе. „исло ѕосв€щенных сокращалось до небольших групп, стали забыватьс€ навыки правильного чтени€ иератического письма. XXVIII и XXIX династии, известные как ћендесианские, не могли остановить процесс распада ÷арства.

XXX династи€ Ќектанебов воспользовалась благопри€тным ходом событий в средиземноморской ≈вропе, св€занных с рождением несравненного јлександра ¬еликого, который объ€вил себ€ сыном јмона, зачатым на земле ≈гипта. ѕеред тем как он умер в ¬авилоне в 323 году до н. э., он был коронован на египетское царство в ћемфисе. Ќо династии на этом завершили свое существование.
  

ћакедонска€ эпоха

— 332 по 304 г. до н. э.

–астет и все более возвышаетс€ јлександри€. ”ход€щее в прошлое египетское управление замен€етс€ греческим.
  

Ёпоха птолемеев

— 304 по 30 г. до н. э.

Ѕлагодар€ новому управлению, возросшему значению јлександрии и таланту ѕтолемеев, ≈гипет переживает недолгий период расцвета. ѕочитатели культуры, ѕтолемеи возрождают храмы, дороги и каналы. јлександри€ становитс€ крупнейшим и важнейшим из городов —редиземноморь€. “ак продолжалось до гибели последней египетской царицы  леопатры, котора€ после убийства ее мужа, ёли€ ÷езар€, и новой попытки вступить в брак, на этот раз - с ћарком јнтонием, была побеждена в битве с ќктавианом при јкции и покончила с собой, дав себ€ укусить €довитой змее, как о том повествует предание.
  

–имский период

— 30 г. до н. э. по 395 г.

≈гипет становитс€ частью –имской империи. ¬новь реставрируютс€ храмы, порой неудачно, как это случилось с —еверным  олоссом ћемнона, утратившим после восстановлени€ свой загадочный голос. ≈гипет, прочно  св€занный с –имом, разделил судьбу империи после ее падени€. ќн раздиралс€ на части тыс€чами религиозных и политических сект. Ѕанды варваров и искателей сокровищ уничтожали и расхищали все, что им встречалось. ÷еннейшие рисунки замазывались известью, калечились и разрушались статуи. ƒаже јлександри€ ощущает на себе губительное вли€ние наступлени€ своего рода кульминации средневековь€. ‘илософы либо гибнут, как √ипати€, либо подвергаютс€ преследовани€м, как ћарсион. «наменита€ библиотека, переживша€ уже один пожар во врем€ римских гражданских войн, вновь предаетс€ огню, на этот раз христианами.
  

¬изантийский период

— 395 по 641 г.

ѕродолжаютс€ грабежи и разрушени€. ѕоследние ѕосв€щенные погибают на острове ‘иле. “ех, кто не принимает христианство, забивают камн€ми или отправл€ют в изгнание.
  

јрабский период

C 641 г.

’алиф ќмар сжег то, что осталось от јлександрийской библиотеки. ѕрин€вшие христианство начали превращатьс€ в современных коптов, большинство же стало мусульманами. —финкс и храмы постепенно засыпались песками. ÷икл египетской цивилизации окончательно подошел к концу.

 

—омнени€ по поводу официальной хронологии

 онечно же, не все из того, что официальна€ историческа€ наука признает в тот или иной момент времени, €вл€етс€ истинным, и то, что один век утверждает, зачастую отрицает последующий.

“акое положение считаетс€ "величайшим достоинством" науки, рожденной под сенью ѕросвещени€, ибо эта наука не боитс€ противоречить самой себе в поисках истины. ¬прочем, сказанное верно лишь отчасти, поскольку наука, а лучше сказать - ученые, в действительности бо€тс€ противоречить сами себе; если же они отказываютс€ от своих прежних утверждений, то делают это неохотно, скреп€ сердце, да и то лишь когда прилив новых фактов окончательно размоет почву под их теори€ми. — другой стороны, знание зачастую облекаетс€ в форму догм, что почти не оставл€ет места дл€ пересмотра общепризнанных положений.   сожалению, действительность не всегда такова, какой она предстает в книгах попул€рных писателей или известных ученых.

√овор€ об истории, то есть о достаточно хорош изученных пластах прошлого человечества, мы вынуждены признать, что не имеем точных сведений даже совсем недавних событи€х, например, о многих эпизодах второй мировой войны. ≈сли же учесть и тот факт что "историю пишут победители", то мы оказываемо;

практически лишенными возможности разобратьс€ в событи€х прошлого. Ёто при условии, что нас интересует правда, а не суррогат, призванный лишь заполнит! пустоту, котора€ образовалась в нашем мозгу от знани€ того, что Ѕибли€ не содержит в себе ничего, кроме аллегорий, эзотерических или лживых - в зависимости от интерпретации того, кто их анализирует. —реди множества песчинок всегда найдетс€ крупица золота, иначе говор€, и в Ѕиблии содержатс€ правдивые детали, особенно когда упоминаетс€ тот или иной народ (естественно, нас меньше всего интересуют вечные рассуждени€ о гневе Ѕога »зраилева).

Ќеобходим философский и подлинно научный подход, чтобы прийти к выводам, которые если и не освещают все ровным и €рким светом, то, по крайней мере, рассеивают мрак вокруг того или иного €влени€ и дают нам возможность увидеть его истинные масштабы, пусть даже детали и ускользают от нас.

»з хронологии, которую предлагает официальна€ наука, следует, что древние египт€не, находившиес€ по технике обработки камн€ на уровне неолита, не имевшие даже зачатков архитектуры, письменности и навыков художественного творчества, окруженные животным миром, который был представлен большим количеством жирафов и слонов, уже через 900 лет возводили пам€тники, совершенство которых мы до сих пор не сумели оценить и которые были сориентированы на местности лучше, чем астрономические обсерватории XIX века. ƒл€ сравнени€ скажем, что такой же промежуток времени отдел€ет железный рыболовный крючок от стального, готический собор от современной церкви... ћенее 1000 лет!

”же одно это обсто€тельство обращает на себ€ внимание и заслуживает более широкого рассмотрени€.

 ратко проанализируем ситуацию.

1)  апсийска€ эпоха - ответвление верхнего палеолита в районе ≈гипта. ƒо нас дошло значительно меньше характерных особенностей этого периода по сравнению с ћагдаленской и ќринь€кской культурами, которые соответствуют тому же периоду в ≈вропе. ѕоэтому нелогично предполагать, что в ≈гипте возникла столь высокоразвита€ цивилизаци€ за 3000 лет до того, как в ≈вропе по€вились первые высшие культуры, неспособные, однако, выразить себ€ в сооружени€х, сравнимых с пирамидами на плато √изы.

2)  ультура Ќегады абсолютно несовместима с ее видимым логическим продолжением в јрхаический - собственно египетский - период.

3) —огласно современным взгл€дам, так называемые “инисские династии правили после ћенеса; однако полвека назад исследователи полагали иначе и относили ћенеса, или Ќармера, к III династии, называ€ его объединителем ≈гипта. Ќо современные открыти€ позвол€ют считать, что номы (провинции) имели прекрасную организацию уже при I династии. Ёто обсто€тельство отводит ћенесу роль, которую ему изначально приписывали, - роль родоначальника "исторических династий" ≈гипта. Ќо если египт€не уже были объединены в масштабах провинций и уже одержали несколько политических побед, о чем свидетельствует хот€ бы палетка самого Ќармера, то как же они могли совсем незадолго до этого быть дикар€ми неолита и находитьс€ на гораздо более низкой ступени развити€, чем их современники в континентальной ≈вропе, вышедшие, за небольшим исключением, из каменного века в начале I тыс€челети€ до н. э.?

livr2.gif (17402 bytes)
ѕалетка ’армера.  аирский музей.
  

¬спомним, что ёлий ÷езарь в своей знаменитой "√алльской войне" утверждает со всем авторитетом непосредственного свидетел€, что еще в I веке до н. э. все народы континентальной ≈вропы, за исключением кельтов, жили в шалашах, воевали примитивным оружием, приносили человеческие жертвы (это относитс€ и к кельтам); они не умели обрабатывать камень и не знали каменных построек, у них не было городов, храмов, мостов и оросительных каналов. “ам, где уже существовали центры цивилизации, их было мало, они были удалены друг от друга и всегда развивались из колоний бассейна —редиземного мор€. ÷езарь не нашел ничего хот€ бы отдаленно напоминающего тот уровень цивилизации, который существовал за 30 веков до этого в ≈гипте.

4) ћногие крупные сооружени€ невозможно датировать. “ак, на Ѕольшой ѕирамиде нет ни одной надписи. ќна приписываетс€ ’еопсу, поскольку на гипсовом покрытии одной из вентил€ционных камер над так называемой "царской камерой" обнаружили картуш, неверно воспроизвод€щий его им€ (или слово " ем" - древнее название ≈гипта). ѕохоже, никому так и не пришла в голову очень проста€ мысль, что этот весьма сомнительный картуш мог быть оставлен уже после перестройки пирамиды и служить примером одного из весьма частых в ≈гипте случаев повторного использовани€ вещей, нередко даже погребальных статуэток, называемых ушебти. “о же самое произошло со —финксом в √изе, с той лишь разницей, что в этом случае нет никаких данных дл€ датировки, кроме надписи на каменной плите, оставленной “утмосом IV, где сказано, что в его царствование (XVIII династи€) —финкс уже был полностью погребен под песком и что только благодар€ своего рода парапсихологическому сну фараона он был найден и извлечен на свет Ѕожий.

√лавна€ ошибка официальной науки заключаетс€ не в предлагаемой ею хронологии, а в той безапелл€ционной манере, в которой о ней говоритс€, тогда как сама эта хронологи€ основываетс€ на весьма скромных, а порой и вовсе эфемерных доказательствах.

5) «начительную часть наиболее крупных пам€тников ≈гипта, достраивавшихс€ и реставрировавшихс€ в разные эпохи, на самом деле невозможно было возвести теми способами и из тех материалов, которые, как считаетс€, были использованы при постройке (это относитс€, по крайней мере, к их основным сооружени€м). Ќапример, большой откос, который, предположительно, возвышалс€ перпендикул€рно одной из сторон Ѕольшой ѕирамиды, чтобы выдержать огромный вес блоков, должен был быть сложен из крупных камней и иметь длину не менее 1600 метров. ќднако не было найдено никаких следов или остатков таких откосов, а ведь они должны были быть никак не меньше тех сооружений, ради строительства которых они возводились.

ѕлатон в своих диалогах "“имей" и " ритий" составил по рассказам египетских жрецов детальное описание города, украшавшего последний осколок јтлантиды. —реди приводимых им точнейших технических сведений нет ни слова о каких-либо технологи€х (хот€ о них-то и должны были ему поведать в самом ≈гипте); более того, от них не осталось никаких следов и они не фигурируют ни на одном рельефе. » все же вновь и вновь звучат утверждени€, что именно тем или иным способом были построены Ѕольша€ ѕирамида, храм в  арнаке, ќсирийон в јбидосе.

Ќо оставим фантазии и домыслы о вмешательстве инопланет€н, дл€ которых у нас нет доказательств. Ѕесспорным по-прежнему остаетс€ одно: мы не знаем, как были построены эти пам€тники. Ќе знаем мы и того, как египт€нам удавалось сверлить с такой легкостью самый твердый диорит дл€ своих каноп, ведь они не знали ни алмазов, ни металлопластики, ни металлокерамики. ј между тем эта легкость доказываетс€ результатами измерений глубины проникновени€ режущего инструмента в материал за один оборот.  роме того, спектрографы зафиксировали остатки меди в желобках диорита, а это все равно, что найти пробковый нож со следами разрезани€ кирпича.

ћожет быть, они умели закал€ть медь до непостижимой прочности? »ли разм€гчать диорит так, что он становилс€ податлив, как тальк? Ќи того, ни другого мы доказать не можем. ≈динственное, чем мы располагаем, это уже упом€нутые данные спектрографического анализа.

“очно так же непон€тно, каким образом каменные блоки огромной т€жести ставились один на другой с неверо€тной точностью. ј ведь они к тому же укладывались на быстрозастывающий раствор, что еще раз показывает, сколь велика была сила, котора€ их передвигала. ƒобитьс€ такой точности и легкости едва ли возможно даже при помощи мощнейших современных кранов, особенно если учитывать количество блоков и врем€, затрачиваемое на их укладку.

“рагикомичны воспоминани€ об одной €понской экспедиции, несколько лет назад строившей миниатюрную пирамиду высотой в 10 метров из блоков весом в одну тонну при помощи кранов из пальмовых стволов. “акие приспособлени€ изображают на рисунках, объ€сн€ющих, как египт€не строили пирамиды... ќчень скоро эту затею пришлось оставить: слишком много требовалось стволов, ведь они ломались, как спички, а незадачливые строители были буквально утыканы занозами.

ќп€ть ≈гипет скрывает от нас свои тайны... которые, впрочем, вполне соответствуют древнему названию этой страны. Ќо, может быть, есть "друга€ истори€" ≈гипта, а стало быть, и ‘ив?

Ќе совсем так, однако существуют традиции, которые допустимо прин€ть в качестве возможной альтернативы официальной истории и которые вр€д ли окажутс€ более нереальными, чем она сама. ѕришло врем€ обратитьс€ к ним.

 

ƒруга€ истори€

—огласно древним традици€м, разрозненные фрагменты которых сохранились на ¬остоке и «ападе в форме мифологий или рассказов, напоминающих беседы ѕлатона с египетскими жрецами, люди жили на «емле еще миллионы лет назад.

Ёти традиции €вл€ют нам своего рода "протоисторию", в которой культуры и цивилизации предстают лишь мгновени€ми долгого и изменчивого процесса развити€. ≈сли это так, то все, что мы знаем (или думаем, что знаем) о прошлом человечества, - лишь ничтожна€ часть этого прошлого. ≈сли верить ѕлатону, египт€не рассказывали ему, как доблестно сражались первые афин€не с пиратами с острова ѕосейдонис, последнего клочка суши, оставшегос€ от континента јтлантиды. ѕлатон заметил, что сами жители јфин ничего не знают об этих событи€х, которые, как увер€ли египт€не, происходили примерно за 95 веков до этого и от которых нас отдел€ет более 11 800 лет. Ќа такое про€вление невежества египетский жрец ответил с ƒобродушной улыбкой: "¬ы, эллины, вечно останетесь детьми".

ѕримерно така€ же истори€ произошла и с легковерным √еродотом, когда египетские жрецы сообщили ему об анналах, хранившихс€ уже в течение 17000 лет.

 ак мы видим, наш "скептицизм" не нов...  ак, впрочем, и наше невежество.

¬озвраща€сь непосредственно к нашей теме, отметим, что традиции говор€т нам об этом континенте атлантов, который существовал на ранней стадии цикла цивилизаций и каменного века, €вл€ющегос€ эквивалентом средних веков между двум€ цивилизаци€ми. ќколо 850 тыс€ч лет назад начались катаклизмы, €вившиес€, по свидетельствам некоторых источников, результатом использовани€ энергии ћармаш (так называли атомную энергию, выдел€вшуюс€ в результате превращени€ энергии в материю - процесс, обратный известному сегодн€). Ёти катаклизмы существенно изменили облик планеты и наклон ее оси относительно плоскости эклиптики.

livr0114.gif (16800 bytes)
¬еро€тные очертани€ морей непосредственно
перед последним погружением јтлантиды (ок. 9650 г. до н. э.).
  

¬елика€ јтлантида раскололась на два континента, которые в »ндии называли –ута и ƒаити€. —мещение земной оси вызвало по€вление јнд, јмерики и части ≈вропы в их теперешнем виде.

„еловечество почти полностью исчезло с лица «емли. »з тех, кто уцелел, большинство впало в первобытный "примитивизм", а меньша€ часть нашла пристанище в немногих сохранившихс€ культурных центрах. ќколо 700 веков назад после длительного периода, о котором мы не будем здесь говорить подробно, осталс€ лишь остров ѕосейдонис, последний осколок јтлантиды, который описывал ѕлатон и который, по-видимому, имел колонии в других част€х света. –азвитые культура и цивилизаци€ ѕосейдониса пустили корни в јфрике в той области, котора€ сейчас называетс€ ¬ерхним ≈гиптом. “огда Ќил был гораздо короче, чем сейчас, и, не образу€ дельты, впадал в окрестност€х современного јссиута в ныне исчезнувшее море —ахары, чьи воды омывали св€щенный остров, который сегодн€ известен как плато √иза.

ѕотомки древних жителей јтлантиды поселились в районе ‘ив вокруг двух главных центров: один - административный и религиозный - располагалс€ на месте города, который греки впоследствии называли ‘ивами; другой - инициатический - находилс€ в јбидосе, где собирались таинственные служители —в€щенной √робницы, позднее названной √робницей ќсириса.

Ќа плато была воздвигнута Ѕольша€ ѕирамида (согласно другим верси€м - две). ћатериалы дл€ ее постройки доставл€лись с юга и с других островов, на одном из которых находитс€ часть современного  аира. Ёта пирамида никогда не предназначалась дл€ погребени€, а €вл€лась материальным воплощением знаний, выраженных через ее размеры и их соотношени€.

livr01.jpg (13373 bytes) ѕлато √иза.
¬далеке видна
долина Ќила.
  

ћинули тыс€челети€, и был воздвигнут еще один великий пам€тник - Ѕольшой —финкс, при строительстве которого частично использовалс€ естественный св€щенный холм. ” —финкса были крыль€, а на лбу - диск из полированного золота. ƒиск отражал первые лучи солнца, направл€€ их в пространство между лап —финкса, которые в результате многочисленных перестроек дот€нулись до прибрежных скал. Ётот пам€тник представл€л четыре стихии в виде быка, льва, орла и человека. ќт —финкса вели многочисленные подземные лабиринты. ¬се плато было изрыто ходами и криптами. —читаетс€, что один из ходов вел к тому месту, где сейчас находитс€  расное море, а раньше была плодородна€ долина, которую впоследствии посв€тили ћатери ћира, известной в собственно египетскую эпоху под именем ’атхор, или ƒом √ора, вогнутое всеобъемлющее ѕространство, содержащее два принципа:

Hyp -  осмос - и Ќут - «вездное, или ѕро€вленное, Ќебо.

Ћицо —финкса, претерпевшее множество изменений, первоначально имело черты одного из великих ћагов-ѕравителей јтлантиды.

¬ результате новых катаклизмов дно мор€ —ахары (мы употребл€ем это название лишь дл€ того, чтобы сориентировать читател€) подн€лось, а значительные участки суши на севере ≈вропы оказались под водой. ƒальнейшее разрушение јтлантиды и изменени€ континента —еверной јмерики все более отдал€ли друг от друга земли, некогда составл€вшие единое целое. ћногочисленные острова постепенно скрывались под водой. Ќил тер€лс€ среди гнилых болот, и на тыс€челети€ плато √иза оказалось покинутым. Ќо могучее течение несло с собой ил, послуживший материалом дл€ строительства естественного русла среди пустыни, в которую превратились пересохшие к тому времени болота. ¬елика€ река несла процветание окрестным земл€м, поэтому издревле ее называли ’апи, что означает "счастье" или "тот, кто приносит счастье".

ќколо двенадцати тыс€ч лет назад в результате очередного катаклизма исчез последний осколок јтлантиды, однако больша€ часть библиотек и некоторые предметы с этого острова уже находились в его африканской колонии - ≈гипте.

ћиграционна€ волна из ёжной јзии, подн€та€ землетр€сением, достигла ≈гипта, который потом был назван страной  ем ("темный, обожженный"). Ёто переселение оживило уже большой город ќн, названный позже ”ас, и, наконец, - ‘ивами. ѕроцветали его окрестности, а также многие города, раскинувшиес€ по берегам Ќила. јзиатска€ кобра проникает в јфрику и под именем ”реуса или ”ре€ становитс€ символом нового объединени€.

 ульт —олнца (–а) и ƒуховного —вета (јмон) распространилс€ в уже независимой бывшей колонии јтлантиды. Ѕыли построены еще одна или две пирамиды, св€тилища, храмы. Ёти первые св€тыни, превращавшиес€ постепенно в целые теологические комплексы, были св€заны между собой св€щенными дорогами, подобными той, котора€ впоследствии существовала в ‘ивах. ќна имела прот€женность около одиннадцати километров и соедин€ла храмы в Ћуксоре и  арнаке с храмами, посв€щенными богине —ехмет. ѕодземна€ часть —в€щенной √робницы ќсириса дополнилась осирийонами, высеченными глубоко в скале и в галере€х. «десь было представлено 99 »мен Ѕога - традици€, которую в более позднее врем€ заимствовал ислам. ¬едь ќко јллаха есть не что иное, как древнее ќко √ора, защищающее от колдовских чар.

ѕрошла череда мифических династий, таких, как династи€ цар€ ќксиринха, цар€ —корпиона и так далее. » к тому времени, как затонул остров ѕосейдонис, о котором говорит ѕлатон, страна  ем достигла высокого уровн€ развити€ и была готова прин€ть ќгонь ÷ивилизации.

ѕосле мифической династии цар€ √ора, между IX и VII тыс€челети€ми до н. э., когда кое-где в восточной части —редиземного мор€ по€вилась суша, а волны  расного мор€ поглотили плодородную долину, по€вл€етс€ династи€ ћенеса, или Ќармера, которому предсто€ло придать "современную" форму египетскому царству.

¬ то врем€ окрестные земли насел€ли племена, находившиес€ на разных этапах культурного развити€, и среди этих земель можно найти те, которые, как сейчас предполагаетс€, положили начало ≈гипту. Ёти племена либо постепенно ассимилировались в царстве, либо уходили в ÷ентральную јфрику, где некоторые из них можно и сейчас найти на прежнем уровне развити€ или на стадии инволюции.

Ќа месте древнего св€тилища, посв€щенного —в€щенной ѕтице, возник город ћемфис. ќднако следует обратить внимание на то обсто€тельство, что на знаменитой палетке ћенее, или Ќармер, увенчан Ѕелой  ороной ¬ерхнего ≈гипта. —ледовательно, именно ‘ивы дали импульс новому объединению, хот€ ћемфис - √ород Ѕелой —тены - занимает господствующее положение в течение последующих тыс€челетий, объединив Ѕелую и  расную  ороны.

ћы попытались извлечь из данных астрономии и астрологии то, что непосредственно относитс€ к так называемой "истории", если, конечно, есть достаточно оснований считать эти данные достоверными.

¬скоре по€вились династии, о которых уже было упом€нуто, широко известные как "исторические". —праведливости ради нужно отметить, что в них много мифического и символического, особенно в том, что касаетс€ периода, который прин€то называть јрхаическим. ќдин из фараонов этого времени носил мистическое им€  а, или .ƒвойник ("јстрал", как мы бы сейчас сказали). ј в период ƒревнего царства (III династи€) другой фараон звалс€  абах. ≈го им€ имело похожее, хот€ и не абсолютно такое же значение.

√еродот, которого называют "отцом истории", хот€ он, скорее, был первым из известных "журналистов", помимо реальных фактов, таких, как существование пигмеев, сообщал и €вно фантастические сведени€, например, о люд€х с одним глазом, расположенным на груди. ”тверждени€, которые содержатс€ в его порой откровенно шутливых рассказах о ≈гипте, современные специалисты, к сожалению, сочли истиной в последней инстанции.

Ётот краткий обзор того, что традиции говор€т о происхождении ≈гипта и о ‘ивах как его объедин€ющем центре в древние времена, призван уравновесить приведенную ранее версию, выражающую общее мнение современных ученых.

“еперь у читател€ есть две версии истории ≈гипта.

—разу обе они не могут соответствовать действительности, ибо противоречат одна другой по многим вопросам. Ќо обе могут быть и неверными, хот€ некоторые совпадени€ в них говор€т об обратном. Ќаиболее веро€тно, что кажда€ из них содержит как долю истины, так и долю вымысла, как и все остальное в жизни. ѕусть каждый выберет то, что подскажут ему его культура, воображение и интуици€.

ћудрецы древности говорили, что в мире нет ничего абсолютно истинного или абсолютно ложного, и именно это заставл€ет вращатьс€  олесо ћиров.

 

’. ј. Ћиврага "‘ивы"
»здательство Ќовый јкрополь, ћосква, 1997 г.



–†–µ–є—В–Є–љ–≥@Mail.ru

|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|

јвтошкола
avtomsk77.ru
гидра официальна€
hidra-official.com
отводы дл€ труб в ѕѕ” изол€ции. «воните
pk-f.ru