ƒ–≈¬Ќ»… ≈√»ѕ≈“

ћ»‘џ ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

— ј«јЌ»я ќ —ќ“¬ќ–≈Ќ»» ћ»–ј

—реди дошедших до нас древнеегипетских мифов большое место занимают сказани€ о сотворении мира и людей. Ёти сказани€ на первый взгл€д могут поразить читател€ своим противоречивым разнообразием.

pic_01.gif (18494 bytes)
–ис. 1. Ќебо в образе коровы.

“ворцами богов, людей и вселенной в них выступают то животные, то птицы, то боги, то богини. ѕо одному преданию солнце рождаетс€ от небесной коровы, по другому - оно выходит из лотоса, по третьему - из гусиного €йца. –азличны и способы творени€ и творцы. ќбщим дл€ всех сказаний €вл€етс€, пожалуй, только представление о первобытном хаосе, из которого постепенно возникали те или иные боги и по-разному творили мир.
     Ѕольшинство сказаний о сотворении мира по€вилось в долине Ќила еще в те отдаленные времена, когда ее обитатели жили в услови€х родового стро€. ѕозднее, с развитием общественных отношений и образованием рабовладельческой деспотии, эти сказани€, как уже отмечалось во "¬ведении", измен€лись, отража€ то новое, что происходило в жизни, а следовательно, и в миропонимании египт€н. ¬ итоге легенды о сотворении мира дошли до нас, как и другие мифы, значительно переработанными: то в виде литературных произведений-сказаний и гимнов, то в качестве записей ритуалов. Ќекоторые же сказани€ о сотворении мира вообще по€вились впервые уже в рабовладельческом обществе и целиком отразили обстановку и идеологию этого общества.

pic_02.gif (25688 bytes)
–ис. 2. јрхаическое св€тилище богини Ќейт.

       сожалению, почти ни один из мифов о сотворении мира не сохранилс€ до нас целиком. „асто мы не только не имеем св€зного изложени€ всего сказани€, но нам не удаетс€ восстановить полностью даже сюжета той или иной легенды. “акие отрывочные сведени€ о некоторых вариантах египетских космогоний приходитс€ пополн€ть с помощью других источников, и в р€де случаев мы принуждены восстанавливать сказание по отдельным отрывочным данным, на основании как письменных, так и вещественных пам€тников.
     “ем не менее, несмотр€ на неполноту материала, при ближайшем рассмотрении всего многообрази€ дошедших до нас легенд, таких различных и, казалось бы, никак взаимно не св€занных, все же оказываетс€ возможным установить р€д черт, позвол€ющих, с одной стороны, произвести некоторую группировку сказаний, а с другой - вы€вить те общественные услови€, которые отразились в том или ином мифологическом оформлении.
     ѕо некоторым мифам происхождение мира св€зывалось с растением; так, согласно одной из легенд, солнечное дит€, "осветившее землю, пребывавшую во мраке", по€вилось из распустившегос€ цветка лотоса, который вырос на подн€вшемс€ из первобытного хаоса холме, из "лотоса, возникшего в начале времен... св€щенного лотоса над великим озером". Ёта легенда получила широкое распространение. ќ лотосе, выросшем на холме у города Ўмуну и давшем жизнь юному солнечному богу, говор€т древнейшие мифы, а изображени€ этого лотоса с сид€щим в его лепестках младенцем, встречающиес€ вплоть до римского времени, показывают, что это предание стало одной из официальных версий позднейших египетских космогоний.

pic_03.gif (6331 bytes)
–ис. 3. –ождение солнца из лотоса.

     ¬о многих сказани€х в роли божества, рождающего солнце и твор€щего мир, выступает животное или птица. “ак, сохранились следы предани€, по которому считалось, что солнце было рождено в виде золотого теленка небом, которое представл€лось огромной коровой с рассыпанными по всему ее телу звездами. ≈ще “ексты ѕирамид говор€т о "–а, золотом теленке, рожденном небом", а позднейшие изображени€ показывают эту небесную корову с плывущими по ее телу светилами.
     ќтклики этого сказани€, бывшего, повидимому, некогда одним из основных егиетских мифов о происхождении мира, мы находим и в других текстах и на р€де изобразительных пам€тников, причем иногда миф о небесной корове сохран€етс€ в переработанном виде, а иногда он даже сплетаетс€ с другими сказани€ми. “ак, небесна€ корова встречаетс€ в сценах рождени€ солнечного младенца из лотоса: на многих ритуальных сосудах видны две небесные коровы, сто€щие по сторонам лотоса, на котором сидит новорожденное солнце. ”поминание о небесной корове сохранилось и в тексте, повествующем о том, как непосредственно после своего по€влени€ на свет солнечный младенец "сел на спину небесной коровы ћехет-”рт и поплыл по горизонту".
     “а же небесна€ корова встретитс€ нам и в мифе об истреблении согрешивших людей: когда после возмущени€ людей против состаревшегос€ солнечного бога последний решает удалитьс€ от управлени€ миром, тогда "превратилась богин€ неба Ќут в корову, и поместилось величество бога –а на ее спине". » вплоть до позднего времени фараоны ≈гипта, уподобл€€сь солнцу –а, изображают себ€ сынами небесной коровы то в виде младенца, сосущего ее молоко, то в виде зрелого мужа, сто€щего под ее защитой.
     ѕо иным предани€м, возникновение мира было св€зано с другими животными; например, существовал миф, по которому небо представл€лось свиньей, а звезды - рожденными ею порос€тами.

pic_04.gif (13575 bytes)
–ис. 4. ‘араон сосет молоко небесной коровы.

 

ћ. Ё. ћатье "ƒревнеегипетские мифы"
»здательство јЌ ———–, 1956 г.



–†–µ–є—В–Є–љ–≥@Mail.ru

|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|

Ќасос к 8 18 консольный насос msv-nasko.ru/msv/catalogue/item/k/k8-18.html. | тестирование на полиграфе подробнее проверка домашнего персонала