ƒ–≈¬Ќ»… ≈√»ѕ≈“

ћ»‘џ ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

— ј«јЌ»я ќ —ќЋЌ÷≈

≈гипетские сказани€ о сотворении мира - это почти всегда сказани€ о сотворении солнца. ћы видели, что даже в тех случа€х, когда миф не ограничиваетс€ описанием одного только этого событи€, а рассказывает и о происхождении всей природы, богов и людей, и тогда первое и главное место в нем занимает все же по€вление солнца, и впоследствии именно солнечный бог выступает творцом вселенной в основных космогонических вариантах. ¬ полном соответствии с этим исключительным положением солнечного божества в мифах о сотворении мира солнце €вл€етс€ главным героем целого р€да особых, сол€рных сказаний. Ѕорьба солнца с его вечными врагами - мраком и водной стихией, смена времен года, предани€ о солнечном глазе - его любимой дочери, могучей защитнице своего отца, - вот основна€ тематика этих легенд.
     »з них дошли до нас записи "—казани€ о –а и змее почтенном", "—казани€ об истреблении согрешивших людей", "—казани€ о √оре Ѕехдетском,  рылатом —олнце" и "—казани€ о низвержении јпопа". ѕосле длительных и детальных исследований р€да ученых было в общих чертах восстановлено из отдельных фрагментов поздних текстов интереснейшее "—казание о возвращении ’атор-“ефнут из Ќубии". ќднако все это несомненно только незначительна€ часть многочисленных легенд, о существовании которых, так же как и о р€де космогонических преданий, мы знаем только по отрывочным данным.
     »з всех сол€рных сказаний ≈гипта самую обширную группу составл€ют сказани€ о борьбе солнца с его врагами. Ёти сказани€ восход€т к древнейшим временам. ”поминани€ о битве солнца с его врагом змеем имеютс€ уже в “екстах ѕирамид. “ак, в изречении 385 читаем:
 
–а восходит против теб€,
√ор нат€гивает свои дев€ть луков
ѕротив этого духа, выход€щего из земли,
— отрубленной головой,
— отрезанным хвостом!
ќ змей ƒжесер!..
¬ернись, низвергнись!..
Ўу стоит на твоих кольцах!
¬ернись, низвергнись!

     Ѕорьба солнца с его врагами красной нитью проходит через весь ритуал сол€рного культа, и в каждом гимне солнечному божеству неизменно восхвал€етс€ победа последнего над чудовищным противником.
     —ам солнечный бог и его враги выступают в этих сказани€х в различных образах, не менее разнообразны и места сражений солнца - победоносца. “ак, мы видим солнечного бога јтума, который в виде ихневмона пожирает своего врага - зме€.
     ƒалее существовало множество сказаний, повествовавших о сол€рных богах, сражавшихс€ с огромным крокодилом ћага и пронзавших его своими копь€ми. —реди таких богов - победителей крокодила были –а, Ўу-ќнурис, ћонту, —опду и др.
     “ексты сохранили нам упоминани€ об этих битвах:

Ќазад, ћага, сын —ета!
ƒа не будешь ты управл€ть своим хвостом!
ƒа не будешь ты схватывать своими руками!
ƒа не откроешь ты своей пасти!
—танет вода дыханием пламени пред тобою
» пальцы семьдес€т семи богов да будут в твоем глазу.

я - ќнурис, прекрасный воин, € - великий, владыка мощи,
Ќе схватывай, ибо € ћонту!
Ќе приближайс€, ибо € —утех!
Ќе поднимай твоих рук на мен€, ибо € —опду!
Ќе приближайс€, ибо € —паситель!

     —огласно одной из легенд, Ўу-ќнурис, старший сын –а, неизменно сопровождает своего отца во врем€ его плавани€ по небесному Ќилу. — копьем в руке стоит он на носу солнечной ладьи и охран€ет –а от нападени€ гигантского крокодила:

—лава тебе Ўу, наследник –а,
—тарший сын, вышедший из его тела!..
ѕоражающий врагов ежедневно!..
”тренн€€ ладь€ в ликовании,
 огда они вид€т Ўу, сына –а, победител€,
»бо вонзил он копье свое в злого.


 

ћ. Ё. ћатье "ƒревнеегипетские мифы"
»здательство јЌ ———–, 1956 г.



–†–µ–є—В–Є–љ–≥@Mail.ru

|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|