ƒ–≈¬Ќ»… ≈√»ѕ≈“

ћ»‘џ ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

ќ—»–»—

 ульт ќсириса €вл€етс€ одним из интереснейших египетских культов, по существу до сих пор еще полностью не вскрытым и не проанализированным. —ложность образа ќсириса ощущалась самими египт€нами, и не случайно в одном из гимнов сохранилась следующа€ замечательна€ характеристика этого образа:
  
—ущность тво€, ќсирис, темнее (чем всех других богов, - ћ. ћ.),
“ы - луна, наход€ща€с€ на небе,
“ы делаешьс€ юным, когда ты желаешь,
“ы делаешьс€ молодым, когда ты хочешь,
» ты Ќил великий на берегах в начале нового года;
Ћюди и боги живут влагой, котора€ изливаетс€ из теб€,
» € нашел также, что твое величество - это царь преисподней.

     —оединив в себе в различные времена, в силу различных причин, культы цар€, умирающего и воскресающего бога производ€щих сил природы, Ќила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об ќсирисе впитал в себ€ отражение религиозных представлений р€да последовательных этапов развити€ египетского общества. јнализ многочисленных его вариантов показывает, как, сраста€сь с ним, продолжали жить различные сказани€, первоначально с ним не св€занные, и его же следы мы находим в фольклоре, в ритуальных песнопени€х, в литературе.
     ¬спомним вкратце общее содержание мифа. ќсирис, старший сын бога земли √еба и богини неба Ќут, €вл€етс€ по √елиопольской легенде представителем четвертого поколени€ богов. ÷арству€ над ≈гиптом, ќсирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом —етом, желавшим править вместо него. ∆ена ќсириса, его сестра »сида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Ќефтидой (см. переводы текстов: "»сида и Ќефтида наход€т тело ќсириса" и "ѕлач »сиды и Ќефтиды"). –а, сжалившись, посылает шакалоголового бога јнубиса, который собрал рассыпавшиес€ (а по другому варианту - разрубленные —етом) члены ќсириса, набальзамировал тело и запеленал его. »сида же в виде соколицы опустилась на труп ќсириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына √ора. √ор и зачат и рожден дл€ того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. ¬ то же врем€ он считает себ€ и единственным законным наследником последнего. ¬тайне вскормленный и выращенный матерью в болотах ƒельты, √ор идет, "обутый в белые сандалии", на поединок с —етом, требу€ перед судом богов осуждени€ обидчика и возвращени€ наследства ќсириса ему, единственному сыну умершего цар€. ѕосле длительной т€жбы, продолжавшейс€ по одному варианту мифа восемьдес€т лет, √ор признаетс€ правомочным (по-египетски "правогласным") наследником ќсириса и получает царство; бог “от записывает решение суда богов. ѕосле этого √ор воскрешает своего отца ќсириса, дав ему проглотить свое око. ќднако ќсирис не возвращаетс€ на землю и остаетс€ царем мертвых, предоставл€€ √ору править царством живых.
     “аково в самой сжатой форме содержание легенды об ќсирисе в ее позднем виде.
      орн€ми же своими миф ќсириса глубоко уходит в эпоху родового общества, из представлений и обр€дов которого развиваютс€ впоследствии, в св€зи с изменением общественных отношений ≈гипта, и характернейшие черты культа ќсириса: культ цар€ и культ бога производительных сил природы.
     „ерты культа бога производительных сил природы проступают в мифе ќсириса очень €сно. ”же самый момент смерти и воскресени€ бога, подробно освещенный легендой и ежегодно воспроизводившийс€ в ритуале, ставит ќсириса в один р€д с умирающими и воскресающими богами природы других религий, а иконографи€, тексты и обр€дность подтверждают это богатейшим материалом. “ак, характерен самый цвет кожи ќсириса - зеленый.  орона, которую носит ќсирис, сделана из стеблей папируса, его св€щенна€ ладь€ также сделана из этого растени€, и его фетиш "ƒжед" состоит из вставленных одна в другую нескольких св€зок тростника.

pic_26.gif (2265 bytes)
–ис. 26. "ƒжед".

     ƒалее, ќсирис всегда изображаетс€ с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растет или лотос или р€д деревьев и виноградна€ лоза; иногда увит гроздь€ми винограда и весь балдахин, под которым сидит ќсирис; иногда его самого обвивают виноградные лозы. “очно так же и гробница ќсириса не изображаетс€ без зелени: то р€дом с ней растет дерево, на котором сидит душа ќсириса в виде феникса; то дерево проросло через гробницу, обвив ее своими ветв€ми и корн€ми; то из самой гробницы растут четыре дерева.

 

ћ. Ё. ћатье "ƒревнеегипетские мифы"
»здательство јЌ ———–, 1956 г.



–†–µ–є—В–Є–љ–≥@Mail.ru

|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|