ћ»‘ќЋќ√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ¬ќ—“ќ ј

’≈““— јя ћ»‘ќЋќ√»я


 

ћиф об ”лликумми


ћотив этого мифа хорошо знаком - соперничество между старшими и младшими богами.

¬ небесном городе  умми царствовал бог јЋјЋ”. јну в те времена прислуживал ему, но через дев€ть небесных лет изгнал јлалу и стал царить сам. ѕрислуживал ему  ”ћј–Ѕ», отец бога грозы, солнца, луны и »Ў“ј–. ’орошо сохранившийс€ фрагмент текста начинаетс€ с рассказа о том, как  умарби задумал сотворить соперника бога грозы. ќн посылает к ћорю своего гонца »ћЅјЋ”–», чтобы получить добрый совет. ћоре зовет  умарби в гости и устраивает по этому случаю пир.

¬ результате не вполне €сных событий у  умарби рождаетс€ сын, видимо, от богини земли. Ётому сыну дают им€ ”ЋЋ» ”ћћ», и оно впр€мую св€зано с предназначением ребенка, поскольку переводитс€ "разрушитель  ум-ми". ƒл€ того чтобы ребенок вырос в безопасном месте, его отсылают к божествам »–Ў»––јћ (веро€тно, богам преисподней), чтобы они растили его в стране мрака, поместив на правое плечо ”Ѕ≈ЋЋ”–» - бога, который, подобно јтласу или јтланту, держит на своих плечах мир.

–ебенок в день вырастал на несколько локтей и в конце концов достиг самих небес. ∆ена бога грозы ’ебат в страхе бежит из своего храма и просит о помощи мужа. Ќа совете богов Ё…я вопрошает, отчего позволили вырасти такому чудовищу, а потом отправл€етс€ к ”беллури, который и сам не знает о вызванных им непри€тност€х. Ёй€ обращаетс€ к старшим богам и просит их принести древний нож, которым некогда отдел€ли небо от земли. —трого говор€, это не нож, а пила, поскольку говоритс€: "ј теперь ”лликумми от подножь€ пилою отпилим, подпилим соперника богов, которого породил  умарби".

«атем Ёй€ сообщает перепуганным богам, что покалечил ”лликумми.... и далее текст обрываетс€. ќднако из других источников пон€тно, что угрозу, существовавшую в виде ”лликумми, удалось устранить. »сследователи сравнивают историю об ”лликумми с тем местом из книги пророка ƒаниила, где описываетс€ уничтожение истукана Ќавуходоносора.

¬ этом же мифе есть вариант рассказа об уничтожении рода людского, точнее, о попытке уничтожени€.

Ќекогда  умарби собрал богов на  уммию и объ€вил о своем решении уничтожить род людской. ѕротив этот выступил Ёй€, за€вивший, что если истребить людей, то некому будет приносить богам жертвы, не станет св€щенных пиров, забудетс€ вкус хлеба и сладостей. Ѕогу грозы, царю богов, придетс€ самому братьс€ за плуг, чтобы добыть пропитание. »штаб и ’ебат придетс€ оставить свои забавы и, вз€вшись за жернова, молоть муку.

¬ конце Ёй€ персонально обращаетс€ к  умарби, пр€мо требу€ не творить люд€м зла, утвержда€, что, если люди не станут собирать зерно, сам верховный бог будет щелкать зубами, как голодный волк, в храмах настанет запустение и не будет радости ни на земле, ни на небесах.

—инельченко ¬.Ќ.
"¬ мире мифов и легенд"



–†–µ–є—В–Є–љ–≥@Mail.ru

|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|

—айт отборных советов btblady.com. “олько лучшие статьи на все случаи жизни.