МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

ХЕТТСКАЯ МИФОЛОГИЯ


 

Миф о Телепине


И в этом мифе разрабатывается знакомый сюжет: временное пребывание бога в преисподней и вызванный этим упадок в природе на земле. Существует несколько вариантов мифа, в которых повествуется о разных исчезнувших богах, но миф о ТЕЛЕПИНЕ, видимо, был ведущим, поскольку в тексте содержатся, помимо повествовательных элементов, указания, как следует исполнять приличествующие случаю ритуалы.

В начале мифа описывается Телепин в ярости. Он надевает левый сапог на правую ногу, а правый - на левую; в таком расстроенном состоянии Телепин отправляется в степь и там, охваченный усталостью, впадает в странный длительный сон.

Ярко описываются последствия этого забвения бога: вся страна покрывается туманом, поленья в домашних очагах и на храмовых жертвенниках не горят, а лишь чадят, овцы и коровы отказывают своему потомству в кормлении, наступает засуха, страну охватывает голод, гибнут люди, и боги начинают бояться за свое будущее... Бог грозы начинает поиски своего сына Телепина. По его указанию бог солнца посылает орла, который обыскивает все горы и долины, но не находит Телепина. По просьбе богини ХАННАХАННА бог грозы подходит к дому Телепина и бьет молотом по воротам так, что молот его ломается. Однако и это не приносит никакого результата. Ханнаханна предлагает отправить на поиски пчелу, но бог грозы относится к этому со скептицизмом, говоря, что там, где терпели неудачу великие боги, крошечной пчеле нечего и пытаться управиться с делом.

Ханнаханна тем не менее посылает пчелу на поиски, и та, найдя Телепина, по велению богини смазывает воском его ноги и глаза. У Телепина, пробудившегося от сна, настроение ничуть не лучше, и остальные боги находятся в растерянности. Бог солнца рекомендует обратиться за помощью к человеку, который должен взять воду из источника Хаттара и омыть ею Телепина. Видимо, имеется в виду какой-то реально проводившийся ритуал, однако окончательное значение этого отрывка текста не установлено.

Далее боги призывают богиню-целительницу КАМРУ-СЕЦУ, и следует описание совершенного ею ритуала очищения. В сопровождении грома и блеска молний Телепин возвращается на крыле орла. Богине-целительнице удается укротить гнев Телепина. и в знак этого зажигают и гасят факелы. Произносятся соответствующие заклинания, чтобы гнев Телепина утекал в преисподнюю, - похоже, что произносит их тот самый человек, которого призывал на помощь бог солнца. Заклинания весьма живописны и красочны и заканчиваются так: "Привратник отворил семь дверей, открыл семь замков. Там, внизу, во мраке земли стоят котлы из бронзы, крышки на которых из металла абару, а ручки из железа. То, что в котлы попадает, не выходит обратно, а погибает в них. Пусть котлы примут в себя гнев, злобу и свирепость Телепина и никогда не выпускают их наружу!"

Завершается текст мифа возвращением Телепина в дом и восстановлением плодородия и изобилия в природе. Телепин оказывается попечителем царя и царицы, который дарует им долголетие и жизненную энергию. В ритуал встречи бога входит воздвижение перед ним столба, на котором подвешена овечья шкура, при этом поясняется, что сооружение символизирует изобилие бараньего жира, пшеницы, вина, скота и обилие детей.

Параллель этому столбу можно усмотреть и в иных мифологиях: увитый листвой столб, по сторонам которого расположены различные фигуры, обычно изображаемый на ассирийских и вавилонских печатях, а также древо, воздвигаемое в некоторых посвященных Осирису ритуалах.

Синельченко В.Н.
"В мире мифов и легенд"



Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|