ћ»‘ќЋќ√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ¬ќ—“ќ ј

’≈““— јя ћ»‘ќЋќ√»я


 

ћиф о “елепине


» в этом мифе разрабатываетс€ знакомый сюжет: временное пребывание бога в преисподней и вызванный этим упадок в природе на земле. —уществует несколько вариантов мифа, в которых повествуетс€ о разных исчезнувших богах, но миф о “≈Ћ≈ѕ»Ќ≈, видимо, был ведущим, поскольку в тексте содержатс€, помимо повествовательных элементов, указани€, как следует исполн€ть приличествующие случаю ритуалы.

¬ начале мифа описываетс€ “елепин в €рости. ќн надевает левый сапог на правую ногу, а правый - на левую; в таком расстроенном состо€нии “елепин отправл€етс€ в степь и там, охваченный усталостью, впадает в странный длительный сон.

ярко описываютс€ последстви€ этого забвени€ бога: вс€ страна покрываетс€ туманом, полень€ в домашних очагах и на храмовых жертвенниках не гор€т, а лишь чад€т, овцы и коровы отказывают своему потомству в кормлении, наступает засуха, страну охватывает голод, гибнут люди, и боги начинают бо€тьс€ за свое будущее... Ѕог грозы начинает поиски своего сына “елепина. ѕо его указанию бог солнца посылает орла, который обыскивает все горы и долины, но не находит “елепина. ѕо просьбе богини ’јЌЌј’јЌЌј бог грозы подходит к дому “елепина и бьет молотом по воротам так, что молот его ломаетс€. ќднако и это не приносит никакого результата. ’аннаханна предлагает отправить на поиски пчелу, но бог грозы относитс€ к этому со скептицизмом, говор€, что там, где терпели неудачу великие боги, крошечной пчеле нечего и пытатьс€ управитьс€ с делом.

’аннаханна тем не менее посылает пчелу на поиски, и та, найд€ “елепина, по велению богини смазывает воском его ноги и глаза. ” “елепина, пробудившегос€ от сна, настроение ничуть не лучше, и остальные боги наход€тс€ в растер€нности. Ѕог солнца рекомендует обратитьс€ за помощью к человеку, который должен вз€ть воду из источника ’аттара и омыть ею “елепина. ¬идимо, имеетс€ в виду какой-то реально проводившийс€ ритуал, однако окончательное значение этого отрывка текста не установлено.

ƒалее боги призывают богиню-целительницу  јћ–”-—≈÷”, и следует описание совершенного ею ритуала очищени€. ¬ сопровождении грома и блеска молний “елепин возвращаетс€ на крыле орла. Ѕогине-целительнице удаетс€ укротить гнев “елепина. и в знак этого зажигают и гас€т факелы. ѕроизнос€тс€ соответствующие заклинани€, чтобы гнев “елепина утекал в преисподнюю, - похоже, что произносит их тот самый человек, которого призывал на помощь бог солнца. «аклинани€ весьма живописны и красочны и заканчиваютс€ так: "ѕривратник отворил семь дверей, открыл семь замков. “ам, внизу, во мраке земли сто€т котлы из бронзы, крышки на которых из металла абару, а ручки из железа. “о, что в котлы попадает, не выходит обратно, а погибает в них. ѕусть котлы примут в себ€ гнев, злобу и свирепость “елепина и никогда не выпускают их наружу!"

«авершаетс€ текст мифа возвращением “елепина в дом и восстановлением плодороди€ и изобили€ в природе. “елепин оказываетс€ попечителем цар€ и царицы, который дарует им долголетие и жизненную энергию. ¬ ритуал встречи бога входит воздвижение перед ним столба, на котором подвешена овечь€ шкура, при этом по€сн€етс€, что сооружение символизирует изобилие бараньего жира, пшеницы, вина, скота и обилие детей.

ѕараллель этому столбу можно усмотреть и в иных мифологи€х: увитый листвой столб, по сторонам которого расположены различные фигуры, обычно изображаемый на ассирийских и вавилонских печат€х, а также древо, воздвигаемое в некоторых посв€щенных ќсирису ритуалах.

—инельченко ¬.Ќ.
"¬ мире мифов и легенд"



–†–µ–є—В–Є–љ–≥@Mail.ru

|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|