ћ»‘ќЋќ√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ¬ќ—“ќ ј

ћ»‘џ ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј


 

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈

ћифы, слагавшиес€ некогда в долине Ќила, сохранили нам ценный материал дл€ изучени€ идеологии древнеегипетского рабовладельческого общества. ќни исключительно интересны не только дл€ истории египетской религии, но €вл€ютс€ одним из источников дл€ исследовани€ всей культуры ≈гипта. “ак, без знакомства с дошедшими до нас запис€ми подобных сказаний мы не сможем составить полной картины египетской литературы, ибо именно мифологи€ была источником р€да литературных произведений. ѕривлечение мифологического материала необходимо и при исследовании отдельных вопросов истории ≈гипта, в особенности древнейших ее периодов, и дл€ понимани€ р€да проблем египетского искусства.  ак указывал  . ћаркс, предпосылкой и греческого и египетского искусства была именно мифологи€ каждого из этих народов, своеобразие которой отразилось и в различии искусств √реции и ≈гипта, - "мифологи€, т. е. природа и общественные формы, уже переработанные бессознательно - художественным образом народной фантазией".
     ќднако значение египетских мифов этим не ограничиваетс€: они дают ценный материал и дл€ сравнительного изучени€ религиозных представлений на древнем ¬остоке, и дл€ исследовани€ идеологии греко-римского мира. Ѕесспорно значение древнеегипетских мифов и дл€ истории возникновени€ и развити€ христианства. ѕроисхождение многих элементов христианской догматики, мифологии, иконографии и ритуала, в том числе пасхальной и рождественской обр€дности, иконографии "—трашного суда", богоматери и р€да св€тых - все это осталось бы непон€тным без привлечени€ соответствующего материала из области истории египетской религии и, в частности, мифов.
     »сследование египетской мифологии затрудн€етс€ тем, что до нас дошел лишь отрывочный и неполно сохранившийс€ материал. Ќесомненно, что известные нам до сих пор сказани€ составл€ют незначительную часть тех многочисленных и разнообразных мифов, которые некогда слагались и жили в долине Ќила. Ѕолее того, во многих случа€х мы не имеем даже полных записей и тех сказаний, которые до нас дошли. ” нас нет, например, полного текста такого важнейшего сказани€, как миф об ќсирисе. –авным образом не сохранились полные записи р€да космогонических и солнечных сказаний, не говор€ уже о многочисленных легендах, слагавшихс€ вокруг различных местных культов богов, отдельных св€тилищ и некрополей.
     “рудности a изучени€ египетских мифов, вызываемые неполнотой материала, увеличиваютс€, с другой стороны, его крайним разнообразием.  роме непосредственных записей самих мифов, главнейшими источниками дл€ изучени€ египетской мифологии служат различные религиозные тексты. Ќаиболее значительными из них €вл€ютс€ так называемые “ексты ѕирамид, - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий (XXVII-XXV вв. до н. э.), затем “ексты —аркофагов, представл€ющие собой дальнейшее развитие “екстов ѕирамид и сохранившиес€ на саркофагах XXII-XIX вв. до н. э., и, наконец,  нига ћертвых - сборник текстов, образовавшийс€ на основе заупокойных ритуалов с сокращением части древних изречений и с добавлением новых глав и песнопений.
     ¬ р€де случаев очень существенный материал дают религиозные гимны, в которых иногда встречаютс€ изложенные в поэтической форме целые отрывки различных мифов. Ќе меньшее значение имеют и заговоры, закл€ти€ и другие магические тексты, так как в основе их обычно лежат эпизоды из сказаний о богах, при помощи уподоблени€ которым наде€лись обеспечить благополучные исходы болезней или предохранить себ€ от несчастий.  райне важны и ритуалы храмовые и заупокойные, содержащие множество ценных сведений.
     ќднако исследователь египетской мифологии не может ограничиватьс€ изучением одних религиозных текстов; более того, он не может вообще ограничиватьс€ одними письменными источниками. ¬ажнейшие факты дл€ уточнени€ и дополнени€ многих не€сных моментов египетской мифологии дает изучение пам€тников материальной культуры: храмов, гробниц, культовых статуй, мумий почитавшихс€ св€щенными животных, предметов ритуала, рельефов, стенных росписей, рисунков на папирусах, обломках камней и глин€ных сосудов, - словом, всего того обили€ пам€тников, которое открыто и продолжает открыватьс€ в результате археологических изысканий. Ќаконец, очень существенны сведени€, сообщаемые греческими и римскими авторами.
     —ложность разработки всех этих разнообразных источников увеличиваетс€ тем, что они относ€тс€ к различным временам. Ѕолее чем трех тыс€челетнее развитие египетской культуры привело, естественно, к тому, что одни и те же €влени€ нередко истолковывались по-разному, сначала - в зависимости от времени, места и среды их возникновени€, позже - уже в классовом рабовладельческом обществе, в зависимости от среды, в которой бытовали сказани€, или от тех социально-политических целей, в которых они использовались.
     “аким образом, перед исследователем, пытающимс€ проследить историю сложени€ и дальнейшего существовани€ древнеегипетских мифов стоит задача, собрав возможно полнее дошедший до нас материал, каким бы подчас отрывочным он ни казалс€, истолковать его с позиций марксистско-ленинского учени€ о законах развити€ общества и об отражении хода этого развити€ в €влени€х идеологического пор€дка.
     ћарксистско-ленинска€ теори€ дает нам €сную картину причин и путей возникновени€ и дальнейшего развити€ религиозных представлений, в том числе и мифологии.

 

ѕричиной возникновени€ религии €вл€етс€, как известно, бессилие первобытного человека перед грозными дл€ него силами природы. „еловек тогда был совершенно подавлен трудност€ми борьбы с природой за свое существование, и поэтому пон€тно, что при крайне неразвитом производстве эпохи господства первобытно - общинного стро€ существовала почти полна€ зависимость человека от сил природы, которых он не понимал и пыталс€ объ€сн€ть их себе фантастическим образом, что и привело к сложению наивных религиозных представлений.
     ќднако не только силы природы, но очень скоро, еще даже в пределах первобытного общества, в религиозных представлени€х нар€ду с силами природы, выступают также и общественные силы, - силы, которые противосто€т человеку и так же чужды и первоначально так же необъ€снимы дл€ него, как и силы природы, и подобно последним господствуют над ним с такой же кажущейс€ естественной необходимостью. ‘антастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и станов€тс€ представител€ми исторических сил".
     Ёто положение Ёнгельса особо им подчеркиваетс€ дальше, когда он говорит: "Ётот двойственный характер, который впоследствии приобрели образы богов, был причиной возникшей впоследствии путаницы в мифологи€х, - причиной, которую прогл€дела сравнительна€ мифологи€, продолжающа€ односторонне видеть в богах только отражение сил природы.
     –азвитие производительных сил и производственных отношений, постепенное накопление опыта, освоение технических навыков и изобретений, изменени€ в общественных отношени€х - все это влекло за собой и соответственное отражение в религиозных представлени€х. –азвитие этих сил, приведшее к тому, что в долине Ќила первобытнообщинный строй сменилс€ рабовладельческим государством, в некоторой степени уменьшило зависимость человека от сил природы, но зато оно в еще большей степени св€зало его растущим социальным гнетом, что и нашло свое выражение в религии. ¬еровани€, существовавшие во времена древнеегипетской рабовладельческой деспотии, коренным образом отличались от представлений жителей долины Ќила эпохи первобытно - общинного стро€. »сточники показывают, как в итоге длительного развити€, на основе местных культов, сохранившихс€ и на прот€жении всей последующей истории древнего ≈гипта, возникали культы общегосударственные. ¬ руках господствующей рабовладельческой верхушки общества религи€ стала могучим идеологическим орудием угнетени€ народных масс и укреплени€ авторитета этой верхушки и в первую очередь авторитета выразител€ ее интересов - фараона, который был провозглашен "сыном по плоти" верховного бога солнца –а. ¬сему этому способствовало выделение жречества, по€вление множества храмов с установившимис€ ритуалами и сложными богословскими системами.
     ¬ образах многочисленных богов отразились теперь уже в иной форме и олицетворени€ сил природы, и олицетворени€ общественных сил. ¬заимоотношени€ богов строились по примеру взаимоотношений земных. ¬о главе богов отныне стоит верховное божество, €вно отражающее в себе черты земного владыки - фараона. ѕочитавшиес€ в различных центрах ≈гипта боги, сохран€€ господствующее значение в своем собственном городе, в то же врем€ получают особые функции в официальном культе верховного божества. “ак, бог города Ўмуну “от становитс€ писцом верховного бога солнца –а, боги ќнурис и √ор - его могучими защитниками и т. д. —оответственно измен€ютс€ древние мифы и слагаютс€ новые.
     ќтличительной особенностью египетской религии был культ животных (табл. III - VII, IX, 2). ћногие божества изображались с головами животных или птиц на человеческих телах (табл. IX, 1, X), в храмах жили "живые боги", считавшиес€ св€щенными: животные, птицы, змеи. “аких животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили в особых гробах на специальных кладбищах (табл. VIII). Ёту особенность египетской религии следует рассматривать в свете столь характерного дл€ египетской культуры сохранени€ р€да пережитков таких €влений, которые возникли еще на предыдущих, порой весьма отдаленных этапах общественного развити€, что было обусловлено известной застойностью, свойственной древневосточным рабовладельческим обществам. ѕричины такой застойности были заложены в самих основах хоз€йства этих обществ; в област€х искусственного орошени€, при существовавшем тогда уровне производительных сил, было необходимо применение простейшей кооперации, котора€ способствовала длительному сохранению косной восточной соседской общины, не дававшей простора дл€ более полного развити€ производительных сил. ѕо поводу такой именно общины писал  . ћаркс: "...трудно придумать более солидную основу дл€ застойного азиатского деспотизма".
     ¬ свете указанной застойности исторического процесса в древневосточных рабовладельческих обществах становитс€ пон€тным длительное и при этом действенное сохранение в идеологии рабовладельческого ≈гипта р€да пережитков родовой идеологии, разумеетс€, в измененном виде. ћы находим здесь сохранение культа предков, культов фетишей, животных, растений и т. п., причем длительность сохранени€ подобных, подчас грубо примитивных представлений в веровани€х рабовладельческого ≈гипта, так же как аналогичных €влений в культуре »ндией, находит свое объ€снение в указанных выше особенност€х хоз€йства страны: "...эти идиллические сельские общины, сколь безобидными они бы ни казались, всегда были прочной основой восточного деспотизма... они ограничивали человеческий разум самыми узкими пределами, дела€ из него покорное орудие суевери€, подчин€€ его традиционным правилам, лиша€ его вс€кого величи€... они подчин€ли человека внешним обсто€тельствам, вместо того, чтобы возвысить его до роли владыки этих обсто€тельств... они... создали грубый культ природы, унизительность которого сказываетс€ в том факте, что человек, этот владыка природы, благоговейно падает на колени перед обезь€ной √ануманом и перед коровой —абалой.

 

ћ. Ё. ћатье "ƒревнеегипетские мифы"
»здательство јЌ ———–, 1956 г.



–†–µ–є—В–Є–љ–≥@Mail.ru

|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|

Ћюбое факсимиле заказать и изготовить за 15 минут можно в 7 офисах  иева.
военную форму. ¬оенна€. јрмейска€. ‘орменна€. ќбувь. Ѕерцы. —нар€жение
юнарми€-москва.рф
ќсновной сайт гидры. «еркало
hidra-site.com