МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

ШУМЕРСКИЕ МИФЫ


 

Вещий сон правителя Гудеа


Это случилось в те времена, когда Шумер находился под властью могучих гутиев^, пришедших с восточных гор. В городе Лагаше правил тогда мудрый владыка Гудеа. Он стремился залечить раны, нанесенные родному городу во время войн и междоусобиц. Щадя своих подданных, коренных жителей Лагаша, он сгонял на особенно тяжелые работы чужеземных рабов - эламитов и амореев и заставлял их носить на головах корзины с землей.

Нелегко приходилось правителю. Бог Энлиль, властитель воздушного пространства, повелитель ветров, гневался на город Лагаш. Он наслал на город и его окрестности ужасную засуху. Могучие вихри не приносили дождя из небесных хранилищ, и полноводный некогда Тигр обмелел. Он не мог уже питать своими водами каналы, орошавшие земли бога Нин-гирсу. Жители Лагаша должны были пить солоноватую воду из пересохших колодцев и мутную жижу болот. Овцы жалобно блеяли от жажды. Все скуднее становилась жатва. Люди умирали от голода и болезней.

Встревоженный этими бедствиями правитель Гудеа уединился в отдаленном покое своего дворца и обратился с жаркими мольбами к великой матери Гатумдуг, основательнице города Лагаша, и к ее потомкам - богу Нингирсу и богине Нанше, добрым покровителям города. Поздно ночью, утомившись от бесконечных молитв, Гудеа погрузился в глубокий сон, и внезапно пред его взором предстал некий муж гигантского роста, стопы которого упирались в землю, а голова, увенчанная золотой короной, сияла в облаках. У ног его бушевали ураганы, вокруг его стана носились, хлопая крыльями, хищные имдугду, а справа и слева от него лежали львы, смиренно склонив свои морды, подобно псам, покорным хозяину.

- О властелин мой, что ты мне прикажешь? - воскликнул изумленный Гудеа.

- Отстрой заново мой храм, который уже давно в развалинах! - изрек божественный муж.

- Но кто же ты, назови мне свое имя, господин мой! - крикнул Гудеа, но видение уже бесследно исчезло.

И тотчас пригрезилось ему, что на восточном горизонте поднялся солнечный диск, сверкая змеиной головой, украшенной светлой повязкой, и лучи, исходящие от него, озарили вселенную. Не успел Гудеа промолвить слова, как солнце померкло, и на потемневшем небе появилась прекрасная дева в блестящей тиаре. Правой рукой она сжимала металлический грифель и чертила огромную звезду на гладкой табличке, которую держала в левой руке. Рядом с нею стоял могучий витязь. Он держал пластинку из лазурита, на которой ярко выступал чертеж какого-то здания. У ног его стояла корзина, а в ней лежал небольшой ящик, предназначенный для формовки кирпичей, и сосуд с водой.

Не прошло и мгновенья, как дева и витязь исчезли, и тотчас примчался осел и стал с громким криком топтать землю и рыть ее копытами. Взглянул на него Гудеа - и пробудился. Чудесные сновидения отчетливо запечатлелись в его памяти, но смысла их он не мог понять.

Наутро отправился Гудеа в святилище бога Нингирсу, принес жертвенные хлеба на его алтарь и возлил вино перед его статуей, но бог не захотел разъяснить ему сновидения. И отправился Гудеа дальше, к богине-матери Гатумдуг, которая изваяла когда-то в своем небесном жилище первых людей из четырнадцати кусков глины.

- О великая богиня! - молвил правитель Лагаша. - Ты заменяешь мне отца, ты меня вскормила и воспитала и удлинила мою жизнь. Ты -острый меч, карающий моих врагов. Ты - огонь, который не гаснет даже в воде. Прими мои жертвы и объясни сновидения!

Божественная мать Гатумдуг благосклонно приняла жертвы правителя и послала его на юго-восток к пристани Сирара, где находилось святилище прорицательницы и толковательницы сновидений богини На-нше.

Смиренно вошел Гудеа в святилище и наедине беседовал с богиней, и она сказала ему:

- В сновидении, которое ты узрел, содержится указание и наставление великих богов. Гигантский муж, окруженный львами и орлами, от которого исходили вихри и ураганы, - это брат мой, бог Нингирсу. Для него ты должен построить храм. Солнце, которое взошло на горизонте, - это бог Нингизида, сын богини Нинсун. Он взлетает на небо в виде огненной змеи и вновь опускается на землю у ее западного края. Семь врат, ведущие в подземный мир, находятся под его наблюдением, и у него хранятся ключи от их запоров. Прекрасная дева с металлическим грифелем в руках - это сестра моя Нидаба, а витязь, что держал табличку из лазурита, - бог Ниндуб. По их предначертаниям воздвигаются дворцы и храмы, городские стены и дома. Создавая храм Нингирсу, ты должен молиться им, и строения, воздвигнутые тобой, будут прочными и нерушимыми. Осел, который топтал и рыл землю своим копытом, - это ты сам. Неустанно и ревностно должен ты вскапывать землю, закладывая фундамент священных построек.

Низко склонился Гудеа перед алтарем богини Нанше и радостно вернулся в свой дворец. И повелел он доставить в Лагаш строительные материалы. В горах Элама и у Великого моря захода солнца дровосеки рубили кедры и с двух сторон везли их в Лагаш. Из далеких южных стран Магана и Мелукхи доставлялся камень. Эламские и аморейские рабы рыли землю, делали кирпичи и обтесывали глыбы базальта и диорита.

На западной окраине Лагаша воздвиг Гудеа чертоги Тираш. Рядом плескались воды Малого моря - Абзу Банда. Это был остаток великих вод, которые некогда хлынули из подземной бездны и затопили землю, но бог Нингирсу смирил страшного водного змея" и загнал бушующие волны обратно под землю.

Дальше на юго-восток велел Гудеа построить храм Энинну, недалеко от развалин прежнего святилища. Широкая дорога, ведущая к храму, была уставлена с двух сторон каменными стелами и статуями. У юго-западных ворот храмового округа возвышался могучий каменный витязь с львиной головой, поражающий шестиглавого овцебыка. Богомольцы, приходящие в Энинну, с изумлением взирали на могучего львиноголово-го витязя и расспрашивали о нем мудрых старцев, а те охотно рассказывали предание о минувших временах:

- Давным-давно властвовала над Лагашем священная коза, мать бога Нингирсу по имени Узуд. Своим божественным молоком вскармливала она богов и богинь. Но вот заползли в ее святилище две прожорливые змеи и стали похищать напиток, предназначенный для божественных чад праматери Узуд. Выследила священная коза наглых похитителей и наслала на них верную помощницу свою, божественную птицу Имдугуд, и та стала терзать хищниц своим клювом, твердым как медь. Но на помощь к змеям примчался мощный и безжалостный овцебык, чудовище с шестью человеческими лицами и двенадцатью рогами. Тогда божественная коза призвала своего внука, отважного витязя-хранителя Гирсу. С помощью птицы Имдугуд он растерзал свирепого овцебыка, и испуганные змеи уползли в свои норы и перестали воровать у божественной Узуд священное молоко.

В память об этих старинных происшествиях и воздвиг Гудеа статую победоносного богатыря.

Строительные работы были закончены. Тираш и Энинну, окруженные рощами и водоемами, украшенные статуями и стелами, гордо высились во славу Нингирсу и его божественной семьи.

У северной гавани Киссура был поставлен жрец, который днем и ночью наблюдал за уровнем воды в Тигре. И вот пришла радостная весть. Воды стали прибывать и заполнили канал Лумдиндуг. Скот радостно устремился к водопою, а ликующие земледельцы насытили влагой свои пашни. Все говорили о том, что бог - покровитель Лагаша Нингирсу в благодарность за восстановление своих святилищ обратил .милостивый взор к правителю Гудеа, и верховный бог Энлиль в угоду Нингирсу наполнил небесною влагою истоки Тигра. Сладостная пресная вода хлынула в каналы и пруды.

 

Г.А.Абдурагимов, Д.Г.Абдурагимова
"Лезги и древнейшие цивилизации Передней Азии"



Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|

Гостиница Бугров хостел - гостиница в Нижнем Новгороде рядом с вокзалом
bugrovhostel.ru