ћ»‘ќЋќ√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ¬ќ—“ќ ј

Ў”ћ≈–— јя ћ»‘ќЋќ√»я


 

—отворение людей


” шумеров есть несколько мифов о сотворении людей, и в первом из приведенных об этом говоритс€ лишь вскользь, хот€, похоже, именно этот небольшой эпизод мифа оказал решающее вли€ние на способ, которым была создана библейска€ ≈ва.

¬ период до процветани€ благоустройства земли существовала страна ƒильмун (“ильмун), котора€ была "чистой, непорочной, светлой", не знающей ни болезней, ни смерти. Ќе было на ней только ручьев и рек. Ѕог воды Ёнки приказал богу солнца ”ту добыть из земли воду, и ƒильмун превратилс€ в божественный сад с изумрудными пол€ми, цветущими лугами и садами.

¬ этом раю проживала богин€ Ќ»Ќ‘”–—ј√ - велика€ матерь шумерских богов. ќт союза Ёнки и Ќинфурсаг родилась Ќ»Ќ—ј– или Ќ»Ќћ” - богин€ растений. «атем от Ёнки зачала его дочь Ќинсар, родивша€ богиню Ќ»Ќ ”––”, котора€ в свою очередь родила богиню ”““”. Ќинфурсаг, зна€ повадки Ёнки, предупредила ”тту о том, как следует себ€ вести в случае его ухаживаний. —леду€ этим советам, ”тту потребовала в качестве брачных даров различные плоды и овощи. Ёнки принес требуемые дары, ”тту прин€ла его ухаживани€, в результате их соединени€ возникло восемь растений, которые Ёнки тут же съел.

–азгневанна€ Ќинфурсаг прокл€ла Ёнки и удалилась в неизвестном направлении. ¬скоре у Ёнки оказались пораженными недугом восемь частей тела. ѕомочь ему не мог никто, и начали искать Ќинфурсаг. Ќайти ее не удалось никому, кроме хитрой лисы, котора€ уговорила Ќинфурсаг вернутьс€ и вылечить Ёнки.

  этому времени гнев богини уже прошел, она вернулась и дл€ излечени€ Ёнки создала одного за другим восемь божеств - по одному на каждую пораженную болезнью часть тела Ёнки. ¬ тексте мифа неоднократно подчеркиваетс€ безболезненность родов у богинь. ƒругой важный момент - исцеление ребра Ёнки. ƒл€ этого была порождена богин€ Ќ»Ќ“», "владычица ребра". –ечь идет об игре слов. ƒело в том, что шумерское слово, означающее ребро, звучало "ти". Ѕогин€, созданна€ дл€ исцелени€ ребра Ёнки, была названа Ќин-“и, то есть - "госпожа ребра". ќдновременно то же слово "ти" означало "животворить, давать жизнь". ѕредполагают, что именно этот каламбур, возможно, древнейший в истории человечества, перекочевал впоследствии в ¬етхий «авет, утратив там свою двусмысленность, поскольку еврейские слова, означавшие "ребро" и "давать жизнь", были совершенно непохожи.

≈ще два мифа посв€щены непосредственно сотворению человека, причем в обоих случа€х стимулом к созданию людей служит то, что боги, хорошенько вкусив алкогольных напитков, не в состо€нии обеспечить себ€ пищей и удобствами.

¬ первом случае сотворением занимаютс€ Ћј’ј– - божество скота и јЌЎјЌ - богин€ зерна, но подробности творени€ не привод€тс€. ¬торой рассказ обширен и подробен, и заодно разъ€сн€ет происхождение столь многих несовершенств в природе человека, хот€ в текстах имеютс€ пробелы, не позвол€ющие определить некоторые конкретные детали возникновени€ отклонени€ от нормы.

 огда умножилось количество небожителей, они стали страдать от недостатка пищи. Ѕоги обратились к своей праматери с просьбой о помощи. “а разбудила Ёнки и попросила его избавить богов от терзаний. Ѕыло выдвинуто предложение: создать дл€ богов многочисленных помощников, которые будут по виду похожи на богов, но им не будет даровано бессмертие. Ќа вопрос о материале дл€ создани€ существ-помощников Ќинфурсаг ответила просто, предложив свою плоть - глину. ѕомощником Ёнки в этом деле была Ќинмах.

Ќинмах поинтересовалась, как определить качество творени€, на что Ёнки ответил, что ее дело - внешний вид, а об остальных свойствах людей позаботитс€ он сам.

Ќе очень €сно, происходило творение с самого начала в нетрезвом виде или ошибки в создании человека возникли позже, в ходе импровизированного пира богов, но так или иначе фигурки получались кор€венькими, деформированными, обладающими иными дефектами.

’орошенько захмелев, Ёнки беретс€ лепить людей и создает особенно неудачную фигурку. Ќинмах пытаетс€ помочь ему, но напрасно. »нмах говорит с фигуркой, но та не может ответить; она дает ему хлеб дл€ еды, но фигурка не т€нетс€ за ним; существо не может ни сто€ть, ни сидеть, ни согнуть колени...

¬ результате между Ќинмах и Ёнки разгораетс€ ссора, в конце которой Ќинмах проклинает Ёнки, говор€, что за соде€нное не будет ему места ни на земле, ни на небе. ≈му остаетс€ уйти в подземный мир.

 

¬ мире мифов и легенд. —оставители ¬.Ќ.—инельченко, ћ.Ѕ.ѕетров. ƒиамант, «олотой век. —анкт-ѕетербург. 1998.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|