МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

ШУМЕРСКАЯ МИФОЛОГИЯ


 

Сотворение людей


У шумеров есть несколько мифов о сотворении людей, и в первом из приведенных об этом говорится лишь вскользь, хотя, похоже, именно этот небольшой эпизод мифа оказал решающее влияние на способ, которым была создана библейская Ева.

В период до процветания благоустройства земли существовала страна Дильмун (Тильмун), которая была "чистой, непорочной, светлой", не знающей ни болезней, ни смерти. Не было на ней только ручьев и рек. Бог воды Энки приказал богу солнца Уту добыть из земли воду, и Дильмун превратился в божественный сад с изумрудными полями, цветущими лугами и садами.

В этом раю проживала богиня НИНФУРСАГ - великая матерь шумерских богов. От союза Энки и Нинфурсаг родилась НИНСАР или НИНМУ - богиня растений. Затем от Энки зачала его дочь Нинсар, родившая богиню НИНКУРРУ, которая в свою очередь родила богиню УТТУ. Нинфурсаг, зная повадки Энки, предупредила Утту о том, как следует себя вести в случае его ухаживаний. Следуя этим советам, Утту потребовала в качестве брачных даров различные плоды и овощи. Энки принес требуемые дары, Утту приняла его ухаживания, в результате их соединения возникло восемь растений, которые Энки тут же съел.

Разгневанная Нинфурсаг прокляла Энки и удалилась в неизвестном направлении. Вскоре у Энки оказались пораженными недугом восемь частей тела. Помочь ему не мог никто, и начали искать Нинфурсаг. Найти ее не удалось никому, кроме хитрой лисы, которая уговорила Нинфурсаг вернуться и вылечить Энки.

К этому времени гнев богини уже прошел, она вернулась и для излечения Энки создала одного за другим восемь божеств - по одному на каждую пораженную болезнью часть тела Энки. В тексте мифа неоднократно подчеркивается безболезненность родов у богинь. Другой важный момент - исцеление ребра Энки. Для этого была порождена богиня НИНТИ, "владычица ребра". Речь идет об игре слов. Дело в том, что шумерское слово, означающее ребро, звучало "ти". Богиня, созданная для исцеления ребра Энки, была названа Нин-Ти, то есть - "госпожа ребра". Одновременно то же слово "ти" означало "животворить, давать жизнь". Предполагают, что именно этот каламбур, возможно, древнейший в истории человечества, перекочевал впоследствии в Ветхий Завет, утратив там свою двусмысленность, поскольку еврейские слова, означавшие "ребро" и "давать жизнь", были совершенно непохожи.

Еще два мифа посвящены непосредственно сотворению человека, причем в обоих случаях стимулом к созданию людей служит то, что боги, хорошенько вкусив алкогольных напитков, не в состоянии обеспечить себя пищей и удобствами.

В первом случае сотворением занимаются ЛАХАР - божество скота и АНШАН - богиня зерна, но подробности творения не приводятся. Второй рассказ обширен и подробен, и заодно разъясняет происхождение столь многих несовершенств в природе человека, хотя в текстах имеются пробелы, не позволяющие определить некоторые конкретные детали возникновения отклонения от нормы.

Когда умножилось количество небожителей, они стали страдать от недостатка пищи. Боги обратились к своей праматери с просьбой о помощи. Та разбудила Энки и попросила его избавить богов от терзаний. Было выдвинуто предложение: создать для богов многочисленных помощников, которые будут по виду похожи на богов, но им не будет даровано бессмертие. На вопрос о материале для создания существ-помощников Нинфурсаг ответила просто, предложив свою плоть - глину. Помощником Энки в этом деле была Нинмах.

Нинмах поинтересовалась, как определить качество творения, на что Энки ответил, что ее дело - внешний вид, а об остальных свойствах людей позаботится он сам.

Не очень ясно, происходило творение с самого начала в нетрезвом виде или ошибки в создании человека возникли позже, в ходе импровизированного пира богов, но так или иначе фигурки получались корявенькими, деформированными, обладающими иными дефектами.

Хорошенько захмелев, Энки берется лепить людей и создает особенно неудачную фигурку. Нинмах пытается помочь ему, но напрасно. Инмах говорит с фигуркой, но та не может ответить; она дает ему хлеб для еды, но фигурка не тянется за ним; существо не может ни стоять, ни сидеть, ни согнуть колени...

В результате между Нинмах и Энки разгорается ссора, в конце которой Нинмах проклинает Энки, говоря, что за содеянное не будет ему места ни на земле, ни на небе. Ему остается уйти в подземный мир.

 

В мире мифов и легенд. Составители В.Н.Синельченко, М.Б.Петров. Диамант, Золотой век. Санкт-Петербург. 1998.



Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|

Утилизация старой мебели старой мебели, вывоз мусора из квартиры. Грузчики
orisprom.ru