ћ»‘ќЋќ√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ¬ќ—“ќ ј

Ў”ћ≈–— јя ћ»‘ќЋќ√»я


 

ћиф о ѕотопе


ћиф об уничтожении человечества потопом в том или ином виде присутствует почти во всех мифологи€х мира, хот€ иногда, как в ≈гипте, уничтожить человечество может не вода, а нечто иное.

Ўумерский миф о потопе сохранилс€ лишь фрагментарно, и мы дополн€ем содержание мифа по его вавилонской версии, где он €вл€етс€ вставным элементом в эпосе о √ильгамеше.

ѕервые строчки частичной разрушенной глин€ной таблички вкратце пересказывают историю сотворени€ человека, растительности и животных, сообщают о небесном происхождении царской власти, об основании первых п€ти городов и об их божествах-покровител€х. ƒалее вы€сн€етс€, что решение об уничтожении человечества было прин€то на совете богов далеко не единогласно - многие боги были очень огорчены решением своих коллег. ƒалее в рассказе по€вл€етс€ «»”—”ƒ–ј, благочестивый и богобо€зненный царь, у которого бывают божественные видени€ и откровени€.  то-то из богов, видимо, Ёнки, сообщает «иусудре решение собрани€ богов: наслав потоп, "истребить сем€ человеческое". ƒалее в шумерском тексте отсутствует обширный фрагмент, а соответствующий вавилонский текст приводит божественные указани€ относительно размеров и конструкции ковчега, который должен представл€ть собой огромный правильный куб. —ледует рассказ о строительстве и загрузке ковчега, который загружаетс€ серебром и златом, всем, "что имел живой твари", семьей и родом цар€, скотом степным и зверьем, всеми мастерами.

ƒалее возобновл€етс€ шумерский текст с €рким описанием потопа, сопровождаемого страшной бурей, которую бо€тс€ даже боги, жмущиес€ от страха к небесам.

„ерез семь дней по€вл€етс€ бог солнца ”ту, освеща€ и согрева€ землю. «иусудра простираетс€ перед ним и приносит ему в жертву быков и овец. ѕоследние, сохранившиес€ на табличке строки описывают обожествление «иусудры: ему была дарована "жизнь как богу"; он был перенесен в ƒильмун, божественную райскую страну, место, где восходит солнце.

¬ вавилонском варианте ковчег останавливаетс€ у горы Ќицир, царь выжидает семь дней, а потом посылает голуб€, который возвращаетс€, не найд€ пристанища. ѕотом он посылает ласточку, котора€ тоже возвращаетс€. ¬ третий раз он посылает ворона, и тот не возвращаетс€, видимо, найд€ пищу и пристанище. ‘инал вавилонского варианта отличаетс€ от шумерского лишь в детал€х; царю него жене даруетс€ бессмертие, однако жить им повелевают "далеко, у усть€ рек".

—ледует отметить, что при раскопках в различных местах ƒвуречь€ действительно были обнаружены следы различных "локальных наводнений, однако нет указаний на то, что в какую-либо эпоху происходило наводнение, охватившее территорию всей страны:

 

¬ мире мифов и легенд. —оставители ¬.Ќ.—инельченко, ћ.Ѕ.ѕетров. ƒиамант, «олотой век. —анкт-ѕетербург. 1998.



–†–µ–є—В–Є–љ–≥@Mail.ru

|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|