МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

ШУМЕРСКАЯ МИФОЛОГИЯ


 

Миф о Думузи и Инанне


Этот миф в различных вариантах известен у всех народов, населявших Двуречье, и мы приводим его по наиболее древней, шумерской, версии, приведенной С.Крамером.

Две версии мифа рассказывают о сватовстве Думузи к богине. Согласно первой, его соперником был бог земледелия ЭНКИМДУ, и Димузи добился успеха после долгого ожесточенного соперничества. По другой версии, его сватовство сразу охотно было принято Инанни, честолюбивой богиней любви и войны.

Инанна, по непонятным причинам, решила спуститься в подземное царство, где правит ее сестра богиня ЭРЕШКИГАЛЬ. Предположительно, мотивом ее путешествия были безудержные амбиции - желание подчинить себе подземный мир, стать его владычицей. На случай неудачного оборота событий она дает указания своему помощнику (помощнице?) НИНШУБУР: если она не возвратится через три дня, следует совершить погребальный обряд, а затем поочередно обращаться к трем высшим богам - Энлилю, Наине и Энки с мольбой защитить ее и вызволить из преисподней.

Облачившись в царские одежды и драгоценности, Инанна спускается в подземное царство и добирается до лазуритового храма Эрешкигаль. У ворот храма ее встречает привратник НЕТИ, который по указаниям своей хозяйки проводит Инанну через семь врат подземного царства. При проходе через каждые врата с нее по частям снимают одежду и украшения. Пройдя через седьмые врата, она предстает обнаженной перед богиней подземного царства и семью его судьями, которые смотрят на нее "смертоносным взглядом". От всего этого Инанна становится бездыханным телом, которое подвешивают на крюк, вбитый в стену.

На четвертые сутки отсутствия богини Ниншубур в соответствии с ее указаниями начинает обход богов. Как и предполагалось, Энлиль и Наина отказывают ей в помощи, но Энки придумывает план возвращения ее к жизни. Он создает два бесполых существа из грязи, находящейся под его ногтями, вручает им "пищу жизни" и "воду жизни" и велит отправиться в подземное царство. Есть два варианта их последующих действий. В соответствии с первым они должны вручить эти дары Эрешкигаль, сочувственно вторить ее крикам, а когда в качестве ответного дара им предложат воду рек и зерно полей - не принимать их, а попросить тело, висящее на крюке, посыпать его "пищей жизни" и окропить "водой жизни" - по шестьдесят раз, - воскресив тем самым Инанну.

Странные существа проделывают все, что им ведено, возвращают богиню к жизни, но на этом ее беды не кончаются: вошедший в "страну без возврата" может возвратиться в земной мир, только оставив себе замену. Инанна возвращается на землю в сопровождении толпы демонов, которые должны доставить назад либо другое божество, либо Инанну.

Вначале Инанна посещает два города - Умму и Бадтебиру. Боги-покровители этих городов ШАРА и ЛАТАРАК при виде посланца царства смерти приходят в ужас, облачаются в рубище и ползают перед Инанной в пыли. Ее удовлетворяет их поведение. Она одерживает рвущихся демонов и, оставив этих двух богов в покое, отправляется дальше.

Прибыв в свой город Урук, Инанна встречает собственного мужа Думузи. Думузи ведет себя вызывающе: "Надел прекрасные одежды, воссел на высоком троне". Рассерженная тем, что муж не оплакивает ее, Инанна предает его в руки демонов. Думузи молит бога солнца Уту спасти его, превратив его руки в руки змеи и ноги - в ноги змеи.

На этом фрагмент основного мифа обрывается и дальнейшая судьба Думузи неизвестна. Позже были найдены глиняные таблички с несколько видоизмененным вариантом мифа, из которого можно понять дальнейший ход событий.

Уту дарит Думузи облик газели, и тот скрывается от демонов. Демоны хватают сестру Думузи ГЕШТЕНАННУ и пытаются подкупить ее, чтобы она выдала им местонахождение брата, но Гештенанна не выдает его. Думузи, опасаясь за судьбу сестры, возвращается в город (есть вариант прочтения, в котором Думузи выдает некий его, друг), где демоны хватают его, избивают, связывают и собираются утащить в подземное царство. УТУ выручает Думузи, но демоны вновь хватают и избивают его. Думузи обращается за помощью к богине БЕЛИЛИ, прося у нее води и пищи. Как только он вкушает их, вновь появляются демоны, вновь Уту превращает его в газель, и Думузи бежит в пастушеский стан своей сестры Гештенанны. Демоны и там находят его, хватают, избивают, и в конце концов Думузи умирает.

Предполагают, что в древнейшем варианте этого мифа дела обстояли наоборот: Инанна спускалась в преисподнюю, чтобы вернуть к жизни своего мужа и брата Думузи.

В иных текстах этот миф имеет сравнительно оптимистический конец: Гештенанна, богиня растительности, жертвует собой ради брата, добиваясь компромиссного решения, в соответствии с которым каждые полгода она занимает его место в подземном царстве. Таким образом, они поочередно проводят полгода на земле и полгода в царстве мертвых. Позже, в эпоху Вавилона, этот миф получил свое дальнейшее развитие.

 

В мире мифов и легенд. Составители В.Н.Синельченко, М.Б.Петров. Диамант, Золотой век. Санкт-Петербург. 1998.



Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|

Срочное обслуживание холодильного оборудования и выезд к заказчику
Итальянская химчистка и прачечная. Сеть химчисток
kovrochist.ru