ћ»‘ќЋќ√»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ¬ќ—“ќ ј

Ў”ћ≈–— јя ћ»‘ќЋќ√»я


 

ћиф о ƒумузи и »нанне


Ётот миф в различных вариантах известен у всех народов, насел€вших ƒвуречье, и мы приводим его по наиболее древней, шумерской, версии, приведенной —. рамером.

ƒве версии мифа рассказывают о сватовстве ƒумузи к богине. —огласно первой, его соперником был бог земледели€ ЁЌ »ћƒ”, и ƒимузи добилс€ успеха после долгого ожесточенного соперничества. ѕо другой версии, его сватовство сразу охотно было прин€то »нанни, честолюбивой богиней любви и войны.

»нанна, по непон€тным причинам, решила спуститьс€ в подземное царство, где правит ее сестра богин€ Ё–≈Ў »√јЋ№. ѕредположительно, мотивом ее путешестви€ были безудержные амбиции - желание подчинить себе подземный мир, стать его владычицей. Ќа случай неудачного оборота событий она дает указани€ своему помощнику (помощнице?) Ќ»ЌЎ”Ѕ”–: если она не возвратитс€ через три дн€, следует совершить погребальный обр€д, а затем поочередно обращатьс€ к трем высшим богам - Ёнлилю, Ќаине и Ёнки с мольбой защитить ее и вызволить из преисподней.

ќблачившись в царские одежды и драгоценности, »нанна спускаетс€ в подземное царство и добираетс€ до лазуритового храма Ёрешкигаль. ” ворот храма ее встречает привратник Ќ≈“», который по указани€м своей хоз€йки проводит »нанну через семь врат подземного царства. ѕри проходе через каждые врата с нее по част€м снимают одежду и украшени€. ѕройд€ через седьмые врата, она предстает обнаженной перед богиней подземного царства и семью его судь€ми, которые смотр€т на нее "смертоносным взгл€дом". ќт всего этого »нанна становитс€ бездыханным телом, которое подвешивают на крюк, вбитый в стену.

Ќа четвертые сутки отсутстви€ богини Ќиншубур в соответствии с ее указани€ми начинает обход богов.  ак и предполагалось, Ёнлиль и Ќаина отказывают ей в помощи, но Ёнки придумывает план возвращени€ ее к жизни. ќн создает два бесполых существа из гр€зи, наход€щейс€ под его ногт€ми, вручает им "пищу жизни" и "воду жизни" и велит отправитьс€ в подземное царство. ≈сть два варианта их последующих действий. ¬ соответствии с первым они должны вручить эти дары Ёрешкигаль, сочувственно вторить ее крикам, а когда в качестве ответного дара им предложат воду рек и зерно полей - не принимать их, а попросить тело, вис€щее на крюке, посыпать его "пищей жизни" и окропить "водой жизни" - по шестьдес€т раз, - воскресив тем самым »нанну.

—транные существа проделывают все, что им ведено, возвращают богиню к жизни, но на этом ее беды не кончаютс€: вошедший в "страну без возврата" может возвратитьс€ в земной мир, только оставив себе замену. »нанна возвращаетс€ на землю в сопровождении толпы демонов, которые должны доставить назад либо другое божество, либо »нанну.

¬начале »нанна посещает два города - ”мму и Ѕадтебиру. Ѕоги-покровители этих городов Ўј–ј и Ћј“ј–ј  при виде посланца царства смерти приход€т в ужас, облачаютс€ в рубище и ползают перед »нанной в пыли. ≈е удовлетвор€ет их поведение. ќна одерживает рвущихс€ демонов и, оставив этих двух богов в покое, отправл€етс€ дальше.

ѕрибыв в свой город ”рук, »нанна встречает собственного мужа ƒумузи. ƒумузи ведет себ€ вызывающе: "Ќадел прекрасные одежды, воссел на высоком троне". –ассерженна€ тем, что муж не оплакивает ее, »нанна предает его в руки демонов. ƒумузи молит бога солнца ”ту спасти его, превратив его руки в руки змеи и ноги - в ноги змеи.

Ќа этом фрагмент основного мифа обрываетс€ и дальнейша€ судьба ƒумузи неизвестна. ѕозже были найдены глин€ные таблички с несколько видоизмененным вариантом мифа, из которого можно пон€ть дальнейший ход событий.

”ту дарит ƒумузи облик газели, и тот скрываетс€ от демонов. ƒемоны хватают сестру ƒумузи √≈Ў“≈ЌјЌЌ” и пытаютс€ подкупить ее, чтобы она выдала им местонахождение брата, но √ештенанна не выдает его. ƒумузи, опаса€сь за судьбу сестры, возвращаетс€ в город (есть вариант прочтени€, в котором ƒумузи выдает некий его, друг), где демоны хватают его, избивают, св€зывают и собираютс€ утащить в подземное царство. ”“” выручает ƒумузи, но демоны вновь хватают и избивают его. ƒумузи обращаетс€ за помощью к богине Ѕ≈Ћ»Ћ», прос€ у нее води и пищи.  ак только он вкушает их, вновь по€вл€ютс€ демоны, вновь ”ту превращает его в газель, и ƒумузи бежит в пастушеский стан своей сестры √ештенанны. ƒемоны и там наход€т его, хватают, избивают, и в конце концов ƒумузи умирает.

ѕредполагают, что в древнейшем варианте этого мифа дела обсто€ли наоборот: »нанна спускалась в преисподнюю, чтобы вернуть к жизни своего мужа и брата ƒумузи.

¬ иных текстах этот миф имеет сравнительно оптимистический конец: √ештенанна, богин€ растительности, жертвует собой ради брата, добива€сь компромиссного решени€, в соответствии с которым каждые полгода она занимает его место в подземном царстве. “аким образом, они поочередно провод€т полгода на земле и полгода в царстве мертвых. ѕозже, в эпоху ¬авилона, этот миф получил свое дальнейшее развитие.

 

¬ мире мифов и легенд. —оставители ¬.Ќ.—инельченко, ћ.Ѕ.ѕетров. ƒиамант, «олотой век. —анкт-ѕетербург. 1998.




|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|