ƒ–≈¬Ќ»… ћ»–: ћ≈∆ƒ”–≈„№≈


 

»—“ќ–»я Ў”ћ≈–ј

—реди стран ѕередней јзии наиболее удобной дл€ широкого развити€ земледельческого хоз€йства была страна, лежаща€ между “игром и ≈вфратом, которую древние греки называли ћесопотами€ (ћеждуречье). Ёта страна т€нетс€ от гор јрмении на севере до ѕерсидского залива на юге. Ќа западе она граничит с сирийско-месопотамской степью, а на востоке - с горными кр€жами «ападного »рана. —редн€€ и южна€ части ћесопотамии представл€ют собой равнину, созданную наносными отложени€ми (аллювием) “игра и ≈вфрата, которые, периодически разлива€сь, удобр€ют и орошают землю. “игр берЄт своЄ начало в горах јрмении, к югу от ¬анского озера. »стоки ≈вфрата лежат к востоку от Ёрзерума на высоте 2 тыс. м над уровнем мор€. “ечение “игра отличаетс€ большой быстротой. Ќесмотр€ на то, что “игр на 750 км короче ≈вфрата, он несЄт вдвое больше воды, чем медленно текущий ≈вфрат, длина которого достигает 2 600 км. Ѕерега ≈вфрата ниже берегов “игра, поэтому ≈вфрат затопл€ет значительно большую территорию и разлив его длитс€ дольше, чем разлив “игра, продолжа€сь с середины марта до сент€бр€. –усла обеих рек переместились в течение истекших п€ти тыс€челетий. ƒревние города Ўумера и јккада, как, например, —иппар,  иш, Ќиппур, Ўуруп-пак, ”рук и Ћарса, были расположены на берегах ≈вфрата, как на то указывают сохранившиес€ надписи. Ќыне же развалины этих городов лежат к востоку от современного русла ≈вфрата. “игр также переместил своЄ русло. ≈го течение отклонилось к северо-востоку. “аким образом, обе реки были ближе друг к другу, чем ныне. “ем самым и территори€ равнины, доступна€ орошению, была несколько меньше. “игр и ≈вфрат были главными не только оросительными, но и транспортными магистрал€ми страны; ќбе реки св€зывали ћесопотамию с соседними странами, с древней јрменией (”рарту), »раном, ћалой јзией, —ирией.

ѕериодические разливы “игра и ≈вфрата, обусловленные та€нием снегов в горах јрмении, имели определЄнное значение дл€ развити€ земледельческого хоз€йства, основанного на искусственном орошении. Ўумер, расположенный на юге ƒвуречь€, и јккад, занимавший среднюю часть страны, несколько отличались друг от друга в климатическом отношении. ¬ Ўумере зима была сравнительно м€гкой, здесь могла расти в диком виде финикова€ пальма. ѕо климатическим услови€м јккад ближе к јссирии, где зимой выпадает снег, и финикова€ пальма в диком виде не растЄт.

≈стественные богатства ёжной и —редней ћесопотамии не велики. ∆ирна€ и в€зка€ глина аллювиальной почвы была прекрасным сырьЄм в руках первобытного гончара. —мешива€ глину с асфальтом, жители древней ћесопотамии делали особый прочный материал, который им замен€л камень, редко встречающийс€ в южной части ƒвуречь€. —толь же характерно дл€ ћесопотамии и отсутствие металла, что ставило местное население в зависимость от северных и восточных металлургических районов.

Ќебогат и растительный мир ƒвуречь€. ƒревнейшее население этой страны акклиматизировало зерновые злаки, €чмень и пшеницу. Ѕольшое значение в хоз€йственной жизни страны имели финикова€ пальма и тростник, которые росли в южной части ƒвуречь€ в диком виде. ќчевидно, к местным растени€м принадлежали сезам (кунжут), служивший дл€ изготовлени€ масла, а также тамариск, из которого добывали сладкую смолу. ƒревнейшие надписи и изображени€ указывают на то, что жител€м ћесопотамии были известны различные породы диких и домашних животных. ¬ восточных горах водились овцы (муфлоны) и козы, а в болотистых заросл€х юга - дикие свиньи, которые были приручены уже в глубокой древности. –еки были богаты рыбой и птицей. –азличные виды домашней птицы были известны как в Ўумере, так и в јккаде.

ѕриродные услови€ ёжной и —редней ћесопотамии были благопри€тны дл€ развити€ скотоводства и земледели€, потребовали организации хоз€йственной жизни, и применени€ значительного труда в течение длительного времени.

 

ѕервые поселени€

cows.jpg (11433 bytes)
ƒоение коров в храмовом хоз€йстве. »зображение на стене храма. √ородище Ёль-обейд.
ƒревний Ўумер около 2600 г. до н.э. ѕерламутрова€ инкрустаци€.
                 

ƒревнейшие поселени€ на территории средней части ћесопотамии по€вились в эпоху позднего цеолита. ѕлемена, насел€вшие в глубочайшей древности ћесопотамию, жили на островах, возвышавшихс€ среди болот. —вои поселени€ они строили на искусственных земл€ных насып€х. ќсуша€ окружающие болота, они создали древнейшую систему искусственного орошени€.  ак указывают находки в  ише, они пользовались микролитическими оруди€ми. Ёти племена, возможно, принадлежали к древнейшему этническому слою ѕередней јзии.

Ќо подлинными создател€ми шумеро-аккадской культуры и государственности были шумерийцы, очевидно, пришедшие в ћесопотамию из восточных горных областей, а также семитские племена јккада, родственные племенам сирийско-месопотамской степи. –аскопки последних двадцати лет на территории ћесопотамии позвол€ют восстановить древнейшую, доисторическую стадию их культурной жизни.

ѕам€тники архаической эпохи, найденные на территории —редней и ёжной ћесопотамии, прин€то делить по местам наиболее типичных находок на три культурных периода: Ёль-ќбеида и ”рука в Ўумере и ƒжемдет-Ќаср (около  иша) в јккаде. Ёти три сменивших друг друга культурных периода охватывают почти всЄ четвЄртое тыс€челетие до н. э. ќни предшествовали образованию древнейших государств в ёжном и —реднем ƒвуречье.

Ќаиболее раннее поселение, открытое в ёжной ћесопотамии, находилось около Ёль-ќбеида (близ ”ра), на речном острове, который возвышалс€ над болотистой равниной. Ќаселение, жившее здесь, занималось охотой и рыболовством, но уже переходило к более прогрессивным видам хоз€йства: к скотоводству и земледелию. ¬ эту эпоху были приручены овца, коза и свинь€ и акклиматизирована полба - древнейшее зерновое растение ѕередней јзии. «емледельцы ещЄ пользовались очень примитивными оруди€ми: мотыгами из рогового камн€ и серпами с кремнЄвыми зубь€ми. Ќекоторого развити€ достигли керамика, ткацкое дело и обработка камн€. √лин€ные сосуды, сделанные из тонкой глины желтовато-зелЄного цвета, покрывались раскрашенными узорами и украшались изображени€ми зверей, птиц и людей. »з камн€ выделывались различные оруди€ и оружие:

топоры с отверстием дл€ руко€тки, мотыги, ножи, наконечники булав и стрел. ¬ эту же эпоху по€вл€ютс€ и первые металлические оруди€, как, например, плоские топоры. — развитием металлургии начинают делать из меди помимо орудий и другие предметы, как, например, зеркала и булавки. “ак совершаетс€ крупнейший переворот в области техники, переход от камн€ к металлу, в данном случае к меди. ƒревнейшее оседлое население Ёль-ќбеида жило в маленьких хижинах, стены которых были построены из плетЄного камыша, облепленного глиной. ќднако при постройках уже начинает примен€тьс€ кирпич. “ак, внутри хижин были найдены очаги, сложенные из крупного кирпича плосковыпуклой формы. “ут же были обнаружены каменные кос€ки, служившие дл€ дерев€нных дверей.

 

ѕериод ”рука

shtandart-1.jpg (9963 bytes)

shtandart-2.jpg (9348 bytes)
Ўтандарт с инструктированными
изображени€ми из ”ра (обе сторны)
                 

  этому древнему времени относитс€ также формирование религиозных верований древнейших племЄн ёжной ћесопотамии. ќ вере в загробную жизнь и очень древнем по€влении заупокойного культа свидетельствуют скорченные погребени€, найденные в €мах, и вторичные погребени€ костей в особых сосудах. ¬ могилу р€дом с умершим обычно клали сосуды с пищей, бусы, раковины, а также глин€ные статуэтки женщин со следами татуировки.  ультура Ёль-ќбеида существовала очень долго. —воими корн€ми она уходит в древние местные культуры ¬ерхней ћесопотамии. ќднако уже по€вл€ютс€ и первые элементы шумерийской культуры.

hram.gif (15865 bytes)
’рам на искусственной платформе. ”рук.
 онец VI тыс€челети€ до н.э.

                 

—ледующий период шумерийской архаики носит название периода ”рука по месту наиболее важных раскопок. ƒл€ этой эпохи характерен новый вид керамики. √лин€ные сосуды, снабжЄнные высокими ручками и длинным носиком, возможно, воспроизвод€т древний металлический прототип. —осуды сделаны на гончарном круге; однако по своей орнаментации они гораздо скромнее, чем раскрашенна€ керамика времени Ёль-ќбеида. Ёто по большей части проста€ красна€ или чЄрна€ керамика со скудным нацарапанным узором. Ќо в целом период ”рука характеризуетс€ значительным прогрессом, который в частности находит своЄ выражение в по€влении древнейшей монументальной архитектуры. ¬ этом отношении показательны остатки древнейшей ступенчатой храмовой башни (зиккурата), каменный фундамент храма и монументальна€ постройка из больших кирпичей с колоннами, украшенными пЄстрой мозаикой. ’оз€йственна€ жизнь и культура получают в эту эпоху своЄ дальнейшее развитие. ѕо€вл€етс€ необходимость в составлении документов. ¬ св€зи с этим возникает ещЄ примитивна€ картинна€ (пиктографическа€) письменность, следы которой сохранились на цилиндрических печат€х того времени. Ќадписи насчитывают в общей сложности до 1500 картинных знаков, из  оторых постепенно выросла древнешумерийска€ письменность.

 

ƒжемдет-Ќаср

“ретий период шумеро-аккадской архаики обычно носит по ту главных находок название ƒжемдет-Ќаср (около  иша) раскопки, производившиес€ здесь с 1926 г., обнаружили множество пам€тников, свидетельствующих о некотором прогрессе во всех отрасл€х культуры. ¬ эту эпоху колонизаци€ болотных частей южной и средней части ћесопотамии племенами восточных и северных нагорий была в основном закончена. «емледельческое хоз€йство получило своЄ дальнейшее развитие, нар€ду с €чменЄм население начинает возделывать пшеницу.  рупное хоз€йственное значение имело приручение быка и осла. –азделение труда и рост техники повлекли за собой значительное развитие ремЄсел. √лин€ные сосуды теперь делаютс€ при помощи гончарного круга, снабжаютс€ ручками, лепными украшени€ми и геометрическим орнаментом. –азнообразие узоров и раскраски, а также зрелость форм указывают на значительное развитие керамики. ƒальнейшее развитие получас и металлурги€.  ост€ные и каменные оруди€ и оружие все более вытесн€ютс€ медными. –азвитие сельского хоз€йства и ремесла приводит к по€влению торговли, зачатки которой в некоторой степени, впрочем, существовали и раньше. ƒревнейшие торговые св€зи всЄ теснее св€зывают —реднюю ћесопотамию с —еверным

bull-c.gif (10073 bytes)

√олова быка из золота и лазурита
                 

ƒвуречьем, с Ёламом, с «ападным »раном и с —еверной —ирией, на что указывают находки предметов типа ƒжемдет-Ќаср во всех этих странах. ѕо€вление торговли влечЄт за собой развитие транспорта.   этому времени относитс€ по€вление колеса, колесницы и повозки, а также распространение особых лодок с высоким носом и приподн€той кормой. –ост материального богатства приводит к социальному расслоению, косвенным подтверждением чего €вл€ютс€ развалины древнейшего дворца: большого монументального комплекса помещений размером 92х48 м. ѕогребальные обычаи и художественные изображени€ указывают на дальнейшее развитие земледельческих культов, среди которых видное место занимал культ богини-матери.

–аскопки древнейших поселений в ћесопотамии дали большой археологический материал, который позволил учЄным поставить р€д существенных вопросов о том, к каким племенам принадлежало древнейшее население ƒвуречь€ и откуда, а также в какую эпоху пришли в ћесопотамию древнейшие племена шумерийцев и семитов јккада. —амые разнообразные гипотезы были построены учЄными дл€ объ€снени€ этих проблем. ќднако ни одна из них полностью не может быть доказана, так как в древнейших археологических сло€х было найдено ещЄ слишком мало архаических надписей, которые могли бы пролить свет на этот вопрос. ¬ насто€щее врем€ с некоторой уверенностью можно утверждать лишь то, что семиты јккада и шумерийцы ёжной ћесопотамии резко отличались друг от друга, как по своему внешнему облику, так и по €зыку.

—емиты јккада, родственные по своему внешнему облику и €зыку, семитским племенам сирийско-месопотамской степи, —ирии и јравии, очевидно, пришли в ƒвуречье с запада. »меютс€ все основани€ предполагать, что шумерийцы пришли в ћесопотамию из горных областей. Ќа это указывает очень древний способ изготовлени€ крупных кирпичей, напоминающих каменные блоки, постройка ступенчатых храмов (зиккуратов), очевидно, воспроизвод€щих форму искусственной горы, наконец, вера в богов, обитающих в горах. ¬озможно, что шумерийцы, близкие по типу своей материальной культуры к племенам Ёлама, пришли в ћесопотамию с востока. ћожно предполагать, что шумерийцы обитали в Ќижней ћесопотамии уже в эпоху культуры ”рука, однако некоторые элементы шумерийской культуры восход€т к более древней эпохе Ёль-ќбеида.

 

—ельское хоз€йство

«начительное развитие сельского хоз€йства, возникновение металлургии и распространение меновой торговли повлекли за собой рост производительных сил и потребность увеличении рабочей силы. –езультатом этого было разложение древнего родо-общинного стро€ и возникновение на его развалинах древнейших рабовладельческих государств. Ётот процесс можно проследить благодар€ большому количеству документов и пам€тников материальной культуры, найденных в развалинах шумерийских и аккадских городов, относ€щихс€ к третьему тыс€челетию до н. э.

ѕервобытные формы хоз€йства, охота и рыболовство пережиточно сохран€ли некоторое значение в экономике страны. ќднако ведущую и прогрессивную роль играло сельское хоз€йство, возникшее в силу естественных условий ещЄ в древнейшую эпоху и получившее своЄ дальнейшее развитие в третьем тыс€челетии до н. э. ¬ некоторых част€х Ќижней ћесопотамии плодородна€ почва была уже в значительной степени обработана и щедро кормила многочисленное и трудолюбивое население. Ќа большую плотность населени€ указывает тот факт, что развалины крупных городов, как, например, Ћарсы и ”рука, наход€тс€ на рассто€нии всего лишь 24 км друг от друга. ќбширные луга и степи, простирающиес€ к западу от ≈вфрата, давали возможность заниматьс€ скотоводством.  ороткорогие и длиннорогие быки содержались на подножном корму и получали прикорм зерном. –абочим скотом пользовались при орошении почвы, пахоте и молотьбе, а также дл€ перевозки грузов. –азводили и м€со-молочный скот, дававший большое количество м€сных и молочных продуктов. ќчень широко был распространЄн мелкий рогатый скот, особенно курдючные и мериносовые овцы, а также козы различных пород. ƒл€ нужд транспорта пользовались быками и ослами. Ћошадь по€вл€етс€ значительно позднее, очевидно, лишь во втором тыс€челетии до н. э.

ottisk.jpg (12357 bytes)
ќттиск шумерийской цилиндрической
печати с изображением плуга.
                 

–азвитию земледели€ особенно благопри€тствовало плодородие почвы, обилие воды и естественных удобрений, которые приносили с собой реки. ќднако население должно было приложить много труда, чтобы превратить болотистые области земледельческие культурные районы. —перва надо было осушить сплошные болота, а затем регулировать разливы рек и создать систему искусственного орошени€, котора€ позвол€ла –авномерно распредел€ть по всей стране воду роки во врем€ Ќаводнени€. ѕоэтому задачей первых общин, образовавшихс€ на территории южной части ћесопотамии, было устройство целой сети искусственного орошени€. Ёнгельс писал: "ѕервое условие земледели€ здесь - это искусственное орошение, а оно €вл€етс€ делом либо общин, либо провинций, либо центрального правительства".

Ќесмотр€ на то, что уже в глубокой древности в ћесопотамии была создана густа€ сеть оросительных каналов, техника изготовлени€ сельскохоз€йственных орудий отличалась большой примитивностью и застойностью. ¬ течение тыс€челетий дл€ обработки земли пользовались простейшей мотыгой, особой бороной дл€ разрыхлени€ почвы и первобытным плугом, столь же примитивным, как и плуги старокитайской конструкции, которые взрывали землю, как свинь€ или крот. ѕри жатве обычно пользовались простым серпом, который в древнейшее врем€ делалс€ из дерева и снабжалс€ острыми кремнЄвыми зубь€ми. ћолотили при помощи скота, который растаптывал колось€ своими копытами на току. «ерно отвеивали лопатами и хранили в амбарах.

Ќеобычайное плодородие орошаемой почвы не требовало от человека особых усилий дл€ еЄ обработки н том самым объективно тормозило развитие сельского хоз€йства. ƒокументы хоз€йственной отчЄтности указывают на то, что урожай €чмен€ был здесь обычно сам-36. ¬ некоторых случа€х он достигал максимальной цифры - сам-104,5. — другой стороны, низкий уровень примитивной и застойной техники сельского хоз€йства объ€сн€етс€ в значительной степени своеобразными услови€ми рабского труда. ѕо мере распада старых сельских общин количество рабов в стране увеличивалось. ќдновременно с этим пленников, захваченных во врем€ войн, обращали в рабство. ѕоэтому в сельском хоз€йстве стал примен€тьс€ труд рабов. ѕо мере развити€ рабства становилось возможным постепенно увеличивать количество рабов в хоз€йстве. “аким образом, не ощущалось необходимости заботитьс€ о развитии техники сельскохоз€йственных орудий.   тому же рабы в силу своего положени€ не были заинтересованы в бережном обращении с оруди€ми труда. ¬следствие этого рабовладельцы обычно давали рабам наиболее грубые оруди€.

¬ ћесопотамии уже с древних времЄн были известны различные виды хлебных злаков, среди которых первое место занимал €чмень. Ќар€ду с €чменЄм была известна и полба, служивша€ главным образом дл€ изготовлени€ хлеба и пива.  ультура пшеницы в ћесопотамии была распространена меньше; стоимость пшеницы превышала вдвое стоимость полбы и €чмен€. Ќаконец, возделывалась дурра (один из видов зернового растени€ сорго, известного в јзии и в јфрике), сохранивша€с€ до насто€щего времени на ¬остоке.

”же в шумерийскую эпоху постепенно развиваютс€ сравнительно интенсивные земледельческие культуры, огородничество и садоводство. Ќа это указывает существование в шумерийском €зыке особых слов, служивших дл€ обозначени€ пол€, сада, луга и виноградника, пахар€ и садовника. ¬ысока€ оценка садоводства нашла своЄ отражение в мифологических и исторических легендах.

ѕомимо различных овощей и фруктовых деревьев крупное хоз€йственное значение имела в древней ћесопотамии финикова€ пальма, культура которой восходит к глубокой древности. —уществовали особые сады финиковых пальм, некоторые породы которых искусственно облагораживались. ƒл€ увеличени€ урожайности пальм примен€лс€ особый способ искусственного опылени€, на что указывают религиозные изображени€, строго установленный тип которых сохранилс€ вплоть до ассирийской эпохи. ¬ажное хоз€йственное значение финиковой пальмы нашло своЄ отражение в литературе, в изобразительном искусстве и в религии. ‘иникова€ пальма издавна считалась св€щенным деревом. “ак, "правитель Ћарсы √ун-√унум на втором году своего царствовани€ пожертвовал богу солнца Ўамашу две бронзовые пальмы". ¬ св€зи с культом финиковой пальмы стоит легенда о св€щенном "дереве жизни"; соответствующие изображени€ долго сохран€лись на печат€х ўумеро-аккадской эпохи.

 

–емесла

Ќар€ду с сельским хоз€йством в древнейшей ћесопотамии получили развитие и ремЄсла. ќднако развитие ремЄсел в значительной степени тормозилось отсутствием наиболее важных видов сырь€. ¬ южной части ћесопотамии не было ни металла, ни достаточного количества камн€ и дерева. ѕоэтому уже в древности здесь дл€ замены этих недостающих видов сырь€ стали пользоватьс€ главным образом глиной и камышом. √линой пользовались часто, замен€€ ею дерево, камень и металл. »з глины, делали бочки, €щики, трубы, печи, очаги, печати, веретена светильники, погребальные €щики. ¬ древнейшие времена и глины лепили сосуды - сначала от руки, а впоследствии на специальном гончарном круге. Ќаконец, из глины делали в большом количестве важнейший строительный материал - кирпич, который приготовл€лс€ с примесью камыша и соломы. Ётот кирпич иногда просушивалс€ на солнце, а иногда обжигалс€ в специальной печи.   началу третьего тыс€челети€ до н.э., относ€тс€ древнейшие здани€, построенные из своеобразных крупных кирпичей, одна сторона которых образует плоскую поверхность, а друга€ - выпуклою.

¬ажнейшими заменител€ми дерева в древней ћесопотамии были камыш и тростник, различные виды которых в большом количестве растут в ƒвуречье.  амышом и тростником пользовались дл€ изготовлени€ различных плетЄных вещей, в качестве строительного материала, а также и при кораблестроении. ƒерево встречалось в ћесопотамии редко и чрезвычайно высоко ценилось. Ќа высокую стоимость дерева указывает обычай арендовать дом без дерев€нных частей. јрендатор обычно привозил все дерев€нные части дома и, покида€ дом, увозил их вместе со своим имуществом. Ўумерийцы изготовл€ли из дерева оружие (луки и стрелы), оруди€ труда (плуги), повозки, колесницы и корабли.

Ўирокое распространенно скотоводства способствовало развитию кожевенного производства. »з кожи делали упр€жь, обувь, шлемы, панцири, колчаны, в позднюю эпоху - даже особый писчий материал, напоминавший пергамент. ¬ текстильном деле примен€лись лЄн и шерсть. «начительное развитие скотоводства способствовало широкому распространению шерст€ных тканей.

 рупный переворот в технике произвело открытие металлов. ќдним из первых металлов, известных народам южной части ћесопотамии, была медь, название которой встречаетс€ как в шумерийском, так и в аккадском €зыках. —воеобразна€ медна€ индустри€ сохранилась почти до первой половины второго тыс€челети€ до н.э. »з меди делали самые различные предметы, в частности оружие, оруди€ труда (топоры и серпы),

сосуды. Ѕольшое количество разнообразных медных изделий было найдено при раскопках ”ра. ћедные статуэтки и рельефы, сделанные с большим художественным мастерством, свидетельствуют об относительно развитой металлургии уже в середине третьего тыс€челети€ до н.э. ¬ надпис€х из Ћарсы упоминаютс€ 19 медных статуй, сделанных по царским приказам.

Ќесколько позднее по€вилась бронза, котора€ делалась из сплава меди со свинцом, а впоследствии с оловом. ѕоследние археологические открыти€ указывают на то, что уже и середине третьего тыс€челети€ до н.э. в ћесопотамии было известно железо, очевидно, метеоритное. “ак, в одной из гробниц в ”ре был найден маленький топорик, сделанный из метеоритного железа, а в развалинах Ёшнунны была обнаружена бронзова€ ручка кинжала, во внутренней, полой части которой, сохранились микроскопические следы железа, очевидно, остатки железного клинка. Ќо всЄ же железные издели€ этого времени были обнаружены в очень небольшом количестве. ќчевидно, железо в ћесопотамии в эту эпоху было мало распространено. ≈го приходилось привозить из далЄких областей «акавказь€, может быть, из ћалой јзии, где находились древние очаги металлургической, в частности железоделательной, техники.

 

“орговл€

perevozka.gif (9526 bytes)
ѕеревозка грузов по воде. –исунок
по древним изображени€м.
                 

¬ древнейших общинах южной части ћесопотамии в третьем тыс€челетии до н. э. почти все производившиес€ здесь продукты потребл€лись на месте. Ќа натуральный характер хоз€йства указывает обычай платить дань и подати натурой. ≈щЄ в эпоху ”рукагины (около 2400 г. до н.э.) чиновники должны были взимать подати овцами, €гн€тами, рыбой. "Ћишь при отсутствии белой овцы пастухи шерстошкурных овец приносили деньги". ’арактерен обычай производить оценку земли, шерсти, масла, рабов и медных предметов при помощи зерна. ќднако древний натурально-хоз€йственный строй этих первобытных общин стал постепенно измен€тьс€ вследствие по€влени€ избыточных продуктов. ѕо мере того как эти избыточные продукты земледели€ или ремесла по€вл€лись на рынке, возникал древнейший торговый обмен как внутри страны, так и с соседними странами. Ќа наличие торговли в начале третьего тыс€челети€ до н.э. указывают сохранившиес€ тексты контрактов на продажу рабов, домов, полей, домашних животных и драгоценных металлов.

Ќеобходимость получени€ из соседних стран различных видов недостающего сырь€ способствовала развитию довольно значительной внешней торговли. “ак, мы знаем, что шумерийцы привозили медь из Ёлама, »рана и јссирии, а дерево - из горных районов, лежащих к северу и востоку от ƒвуречь€. Ќесмотр€ на довольно широкие территориальные рамки, эта торговл€ была ещЄ весьма примитивной. Ёто была древнейша€ менова€ торговл€, при которой товары одних видов лишь обменивались на другие товары. “олько постепенно по€вл€ютс€ древнейшие товарные эквиваленты стоимости - древнейшие виды денег. ¬ глубочайшей древности у земледельческих народов ћесопотамии это обычно были скот и зерно. ¬последствии, по мере распространени€ металлов, значение денег приобретают металлические слитки. ќднако эти слитки ещЄ не снабжены чеканом, который мог бы гарантировать точность веса и чистоту сплава. ѕоэтому при каждой торговой сделке необходимо было провер€ть вес данного слитка меди или серебра. Ёти древнейшие деньги всЄ ещЄ сохран€ют свой примитивный товарный характер.

–асширение торговли в древней ћесопотамии влекло за собой и развитие транспорта. «десь, как и в ≈гипте, очевидно, уже в глубокой древности товары перевозили по рекам и каналам. Ѕольшие реки ћесопотамии, естественные торговые магистрали, “игр и ≈вфрат и цела€ сеть каналов способствовали развитию водного транспорта. ѕо караванным пут€м товары доставл€ли на ослах и мулах, пользу€сь вьюком, колесницами и повозками, передвигавшимис€ при помощи очень примитивных дисковых колЄс. ќбразцы этих примитивных колесниц и их изображени€ были найдены при раскопках города ”ра.

 

–абство

city.jpg (12125 bytes)
" руглый храм" и жилые кварталы шумерского города. √ородище ’афадже. ѕерва€ половина III тыс€челети€ до н.э. –еконструкци€.
                 

— развитием производительных сил в шумерийском и аккадском обществе, с ростом производительности труда по€вл€етс€ прибавочный продукт, а вместе с тем и эксплуатаци€ человека человеком в форме рабства.

ќдну из древнейших форм рабства мы находим ещЄ в патриархальной семье.

Ќа наличие этих скрытых видов рабства, впервые возникающих в семье, указывает целый р€д шумерийских и аккадских документов. ƒревнейшее семейное право, зафиксированное в шумерийском кодексе, разрешало отцу продавать в рабство своих детей. » это было не мЄртвой буквой закона, а вполне реальным правом, посто€нно осуществл€вшимс€ в семейном быту. –одители часто продавали своих детей в рабство, причЄм услови€ такой продажи записывались в особых документах, сохранившихс€ до нашего времени.

Ќекоторой маскировкой этой продажи был обычай усыновлени€ чужого ребенка, что нередко закрепл€лось в особом документе. ”сыновл€ющий платил отцу усыновлЄнного определЄнную сумму в качестве платы за усыновление. “аким образом, это усыновление было скрытой формой продажи ребЄнка.

zahvat.gif (9781 bytes)
«ахват пленного. „асть перламутровой инструстации
из  иша. ќколо 2700 г. до н.э.

                 

’арактерной чертой патриархальной семьи в древней ћесопотамии €вл€етс€ неполноправное положение женщины, усугубленное обычаем многоженства. ƒочерей нередко продавали в рабство, на что указывает встречающиес€ в документах термин: "цена жены". –азвитию рабства в сильной степени способствовала долгова€ кабала. ¬о многих документах фиксируютс€ ссуды, в частности зерном, которые вынуждены были брать бедн€ки у богачей. —амо собой разумеетс€, что бедн€ки часто не имели средств, чтобы своевременно вернуть ссуду вместе с наросшими процентами. «апутавшись в долгах, бедн€к нередко становилс€ жертвой ростовщика. ≈му угрожало неминуемое рабство.

Ќо древнейшим и важнейшим источником рабства были упорные войны, которые посто€нно вели между собой сперва родо-племенные союзы, а затем и отдельные государства Ўумера и јккада, а также и более крупные государственные образовани€ с соседними народами. Ёти войны в первую очередь приводили к захвату большого количества пленных, обычно превращавшихс€ в рабов. Ётот факт нашЄл своЄ отражение в шумерийской письменности. —лово "раб" писалось при помощи сложного знака, который должен был обозначать пон€тие "человек из горной страны". ќчевидно, пленников, захваченных в войнах с восточными горными племенами, обычно превращали в рабов.

–абов в Ўумере называли "саг", что значит "штука", а в јккаде "арду", что означает "опустившийс€", или "решу" - "голова". Ёто указывает на то, что в ћесопотамии в третьем тыс€челетии до н. э. станов€тс€ довольно отчЄтливыми формы рабовладельческой эксплуатации и что на свободных людей, обращЄнных в рабство, в полной мере смотр€т, как на рабов, приравнива€ их к товару пли скоту, счита€ их по штукам или по головам. —уд€ по сохранившимс€ документам, рабов довольно часто продавали. —тоимость раба колебалась от 14 до 20 шекелей серебром [117-168 г серебра].

»мущественное расслоение, происходившее внутри сельских общин, приводило к постепенному распаду общинного стро€. –ост производительных сил, развитие торговли и рабства, наконец, грабительские войны способствовали выделению из всей массы общинников небольшой группы рабовладельческой аристократии. Ќар€ду с этим наименее обеспеченные слои общинников постепенно разор€лись, превращались в бедн€ков и даже в рабов. Ётот процесс расслоени€ общин нашел своЄ отражение и в €зыке. ѕо€вл€ютс€ древнейшие социальные термины, служившие дл€ обозначени€ как богачей, так и бедн€ков. јристократы, владевшие рабами и отчасти землЄй, называютс€ "большими людьми" (лугаль), которым противосто€т "маленькие люди", т. е. свободные малоимущие члены сельских общин.

Ёто древнейшее классовое общество возникает на развалинах родового стро€. ≈му присуще примитивное, ещЄ не развитое рабство. –абовладельцы эксплуатируют труд рабов, а также свободных бедн€ков. Ќепримиримые классовые противоречи€ привод€т к образованию государства. –абовладельцы нуждаютс€ в аппарате господства, чтобы удержать в повиновении значительные массы бедн€ков и рабов.

 

ќбразование государств

ƒревнейшие указани€ на существование рабовладельческих государств на территории ћесопотамии относ€тс€ к началу третьего тыс€челети€ до н. э. —уд€ по документам этой эпохи, это были очень маленькие государства, вернее, первичные государственные образовани€, во главе которых сто€ли цари. ¬ кн€жествах, потер€вших свою независимость, правили высшие представители рабовладельческой аристократии, носившие древний полужреческий титул "цатэси" (эпси).

Ёкономической основой этих древнейших рабовладельческих государств был централизованный в руках государства земельный фонд страны. ќбщинные земли, обрабатывавшиес€ свободными кресть€нами, считались собственностью государства, и население их было об€зано нести в пользу последнего вс€кого рода повинности, обычно довольно т€жЄлые. Ќо нар€ду с этим царь имел в своЄм непосредственном распор€жении особые земельные угодь€. ѕроцесс классового расслоени€ нашЄл своЄ отражение и в формах землевладени€. √осударственна€ власть нередко прибегала к захватам общинных земель, часть которых еще ранее превращалась в собственность наиболее богатых представителей общины. “ак постепенно возникла нар€ду с крупным централизованным царским землевладением и общинным землепользованием кресть€н частна€ земельна€ собственность богачей. ќбезземеленные бедн€ки, постепенно превращавшиес€ в рабов, а также военнопленные, обращенные в рабство, обрабатывали земли, принадлежавшие царю, храмам и рабовладельцам - аристократам.

√лавной формой хоз€йства в эту эпоху было земледелие, основанное на искусственном орошении. ѕоэтому одной из важнейших функций древнейшего рабовладельческого государства была функци€ организации и поддержани€ в пор€дке ирригационной сети. ѕравители и цари древнейших, а также и более поздних государств Ўумера и јккада всюду в своих надпис€х с гордостью говор€т о своих заботах о расширении и поддержании в пор€дке сети искусственною орошени€. Ёти заслуги они перечисл€ют нар€ду с военными победами, признава€ тем самым то громадное значение, которое имела ирригаци€ в жизни страны. “ак, –имсин, царь Ћарсы (XVIII в. до н.э.) сообщает в одной надписи, что он выкопал канал, "который снабдил питьевой водой многочисленное население... который дал изобилие зерна... вплоть до берега мор€". ќн его выкопал и превратил свою область в земледельческий район.

¬ документах времени существовани€ шумерийских и аккадских государств упоминаютс€ самые разнообразные оросительные работы, как, например, регулирование разлива рек и каналов, исправление повреждении, причиненных наводнением, ”крепление берегов, наполнение водоЄмов, регулирование орошени€ полей и различные земл€ные работы, св€занные с орошением полей. ќстатки древних каналов шумерийской эпохи хранились до насто€щего времени в некоторых районах ёжной ћесопотамии, например, в области древней ”ммы (современна€ ƒжоха). —уд€ по надпис€м, эти каналы были настолько велики, что по ним могли ходить большие лодки, даже корабли, груженные зерном. ¬се этии крупные работы организовывались государственной властью.

ќрганизаци€ больших оросительных работ, развитие древнейшей меновой торговли с соседними странами и посто€нные войны требовали централизации государственного управлени€. Ќа первые тенденции к централизации административной власти в древнем Ўумере указывают функции верховного чиновника, носившего титул "нубанда". Ётот чиновник, титул которого встречаетс€ в надпис€х, происход€щих из Ћагаша и относ€щихс€ к XXIV в. до н. э., сосредоточивал в своих руках управление всей хоз€йственной жизнью страны. ќб€занности и полномочи€ нубанды были весьма широкими. —уд€ по надпис€м, относ€щимс€ к этому времени, т. е. к XXIV в. до н. э., нубанда ведал земледельческими работами, в частности теми, которые были св€заны с системой искусственного орошени€. ƒалее, в компетенцию нубанды входила раздача земель, выдача сельскохоз€йственных орудий и сдача их в ремонт, управление продовольственными складами и царской казной. Ќаконец, нубанда сто€л во главе государственного архива и гражданской палаты, котора€ ведала заключением договоров между отдельными лицами. ¬ эту эпоху формируютс€ древнейшие ведомства, в состав которых вход€т различные чиновники. “ак, в состав хоз€йственного ведомства вход€т "дамкары", особые агенты, ведавшие торговыми операци€ми. —реди дамкаров выдел€етс€ "великий дамкар патэси", очевидно, их начальник. ќтдельными амбарами или продовольственными складами ведали особые чиновники, называвшиес€ "дуггур". ¬ состав финансово-податного ведомства входили сборщики податей, называвшиес€ "машким". Ќаконец, уже по€вл€ютс€ должности военных командиров (галь-уку), что указывает на развитие военного дела.

gilgamesh2.gif (12466 bytes)
√ильгамеш с побежденным львом. ƒревнее изображение.
                 

”же в четвертом тыс€челетии до н. э. на территории Ўумера и јккада возникают древнейшие города, которые €вл€ютс€ хоз€йственными, политическими и культурными центрами отдельных маленьких государств. ¬ самой южной части страны находилс€ город Ёриду, расположенный на берегу ѕерсидского залива.  рупное политическое значение имел город ”р, который, суд€ по результатам недавних раскопок, был центром сильного государства. –елигиозным и культурным центром всего Ўумера был город Ќиппур с его общешумерийским св€тилищем, храмом бога Ёнлил€. —реди других городов Ўумера крупное политическое значение имели Ћагаш (Ўирпурла), который вЄл посто€нную борьбу с соседней ”ммой, и город ”рук, в котором, по предани€м, некогда правил древнешумерийский герой √ильгамеш.

»стори€ некоторых из этих древнейших государств нам более или менее известна благодар€ тому, что в развалинах одних городов (”р) было найдено множество пам€тников материальной культуры и искусства, а в развалинах других (Ћагаш) было найдено много документов (часть которых хранитс€ в московском ћузее изобразительных искусств имени ѕушкина).

–азнообразные роскошные предметы, найденные в развалинах ”ра, указывают на значительный рост техники, главным образом металлургии, в начале третьего тыс€челети€ до н. э.

¬ эту эпоху уже умели изготовл€ть бронзу, сплавл€€ медь с оловом, научились примен€ть метеоритное железо и достигли замечательных результатов в ювелирном искусстве. ”р постепенно превращаетс€ в большой торговый город, который ведет торговлю с целым р€дом соседних стран. “ак, в ”р доставл€ют €шмовые бусы, печати, камень дл€ изготовлени€ сосудов, хлопок и обезь€н из долины »нда, олово, лазурит и обсидиан из »рана и јрмении, кедры из —ирии и т.д. ¬о главе государства сто€ли правители, строившие храмы и дворцы и погребЄнные в гробницах со своими сокровищами и драгоценност€ми. ƒрагоценное оружие, серебр€на€ посуда и богато инкрустированные музыкальные инструменты указывают на сосредоточение богатства в руках аристократии и тем самым на резкое классовое расслоение.

¬полне естественно, что ”р не был единственным богатым и могущественным государством Ќижней ћесопотамии. Ќар€ду с ним существовали и другие государства, которые вели между собой упорную борьбу за преобладание и господство в ёжной, а отчасти и —редней ћесопотамии. —реди этих государств выдел€етс€ Ћагаш, истори€ которого нам сравнительно хорошо известна.

 

Ћагаш

lagash01.gif (20672 bytes)
”р-нанше, правитель Ћагаша, в окружении
своей свиты. –ельеф на камне.

                 

¬ середине третьего тыс€челети€ до н. э. (2540-2370 гг. ƒо н. э.) во главе Ћагаша сто€ли сильные правители, сумевшие объединить под своей властью р€д соседних областей. Ѕорьба Ћагаша с соседними городами имела своей целью максимальное объединение областей вокруг одного центра. ќсновы экономического и политического могущества Ћагаша были заложены при ”р-нанше, которого можно считать основателем первой исторической династии Ћагаша. ¬нешним выражением расцвета Ћагаша была широка€ строительна€ де€тельность, начата€ ”р-нанше. Ќа одном рельефе, сохранившемс€ от этого времени, изображЄн сам царь, который своим участием как бы осв€щает работы по торжественной закладке храма. ÷арь сам несЄт на голове корзину с кирпичами. ¬ торжественной церемонии за ним следуют его дети, чиновники и слуги. ¬ своих надпис€х ”р-нанше описывает постройку храма, сооружение каналов и дары св€тилищам.

Ћагаш достиг наивысшего могущества при царе Ёаннатуме, который вЄл упорные войны с соседними городами и подчинил своей власти обширные территории. Ёаннатум не только освобождает Ћагаш от господства  иша, но даже присоедин€ет к нему это аккадское государство. «атем он покор€ет ”р, положив этим конец независимому правлению царей I династии ”ра. Ќаконец, он подчин€ет Ћагашу ”рук, Ћарсу и Ёриду, покорив, таким образом, всю южную часть ћесопотамии. ќсобенно упорную борьбу вЄл Ёаннатум с соседним городом ”ммой. ”ш, правитель ”ммы, напал на Ћагаш, опира€сь на поддержку царей ќписа и  иша. ќднако война кончилась неудачно дл€ ”ммы. Ёаннатум разгромил войска ”ша и его союзников и вторгс€ в пределы ”ммы. —вою победу над ”ммой он запечатлел на пам€тнике, который в обломках сохранилс€ до наших дней и получил название "—телы коршунов".

ƒревний художник изобразил на этом победном пам€тнике поле битвы, усе€нное трупами убитых врагов, над которыми кружатс€ коршуны. “ут же изображены сцены погребени€ убитых, жертвоприношени€ пленных, наконец, сам победитель - Ёаннатум, едущий на колеснице во главе отр€да т€желовооружЄнных воинов. Ќадпись на пам€тнике описывает победу лагашского войска и указывает на реальные результаты этой войны. ∆ители ”ммы, разбитые наголову, дали кл€тву не вторгатьс€ в пределы Ћагаша и платить богам Ћагаша дань зерном. ƒругие надписи этого времени подтверждают значительный –азмах завоевательной политики Ёаннатума, одержавшего победу над цар€ми аккадских городов  иш и ќпис, а также над эламскими кн€зь€ми. — гордостью повествует Ёаннатум о том, что он "покорил Ёлам, горы, вызывающие удивление, насыпал (могильные холмы)... раздробил Ёламу голову; Ёлам был отогнан в свою страну".

“аким образом, в эту эпоху шумерийское вли€ние проникает в области —редней ћесопотамии и даже в неприступный горный Ёлам.

¬оенную политику Ёаннатума продолжал Ёнтемена, сумевший укрепить господство Ћагаша над ”ммой, ”ром, Ёриду и Ќиппуром, а также отразить нашествие эламитов. —реди исторических документов этого времени особенный интерес представл€ет надпись Ёнтемены, древнейший дипломатический документ, в котором образно описываютс€ предшествующие дипломатические взаимоотношени€ и войны между Ћагашем и ”ммой. ƒокумент фиксирует услови€ мира и территориальные границы, установленные после победы Ёнтемены над ”ммой. Ётемена грозит побеждЄнным в случае нарушени€ ими договора жестокими карами.

 

Ћагаш: ”рукагина

ƒлительные войны, которые воли могущественные правители Ћагаша, привели к дальнейшему развитию примитивного рабовладельческого хоз€йства. ¬ хоз€йственных документах этого времени упоминаютс€ дерев€нные плуги, которые окончательно вытесн€ют первобытную мотыгу. «начительно совершенствуетс€ ремесло. ¬ многочисленных мастерских работали самые разнообразные ремесленники. ћеталлурги€ получает широкое распространение. ¬ документах перечисл€ютс€ куски листовой меди и металлические предметы. »збыток продуктов сельского хоз€йства и ремесленного производства продаЄтс€ на рынках внутри страны и даже вывозитс€ в соседние страны в обмен на необходимые и цепные товары, как, например, на серебро, которое привозитс€ из Ёлама. ”силилс€ приток в страну пленных, которых обращали в рабство. ƒокументы на продажу рабов свидетельствуют о росте рабовладельческой эксплуатации.

ќднако развитие хоз€йственной жизни приводило лишь к обогащению прав€щего класса рабовладельческой аристократии, в состав которого входили вли€тельные чиновники и жрецы, владевшие огромными богатствами. Ѕольшие ценности сосредоточивались также и в храмах. “рудовое население, бел€ки и рабы подвергались всЄ более жестокой эксплуатации со стороны богачей. “ак усиливалось имущественное расслоение, которое привело к обострению классовых противоречий и к вспышкам классовой борьбы, на что указывают документы времени ”рукагины (XXIV в. до н. э.). ѕоследние представители династии ”р-нанше станов€тс€ первосв€щенниками и захватывают в своп руки храмовое хоз€йство с целью укреплени€ рабовладельческого стро€ и усилени€ авторитета царской власти. ќднако это меропри€тие вызывает недовольство как со стороны трудовых масс, главным образом общинников, так и со стороны жречества, которое управл€ло храмовыми хоз€йствами и потер€ло р€д своих привилегий в результате сли€ни€ храмового хоз€йства с царским. ¬следствие этого в Ћагаше начались

крупные народные волнени€ и резко обострилась классова€ борьба. ¬есьма возможно, что даже произошло народное восстание. ∆речество, недовольное тем, что царска€ власть захватила в свои руки храмовое хоз€йство, подн€ло против цар€ Ўирокие слои трудового населени€. ѕоследний царь из династии ”р-нанше по имени Ћугальанда принуждЄн был уступить своЄ место ”рукагине, который захватывает верховную государственную власть в результате насильственного переворота, очевидно, опира€сь на поддержку, с одной стороны, жречества, а с другой стороны, широких народных масс, в частности свободных общинников. ¬ своих надпис€х ”рукагина не упоминает о своЄм царском происхождении. Ќаоборот, он говорит о том, что "бог Ќингирсу, воин Ёнлил€, даровал ”рукагине царство над Ћагашем и дал ему власть над 10 сарами людей" (10 сар - 36 тыс€ч).

ѕрид€ к власти, по-видимому, в результате народного движени€, организованного жречеством, ”рукагина провЄл целый р€д реформ, которые имели целью восстановить положение, существовавшее в Ћагаше ранее, а также восстановить независимость жречества в управлении храмовым хоз€йством. ќдновременно с этим ”рукагина был вынужден и несколько улучшить экономическое положение тех средних свободных слоев населени€, членов сельских общин, которые были его главной социальной опорой. ƒл€ того чтобы резче подчеркнуть социальный характер своих реформ, ”рукагина в своих надпис€х противопоставл€ет жестокие формы эксплуатации бедн€ков, царившие в Ћагаше до его прихода к власти, тому положению, которое установилось в результате его реформ. —уд€ по надпис€м ”рукагины, в Ћагаше до захвата им власти неограниченно господствовала верхушка рабовладельческой аристократии, возглавл€вша€с€ правителем - патэси. ¬сюду - на корабл€х, при стадах и при рыболовных хоз€йствах - находились надсмотрщики. ѕравитель взимал высокие налоги со всех доходов населени€ и наложил свою т€жЄлую руку даже на храмовые владени€. ¬ свою очередь жрецы тоже притесн€ли население, требу€ себе высокую плату за совершение религиозных обр€дов. Ѕогачи и чиновники могли безнаказанно грабить и притесн€ть бедн€ков. ”рукагина ставит себе в особую заслугу то, что он прекратил эти злоупотреблени€ и снова восстановил древний "пор€док" и древнюю "справедливость". ќн удалил надсмотрщиков и надзирателей, предоставив люд€м свободно заниматьс€ их делом. ќн восстановил права и привилегии храмов, изъ€в храмовое хоз€йство из ведени€ правител€ и объ€вив его собственностью самих богов, иными словами, вернув его жречеству. Ќо в то же врем€ он сократил ту плату, которую жрецы взимали ранее с населени€ за совершение религиозных обр€дов. ¬виду частых злоупотреблений, когда начальники притесн€ли простых воинов, насильственно отнима€ у них под видом покупки их имущество, ”рукагина приказал в таких случа€х платить за купленного осла или дом по справедливой цене или, как образно говоритс€ в надписи, "хорошим серебром". „тобы несколько улучшить экономическое положение средних свободных слоев населени€, ”рукагина издал особые законы, которые должны были освободить "жителей Ћагаша от долговой кабалы, потрав, воровства, убийства и грабежа домов. —вободу их он установил. „тобы сироте и вдове сильный Ќичего не причинил, он заключил с Ќингирсу этот завет", “аким образом, социальные реформы ”рукагины были облечены в форму законов, которые должны были охран€ть интересы жречества и средних слоев населени€, получивших целый р€д прав в результате этих реформ.

”рукагина правил в течение 6 лет. «а это короткое врем€ Ћагаш достиг большого процветани€. — гордостью сообщает реформатор о тех храмах и дворцах, которые он построил, и о каналах, которые он соорудил. ќднако ”рукагине не удалось закрепить своего дела. –абовладельческа€ аристократи€ соседних городов с тревогой смотрела на усиление общинников и средних свободных слоев Ћагаша. ќчевидно, в этом была одна из причин разгрома Ћагаша.

 

Ўумерийское царство

Ќа 7-м году царствовани€ ”рукагины Ћугаль-загтиси, правитель ”ммы, во главе своих войск вторгс€ в Ћагаш, жестоко опустошил город, сжЄг его храмы и дворцы, разграбил их богатства и, очевидно, сверг с престола цар€-реформатора. ¬ одной сохранившейс€ надписи подробно описываетс€ жестокое опустошение Ћагаша. ѕисец, сочувственно относ€щийс€ к ”рукагине, пытаетс€ оправдать реформатора:

"Ћюди ”ммы, опустошив Ћагаш, совершили грех против бога Ќингирсу. ћогущество, которое им досталось, будет у них отн€то. Ќе совершил греха ”рукагина, царь Ћагаша. Ќо пусть на Ћугаль-заггиси, патэси ”ммы, возложит брем€ этого греха его богин€ Ќисаба".

Ћугаль-заггиси не ограничилс€ разгромом и завоеванием Ћагаша. Ётот могущественный правитель ”ммы поставил перед собой более широкую задачу - объединение под своей властью всего Ўумера и всего јккада. Ќеобходимость централизации сети искусственного орошени€, защиты страны от иноземных завоевателей, горных и кочевых племЄн, посто€нно вторгавшихс€ в ћесопотамию, властно требовала объединени€ всего Ўумера в единое крупное государство типа древневосточной деспотии. » эту задачу впервые выполнил Ћугаль-заггиси.  ак видно из его надписи, он покорил ”рук, ”р, Ћарсу и јдаб. ≈му был подвластен и религиозный центр всего Ўумера - ƒревний город Ќиппур. Ќазыва€ себ€ царЄм ”рука и царЄм ”ра, он тем самым объ€вил столицами объединЄнного Ўумерийского царства эти два древнейших шумерийских города, носителей подлинно шумерийских политических и культурных традици€. —трем€сь укрепить свою власть над всем Ўумеров он опиралс€ на жречество шумерийских городов, призыва€ в качестве своих покровителей их главных богов. Ѕольше того в своей большой надписи Ћугаль-заггиси впервые в истории ƒвуречь€ €сно формулирует свою завоевательную политику. “ак, он указывает на то, что верховный бог Ёнлиль, "царь стран, передал Ћугаль-заггиси царство над страной... его власти покорил страны, так что когда он завоевал их от восхода до захода, то он открыл ему путь от Ќижнего мор€ через “игр и ≈вфрат до ¬ерхнего мор€". Ёта широка€ объединительна€ и завоевательна€ политика Ћугаль-заггиси способствовала расцвету крупных шумерийских городов. — гордостью говорил Ћугаль-заггиси о том, что "он дал ”руку заблистать в радости, подн€в голову ”ра, как голову быка до самого неба, наградил Ћарсу, любимый город Ѕаббара, водою радости, ”мму, любимый город бога... подн€л до высокого могущества". ќднако этот расцвет Ўумера был недолговечным. ќн длилс€ лишь в течение 25-летнего царствовани€ Ћугаль-заггиси. ¬скоре образовалось сильное јккадское царство, которое стало реальной угрозой дл€ самосто€тельного существовани€ независимого и объединЄнного Ўумерийского царства. Ѕорьба между этими двум€ государствами должна была рано или поздно разгоретьс€. »з этой борьбы вышел победителем семитский јккад, который покорил своей власти шумерийский юг и создал единое и могущественное Ўумеро-јккадское царство, возобновившее с новой силой и с новым размахом завоевательную и объединительную политику прежних шумерийских царей.

 

"¬семирна€ истори€" “ом 1. под ред. ё.ѕ. ‘ранцева



–†–µ–є—В–Є–љ–≥@Mail.ru

|–У–Ы–Р–Т–Э–Р–ѓ –°–Ґ–†–Р–Э–Ш–¶–Р –°–Р–Щ–Ґ–Р –С–Ы–Ш–Ц–Э–Ш–Щ –Т–Ю–°–Ґ–Ю–Ъ|