| |
главная - история - политика - языки - ислам - туризм и отдых - заказ тура - атлас - библиотека - каталог сайтов - фотогалереи - обои - прогноз погоды - музыка и кино - купить книгу - сувениры - поиск - рассылка | |
Алжир - Афганистан - Бахрейн - Египет - Израиль - Иордания - Ирак - Иран - Йемен - Катар - Кипр - Кувейт - Ливан - Ливия - Марокко - ОАЭ - Оман - Палестина - Саудовская Аравия - Сирия - Тунис - Турция | |
С. Б. Дружиловский
О ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ИСЛАМСКОГО ПРАВЛЕННЯ В СТРАНАХ СРЕДНЕГО ВОСТОКА (Иран, Афганистан, Турция)В наши дни уже мало кто сомневается, что исламский ренессанс это состоявшееся явление, которое будет во многом определять судьбы мировой политики в наступающем столетии. Однако всего каких-нибудь 20 лет назад никто не осмелился бы прогнозировать приход к власти в таких странах как Иран, Афганистан или Турция происламских правительств и тем более, что ислам заменит собой коммунизм в противостоянии с Западом. Сегодня - это свершившиеся факты и ничто не говорит о том, что сложившаяся ситуация будет быстро меняться.
За последние годы вышло немало работ, посвященных исследованию роли ислама в современной мировой политике. Однако какого-либо единодушия у исследователей разных стран и различных "школ" по этому вопросу нет. Преобладает западное видение политизированного ислама как консервативного, фанатичного, экстремистского течения в общественно-политической жизни мусульманских государств. Вместе с тем конкретные успехи и достижения исламских правительств в этих странах относятся на счет конъюнктуры и насильственных методов при приведений политики социально-экономических преобразований. это, в свою очередь, связывают с нарушением прав человека и принципов цивилизованного государственного развития.
Время от времени на Западе появляются отдельные благосклонные публикации, позитивно оценивающие некоторые стороны социально-политической деятельности ряда исламских государств. Прежде всего это касается ближневосточных монархий, что можно рассматривать как поиск альтернативы иракскому, ливийскому или суданскому вариантам развития. Однако по-прежнему резко негативное отношение проявляется к политическому исламу в таких странах как Иран, Афганистан и Турция. А между тем, исламский режим в Иране отпраздновал свое 21-летие. Талибы в Афганистане сегодня реально контролируют 90% территории этой страны, а турецкие исламисты превратились во влиятельную политическую силу, которая ведет успешную парламентскую борьбу за власть. Поэтому, несмотря на устойчивые западные "клише", обвиняющие исламистов этих стран в экстремизме, терроризме и фундаментализме, а также во многих других грехах, необходимо сегодня разобраться, в чем сила исламистов И привлекательность их - идей для многомиллионных масс в этих странах. Откуда у Запада стойкое неприятие к исламскому феномену, действительно ли политический ислам угрожает устоям западной цивилизации?
Для ответа на эти и некоторые другеє вопросы необходимо обратиться к теории и практико-политического ислама в этих странах. Наибольший интерес, естественно, представляет Исламская Республика Иран (ИРИ), где уже в течение более двадцати лет достаточно успешно осуществляется исламское правление. Шиитское видение экономического И общественного развития этой страны можно проследить по официальным документам ИРИ, а также исследуя творчество такого неоспоримого авторитета мусульманского мира, как имам Р.,Хомейни. Известно, что Р.Хомейни предпринял попытку реализации в своей стране разработанной им концепции исламского правления, которая входит в противоречие с шиитским догматом о невозможности справедливого правления в исламском государстве до прихода сокрытого двенадцатого имама Махди. Р.Хомейни порвал с этим схоластическим подходом, заявив о возможности осуществления третьего, исламского, пути развития на принципах справедливости И улучшения благосостояния всего населения в результате правильного управления страной со стороны духовного лидера -факиха. Зтим он вызвал большое недовольство практически всех высших религиозных авторитетов в 'иранском государстве, которые отстаивают принцип невмешательства духовенства в непосредственное управление государственными делами. Примиренья не состоялось до сих пор, И все великие аятоллы проживают вдали от столичного Тегерана - в Куме, Мешхеде И даже за пределами Ирана в Кербелле И Неджефе;. Поэтому сказать, что исламское правление в Иране осуществляется от имени всего духовенства, можно лишь с большой оговоркой. В целом, суть последовавших за революцией реформ Р.Хомейни сводилась не столько к возврату к традиционным духовным и культурным ценностям шиизма, сколько к выходу ислама за рамки средневековых догматов, которые долгие годы не позволяли духовенству приспособиться к происходившим в стране И в мире в целом общественно-экономическим переменам. Уже поэтому обвинения в адрес Р.Хомейни в ретроградстве И покушении на основы современной цивилизации выглядят безосновательными. Р.Хомейни еще задолго до революции неоднократно подчеркивал, что его теория не бросает вызова современному научно-техническому прогрессу И тем более частной собственности, на которой базируется рыночная экономика. Она лишь призывает положить конец западному засилью в политической И экономической жизни иранского государства, покончить с коррупцией И несправедливым распределение национального богатства между отдельными слоями иранского общества, заменить западную "порочную" мораль мусульманской нравственностью.
Как показала последующая практика исламского правления, эти заявления не были голословными. Так в ст. 46 И 47 Конституции ИРИ четко зафиксировано право каждого на личную И частную собственность, что, как известно, лежит в основе капиталистического способа производства и отношений в целом. В то же время имам Р.Хомейни в своем завещании написал, что ислам не приемлет коммунизм и марксизм-ленинизм из-за того, что они выступают против частной собственности и за обобществление, но одновременно ислам осуждает капитализм, рассматривая его как противоречащий социальной справедливости [І]. Исламская конституция запрещает такое развитие экономики, которое могло бы привести к сосредоточению богатств в руках отдельных лиц или групп, либо к превращению государства в крупного и единственного предпринимателя" (ст. 43, п. 2). Конституция запрещает какие-либо проявления "иностранного экономического господства над экономикой страны" (с. 43, п. 8). В дальнейшем иранское правительство сделало многое для того, чтобы уберечь страну от иностранного вмешательства, одновременно успешно решая задачу самообеспечения страны отечественными сельскохозяйственными и промышленными товарами. Год от года иранское руководство становится все более компетентным И сведущим в проведении внутренней И внешней политики. Этому, безусловно, способствует та программа подготовки кадров, которая обеспечивает страну специалистами самых разных квалификаций. Естественно, что в первую очередь правящее духовенство заботится о подготовке кадров в религиозных центрах страны в Тегеране, Куме, Мешхеде И других городах, где талибы - слушатели религиозных училищ занимаются в классах, оснащенных компьютерами И другими видами оргтехники, имеют великолепные библиотеки, содержащие далеко не только религиозную литературу, но также книги И документы по всем областям знаний. Таким образом, несмотря на известные трудности, исламский режим в Иране сумел за прошедшие годы подготовить довольно прочную базу для дальнейшего проведения своей политики.
Переходя к анализу теории И политической практики исламистов в Турции, следует прежде всего обратиться к деятельности Партии благоденствия, которая до недавнего времени олицетворяла собой политический ислам в турецком государстве. Ее концепция преобразований в турецком обществе строилась на том, что последние сто лет развития Турции, в течение которых она следует в фарватеры западной политики, были трагической ошибкой. За это время она не стала передовой державой, но приобрела такие пороки, как проституцию, наркоманию, алкоголизм, неизвестные ранее болезни, одновременно утратив любовь, доброту, правдивость, альтруизм, поэзию. При этом Партия благоденствия выступала за дальнейшую индустриализацию страны, но считала, что развитие экономики должно осуществляться с учетом интересов всего турецкого населения, справедливо распределяясь по всем регионам страны. Свою цель партия формулировала как построение индустриального общества, где будут доминировать чувства товарищества И взаимопомощи [2].
Таким образом, из выше сказанного можно выделить два основных момента. Во-первых, турецкие исламисты, также как и их иранские собратья, не выступают против экономической модернизации, в чем их часто обвиняют турецкие и западные средства массовой информации. Во-вторых, они считают, что такая модернизация может быть успешной только при учете интересов всего турецкого населения и его поддержке, которая в свою очередь возможна при возвращении к традиционным взаимоотношениям в турецком обществе…
Печатное издание: "Политика и Ислам". Институт Востоковедения РАН.