После подавления прогрессивных сил в Иране проамериканская позиция Кавама стала очевидна. В 1947 г; был подписан ряд соглашений, расширяющих полномочия и роль американских со¬ветников в иранской армии, генеральном штабе и военном министерстве. США предоставили Ирану крупный кре¬дит на закупку оружия и военных материалов. Новый меджлис по совету американцев не утвердил соглашения с Советским Союзом о северной нефти, опираясь на закон 1944 г., запрещающий прави¬тельству выдавать нефтяные концессии иностранцам. Параллель¬но был поднят вопрос о деятельности Англо-иранской нефтяной компании (АИНК), недовольство которой высказывала даже часть правящих кругов, особенно ориентированных на США.
Начиная с 1947 г., когда меджлис принял закон, предписываю¬щий правительству «восстановить право иранского народа на юж¬ную нефть», вопрос об АИНК становится узлом политической пе¬регруппировки сил иранского общества.
В 1947 г. доля Ирана составляла только 9% общей стоимости добытой нефти; правительство Великобритании получало от ком¬пании в виде подоходного налога больше, чем Иран в качестве кон¬цессионных платежей. Столь вопиющее неравноправие на фоне су¬щественного ухудшения экономической ситуации в стране, сокращения экспорта, обесценивания иранского риала, роста цен и падения уровня жизни основной массы населения подтолкнуло иранское правительство предъявить претензии к АИНК в сентяб¬ре 1948 г. Кроме того, планы экономического развития страны в 1946—1949 гг. при участии ряда американских фирм требовали источников финансирования.
Всерьез обеспокоенное возраставшим американским влиянием в Иране руководство АИНК устранило Кавама от власти. Частая смена кабинетов после отставки Кавама явилась следствием анг¬ло-американской борьбы за влияние. Растущее недовольство наро¬да вследствие ухудшения общей ситуации нашло свое отражение, в частности, в серии террористических актов, предпринятых «Феда-яне ислам», в том числе в покушении на шаха в феврале 1949 г. Пос¬ле этого события в стране было введено военное положение, и в Иране вновь усилилась реакция.
Однако борьба за национализацию иранской нефти продолжа¬лась. В национализации было заинтересовано большинство иран¬ских предпринимателей, их поддерживала интеллигенция, «люди базара» — торговцы и ремесленники, видные авторитеты шиитско¬го духовенства. Блок этих сил был оформлен в виде Национально¬го Фронта (НФ), политической организации, созданной осенью 1949 г. в ходе очередной кампании по выборам в меджлис. Возгла¬вил НФ доктор Мохаммед Мосаддык (1879—1967), авторитетный политик, выступавший за проведение Ираном независимой внеш¬ней политики, которую он назвал курсом «пассивного равновесия», против расширения прав шаха и двора.
В 1949—1953 гг. ядро НФ составляла партия «Иран», но в него входил также ряд общественных и политических деятелей самых разных взглядов, в том числе организатор «Моджахедине ислам» А. Кашани, очень популярное лицо среди «людей базара», некото¬рые видные деятели Демократической партии.
Созданная в июне 1950 г. специальная парламентская комис¬сия по вопросам нефти пришла к заключению о необходимости национализации нефтяной промышленности на всей территории Ирана. 15 марта меджлис, а 20 марта сенат проголосовали за на¬ционализацию нефтяной промышленности. В апреле парламент принял закон о порядке национализации нефтяной промышленно¬сти и поручил его осуществление правительству Мосаддыка, обра¬зовавшемуся 29 апреля 1951 г.
Несмотря на благоприятные для АИНК условия национали¬зации, правительство Англии и руководство Международного нефтяного консорциума (МНК), под контролем которого находились почти все рынки сбыта нефти и основная часть танкерного флота, добиваясь отказа Ирана от реализации планов национализации, применили все возможные методы давления на Иран, которые привели иранскую экономику в состояние острого кризиса. Крупнейший в мире Абаданский нефтеперегонный завод, продукция которого полностью шла на экспорт, прекратил работу.
Правительство Мосаддыка было вынуждено предпринять ответные меры вплоть до разрыва дипломатических отношений с Англией.
Обострявшийся конфликт между НФ и шахским двором при¬вел в июле 1952 г. к попытке смещения Мосаддыка с поста премье¬ра. Это, однако, вызвало взрыв возмущения, которое вылилось во всеобщее восстание в Тегеране, которое не могли остановить даже танки. Уже 22 июля 1952 г. шах был вынужден вернуть Мосаддыка на пост премьер-министра и назначить его одновременно военным министром.
Организаторами массовых выступлений за возвращение Мосад¬дыка выступали как леводемократические организации, в частно¬сти НПИ, так и мусульманские группировки и деятели. Мосаддык, однако, не придал должного значения необходимости и в дальней¬шем сохранять союз со всеми силами, поддержавшими его в этот период. Свою ставку он сделал на американцев, возлагая большие надежды на англо-американские противоречия.
США, в свою очередь, боялись распространения иранского при¬мера на другие нефтедобывающие районы мира и не пошли на под¬держку Мосаддыка. Кроме того, американским компаниям было очень выгодно, чтобы англо-иранский конфликт оказался неурегу¬лированным как можно дольше.
После июльских событий в НФ произошел серьезный раскол. Значительная часть прежних сторонников Мосаддыка, прежде всего правые националисты и исламисты, перешла в лагерь его против¬ников. В то же время руководство НПИ, добиваясь от лидера НФ отказа от всяких контактов с западными державами, обвиняло его в сговоре с «американскими империалистами». Со своей стороны, США, обеспокоенные продолжающимся подъемом национально-освободительного движения в Иране, также пересмотрели свою позицию, выступив за проведение согласованного с Англией курса в отношении Ирана.
19 августа 1953 г. в результате государственного переворота, под¬готовленного объединенными силами внутренней и внешней реак¬ции при решающем участии ЦРУ, правительство Мосаддыка было свергнуто. В стране был установлен военно-полицейский режим, репрессии применялись не только против участников антиимпери¬алистического движения, но и против всех оппозиционных групп и объединений. Запрещалась деятельность всех политических партий.
Наибольшие выгоды переворот принес американским нефтяным монополиям. По подписанному в сентябре 1954 г. соглашению Ира¬на с МНК акции распределялись в следующей пропорции: амери¬канские компании получали 40% акций МНК, АИНК — 40% англо-голландская компания — 14%, французская — 6%. Собствен¬ность консорциума составила 1 млрд долл. Финансовая сторона со¬глашения оказалась очень запутанной, и фактически вместо 50% доходов (стандартное условие того времени, принятое и другими соседними нефтедобывающими странами) доля Ирана составила примерно 30%. Контроль над производственными операциями в Иране находился в руках консорциума.
Новое правительство генерала Захеди взяло курс на тесное со¬трудничество в военной, экономической и культурной областях со странами Запада и прежде всего с США. Такой курс шах назвал «позитивным национализмом». Активизировалась техническая, во¬енная и экономическая помощь США. В октябре 1955 г. Иран при¬соединился к Багдадскому пакту. В марте 1957 г. была принята «док¬трина Эйзенхауэра», а в 1959 г. заключено американо-иранское военное соглашение.
Важным явлением в политической жизни Ирана в середине 50-х гг. стало значительное возрастание личной власти шаха Мохам-меда Реза Пехлеви. В экономической сфере шах и его правительство начали проводить политику «открытых дверей». Опираясь на замет¬ное увеличение доходов от нефти, в 1956 г. был разработан новый се¬милетний план, цель которого состояла в стимулировании разви¬тия экономики и усовершенствования инфраструктуры. Однако эти планы были невыполнимы в условиях отсталости иранского общества.
Иран продолжал оставаться отсталой аграрной страной со сла¬боразвитой промышленностью и с сильными пережитками феода¬лизма в сельском хозяйстве. Свыше 90% земельных площадей при¬надлежало шаху, помещикам, вождям племен, высшему духовенству, составляющим примерно 1% населения. Рабочий класс был немно¬гочисленным. Из 18,3 млн человек населения страны в городах про¬живало около 3 млн, а 20% городского населения составляли ре¬месленники.
В конце 50-х — начале 60-х гг. Иран переживал серьезный кри¬зис. Резкое обострение валютно-финансовых проблем теснейшим образом переплеталось с кризисом в сельском хозяйстве, промыш¬ленности и торговле и, что важнее всего, в сфере социально-эконо¬мических отношений. Нищета подавляющего большинства иран¬ского населения — крестьянства, полуголодное существование городской бедноты, безработица, тяжелое положение мелкой и сред¬ней буржуазии, ремесленников, мелких торговцев, частые банкрот¬ства представителей национальной буржуазии — все это вело к уси¬лению социальной напряженности. Кризис явился также результатом прозападного, главным образом проамериканского, курса во внешней политике.
В это время в Иране произошел ряд открытых выступлений кре¬стьян против помещиков, а митингующие жители столицы выдви¬гали не только экономические, но и политические требования (сво¬бодные выборы, выход Ирана из СЕНТО, улучшение отношений с СССР и др.). Новая волна массового оппозиционного движения, начиная с 1957 г., когда была разрешена деятельность умеренных политических организаций, выдвинула новых лидеров из числа бывших членов НФ и шиитского духовенства. Официальные партии, Меллиюн и Мардом, созданные по инициативе шаха, не пользовались поддержкой народа.
В 1960—1961 гг. шаху пришлось дважды аннулировать резуль¬таты парламентских выборов из-за грубой их фальсификации. Не¬обходимость перемен, способных предотвратить социальный взрыв, была очевидна, и шах, не дожидаясь выборов, приступил к осуще¬ствлению реформ.
назад к содержанию книги |