Началом революции явился расстрел антиправительственной демонстрации в Куме в январе 1978 г. По истечении срока поминовения усопших (40 дней) волнения охватили целый ряд городов страны. В ожес¬точенных схватках с войсками, жандармами, агентами САВАК
(Управление безопасности и информации Ирана, создано в 1957 г.) погибли десятки тысяч иранцев. Ответом на их гибель были новые, еще более мощные действия, но массы «базара» явно преобладали.
Попытка шаха разрядить ситуацию путем замены в конце 1978 г. военного правительства кабинетом во главе с либеральным поли¬тиком из числа лидеров НФ Ш. Бахтияром, не удалась. НФ исклю¬чил Бахтияра из своих рядов. Хомейни расценил образование ка¬бинета Бахтияра как заговор и призвал народ к неповиновению. Попытки американцев спасти шаха лишь усилили антиамерикан¬ский настрой в стране.
После того как 16 января 1979 г., по рекомендации Бахтияра, шах с шахиней покинул Иран, что было встречено народом с энту¬зиазмом, в стране некоторое время сохранялось двоевластие. Бах-тияр, надеявшийся на поддержку армии, отказался добровольно уйти в отставку, заявив, что не допустит замены диктатуры шаха диктатурой духовенства. Вернувшийся 1 февраля из многолетней эмиграции Хомейни, опираясь на созданные по всей стране «Ис¬ламские революционные комитеты», объявил о назначении гла¬вой Временного правительства другого видного деятеля НФ -М. Базаргана.
Конец двоевластию положило вооруженное восстание в Тегера¬не, начавшееся 9—10 февраля 1979 г. Сигналом для него стало на¬падение отряда шахской гвардии на служащих авиационной базы вблизи столицы. Вслед за Тегераном вооруженные восстания ох¬ватили большинство провинциальных центров. Днем 11 февраля Высший военный совет заявил о своем нейтралитете и отдал при¬каз войскам вернуться в казармы. Тогда же Бахтияр покинул стра¬ну. Последние очаги сопротивления сторонников шаха были подав¬лены утром 12 февраля.
Таким образом, «исламская революция» неразрывно связана с провалом реформ, проводя которые, шах, его окружение и амери¬канские советники нимало не считались ни с народом, ни с его тра¬дициями и обычаями, корнями уходящими в многотысячелетнюю историю. Но именно народу пришлось расплачиваться за рефор¬мы, которые несли бешеное обогащение кучке нуворишей, спеку¬лянтов, чиновничества и обнищание, разорение рабочего люда, кре¬стьянства, мелких предпринимателей. В стране расцвели коррупция, преступность, проституция, наркомания. На «иранский пирог» ри¬нулись тысячи международных проходимцев и авантюристов. За¬морское, прежде всего американское, стало вытеснять свое, иранс¬кое. Всеобщее падение нравственности и морали дополнило картину. Социальный взрыв был неизбежен. Духовенство им уме¬ло воспользовалось.
«Исламскую революцию» можно определить следующим обра¬зом: по характеру, движущим силам и методам борьбы как народ¬ную, по основной направленности как антимонархическую, анти¬империалистическую и остро антиамериканскую, по социальной сути как буржуазную (при определенных антикапиталистических тенденциях), по руководящей роли духовенства и организацион¬но-идеологической основе как исламскую.
Шиитское духовенство, оказавшись у власти, сумело превратить организации, созданные в ходе революции, в свою опору. Легали¬зовались позиции территориальных исламских революционных ко¬митетов, революционные суды стали исламскими революционны¬ми трибуналами; в качестве своей вооруженной опоры служители религии создали Корпус стражей исламской революции; под их кон¬тролем оказались сохранившиеся органы полиции и жандармерии, а также армия. Возникшие на предприятиях и в учреждениях орга¬ны самоуправления были преобразованы в руководимые муллами «исламские комитеты» с участием предпринимателей. Вместе с тер¬риториальными комитетами при мечетях они составили низовую базу нового режима.
1 апреля 1979 г. Иран был объявлен Исламской Республикой (ИРИ).
Провозгласив основной внешнеполитический принцип «Ни За¬пад, ни Восток, а Ислам», тем самым отделив себя от двух «сверх¬держав», Иран заявил о выходе из СЕНТО. Был расторгнут ряд военных и гражданских контрактов с США и другими западными державами, ликвидированы американские военные базы, аннули¬ровано соглашение с МНК, закрыты многие иностранные, прежде всего американские, банки и компании. Пиком антиамериканской компании стал захват в ноябре 1979 г. посольства США и объявле¬ние всех его сотрудников «заложниками».
В декабре 1979 г. в результате референдума была утверждена конституция ИРИ, разработанная известными исламскими право¬ведами.
В конституции утверждается, что в стране вводится исламский образ правления — велаят-е факих. Провозглашается, что абсолют¬ная власть над миром принадлежит Аллаху. Во главе государства стоит рахбар (руководитель), исполняющий наместническую фун¬кцию в период «сокрытия» 12-го имама, прямого потомка пророка Мохаммада, таинственно исчезнувшего в детском возрасте в IX в. Рахбар, стоящий над тремя ветвями власти, обладает широчайши¬ми полномочиями, в том числе и единоличным правом смещения всенародно избранного президента. Для контроля над парламен¬том был создан Наблюдательный совет из 12 богословов, половину
из которых должен был назначать Хомейни (рахбар). Совету пред¬писывалось следить за тем, чтобы принимаемые меджлисом зако¬ны соответствовали положениям ислама и конституции. Кроме того, Хомейни получил право объявлять войну, заключать мир, прово¬дить мобилизацию; он стал верховным главнокомандующим во¬оруженными силами.
В республике наряду с теократическими были созданы и рес¬публиканские органы власти (президент, правительство, меджлис), сфера деятельности которых несколько сужена теократическими структурами.
Исламская республиканская партия (ИРП) благодаря поддер¬жке Хомейни стала фактически правящей партией в стране. Уволь¬нение Базаргана с поста главы правительства в конце 1979 г. и от¬ставка первого президента Ирана Банисадра летом 1981 г. свидетельствовали об усилении позиции лидеров ИРП и об устра¬нении от власти как сторонников умеренно-либерального курса, так и поборников интересов торгово-предпринимательских кругов. После этого исламские власти предприняли наступление на пози¬ции леворадикальных сил. Каждое из политических движений, не¬довольных захватом и узурпацией власти шиитским духовенством, действовало независимо от других себе подобных и погибало так¬же в одиночку.
Наиболее сложным периодом для ИРИ оказалась восьмилетняя война с Ираком, где в целом Иран выстоял. Только внезапное и мас¬сированное применение Ираком против Ирана созданных им в тай¬не от остального мира ракет средней дальности и химического ору¬жия, а также истощение ресурсов самого Ирана склонили Хомейни к принятию решения о прекращении войны и примирении с Ира¬ком. Война стоила Тегерану 102—103 млрд долл. по оценкам спе¬циалистов ООН.
назад к содержанию книги |