БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. ХХ век. ЧАсть 3. 1945-2000. М., 2001 г. Под. ред. А.М. Родригеса.

ИРАН
Иран в 90-е гг.


К моменту окончания войны в августе 1988 г. произошло разделение правящих верхов на два тече¬ния: «прагматиков» и «ортодоксов». Представители ортодоксаль¬ного крыла выступали за жестко централизованную, находящуюся под контролем государства экономику, ограничение крупного част¬ного капитала, экономическую автаркию и самоизоляцию от внеш¬него, особенно западного мира (таухидная экономика), исламиза-цию всех сторон жизни, борьбу всеми средствами и способами против «мирового империализма», а еще шире — против всего не¬мусульманского мира.

«Прагматики», руководимые президентом Рафсанджани, осо¬знавали, что задачу восстановления страны невозможно решить без привлечения иностранного капитала, закупок импортного обору¬дования взамен разрушенного и приглашения иностранных специ¬алистов. Они предлагали провести широкую приватизацию значи¬тельной части объектов госсектора, создать благоприятные условия для развития частного капитала, расширить связи с внешним ми¬ром, в том числе и с западным, смягчить исламские «строгости» с целью формирования более привлекательного имиджа страны на мировой арене и в глазах иностранных инвесторов, до определен¬ной степени либерализовать общественно-политические структу¬ры, без чего невозможно успешное продвижение к свободной ры¬ночной экономике. Кроме того, «прагматики» осознавали, что сохранение прежней политико-экономической системы в неизмен¬ном виде ведет к застою общества, чреватому социальным взрывом, к тому же признаки начали слабо проявляться.

Все же при всей остроте внутренних разногласий правящее ду¬ховенство никогда не доводило дело до явного раскола своих ря¬дов, во всех случаях сохраняя своеобразную сословно-корпоратив-ную солидарность. Незадолго до своей смерти в 1989 г. Хомейни согласился пере¬смотреть взаимоотношения между Наблюдательным советом и ка¬бинетом министров в сторону увеличения самостоятельности дей¬ствия правительства. По новой редакции конституции самыми важными изменениями были ликвидация поста премьер-министра, повышение статуса правительства и роли президента, пост которо¬го по конституции является высшим официальным постом в стра¬не после рахбара. Также произошел пересмотр экономической политики. Либе¬рализация цен, отказ от дотаций убыточным госпредприятиям, приватизация части государственных компаний, организация свободных экономических зон, привлечение иностранных капита¬лов, либерализация валютной политики и переход к единому валютному курсу, смягчение контроля над импортно-экспортны¬ми операциями - - однозначно свидетельствуют о стремлении Ирана перейти к рыночной модели развития. Названная ее сторонниками исламской, экономика дала неплохие результаты. Если первый пятилетний план развития, принятый в 1990 г., обеспечил ежегодный прирост ВВП на 6,5%, то второй дал уже не менее 10%. Дефицит госбюджета снизился за этот период с 50% до 0,5%. В 1996—1997 гг. норма капиталовложений составила 23,7%, т. е. почти четверть ВВП реинвестируется в экономику, что является достаточно серьезным признаком инвестиционной привлекатель¬ности Ирана. Уровень бедности с 47% снизился до 17% от общей численности населения. С 1989 по 1996 г. производство стали в Иране возросло с 1,5 до 6,0 млн тонн, меди — на 350%, алюминия -вдвое. Опережающее развитие получили машиностроение и производство военной техники.

Видимо, самые большие изменения произошли в отношениях Ирана с внешним миром. Избранный в 1997 г. президент М. Хата¬ми выдвинул новую формулу о необходимости «диалога цивили¬заций» вместо «экспорта исламской революции». Однако после того как Хатами призвал к расширению неофициальных контак¬тов между иранской и американской нациями, ясность внес ду¬ховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи. «Никаких контактов с Большим Сатаной. Америка была и остается для Ирана врагом но¬мер один», — заявил тогда иранский рахбар.

Необходимо отметить, что Иран по-прежнему слишком лакомый кусок для Запада по многим показателям: запасам стратегического сырья, промышленному потенциалу и инфраструктуре, геострате¬гическому положению и др. Именно поэтому самостоятельный, независимый политический курс этой страны вызывает на себя огонь критики, экономических и иных санкций, угроз и т.п.

Анализ сегодняшней ситуации в Иране позволяет сделать вы¬вод, что происходящее постепенное изменение сложившегося в об¬ществе и органах власти равновесия в пользу светски ориентиро¬ванных структур государственного управления, возможно лишь в рамках одного и того же режима власти.

назад к содержанию книги


Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|