<

БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. ХХ век. ЧАсть 3. 1945-2000. М., 2001 г. Под. ред. А.М. Родригеса.

ИРАК
Ирак в период президентства аль-Бакра (1968—1979 гг.)


Сразу же после захвата власти ПАСВ провела серьезную перестройку в своих рядах, освободи- лась от правоэкстремистских элементов и создала новое партийное руководство в составе пяти человек, среди которых уже тогда активную роль стал играть армейский офицер и партийный активист Саддам Хусейн.
16 июля 1970 г. была принята новая временная конституция, ко-торая провозглашала Ирак «народной демократической республи-кой». Высшим органом государственной власти становился Совет Революционного командования (СРК). Исполнительной властью наделялся Совет министров. Председателем СРК и президентом Республики стал А.Х. аль-Бакр. В ноябре 1971 г. был обнародован проект Хартии национальных действий, где в качестве первоочередной выдвигалась задача сотрудничества всех политических партий и групп Ирака. Крупным событием стало принятие прави-тельством в 1972 г. решения о национализации собственности «Ирак петролеум компани». Национализация всех нефтяных ре-сурсов в стране была завершена к концу 1975 г. Нефтяные богат-ства страны перешли в руки государства, тем самым был нанесен серьезный удар по позициям иностранного капитала в Ираке. В ап-реле 1972 г. иракское правительство пошло на подписание Договора о дружбе и сотрудничестве с СССР. В эти же годы определенные изменения наметились в экономи-ке страны: начал неуклонно возрастать удельный вес государствен-ного сектора. Одновременно предприятиям госсектора были пре-доставлены льготы, в том числе при получении лицензий, кредитов, выделении средств из госбюджета.
Повысилось внимание к развитию индустриальной базы страны в целом. Капиталовложения в промышленность как в абсолютном, так и в относительном выражении значительно возросли. Так, если по пятилетнему плану развития на 1965—1969 гг. на развитие про-мышленности направилось 187,2 млн динаров, или около 31% всех капиталовложений, то по пятилетнему плану на 1970—1974 гг. -уже более 500 млн динаров, или 35%. При этом обеспечивался еже-годный прирост промышленной продукции на 12%. В мае 1970 г. был принят новый закон об аграрной реформе. По сравнению с законом 1958 г. он существенно понизил максимум землевладения, который был дифференцирован в зависимости от типа почвы, вида сельскохозяйственной продукции, способа орошения и т. д. Максимум земель, оставляемых крупным земле-владельцам был уменьшен более чем в 2 раза. Закон освобождал крестьян от уплаты выкупа и ликвидировал компенсации феода-лам. Значительно ускорилось распределение участков в бессроч-ное и бесплатное пользование среди безземельных и малоземель-ных крестьян. Только за два года после принятия нового закона было распределено более 3,8 млн дунамов — значительно больше, чем за все предыдущее десятилетие. Всего к июлю 1972 г. было распределено 6,8 млн дунамов помещичьих земель среди 125,7 кре-стьянских семей. Еще около 240 тыс. семей стали гарантирован-ными арендаторами государственных земель. В целом около половины всех крестьянских семей получили землю на правах собственности или гарантированной крестьянской аренды. Та-ким образом, было значительно ограничено экономическое и политическое влияние феодалов в деревне.
Преобразования в экономике сопровождались важными соци-альными мерами. Главные среди них — принятие закона о труде в 1970 г. и закона о социальном и пенсионном обеспечении в 1971 г. Оба закона способствовали повышению жизненного уровня и улуч-шению условий труда.
Руководство ПАСВ призвало к сотрудничеству все политичес-кие партии и общественные организации в целях достижения в стра-не стабильности и обеспечения демократических преобразований. Правительство обещало урегулировать мирным путем курдскую про-блему, восстановить гражданские права национальных меньшинств и легализовать деятельность политических партий. Наиболее серь-езным политическим оппонентом баасистов оказалась компартия. Но к этому времени ИКП раскололась на две части: Центральное ко-мандование во главе с Азизом аль-Ходжем и просоветский Централь-ный комитет во главе с Азизом Мухаммедом. В 1968 г. баасисты пред-ложили обеим фракциям ИКП войти в правительственный кабинет. Центральное командование отклонило это предложение. Централь-ный комитет (ЦК) склонился к компромиссному союзу и признал руководящую роль ПАСВ в правительстве, НПФ и армии. Призна-ние политического лидерства ПАСВ означало добровольный отказ коммунистов от притязаний на ведущую роль в политической жиз-ни страны.
Заметного сдвига баасисты добились в курдском вопросе — цен-тральной внутриполитической проблеме, угрожавшей стабилизации государства. Отчасти этому способствовало то, что еще в 1960-х го-дах в политическом движении Иракского Курдистана произошел раскол. В 1964 г. от ДПК откололась мелкобуржуазная национали-стическая группа во главе с Талабани. Эта группа оформилась в са-мостоятельную Революционную партию Курдистана, склонявшу-юся к сотрудничеству с правительством Ирака. Курдские повстанцы, возглавлявшиеся Мустафой Барзани, продолжали вес-ти войну с иракскими властями. Однако военные отряды курдов были разбиты, Иракский Курдистан перешел под контроль прави-тельственных сил. Мустафа Барзани покинул Ирак. Один из его сыновей, Масуд Барзани, возглавил Демократическую партию Кур-дистана, продолжавшую вооруженную борьбу против баасистско-го режима. 11 марта 1974 г. в Багдаде был обнародован закон об автономии Иракского Курдистана. Большинство членов и руковод-ства ДПК согласились с предоставленной правительством автоно-мией Иракского Курдистана. В 1975 г. ДПК, принявшая программу сотрудничества с баасистами, была легализована, ее представители назначались губернаторами четырех северных провинций. Пять курдов вошли в правительственный кабинет. В Курдском автоном-ном районе образовались Законодательный и Исполнительный советы. Проведенные выборы показали, что Иракский Курдистан, получив автономию, был умиротворен. Непримиримая оппозиция вынуждена была эмигрировать и за пределами страны продолжала вести борьбу против режима.
Присоединение к баасистскому режиму ДПК и ИКП существен-но изменило соотношение политических сил в стране. Руководству ПАСВ удалось расколоть ряды основных оппозиционных партий и утвердить свой политический авторитет. С этого времени баасист-ская партия становилась движением светского типа, в рядах кото-рого нашли представительство почти все слои иракского общества. Политическая борьба переносилась в саму ПАСВ.


Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|