Во время ирано-иракской войны произошли перемены в расста-новке мировых сил. С ослаблением и затем развалом Советского Союза, неспособностью новой России восстановить статус сверх-державы произошла смена двуполярного мира на однополярный. Перемены вскоре ощутили арабские страны. Более отчетливо обо-значилось противостояние Севера и Юга. Заметно сузились воз-можности арабских стран к маневрированию на международной арене. Главенство на Ближнем и Среднем Востоке сосредоточили в своих руках Соединенные Штаты Америки. С.Хусейн намеревал-ся превратить свою страну в крупную державу Юга, противостоя-щую США, и первым шагом на этом пути было развязывание воен-ного конфликта между Ираком и Кувейтом.
Летом 1990 г. отношения между двумя соседними странами рез-ко обострились. Причинами того оказались экономические труд-ности, с которыми столкнулись иракские власти после войны с Ира-Ном. Багдадский режим вышел из войны с огромным внешним Долгом, составившим 80 млрд долларов, резко сократились поступ-ления в иракскую казну от продажи нефти. С.Хусейн рассчитывал Молниеносно захватить небольшой и богатый эмират. Обладание кувейтской нефтью должно было дать Багдаду мощные рычаги ре-гулирования мировых цен на нефть и вывести Ирак в разряд веду-щих нефтяных держав, утвердить его ведущие позиции в заливе, поднять также его авторитет в арабском мире.
2 августа 1990 г. Ирак ввел свои войска в Кувейт и аннексиро-вал его в качестве своей «19-й провинции». Решение об аннексии иракское правительство прикрывало лозунгами об освобождении арабов от империализма и заявило, что кувейтская демократия «искусственно создана иностранцами», а поэтому ее следует заменить «народной демократией», выступающей за единство арабской на-ции. Используя популистские лозунги, иракские власти представ-ляли себя в роли выразителей недовольства и защитников интере-сов арабов, независимо от того, в каких странах они проживают. И арабская общественность вначале восприняла С.Хусейна героем, бросившим вызов Западу, а Ирак — мощной державой, воевавшей сразу же с 30 странами, среди которых были США и Великобрита-ния. С. Хусейн демонстрировал свое стремление к созданию круп-ного государства посредством широкомасштабной войны и с ис-пользованием современного оружия, включая ядерное. Ракетные атаки Ирака против Израиля, союзника США, вызвали рост сим-патий к С. Хусейну. В глазах националистических сил арабских стран хусейновский Ирак представлялся авангардом борьбы про-тив империализма и сионизма на Арабском Востоке. Организация освобождения Палестины, арабы Йемена, Ливии, Алжира, Туниса, Судана, Иордании, Мавритании готовы были вступить в войну на стороне Ирака. Не только арабы, но и другие народы Азии и Афри-ки проявили солидарность с режимом С. Хусейна. Все это свиде-тельствовало о том, что военный конфликт угрожал перерасти в тотальную войну Юга против Севера.
По инициативе США 6 августа 1990 г. Совет Безопасности ООН ввел жесткие торгово-экономические санкции против Ирака. Ирак оказался в международной блокаде. Американские военные базы и войска европейских держав НАТО были переключены с защиты Западной Европы от Советского Союза на нанесение сокрушитель-ного удара по Ираку. Натовские бомбардировщики разместились на военных базах Турции. По просьбе Саудовской Аравии США направили в районы аравийской пустыни свои полумиллионные сухопутные и авиационные войска для отражения иракского втор-жения. В Персидский залив прибыли боевые корабли США и не-которых других государств-членов НАТО. В поддержку Кувейта направили свои военные контингента Египет, Сирия и Марокко.
Совет Безопасности ООН предъявил Ираку ультиматум — до 15 января 1991 г. вывести войска агрессора из Кувейта, в противном
случае ему объявлялась война. Иракское руководство отвергло мир-ные предложения. Но начавшуюся войну Ирак бесславно проиг-рал. Военные операции США под кодовым названием «Буря в пус-тыне» длилась шесть недель. Американская авиация быстро вывела из строя военную мощь Ирака. Американцы отказались от перене-сения военных действий на иракскую территорию, они были убеж-дены в скором падении ослабленного режима С.Хусейна. В то же время западные политики опасались возможного распада иракско-го государства и стремились не допустить изменения баланса по-литических сил в зоне Персидского залива. 28 февраля 1991 г. Ирак согласился с ультимативными требованиями Совета Безопаснос-ти ООН по Кувейту и пошел на безоговорочную капитуляцию.
После капитуляции ООН (под диктовку США) ввела жестокий санкционный режим против багдадского режима. По-прежнему зап-рещены импорт из Ирака всех видов сырья, включая нефть, и гото-вых изделий, поставки в Ирак всех видов сырья и готовых изделий, продажа или передача вооружений и военной техники, другие фор-мы содействия в военной сфере и т.д. Очень жестко лимитирован ввоз продовольствия и медикаментов, от чего, естественно, в пер-вую очередь страдает народ, обвиняя, кстати, в своих бедах не С.Ху-сейна, а США. Ирак обязан также компенсировать ущерб, причи-ненный Кувейту и другим государствам, пострадавшим от его вторжения. Выполнение этих обязательств потребует десятки мил-лиардов долларов.
Готовя вторжение в Кувейт иракское руководство бесспорно не предполагало, какую цену их стране придется заплатить. Общий экономический ущерб, который понес Ирак только в результате во-енных действий, оценивается в 50 млрд долларов. Было разрушено более 80% нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих мощнос-тей страны, серьезно пострадали нефтяные терминалы, нефтепро-воды и другие важные объекты. Одни промышленные предприя-тия были разрушены, другие остановились из-за нехватки сырья и запасных частей. Были повреждены дороги, мосты, порты, аэродро-мы и т.д. Во время боевых операций Ирак потерял более 50% про-довольствия.
В последующие годы США, осуществляя жесткий контроль за военной промышленностью Ирака, обвиняли С.Хусейна в много-численных нарушениях директив ООН. В частности, в 1995 г. пре-доставили 500 снимков, свидетельствующих о том, что Ирак рекон-струировал большинство своих военных объектов; использует военную технику, вывезенную из Кувейта; что в обход эмбарго экс-портировал через иранскую территорию 100 тыс.баррелей нефти и столько же через Турцию и Иорданию.
В 1995 г. и 1998 г. американские и английские ВВС в нарушение резолюций Совета Безопасности ООН бомбили Ирак, что привело к большим жертвам среди мирного населения и вызвало крайне не-гативную реакцию в мире.
Поражение вызвало внутренние осложнения. Вновь восстали курды, требуя создания собственного государства. Противники партии БААС призывали к демократизации государства и сверже-нию режима С. Хусейна.
Курдское патриотическое движение отказалось от сотрудничества с багдадским правительством и выступило за создание право-вого демократического государства. Антибаасистские политичес-кие силы также стали призывать к демократизации государственного строя и требовали введения-в стране многопартийной политической системы. Зарубежная оппозиция призывала к восстановлению в Ираке хашимитской королевской власти. Удержать контроль над общественно-политической ситуацией в стране С.Хусейну удалось в основном благодаря ужесточению репрессивных мер в отношении политических соперников диктаторского режима.
|