19 апреля 1961 г. после длительных переговоров было подписано межгосударственное соглашение об отмене англо-кувейтского договора 1899 г., и эмират обрел политическую независимость. Спус¬тя шесть дней после провозглашения независимости Кувейта, глава иракского государства генерал А.К.Касем выдвинул притязания на его территорию, объявив эмират «неотъемлемой частью Ирака». В ответ кувейтское руководство обратилось за помощью к Великобритании, и в страну были введены английские войска. В этих условиях перед эмиратом встал вопрос о выборе союзников, способных стать гарантом национальной безопасности государства. Было принято решение о развитии более тесных связей с арабскими странами: 20 июля 1961 г. Кувейт стал членом ЛАГ. Рассмотрев положение в эмирате, ЛАГ высказалась за ввод туда своих войск, и в сентябре того же года 3300 военнослужащих из Саудовской Аравии, Иордании, Сирии и Туниса прибыли в Кувейт, а английские части вскоре покинули страну. Угрозы Кувейту со стороны набирающего силу северного соседа временно прекратились лишь после падения режима Касема (февраль 1963 г.).
Внешнеполитический кризис 1961 г. поставил на повестку дня вопрос о национальной консолидации и проведении в этих целях некоторых социально-политических реформ. В конце 1961 г. было объявлено о сформировании Высшего совета, совещательного орга¬на, в состав которого вошло 10 представителей семейства ас-Сабах, и проведены выборы в Учредительное собрание, которое должно было выработать проект конституции. 16 ноября 1962 г. конститу¬ция была утверждена. Она объявила Кувейт «наследственным эми¬ратом потомком Мубарака ас-Сабаха», в котором избрание нового правителя рассматривается как внутреннее дело правящего дома. Высшая законодательная власть была закреплена за эмиром и На¬циональным собранием, а высшая исполнительная власть — за эми¬ром и правительством во главе с премьер-министром, назначаемым главой государства. Конституция давала эмиру широкие полномо¬чия, он объявлялся неприкосновенной личностью, не несущей от¬ветственности ни перед кем. Деятельность политических партий и организаций, включая профессиональные, была запрещена.
Национальное собрание Кувейта в составе 50 депутатов избира¬лось на 4 года путем прямого, тайного и всеобщего голосования граждан мужского пола, достигших 21 года. Кандидат в депутаты должен был отвечать по меньшей мере трем условиям: являться ко¬ренным кувейтцем, быть старше 30 лет и уметь читать и писать по-арабски. Первые в истории страны парламентские выборы были проведены 23 января 1963 г., а 29 января избранные в Националь¬ное собрание депутаты сформировали правительство, в котором 12 из 15 министерских постов было отдано представителям правящей династии.
К середине 1960-х гг. внутриполитическое положение в Кувейте обострилось. Линия противоборства пролегла между «традиционали¬стами» и «прогрессистами», с разных позиций рассматривавших пути достижения экономического суверенитета и обеспечения нацио¬нальных приоритетов развития. В парламенте сформировалась груп¬па оппозиционных депутатов во главе с лидером арабских национа¬листов, одним из руководителей общеарабского Движения арабских националистов (ДАН) Ахмедом аль-Хатыбом.
Эмир Сабах ас-Салим ас-Сабах, взошедший на престол после смерти Абдаллы ас-Салима (ноябрь 1965 г.), отказался от политики лавирования между различными группировками своего предше¬ственника и встал на путь подавления оппозиционных движений в стране. Наиболее острые формы внутриполитическая борьба при¬няла в конце 1966 — начале 1967 г. в ходе предвыборной кампании по выдвижению кандидатов в депутаты в Национальное собрание второго созыва.
На этом политическом фоне с озабоченностью было восприня¬то известие о вспыхнувшей арабо-израильской войне 1967 г. С од¬ной стороны, эмир и его окружение, стремясь укрепить свои соб¬ственные позиции в арабском мире и учитывая присутствие в стране большого числа палестинцев, выступили в поддержку сражающихся арабских стран. Кувейт был одним из активных участников Баг¬дадской конференции арабских нефтедобывающих стран, приняв¬шей решение о введении эмбарго на продажу нефти государствам, поддерживающим Израиль. Эмират одним из первых объявил о пре¬кращении поставок жидкого топлива в Англию и США. Он был од¬ним из инициаторов созыва Хартумской конференции, высказав¬шейся за оказание помощи «арабским братьям», пострадавшим в ходе военных действий. Общая сумма помощи Кувейта составила тогда 55 млн ф. стерл. С другой стороны, Кувейт, в отличие от боль¬шинства других арабских государств, не порвал отношения с США и Великобританией и на конференции в Хартуме голосовал за от¬мену эмбарго на поставки нефти.
Поражение арабских стран в войне 1967 г. привело к поляриза¬ции сил на Арабском Востоке. В этих условиях правящие круги Ку¬вейта сделали ставку на сближение с Саудовской Аравией и мо¬нархической Ливией. В начале 1968 г. было объявлено о создании тройственной Организации арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК). С этого времени нефтяная политика заняла доминиру¬ющее место в деятельности правящих кругов эмирата. Обретение страной подавляющих прав на использование своего основного сырьевого богатства позволило ей после арабо-израильской войны 1973 г. более эффективно использовать нефть в качестве орудия давления на страны, поддержавшие Израиль.
Избирательная кампания и выборы Национального собрания четвертого созыва (1975 г.) происходили в сложной обстановке внутриполитической борьбы. В результате его состав был наполо¬вину обновлен депутатами, представлявшими новые социальные слои — бизнесменами, технократами, финансистами. После того как новый парламент отклонил целый ряд законопроектов, предложен¬ных правительством, разразился политический кризис. В августе 1976 г. эмир специальным указом распустил Национальное собра¬ние и отменил действие ряда статей конституции, касающихся его деятельности. Одновременно было объявлено о закрытии любого печатного органа, «политическая линия которого противоречит интересам нации».
В конце 1977 г. скончался эмир Салим ас-Сабах. Его преем¬ником 31 декабря стал Джабер аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах. Через месяц наследным принцем правящий дом избрал Саада аль-Аб-далла ас-Салим ас-Сабаха, ставшего премьер-министром. В феврале
1978 г. было сформировано новое правительство, в котором 7 из 18 министерских портфелей досталось членам правящей династии.
Начало деятельности нового руководства страны совпало с пе¬риодом подъема и победы антишахской революции в Иране (1978 - 1979 гг.). В эмирате, где около 30% населения исповедовало ислам шиитского толка и 60% жителей являлось иммигрантами, среди которых весомую часть составляли иранцы, события в Иране не могли не вызвать энтузиазма и поддержку. Власти, обеспокоенные размахом антиправительственных выступлений оппозиционных сил, установили жесткий контроль за деятельностью проиранских группировок. Одновременно, чтобы разрядить обстановку, было принято решение возобновить работу Национального собрания. 18 февраля 1981 г. Кувейт вновь вернулся к парламентской системе. В результате проведенных выборов большинство мест в этом законодательном органе завоевали представители кругов, лояльных к правящей династии. Кандидаты арабских националистов во главе с аль-Хатыбом потерпели поражение. Более чем в два раза сократилось число мест, занимаемых шиитами, и в то же время упрочили свое положение исламские фундаменталисты, близкие по идейно-политическим воззрениям к «братьям-мусульманам» соседних арабских стран.
В конце 1983 г. исламские террористические организации про¬вели в стране несколько взрывов. Для противодействия фундамен¬талистской угрозе правящие круги попытались провести «ислами-зацию сверху»: был увеличен объем материалов по религиозным вопросам в средствах массовой информации, усилено преподава¬ние религиозных дисциплин в школах. Власти, стремясь перехва¬тить знамя ислама у оппозиционных сил, пропагандировали вне¬дрение «умеренного ислама» и всячески дискредитировали его экстремистские проявления. Итоги этой кампании были результа¬тивными: на выборах в парламент 1985 г. шиитская группировка получила всего 3 места.
В мае 1985 г. было предпринято покушение на эмира, а в июле Эль-Кувейт вновь потрясли взрывы. Террористические акты уси¬лили внутриполитическую напряженность: началась массовая де¬портация иностранцев. Национальное собрание поддержало в этот раз усилия руководства по стабилизации обстановки в стране.
назад к содержанию книги |