БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. ХХ век. ЧАсть 3. 1945-2000. М., 2001 г. Под. ред. А.М. Родригеса.

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ
Эволюция социально-экономической структуры (1960 —1980 гг.)


Доходы от нефти, получаемые Саудовской Арави- еи> составляли 4,3 млрд долл. в 1973 г. (1938 г. - 0,5 млн долл.) и за счет нефтяного бума 1970-х гг. превысили 118 млрд долл. в 1981 г. Но государ- ственный аппарат еще в начале 1960-х гг. был не в состоянии распоряжаться огромными финансовы¬ми средствами и выполнять новые социально-экономические фун¬кции. Прямые отчисления нефтяных компаний составляли более 80% доходов государства. Практически вся экономика страны дер¬жалась на добыче и экспорте нефти. Другими, второстепенными источниками дохода государства были муниципальные, портовые, аэропортовые и дорожные сборы. Закат (религиозный налог, вып¬лачиваемый мусульманами) составлял один процент общего дохо¬да государства. Вторжение современного капиталистического про¬изводства и массовый импорт, губительный как для местных ремесел, так и для сельского хозяйства, разрушали отсталую тра¬диционную экономику страны.

Непосредственное воздействие на аравийское общество оказа¬ла АРАМКО. Она привлекала наемную рабочую силу (в основном иностранную), возводила современные поселки и города, создава¬ла вспомогательные службы и мастерские с участием иностранно¬го капитала, строила сеть дорог. Все эти 'перемены, означавшие прогресс экономики и социального развития королевства, были вызваны не филантропическими целями, а необходимостью создать условия для нормального функционирования, лежащего в основе АРАМ КО американского капитала и эксплуатации ресурсов страны. С помощью местных капиталов стали сооружаться небольшие предприятия по производству строительных материалов, кислоро¬да, льда, прохладительных напитков, электростанции, мебельные мастерские.

Однако в 1960-е гг., если не считать нефтеперегонных заводов, принадлежащих иностранному капиталу, в Саудовской Аравии не было ни одного предприятия с числом рабочих свыше ста. В сере¬дине 1960-х гг. в стране впервые начала создаваться прочная база для быстрого увеличения национального фонда накопления. Для страны с преобладающими феодальными и полуфеодальными ук¬ладами, которые сами не могут служить базой накопления, это факт сравнительно редкий. Сосредоточение в руках государства гро¬мадных финансовых ресурсов, необходимость защищать интересы формирующегося класса буржуазии, создавать благоприятные ус¬ловия для предпринимательской деятельности — все это объясня¬ет появление во второй половине 1960-х гг. нового государствен¬но-капиталистического сектора экономики. Промышленная буржуазия королевства и в 1970-е гг. находи¬лась лишь в стадии становления. Промышленная деятельность да¬вала низкую прибыль и была сопряжена со слишком большим рис¬ком, чтобы привлечь местных купцов, представителей клана Саудидов, верхушку бюрократического аппарата. Они предпочи¬тали переводить капиталы за границу, вкладывать деньги в тор¬говлю, земельные спекуляции, в лучшем случае — в подрядные и строительные фирмы. В этих условиях именно государство вы¬нуждено было играть ведущую роль в экономическом развитии. С этой целью была основана государственная компания — Генераль¬ная организация нефти и минеральных ресурсов (Петромин). Пет-ромин основывала и выкупала у АРАМКО нефтеперерабатываю¬щие заводы, взяв также в свои руки сеть распределения нефтепродуктов. При сотрудничестве с иностранными фирмами она приступила к строительству химических заводов для производства удобрений, серы, кислот, пластмасс и т.д.

В ключевых, капиталоемких отраслях промышленности с учас¬тием иностранного капитала саудовское правительство через Пет¬ромин осуществляло контроль над деятельностью создаваемых ком¬паний. Оно вкладывало в них государственные средства, в большинстве случаев держало в своих руках контрольный пакет акций, его представители входили в правления компаний.

С помощью импортной техники, технологии и иностранных кад¬ров прокладывались современные коммуникации, вступали в строй автострады, связывавшие главные центры страны. Были созданы и реконструированы порты в Джидде и Янбо — на Красном море, в Даммаме, Эль-Хабуре, Мина-Сауде — в Персидском заливе. Круп¬ные аэропорты были созданы в Эр-Рияде, Медине, Джидде и дру¬гих городах.

Трансформация социально-экономической структуры Саудов¬ской Аравии резко ускорилась после 1973 г. в связи с колоссаль¬ным ростом доходов от нефти. В 1973 г. нефтяные компании отчис¬ляли в бюджет страны 4 млрд 340 млн долл., а в 1978 г. — 36 млрд 100 млн долл. В 1976 —1980-х гг. общие доходы страны превысили 300 млрд долл. Саудовская Аравия попыталась осуществить одну из самых обширных программ индустриализации в развивающихся странах. На выполнение первого пятилетнего плана развития (1971 — 1975) было выделено 9 млрд долл., на второй — 140 млрд долл., в том числе на промышленность — 20 млрд, а на третий (1980— 1985) — 211 млрд долл. в том числе на промышленность — 45 млрд долл. Крупные средства были ассигнованы также на создание инфра¬структуры, производство стройматериалов, развитие сельского хозяй¬ства, социальные нужды (включая бесплатное здравоохранение и об¬разование), поощрение частного сектора. Основные направления индустриализации определялись наличием колоссальных запасов не¬фти и природного газа. В стране в этот период создавались крупные нефтеперерабатывающие и нефтехимические газоперерабатывающие предприятия, ориентирующиеся в основном на экспорт, и металлур¬гические — для обеспечения внутреннего потребления.

Индустриализация отсталой страны была бы невозможна без технической помощи извне. Индустриализация Саудовской Ара¬вии выгодна США: она создает емкий рынок инвестиций, промыш¬ленных товаров и услуг. При этом поэтапная национализация АРАМКО (путем выкупа), проходившая с 1980 г., не испортила от¬ношений между партнерами, чьи взаимоотношения нередко опре¬деляли как «асимметричная взаимозависимость». Американские эксперты участвуют в разработке пятилетних планов, что позволя¬ет им регулировать в интересах США развитие саудовской эконо¬мики и получать крупнейшие подряды на строительство наиболее дорогостоящих объектов.

Одной из наиболее острых проблем нефтедобывающих аравий¬ских монархий вообще и Саудовской Аравии в частности является проблема рабочей силы. Малочисленность людских ресурсов, на¬личие традиционных укладов, и прежде всего кочевников, застави¬ла в огромных количествах привлекать иностранную контрактиро-ванную рабочую силу. На основе саудовцев удалось сформировать лишь наиболее привилегированные отряды нефтяников. Во всех остальных областях производства рабочие места занимают арабы из более бедных арабских стран, пакистанцы, индонезийцы и т.д. Разумеется, они не могут претендовать на гражданство и не пользу¬ются многочисленными привилегиями местных жителей. Таким об¬разом, наличие огромного количества иностранцев в стране способ¬ствует решению экономических проблем, но создает социально-политические проблемы.

Начавшееся в 1981 г. снижение мирового спроса и цен на нефть привело к сокращению добычи саудовской нефти с 9 млн баррелей в день в рекордном 1980 г. до 2,3 млн баррелей в 1985 г.; доходы от экспорта нефти сократились соответственно со 101 млрд долл., до 22 млрд. Дефицит платежного баланса в 1985 г. составил 20 млрд долл.; валютные запасы за 1982—1985 гг. сократились на 40 млрд долл. Этот экономический спад, определяемый в королевстве как кризис, привел к обострению многих внутриполитических, соци¬альных и этноконфессиональных противоречий, сглаживаемых до этого предшествующей волной преуспевания.

назад к содержанию книги


Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|