БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. ХХ век. ЧАсть 3. 1945-2000. М., 2001 г. Под. ред. А.М. Родригеса.

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ
Внутриполитическое положение страны, основные итоги развития


Война в заливе отразилась на внутренней ситуации в стране. Небывалое присутствие на родине ислама и сотен тысяч иноверцев из иностранных экспедиционных сил (включая женщин) вызвало далеко идущие последствия. Все 1990-е гг. наблюдалась крайняя поляризация общества. С одной стороны, новые, возникшие в результате постнефтяной трансформации общества, группы населения (промышленная буржуазия, интеллигенция, студенты) потребовали демократических свобод, введения конституции, ослабления наиболее стеснительных религиозных и бытовых ограничений. С другой стороны, ваххабитские улемы и ведомые ими традиционалисты начали наступление на вестернизацию режима и либеральные круги. Последних они называли отступниками и практически подстрекали к их уничтожению. В ноябре 1995 г. и в июне 1996 г. прозвучали взрывы в Эр-Рияде и Хубаре, унесшие жизни 26 американских военнослужащих (при большом количестве раненых). Пока что «неверные» должны были расплачиваться за размыв устоев страны. Не в первый раз между двух огней оказалось правительство. Каж¬дая из сторон пыталась заручиться поддержкой короля (главы пра¬вительства) и в то же время не скупилась на критику. Фахд предпо¬чел не экспериментировать и объявил себя приверженцем довоенных консервативных порядков. В частности, он отменил раз¬решение на открытие в городах кинотеатров, потому что верхушка богословия пригрозила покинуть страну, если в ней появится «хотя бы один дом дьявола (т.е. кинотеатр)». Власти сразу после вывода американских сил поспешили публично обезглавить 16 контрабан¬дистов и уголовных преступников.

С другой стороны, во второй половине 1990-х гг. все большее внимание стала привлекать проблема перехода власти в королевстве. Состояние здоровья короля Фахда ибн Абдель Азиза наследного принца Абдаллы ибн Абдель Азиза, возраст каждого из которых свы¬ше 70 лет, побуждает многих внутри королевской семьи заранее обеспокоиться созданием легитимного механизма перехода власти.

Обсуждается возможность того, что правительство возглавит не король, а на посты заместителей премьер-министра будут назначе¬ны представители более молодого (и более либерального) поколе¬ния Саудидов. Эти внутренние проблемы до сих пор остаются не¬решенными: два основных течения в общественной жизни королевства — исламских (ваххабитских) фундаменталистов и про¬западных либералов — усиливают свою критику власти и свои при¬тязания влиять на власть.

Традиционная культура саудовского общества испытывает мощ¬ное западное влияние, как и весь облик королевства. Широкие ав¬тострады и небоскребы, построенные лучшими архитекторами за¬падного мира; цветное телевидение и здания университетов с облицованными керамикой фасадами; миллионы тонн «черного золота» и супертанкеры, терпеливо ждущие своей очереди у нефтя¬ного причала, вынесенного в море. И одновременно призывы к мо¬литве, пятикратно в день повторяемые пронзительным голосом му¬эдзина, и закутанные в черные покрывала женщины; публичные казни на городских площадях и строжайший запрет на деятельность политических партий и профсоюзных организаций. Саудовская Аравия, вступая в XXI в., остается, однако, все еще крайне своеоб¬разной страной и по своему укладу, и образу жизни большинства граждан, и по общественно-политическому устройству.

назад к содержанию книги


Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|