В период объединения республик, начиная с первого гола существования ОАР, в Сирии стали проводиться социально-экономические и политические преобразования. 17 сентября 1958 г. был издан закон об аграрной реформе, ущемлявший интере¬сы буржуазно-помещичьих кругов. Предусматривалось ограниче¬ние крупного землевладения и распределение отчужденных за вы¬куп земель среди безземельных и малоземельных крестьян.
Надо, впрочем, сказать, что при всей своей прогрессивности аг¬рарная реформа 1958 г. имела ряд отрицательных сторон. Она была идентична реформе, проводимой в Египте, и не учитывала специфи¬ческих особенностей, связанных с местоположением и плодородием земель в Сирии. В соответствии с законом максимальные размерь! земельных владений не должны были превышать 80 га орошаемой и 300 га бочарной земли на главу семьи и дополнительных 40 га
орошаемой и 160 га бочарной земли на членов семьи. Предполага¬лось, что установление для бочарных земель максимума в 460 га вызовет заинтересованность землевладельцев в произведении ра¬бот по повышению плодородия почвы и интенсификации исполь¬зования земельных участков. Однако, опасаясь нового отчуждения земельной собственности и стремясь удержать за собой максимум земли, помещики демонтировали водоснабжающие установки, пе¬реводя орошаемые земли в бочарные. В конечном счете это приве¬ло к сокращению посевных площадей и ухудшению общего поло¬жения в сельском хозяйстве. Кроме того, даже с учетом подлежащих распределению государственных земель в целом в Сирии (Сирийс¬ком районе ОАР) должна была получить землю всего лишь треть безземельных крестьянских семей. Аграрная реформа осуществля¬лась крайне медленно. Сирийские помещики бойкотировали реше¬ние комиссии по отчуждению земель, подавали жалобы в суд, оття¬гивая тем самым их конфискацию.
В конце 1958 г. была разработана десятилетняя программа эко¬номического развития Сирийского района, в рамках которой в на¬чале 1958 г. была утверждена первая пятилетняя программа про¬мышленного строительства (1958—1963 гг.). В 1960 г. был разработан единый пятилетний план экономического и социального развития для обоих районов ОАР на 1961 — 1965 гг., одной из ос¬новных задач которого было достижение соответствия в уровне эко¬номического развития двух районов.
В 1960—1961 гг. руководство ОАР приняло дальнейшие меры по централизации политической власти. В марте 1960 г. объявлялось о создании единой Национальной ассамблеи, кандидатов в депутаты которой должны были выдвигать члены Национального союза каж¬дого района. В связи с тем, что в Сирийском районе в Националь¬ный союз были избраны многие члены бывших буржуазно-помещи¬чьих партий, они оказались и в Национальной ассамблее ОАР.
В августе 1961 г. исполнительные советы обоих районов были лик¬видированы и образовано центральное правительство с местопребы¬ванием в Каире. Из 35 министров лишь 14 представляли Сирийский район. В Национальную ассамблею избрано 385 египетских депута¬тов и только 70 сирийских (вместо намечавшихся ранее 200).
В целом проводимые в период объединения преобразования °Ь1ли направлены на улучшение экономического и социального по¬ложения как в Египте, так и в Сирии. Здесь проявились определен¬ные выигрышные последствия объединения. Однако трудности, возникшие при интеграции двух различных по темпам и по уровню Развития стран, не позволили реализовать многие прогрессивные Роекты. К тому же активное противодействие их осуществлению
оказывали буржуазно-помещичьи круги обеих объединившихся в -ОАР стран, в особенности египетская буржуазия, стремящаяся ус¬тановить свое политическое и экономическое господство в Сирий¬ском районе. Поэтому уровень жизни здесь резко снизился. Еще более ухудшила положение жесточайшая засуха, продолжавшаяся все три года существования объединенного государства. Резкое со¬кращение сельскохозяйственного производства отразилось и на других отраслях экономики. В этих условиях египетские внешне¬торговые организации стали проводить дискриминационную поли¬тику в отношении торговых сделок Сирийского района. В самой Сирии египетские товары успешно конкурировали с местными, приводя к закрытию многих предприятий (особенно в текстильной промышленности), а также к резкому росту безработицы.
Эти и ряд других негативных факторов не могли не вызвать в стране недовольства. Наблюдалось оно и в армии, где многие стар¬шие офицеры — сторонники ПАС В были либо уволены в запас, либо понижены в должности и переведены в Египетский район.
Обострились и отношения ПАСВ с руководством ОАР. Баасист-ские лидеры скоро поняли, что партия не займет того положения в Национальном союзе, на которое они рассчитывали. Между тем их противники обвинили именно баасистов в тяжелом положении в стране как инициаторов объединения. В общем к осени 1961 г. почти все общественные слои и политические группировки страны были готовы к разрыву объединения.
назад к содержанию книги |