БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. ХХ век. ЧАсть 3. 1945-2000. М., 2001 г. Под. ред. А.М. Родригеса.

СИРИЯ
Социально-экономическое и политическое развитие Сирии в последней трети XX века


В мае 1967 г. Израиль развязал агрессию против ОАР (Египта), Сирии и Иордании. Утром 5 июня 1967 г. Израиль начал военные действия. Поражение Египта, Сирии и Иордании в «ше- стидневной войне» (июнь 1967 г.) привело к ок- КуПации Израилем части территорий этих трех стран, в том числе г.Эль-Кунейтра и Голанских высот с сирийской стороны (общей площадью около 1 тыс. км2). Сирийское руковод¬ство отказалось признать резолюцию № 242, принятую Советом Бе¬зопасности ООН 22 ноября 1967 г., как носящую компромиссный характер и не соответствующую политической позиции САР.

Военная конфронтация с Израилем и пути урегулирования ближневосточного конфликта породили острые разногласия в пра¬вящем руководстве сирийской ПАСВ. Наибольшее недовольство высказывала военная фракция баасистов во главе с министром обо¬роны Хафезом Асадом, требовавшая проявить более реалистичный подход к проблеме урегулирования и наладить серьезные военно-политические контакты с другими арабскими странами в целях лик¬видации последствий израильской агрессии. В результате, хотя гражданские лица и продолжали доминировать в партийном руко¬водстве ПАСВ, их позиции заметно ослабли. Воспользовавшись этим, Х.Асад 13 ноября 1970 г. отдал приказ об аресте президента Hyp ад-Дина Атаси и генерального секретаря партии Баас Салаха Джадида.

Власть в стране перешла в руки армейской фракции. Сформи¬рованное ею Временное региональное руководство ПАСВ изложи¬ло свою программу первоочередных задач. Она включала: объеди¬нение прогрессивных сил страны в Национальный фронт, образование нового законодательного органа — Народного совета, выработку новой конституции, осуществление планов экономичес¬кого развития в целях удовлетворения основных нужд народа, усиление общественного контроля за деятельностью государственно¬го аппарата, укрепление вооруженных сил. Временным президентом был назначен Ахмед аль-Хатыб. В со¬ответствии с его декретом от 17 февраля 1971 г. был сформирован Народный совет, депутаты которого представляли почти все поли¬тические организации страны. Наибольшее число мест в нем полу¬чили члены ПАСВ.

В результате состоявшегося 12 марта референдума президентом Сирии был избран Хафез Асад. Сформированное в апреле прави¬тельство возглавил Абд ар-Рахман Хлейфауи. Очередная Пятая ре¬гиональная конференция ПАСВ в мае 1971 г. избрала Асада гене¬ральным секретарем регионального руководства.

Событием, определившим дальнейшую политическую жизнь Си¬рии, стало создание в марте 1972 г. Национального прогрессивного фронта (НПФ), объединившего пять прогрессивных партий и дви¬жений. В состав центрального руководства Фронта вошли: 9 пред¬ставителей ПАСВ и по 2 члена от СКП, Арабского социалистичес¬кого союза (АСС), Движения арабских националистов (ДАН) и Организации социалистов-юнионистов. В принятом программ¬ном документе Фронта — Хартии — его главной задачей объявля¬лось построение «единого арабского социалистического общества», «содействие завершению строительства демократического народ¬ного строя, его конституционных институтов и местных советов». В международном разделе Хартии отмечалось, что НПФ выступа¬ет за «единство арабских стран, свободных от иностранного господ¬ства и борющихся против империализма и сионизма. Это — един¬ство прогрессивных арабских режимов, которые верят в неразрывность националистической и социалистической борьбы в качестве принципа и пути создания государства и общества». Ру¬ководящей силой Фронта объявлялась ПАСВ.

12 марта 1973 г. в результате всеобщего референдума была ут¬верждена постоянная конституция, объявившая САР «суверенным социалистическим народно-демократическим государством» с «со¬циалистической плановой» экономикой, «преследующей цель лик¬видации всех форм эксплуатации». Законодательная власть была закреплена за президентом и Народным советом, который избира¬ется всеобщим, тайным и прямым голосованием на 4-летний срок. Исполнительная власть осуществляется президентом, избираемым на 7 лет, Советом Министров и местными народными советами. В отличие от прежнего руководства, придерживавшегося курса на союз только с прогрессивными арабскими режимами, новые лиде¬ры страны стали выступать за реализацию лозунга арабского един¬ства независимо от характера политического строя его участников.

5 мая после 11-летнего перерыва прошли выборы в Народный со¬вет, на которых во многих избирательных округах победу одержал НПФ, выступивший единым блоком.

6 октября 1973 г. на Ближнем Востоке возобновились военные действия, и обстановка в регионе вновь накалилась. Успешное ис¬пользование арабскими странами «нефтяного оружия» привело к признанию западными государствами необходимости политичес¬кого урегулирования ближневосточного конфликта на основе ре¬золюции Совета Безопасности № 242. После долгих согласований и увязок 31 мая 1974 г. в Женеве было подписано соглашение о разъединении израильских и сирийских войск в районе Голанских высот. Оно предусматривало отвод израильских войск из районов, захваченных в ходе октябрьской войны, а также из оккупирован¬ной в 1967 г. Эль-Кунейтры. Сирия вернула противной стороне 21 стратегический и укрепленный пункт. Устанавливалась «буфер¬ная» зона, где были размещены контингента сил ООН.

Во второй половине 1970-х гг. сирийское руководство стало проявлять все большую активность во внешнеполитических и военных делах. В 1975 г. республика втянулась в гражданскую войну в Ливане, оказывая всестороннюю поддержку Организации освобождения Палестины (ОПП). САР осудила сепаратные переговоры и Кэмп-Дэвидские соглашения между Израилем и Египтом. Она поддержала идею создания (в декабре 1977 г.) Национального фронта стойкости и противодействия (НФСП) и вместе с Алжиром, Ираком, Ливией, НДРЙ и ООП активно участвовала в его деятельности. К концу 1970-х гг. в Сирии развернулась острая внутриполити¬ческая борьба, вызванная антиправительственной деятельностью запрещенной с 1963 г. организации «Братья-мусульмане». Активи¬зация религиозной оппозиции была во многом связана с победив¬шей под шиитскими лозунгами антишахской революцией в Иране (1979 г.). Не имевшим конструктивной программы обновления, страны «братьям-мусульманам» не удалось заметно поколебать партийно-правительственное руководство Х.Асада. Предпринятая ими серия политических убийств и террористических актов поста¬вила организацию в политическую изоляцию, и к началу 1981 г. она была разгромлена. Начавшаяся в сентябре 1980 г. ирано-иракская война внесла рас¬кол в отношения между Дамаском и Багдадом. В САР насчитыва¬ется около 1,5 млн шиитов, а президент Асад является представи¬телем наиболее крупной шиитской общины страны — алавитов. Выступление в поддержку Ирана баасистское руководство обосно¬вывало тем, что считает недопустимым развязывание военных действий против исламской страны, защищающей интересы арабских народов в их противоборстве с Израилем. Наряду с этим в основе антииракской позиции сирийских правительственных кругов ле¬жал и геостратегический фактор: озабоченность Дамаска укрепле¬нием режима Саддама Хусейна. Не последнюю роль играла и борь¬ба за верховенство лидеров обеих стран в арабском мире в целом, а также в руководстве межарабской партией Баас в частности.

10 февраля 1985 г. в результате всенародного референдума Ха-фез Асад был избран президентом страны на третий 7-летний срок. 10 апреля было сформировано коалиционное правительство во гла¬ве с Абд аль-Рауфом аль-Касмом. Ведущие министерские посты за¬няли члены ПАСВ.

В результате выборов (февраль 1986 гг.) в Народный совет было избрано 195 депутатов: 129 от ПАСВ, по 9 от СКП и АСС,8 от Партии социалистов-юнионистов, 5 от Арабской социалистической партии, а также 35 «независимых». Премьер-министром стал Мах¬муд Зуаби.

Сирийское руководство резко осудило агрессию Ирака против Кувейта (август 1990 г.), в последующем оказав эмирату диплома¬тическую, материальную и моральную поддержку. В условиях дес¬табилизации обстановки на Ближнем Востоке, вызванной ирако-кувейтской войной, Хафез Асад предпринял ряд мер по укреплению связей с соседними арабскими государствами. В частности, 22 мая 1991 г. в Дамаске был подписан Договор о братстве, сотрудниче¬стве и координации между Сирией и Ливаном.

В области экономического и социального развития правитель¬ства Х.Асада продолжали прежнюю стратегию. В результате про¬веденной в 1960—1970-е гг. национализации банков, страховых ком¬паний, промышленных предприятий, а также перехода под контроль государства внешней и внутренней торговли ведущим хозяйствен¬ным укладом стал государственный сектор. В нем к 1980 г. было сосредоточено около 70% всех промышленных предприятий, вы¬пускающих свыше 82% промышленной продукции. В руках госу¬дарства находилась нефтяная, цементная, текстильная и пищевая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный и воздуш¬ный транспорт, банковско-финансовая сфера. Однако эффективность госсектора в эти годы не соответствова¬ла вложенным в него капиталам. Правительство приняло ряд мер для повышения его рентабельности. В частности, была проведена специализация государственных предприятий по пяти подгруппам (пищевая, прядильно-ткацкая, химическая, металлообрабатываю¬щая и предприятия, производящие цемент и сахар) в целях улуч¬шения руководства ими и совершенствования планирования: Были приняты декреты о рабочем представительстве в управлении пред¬приятиями и о контроле профсоюзов над производством, хотя они зачастую не осуществлялись.

Ощутимую роль в экономике играл и частный сектор. Он был ведущим в сельском хозяйстве, в некоторых отраслях легкой, строительной промышленности, транспортных перевозках, а так¬же в розничной торговле. Однако в условиях недостаточной рентабельности большинства государственных предприятий, возраставшей зависимости выполне¬ния экономических планов от внешних финансовых поступлений, зна¬чительной задолженности по займам и кредитам, дефицитом торго¬вого баланса руководство страны не раз прибегало к так называемой «политике либерализации» по отношению к местной буржуазии. Это приводило к укреплению частного сектора, обога¬щению некоторых слоев старой буржуазии и появлению новой, дей¬ствующей в области внешней торговли, оптовой торговли, посред¬нических операций, в строительстве и сельском хозяйстве.

Основные задачи экономического развития этого периода за¬ключались в достижении высоких темпов роста промышленности и сельского хозяйства с целью превращения страны в индустриаль¬но-аграрную и создании развитой инфраструктуры. Предусматри¬валось значительное увеличение вкладов в промышленность: в 1976—1980 гг. — 11,3 млрд сир. фунтов, из которых 9,8 млрд при¬ходилось на госсектор и 2,5 млрд — на частный сектор. Предусмат¬ривалось увеличение ВВП с 19018 млн сир. ф. в 1975 г. до 33510 млн в 1980 г., т.е. более чем в 1,7 раза. Впрочем, реализации намеченных планов мешало отсутствие достаточных финансовых поступлений как из внутренних источников, так и из внешних займов.

В 1990-е гг. в экономике Сирии государственный сектор продол¬жал играть ведущую роль. На его долю приходилось около 50% на¬ционального дохода, примерно 75% стоимости промышленной про¬дукции и 70% стоимости основных средств производства. Государство полностью контролирует сферу финансов, энергетику, железнодорожный и авиационный транспорт. Вместе с тем руко¬водство САР продолжает предпринимать шаги по либерализации экономики и активизации деятельности частного сектора. На его Долю приходится 25% стоимости промышленного производства, и он занимает доминирующие позиции в сельском хозяйстве, роз¬ничной торговле и сфере услуг.

В феврале 1999 г. всенародным референдумом Хафез Асад был в пятый раз переизбран президентом страны, а 9 июня 2000 г. он Умер. Его смерть потрясла страну, привыкшую к его 37-летнему правлению, и вызвала оживление в Израиле, где его справедливо рассматривали как одного из наиболее последовательных и могу¬щественных противников. Сразу после похорон X. Асада президен¬том был избран его сын — 34-летний Башар Асад. Перед его избра¬нием пришлось внести поправку в конституцию, не позволявшую участвовать в выборах лицам моложе 40 лет. Впрочем избранием сына народ и его руководство как бы подтверждали преданность памяти его отца.

назад к содержанию книги


Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|