БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. ХХ век. ЧАсть 3. 1945-2000. М., 2001 г. Под. ред. А.М. Родригеса.

ТУРЦИЯ
Вторая республика: время политической либерализации (1960-1980 гг.)


По поручению КНЕ видными юристами страны был подготовлен проект новой конституции страны, который в июле 1961 г. был вынесен на референдум. Получив одобрение, Основной закон вступил в силу. Согласно конституции Турция определялась как «социально-пра¬вовое государство». Авторы новой конституции полагали, что свои обязанности государство может осуществлять лишь через развитие плановой экономики. Декларировалась необходимость аграрной ре¬формы и допускалась возможность национализации частных пред¬приятий. Конституция содержала статьи, предупреждающие попытки неконституционных и антидемократических действий как со стороны населения, так и со стороны партий, находящихся у власти. Созданная в 1961 г. система контроля за деятельностью госу¬дарственных институтов и партий на практике показала себя ма¬лоэффективной. Важной же особенностью существования Второй республики следует считать утверждение многопартийной системы. Активность партийных организаций отражала сдвиги, проис¬ходившие в турецком обществе, включение в борьбу за власть но¬вых социальных сил. Как старые партии, в частности НРП, так и вновь образованные после 1961 г. (12 партий) выступали уже не в качестве выразителей интересов всего населения, но боролись лишь за свой электорат.

Турция, оставаясь и в этот период отсталой страной, тем не менее стала наращивать производство в ряде областей экономики. В част¬ности, число промышленных предприятий выросло по сравнению с довоенным уровнем более чем в четыре раза, объем производства - в семь с лишним раз. С помощью государственного и иностранного капитала ускоренно развивалась частная фабрично-заводская про¬мышленность. Большое развитие получила сборочная промышлен¬ность, для которой основные узлы, агрегаты, сложные детали вво¬зились из-за рубежа.

Путь, избранный политиками Второй республики, имел и поло¬жительные и негативные результаты. С одной стороны, были дос¬тигнуты существенные сдвиги в экономике, благодаря которым Турция превратилась в индустриально-аграрную страну. С дру¬гой - в экономике не удавалось обеспечить устойчивые темпы ро¬ста, а в политике - устранить острое соперничество между теми, кто выступал за этатизм, и теми, кто добивался либерализации и расши¬рения частной инициативы. В конечном итоге противоречивость ис¬ходных принципов определила и низкую степень реализации заду¬манных планов, что, в свою очередь, усилило недовольство в обществе и способствовало складыванию кризисной ситуации в стране.

Чтобы остановить дальнейшее нарастание кризиса, военное ру¬ководство вновь решило взять инициативу в свои руки и осуще¬ствило в сентябре 1980 г. государственный переворот. Находившее¬ся у власти правительство Сулеймана Демиреля было свергнуто, парламент распущен, деятельность партий и профсоюзов приоста¬новлена, демонстрации и забастовки запрещены. Вся полнота вла¬сти перешла к сформированному военными Совету национальной безопасности (СНБ) во главе с начальником генштаба генералом К. Эвреном. Переворот 1980 г. как бы подвел итог усилиям по реа¬лизации модели догоняющего развития, разработанной еще лиде¬рами ДП, но существенно переработанной в годы существования Второй республики.

назад к содержанию книги


Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|