Армия, выйдя из казарм под лозунгами пресечения «левого» экстремизма, «оздоровления» общественной жизни в стране, оставалась у власти более трех лет. Важное место в замыслах военных занимала разработка новой конституции, которая была введена в действие в 1982 г. Авторы конституции отказались от «идеалистических», по их мнению, принципов управления об¬ществом, введенных в 1961 г., в пользу более «рациональных», луч¬ше отвечавших условиям страны и в большей степени обеспечива¬ющих стабильность и эффективность политического режима.
Фактически был провозглашен курс на «направляемую демократию». Обозначился заметный крен в сторону усиления роли испол¬нительной власти. Регулировалась деятельность средств массовой информации, ограничивалась деятельность профсоюзов и других общественных организаций.
Разрешив создание политических партий, военное руководство оговорило при этом, что было заложено и в текст конституции, что вновь образуемые партии не должны быть восприемниками старых. Из 15 зарегистрированных партий к выборам в парламент, намечен¬ным на 1983 г., было допущено лишь три. В ходе выборов победила и получила большинство мест в Великом национальном собрании Тур: ции (ВНСТ) Партия отечество (ПО), а ее руководитель Тургут Озал стал премьер-министром. До конца 80-х гг. ПО оставалась ведущей партией страны, а ее лидер Т. Озал все эти годы возглавлял испол¬нительную власть. В 1990 г. он заменил на посту президента К. Эв-рена и находился при исполнении вплоть до своей смерти в 1993 г.
В основе концепции «отца турецких реформ» Т. Озала лежала идея о необходимости либерализации экономики и укрепления ры¬ночных отношений за счет отказа от строго государственного регули¬рования. В качестве конечного результата предполагалось превраще¬ние Турции в полноправного члена Европейского экономического сообщества.
Осуществление программы Озала позволило Турции достичь высоких в ее современной истории темпов роста ВВП (до 8 %), рез¬ко увеличить производство электроэнергии, стали, выпуск автомо¬билей и бытовой техники, одежды и обуви. Производство зерно¬вых и технических культур, мяса и молока стало значительно опережать прирост населения, что способствовало увеличению эк¬спорта сельскохозяйственной продукции. К концу 80-х гг. турец¬кий экспорт вырос в 4 раза по сравнению с 1980 г. и составил 10 млрд долл. Причем доля промышленных изделий в экспорте выросла с 35 % до 80 %. Госсектор к началу 90-х гг. включал в себя 30 круп¬ных предприятий и около 100 более мелких. Он производил 40 % валового внутреннего продукта, обеспечивая работой до 30 % лиц наемного труда. 75 % турецких промышленных предприятий стали конкурировать с аналогичными европейскими. Собственно в этот период завершился процесс превращения Турции в современное индустриальное государство.
Однако в перерасчете валового национального продукта на душу населения в Турции и для сравнения в странах ЕЭС разница была значительной, как и в уровне качества жизни. Так, к началу 90-х гг. в Турции ВНП на душу населения составил 1110 долл., а во Франции -10720 долл. Средняя продолжительность жизни в Турции была 65 лет, а во Франции - 77 лет. Детская смертность в Турции составляла 79 человек на тысячу, во Франции - 8. В Турции среднюю школу посе¬щали 42 % подростков, во Франции - 96 %. Острой проблемой в Тур¬ции оставалась безработица - около 5 млн человек. Из них около 2 млн были вынуждены искать работу за рубежом. Таким образом, ре¬ализация курса на экономическую либерализацию была достигнута в основном за счет ограничения реальных доходов турецких трудя¬щихся, ухудшения условий на рынке наемного труда. Растущая на¬пряженность в обществе усугублялась и вооруженным конфликтом официальных властей с курдскими повстанцами.
Происламское В декабре 1995 г. на досрочных парламентских вы-правительство борах убедительную победу одержала стоявшая на Н. Эрбакана позициях исламизма Партия благоденствия (ПБ) во главе с 69-летним ее лидером Неджметтином Эрбаканом. За нее отдали свои голоса 21,3 % избирателей. Успех исламских радика¬лов, обещавших в случае победы на выборах «создать новый мир и новый исламский союз, который объединит 1,5 млрд человек», стал показательным. Победа ПБ была особенно заметной на фоне не¬удачи Националистической трудовой партии (НТП) А. Тюркеша, выступавшей со столь же националистических позиций, но отстаи¬вавшей принцип лаицизма и ратовавшей за возвращение к полити¬ке этатизма. Успех ПБ свидетельствовал о том, что значительная часть населения Турции, испытавшей на себе тяготы осуществле¬ния курса экономической либерализации, выступила против упроче¬ния связей страны с Западом, против спекулятивных махинаций ту¬рецких нуворишей. По сообщению газеты «Миллиет», Турция в начале 90-х гг. занимала 10-е место в мире по числу миллиардеров.
За относительно короткий срок своего правления Эрбакан не только укрепил отношения с Ираном и Ираком, совершил визиты в другие мусульманские страны, но и приступил к осуществлению долгосрочного плана по созданию альтернативной европейской «большой семерке» исламской «большой восьмерки». Учредитель¬ная конференция на уровне министров иностранных дел Турции, Ирана, Пакистана, Египта, Малайзии, Индонезии и Нигерии про¬шла в Стамбуле в январе 1997 г.
Однако экономическая ситуация в стране стала ухудшаться. С 1995 по 1997 г. общегодовая инфляция достигла 80 %. Более чем на 50 % выросла эмиссия денег. Не были претворены в жизнь обе¬щанные Эрбаканом реформы в области налогообложения, дальней¬шей приватизации и структурной перестройки экономики в целом. Часто непродуманные действия Эрбакана привели к потере Анка¬рой авторитета в западном мире, что привело к сокращению иностранных инвестиций. Не оправдала надежд и исламская «восьмерка». По просьбе президента страны С. Демиреля в политику в очередной раз вмешались военные. Они в ультимативной форме потребовали от Эрбакана отказаться от проводимого им происламистского курса и признания сугубо светского характера турецкого государства. Ко¬нечным результатом возникшего внутриполитического конфликта явилась отставка правительства Эрбакана.
назад к содержанию книги |