О последствиях интифады двухтысячного года
можно говорить много и долго. Вооруженные
столкновения на израильских и палестинских
землях принесли с собой неимоверные страдания ни
в чем не повинным мирным людям, оказавшимся в их
эпицентре. Они привели к глубочайшему кризису в
структурах израильской власти, к развалу
правящей коалиции, к эскалации в Израиле
внутриполитической борьбы, и в конце концов — к
отставке кабинета Эхуда Барака. Новый
ближневосточный кризис сыграл злую шутку с
Биллом Клинтоном, сведя на нет все его усилия по
успешному завершению мирного процесса, и лишил
его возможности войти в мировую историю в
качестве президента-миротворца. Нынешние
судорожные попытки американского лидера усадить
за стол переговоров израильтян и палестинцев и
его разговоры о «Кэмп- Дэвиде-3» уже никто не
воспринимает всерьез. Однако это еще не все.
Сейчас можно с уверенностью говорить о том, что
арабо-израильское противостояние последних
месяцев практически разрушило всю политическую
систему, сложившуюся на Ближнем Востоке после
заключения в 1978 году Кэмп-Дэвидских соглашений.
Прежде всего это проявляется в серьезных
разногласиях, возникших между двумя
влиятельнейшими государствами, бывшими долгое
время главными союзниками США, а значит и Запада,
в регионе. Речь идет о Египте и о Саудовской
Аравии.
«Первый звонок» прозвенел, когда официальная
саудовская пресса обрушилась с резкой критикой
на министра АРЕ по вопросам религии Мохаммеда
Хамди Закзука. Причиной такой необычной кампании
стал призыв египетского государственного
деятеля к мусульманам всего мира совершить
массовое паломничество в Иерусалим, чтобы
обратить внимание мировой общественности на
важность святынь этого города для всех людей
планеты, исповедующих ислам. Закзук, в частности,
заявил следующее: «Если миллионы мусульман
придут к мечети Аль-Акса, израильтяне не смогут
«поглотить» город и сделать его своей столицей».
Это на первый взгляд безобидное высказывание
египетского министра саудовские газеты
поместили в заголовки, а в комментариях
трактовали его как необоснованный призыв к
нормализации отношений между мусульманами и
израильтянами.
Ранее Эр-Рияд и Каир никогда не были замечены в
нелицеприятных высказываниях друг о друге.
Теперь же все изменилось. Демарш официальной
саудовской прессы (которая не смогла бы на него
решиться без получения соответствующего
указания сверху) демонстрирует наличие
серьезных противоречий между этими странами. А
это, в свою очередь, подтверждает тезис о явной
разделенности арабского мира, которая возникла в
связи с последними событиями на Ближнем Востоке.
По мнению аналитиков, нынешняя напряженность в
отношениях между Каиром и Эр-Риядом возникла в
связи с различными подходами этих стран к выбору
путей борьбы с внутренней оппозицией, в качестве
которой и здесь, и там выступают исламские
фундаменталисты. В то время, как египетское
правительство пытается «умиротворять»
оппозиционеров, саудовское руководство
предпочитает использовать против них
репрессивные меры. Такие различные линии
стратегии не позволяют арабским государствам
выработать консенсус в отношении к нынешнему
вооруженному конфликту между израильтянами и
палестинцами, который давно уже стал
определяющим для всей региональной политики на
Ближнем Востоке.
В условиях всеобъемлющего влияния
палестино-израильского конфликта на все аспекты
жизни региона арабским государствам чрезвычайно
важно знать, чего следует ждать в ближайшее время
— постепенного затухания противостояния или его
нарастания. Именно поэтому арабские столицы
вынуждены пристально следить за происходящим в
Египте, который в этом вопросе играет ключевую
роль. И не только потому, что это государство
обладает мощной армией, но и по причине
политических возможностей его руководства. Ни
одна арабская страна не позволит себе проводить
внутреннюю и внешнюю политику, не учитывая
израильские события, а Каир со своей стороны сам
в некоторых случаях оказывает влияние на
политические решения, принимаемые в Тель-Авиве.
Понятно, что во многом уникальность
египетско-израильских отношений определяется
наличием подписанного между этими странами
мирного договора, а также теми посредническими
функциями в палестино-израильском споре,
которыми Запад в свое время наделил египтян.
С началом интифады этого года на общую политику
и на конкретные действия правительства АРЕ в
отношении Израильского государства стало
оказываться все большее давление со стороны
внутренней египетской оппозиции на властные
структуры этой страны. Несмотря на то, что
группировка «Мусульманское братство» находится
в Египте вне закона, недавно она добилась весьма
внушительных успехов на парламентских выборах,
что вызвало вполне объяснимый ужас у руководства
правящей партии. Дело в том, что фундаменталисты
этой организации предпринимали неоднократные
попытки свергнуть светские правительства Египта
начиная со дня своего образования в 1928 году. В
условиях нарастания конфронтации между
палестинцами и израильтянами выполнение Каиром
своих обязательств перед Израилем (согласно
положениям мирного договора) дало
«Мусульманскому братству» идеальную платформу
для агитации в свою пользу: идеи экстремистов
быстро нашли отклик в сердцах простых египтян, и
группировка получила уникальный шанс усиливать
давление на правительственные структуры страны,
требуя от него разорвать соглашение с
израильтянами.
Каир попытался сохранить внутренний баланс в
государстве за счет умиротворения
фундаменталистов. Египтяне, конечно, не пошли на
расторжение мирного договора с Тель-Авивом,
однако позволили себе ряд грозных заявлений в
адрес своего израильского соседа. Призыв
министра Закзука к мусульманам совершить
паломничество в Иерусалим можно рассматривать в
качестве примера такой риторики. Почему же он
вызвал такую бурю возмущения у саудовцев?
Эксперты уверены, что это объясняется
различными отношениями, которые сложились у
правящих структур Египта и Саудовской Аравии с
внутренней оппозицией каждой из стран.
Египетские власти принимали крутые меры в
отношении «Мусульманского братства» на
протяжении 80-х и первой половины 90-х годов. С того
времени угроза дестабилизации обстановки в
стране, связанная с террористической
деятельностью этой организации, значительно
уменьшилась. Сегодня египетские фундаменталисты
действуют в подполье, представляя лишь некоторую
политическую опасность для правящей партии АРЕ.
А руководство Саудовской Аравии со своими
оппозиционерами все еще не разобралось.
Оппозиционные экстремистские религиозные
организации этой страны не устают заявлять, что,
живя в чрезмерной роскоши, саудовская
королевская семья проматывает дарованное
Аллахом нефтяное богатство страны и что лидеры
государства злоупотребляют своей властью. Они
обращают внимание на неспособность
руководителей Саудовской Аравии справиться с
экономическими проблемами королевства, в
результате чего саудовская экономика
оказывается не в состоянии с одной стороны
угнаться за растущими запросами королевской
семьи, а с другой — обеспечить рабочими местами и
приличной зарплатой растущее население страны.
Методы «работы» правительства Саудовской
Аравии с оппозицией тесно связаны с
историческими традициями «королевства пустыни».
Саудовские правители в свое время взяли на
вооружение идеологию жесткой разновидности
суннитского ислама, именуемого ваххабизмом. Во
времена Второй мировой войны они провозгласили
нефтяной бум в своей стране и последовавший за
ним поток нефтедолларов счастливым даром Аллаха.
В 70-х годах, когда цены на нефть взметнулись до
неведомых ранее высот, этот дар достиг
невероятных размеров. Тогда правительство и
народ страны заключили своеобразное негласное
соглашение. Взамен на материальное
благосостояние, современную инфраструктуру и
обширные социальные программы саудовцы
согласились на сосуществование в королевстве
современных форм политического устройства и
традиционной системы, согласно которой монарх
единолично назначает духовенство и управляет
страной авторитарными методами и «железной
рукой». Проще говоря, правительство обязалось
обеспечивать население работой и хорошей
зарплатой, а оно, со своей стороны, обещало не
устраивать в стране мятежей и переворотов.
Теперь можно понять, почему Саудовская Аравия
так недовольна политикой умиротворения,
проводимой Каиром в отношении своей оппозиции.
Косвенным образом действия египетских властей
вынуждают Эр-Рияд поступать аналогично. Но
сделать это для правящей саудовской королевской
семьи было бы равносильно признанию в
невыполнении своей части социального соглашения
с народом — что вполне может стать искрой,
способной воспламенить пожар массового
неповиновения.
Противоречия между Египтом и Саудовской
Аравией на сегодняшний день выглядят
неразрешимыми. И по-другому быть пока не может. В
обеих странах внутренняя оппозиция превратилась
в последнее время в серьезную проблему, решение
которой для них важнее достижения консенсуса в
вопросе палестино-израильского примирения.
Верный своим обязательствам перед Западом, Каир,
конечно, будет делать все от него зависящее для
предотвращения эскалации насилия в регионе.
Найти же союзников в этом среди ближневосточных
арабских государств ему будет все труднее и
труднее.