Источник: Шимон Перес. Новый Ближний Восток. Издательство "Прогресс", Москва 1994

Шимон Перес. Новый Ближний Восток
назад к содержанию


ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

  
  Ближний Восток находится на историческом перекрестке, на котором должна определиться судьба последующих поколений народов региона. Именно здесь судьба региона пересекается с глобальным историческим процессом.
  Нынешнее десятилетие является поворотным моментом истории. Значительные перемены, происшедшие в России и странах Восточной Европы, примирение между «черными» и «белыми» в Южной Африке, возрастание мощи стран Восточной Азии, компьютерная и телекоммуникационная революция, углубленное понимание того, что судьбы всего человеческого рода взаимосвязаны, – все это образует прочную основу для нового, лучшего, более надежного мира, который обеспечит и эффективную коллективную безопасность, и рост благосостояния личности. Почти повсеместно веет дух демократии, дух уважения к человеку, дух возвышения человека над структурами власти и над отрицательными факторами общественного бытия.
  Тот, кто наблюдает за происходящим в мире в этом десятилетии, может на первый взгляд быть уверенным в данной тенденции, которая определит ход развития в последующих десятилетиях. Однако исторический процесс развивается не прямолинейно. Продвижению вперед всегда сопутствует отступление, успехам – неудачи. Ускоренная демократизация, осознание необходимости уважать человека и его свободу соседствуют со стремлением вернуться к старым распрям, уходящим корнями в далекое прошлое. Вместе с тем нельзя не видеть, как над руинами Югославии и над волнами исламского фундаментализма встают поборники справедливости, прогресса и благосостояния, которые верят, что именно человек может определить тенденцию развития исторического процесса. Это зависит от нас самих, от каждого из нас. Захотим ли мы вернуться к знакомым нам страхам прошлого или предпочтем перспективы будущего, таящие в себе много неизвестного и, быть может, весьма важного? Предпочтем ли мы воевать из-за символов, суть которых партикуляризация и приверженность прошлому, или решим вместе бороться за идею универсализации и приверженности будущему – то есть выберем борьбу с нищетой, голодом, различными пороками, вырождением и отсталостью?
  История и ранее знала подобные тревожные периоды. Так было в конце прошлого века, так было накануне Французской революции, так было, когда рухнул старый общественный порядок в Римской империи. Из опыта России поборники свободы во всем мире узнают сегодня, что между человеком и его свободой нет такой преграды, которая могла бы веками оставаться непоколебимой. Россия ищет новый путь, новый путь ищут также Ближний Восток и проживающие здесь народы. «Эра охоты» в человеческой истории закончилась. Самый большой лакомый кусок уже нельзя добыть с помощью лука и стрел или ракеты с ядерной боеголовкой. Принципы современной жизни закладываются в школе, развиваются в лаборатории жизни и проверяются готовностью народа и народов к взаимопониманию. По какому пути пойдет Ближний Восток?
  В этой книге сделана попытка приподнять занавес, закрывающий от нас будущее. Предсказание будущего – одна из самых тяжелых интеллектуальных задач. Оно окутано густым туманом неизвестности. И хотя современная техника и технология, находящиеся в распоряжении тех, кто формирует политический курс, помогают сократить объем и глубину области неведомого, уничтожить ее полностью невозможно. Ведь будущее еще не наступило, и всегда возможны корректировки прогнозов – в силу объективных или субъективных факторов.
  Именно в силу своей сложности прогнозирование будущего всегда вызывало у меня большой интерес, и я занимался этим в ходе моей деятельности в израильском правительстве и в министерстве обороны. Исходя из открывающихся в настоящее время различных вариантов развития будущего, из приемлемого баланса шансов и рисков, плюсов и минусов имеющихся в каждом процессе, надо попытаться сформировать это будущее.
  Мы в Израиле решили сделать все, чтобы у наших детей и внуков была перспектива более безопасной, мирной жизни. Если бы израильская общественность не решила в июне 1992 года сменить политику «топтания на месте» на политику «преодоления трудностей», не возникло бы никакой реальной возможности осуществить тот резкий поворот во внешней политике, который сегодня стал основой взаимного признания между Израилем и ООП и создал перспективу достижения всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке.
  Конечно, когда находишься на перекрестке истории, одолевают многочисленные тяжелые сомнения. И действительно, трудно решиться на перемены, но не менее трудно осуществить их. Однако трудно – не значит невозможно. В еврейском историческом наследии, так же, как и в русском, имеется немало глав, доказывающих этот тезис. Великий русский народ, идущий к демократизации власти и либерализации экономики, способен верно понять всю глубину изменений, перед которыми стоит Израиль, переходя из состояния конфронтации и непрерывной войны к состоянию поиска возможности прочного мира. В глазах многих израильтян, демократический переворот в России символизирует сущность исторического процесса, который происходит в мире в конце XX века.
  Но пока мы говорим о будущем, оно уже зарождается внутри нас. Пока мы помним о прошлом, оно составляет нечто большее, чем просто память.
  Я отношусь с большим удовлетворением к выходу моей книги «Новый Ближний Восток» в русском переводе. Россия сможет внести свой вклад в создание Нового Ближнего Востока – вклад великого народа, который проходит особые испытания новыми переменами. Мирный процесс между арабскими странами и Государством Израиль может быть успешным благодаря совокупности нескольких исторических факторов. Один из решающих – перемены, происходящие в России; они вынудили всех лидеров региона задуматься над тем, хватит ли им сил для продолжения изнурительной войны. Более того, следует помнить, что сионистская революция имеет глубокие корни в русской культуре, в которой черпали свое вдохновение некоторые из наших мыслителей и лидеров. Даже когда советское руководство действовало против воли своего народа, в Израиле не ослабевало чувство глубокой благодарности советским людям за их вклад в победу во время второй мировой войны и ту помощь, которая была оказана при создании израильского государства. Дальнейшее развитие дружеских отношений и углубление сотрудничества между Израилем и Россией будут служить на благо наших народов.

  Посвящается Михалу, Надаву, Ноаху, Асафу, Ги, Йоэлю на пути в XXI век.
  Иерусалим, декабрь 1993 года
  ШИМОН ПЕРЕС

назад к содержанию


Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|