Источник: Шимон Перес. Новый Ближний Восток. Издательство "Прогресс", Москва 1994

Шимон Перес. Новый Ближний Восток
назад к содержанию


7. ИСТОЧНИКИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ И ФИНАНСИРОВАНИЯ

  
  Новый Ближний Восток нельзя создать на одной лишь политической основе. Если мы рассматриваем изменения лишь как установку нескольких новых пограничных столбов с указанием об отмене старых границ, мало что будет достигнуто и наверняка ни одно из этих изменений не будет долговечным. Неспокойная обстановка сохранится, ибо породили ее причины скорее экономического и социального, чем политического характера. Пока на Ближнем Востоке недостаточно продовольствия, а новые его источники увеличиваются медленнее, чем население региона, по-прежнему будут существовать нищета и ее политический эквивалент: либо в форме черных капюшонов революционеров, либо белых одежд религиозных фанатиков.
  Если в Израиле пользу современной экономической мощи, сочетающейся с мощью политической и военной, сознают все больше, то многие из его соседей этот урок не усвоили. Палестинцы почти забыли об экономической стороне своей жизни. Подавляющее большинство арабских руководителей придерживается ошибочного мнения, будто честь может прокормить их. Они постепенно теряют поддержку общественности, и их народы все активнее ищут ответа на свои вопросы в фундаменталистской пропаганде.
  Нет, «пустые» политические договоренности, в которых не принимаются во внимание корни бедственного положения и нищеты, не принесут спасения. Некоторые утверждают, что в дополнение к всеобщей бедности агрессивный фундаментализм черпает силу в общем сопротивлении модернизации, которую радикальная исламская философия рассматривает как выражение моральной и культурной пустоты западной демократии. Даже если в этом и есть доля правды, вряд ли можно остановить наступление модернизации со всеми ее недостатками, не ставя под угрозу изменения в экономике Ближнего Востока. Регион должен получить экономическую свободу, и чем скорее, тем лучше.
  Современная экономика появилась на свет не вдруг: она создана в результате тяжелого труда, напряженных творческих исканий. Некоторые основные пути ее формирования достаточно четки: это сокращение военных расходов, увеличение капиталовложений в образование, рациональное использование имеющихся природных ресурсов и создание необходимых альтернативных источников энергии, строительство электростанций и установок для опреснения воды, создание надлежащей инфраструктуры средств связи и транспорта, развитие промышленности, сельского хозяйства и туризма, использование всех имеющихся преимуществ, открытие границ и поощрение конкуренции.
  Как говорилось в главе 6, для того чтобы лучше справиться с серьезными задачами, которые стоят перед нами, мы должны рассматривать Ближний Восток как региональную экономическую систему. Отдельные государства не в состоянии добиться этого самостоятельно. Создав экономическое объединение, регион сумеет создать и рынки, которые будут давать доходы, а не собирать подаяние. Средства, полученные в результате сокращения расходов на оборону, могут пойти на обновление устаревшего бюрократического аппарата, улучшение работы транспорта; их также можно употребить с целью более рационального использования земли, природных ресурсов и всего того, что поможет развитию экономики.
  Для создания нового Ближнего Востока нам нужны крупные и целенаправленные международные инвестиции. Региональная система нуждается в экономической помощи в широком смысле этого слова. Разумеется, в мире много стран, нуждающихся в финансовой помощи. Но недавнее экономическое возрождение государств, которые в конце семидесятых – начале восьмидесятых годов находились в тяжелейшем положении, доказало эффективность такой помощи. Обретенное странами «новое здоровье» является доказательством полезности иностранной помощи для всего мира. В особенности это относится к ряду азиатских и латиноамериканских государств.
  Немногие государственные деятели мира представляют себе Ближний Восток как жизнеспособную экономическую организацию. Никто из них не оценил по достоинству сравнительные экономические преимущества региона. Поэтому наша первая задача – собрать и обработать доступные проверке современные данные, необходимые для принятия решений. До настоящего времени экономическая ситуация на Ближнем Востоке характеризовалась двумя особенностями: расходы на оборону велики, а границы закрыты. Заключение мира уже само по себе изменит этот подход и откроет новые возможности.
  
  В настоящее время в мировой экономике фигурируют три главных рынка – американский, европейский и японский. Соединенные Штаты Америки – самая могущественная страна земного шара; США стремятся проводить международную политику, пользующуюся авторитетом, и имеют для этого необходимые ресурсы и опыт, уверенность в своих силах. Будучи сверхдержавой, Соединенные Штаты оказывали шедрую поддержку, когда речь шла об обороне и восстановлении экономики. В XX столетии американские солдаты пересекали океан, чтобы сражаться на земле Европы во имя торжества принципов свободы и справедливости. Они не преследовали никаких корыстных целей. Послевоенный «план Маршалла», направленный на восстановление разрушенной войной Европы, родился и был разработан в Америке. Кроме того, после второй мировой войны американские войска оставались в Европе, чтобы противодействовать распространению коммунизма. А когда «железный занавес» перестал существовать, американцы незамедлительно предложили экономическую помощь Михаилу Горбачеву, а затем и Борису Ельцину, с тем чтобы Россия смогла прочно стать на ноги и построить рыночную экономику.
  Во второй мировой войне Америка после длительной и ожесточенной борьбы нанесла поражение Японии, а потом помогла своему вчерашнему противнику добиться поразительного экономического выздоровления, надеясь, что тот с помощью экономики сумеет дать достойный ответ побежденным деспотам. Я считаю, что генерал Дуглас Макартур одержал величайшую победу не на поле боя, а в качестве командующего союзными силами во время оккупации Японии. Он направил свою энергию на конструктивные цели, предложил жителям Страны восходящего солнца новый образ жизни и новую экономическую модель. Это дало возможность Японии добиться огромных экономических успехов, компенсировавших утраченную ею военную мощь.
  Сейчас Соединенные Штаты переживают собственные экономические трудности и их способность оказывать прямую финансовую помощь значительно уменьшилась. Хотя они продолжают выполнять возложенную на них миссию – быть крупнейшим в истории строителем политических мостов, – они больше не в состоянии в одинаковой мере способствовать своими финансовыми средствами развитию стран, расположенных по обе стороны этих мостов.
  Что касается Европы, то там экономическое развитие происходит на фоне противоречия между двумя главными историческими тенденциями – национальным единством и национальным индивидуализмом. Хотя сейчас в Европе наблюдается замедление экономического роста, она остается крупнейшим рынком мира: на нее приходится 35% мирового производства и 45% мировой торговли.
  В отличие от Соединенных Штатов Европа на протяжении всей своей истории проявляла больше колебаний и осторожности, когда речь шла о выделении средств для оказания помощи другим странам. Европе потребовалось длительное время, чтобы освободиться от колониальных традиций, – ведь она привыкла видеть в колониях не поле приложения капитала, а источник доходов. Когда Европа освободила свои владения в Азии и Африке, или, скорее, когда они от нее освободились, статус некоторых ведущих государств – Великобритании, Португалии, Голландии, Франции, Германии, Бельгии, Италии и Испании – начал понижаться. «Британия, – писал Дин Ачесон в книге «Присутствуя при сотворении», – лишилась империи, но не обрела лидирующего места в мире».
  Однако Европа восстановила свой мировой статус после создания Общего рынка, когда континент-метрополия начал действовать как доброжелательная сверхдержава. Европа учредила Европейский инвестиционный банк, обслуживающий пришедшие в упадок или слабо развитые европейские и неевропейские рынки. Был создан (хотя и в иных рамках) банк помощи Восточной Европе. Прямое содействие оказывалось тем районам, где царил голод и нужно было помочь бедствующим беженцам. Даже палестинцы получили помощь от Европы – в 1992 году: 90 миллионов европейских валютных единиц (ЭКЮ) были предоставлены жителям Западного берега р. Иордан и сектора Газа. Кроме того, некоторые европейские страны сами щедро ассигнуют от 1 до 1,5% своего валового национального продукта на помощь нуждающимся странам. К концу XX столетия Европа по масштабам оказываемой экономической помощи еще не сравнялась с Соединенными Штатами, но она, несомненно, следует по их стопам.
  Когда программа послевоенного экономического восстановления Японии начала приносить плоды, Япония проявила понятный экономический эготизм. Единственная страна, испытавшая на себе силу ядерного оружия, радикальнейшим образом изменила свою ориентацию. В первые послевоенные годы ей нужна была национальная политика, которая позволила бы ей определить и создать новый образ на основе этнических и традиционных ценностей. Япония продемонстрировала отход от позиций военной мощи: в основу внешней политики было положено убеждение, что главное в мире – это экономика и что все, в том числе запутанная сеть политики, в конечном счете зависит от финансового баланса. Карл Маркс был бы доволен такими суждениями, если бы последующие события не принесли непредвиденные результаты.
  Япония на своем смелом пути капиталистического развития в конце концов почувствовала влияние некоторых нематериалистических принципов, управляющих мировыми рынками. Японцы со временем поняли, что, хотя их продукция пользуется большим уважением, их политике такое уважение не оказывается. Повсюду в мире к японским товарам постепенно стали относиться враждебно, что поставило под угрозу благосостояние страны. Японцы понимают, что для изготовляемых ими товаров нужна не только привлекательная упаковка, но и доброжелательная политика. Поэтому они начали значительно увеличивать бюджетные ассигнования на помощь другим странам. Ввиду небольших военных расходов Японии по сравнению с общим объемом потребления – на оборону тратится самое большее 1% ВНП, в то время как в других странах со свободной рыночной экономикой 3 – 7%, – эта благополучная экономическая держава может вкладывать больше капиталов за рубежом, если не для сдерживания противников, то для завоевания друзей.
  Анализ современной мировой экономики говорит об успешном сдерживании инфляции, но наряду с этим происходит тревожный рост безработицы. Масса иммигрантов – безработных из слаборазвитых стран – стучится в двери своих более богатых соседей. При новом мировом порядке люди свободно пересекают государственные границы, но им не дают возможности приобщиться к экономическим благам этих стран. Гораздо лучше было бы, если эти люди, представляющие собой гигантский потенциальный рынок, получали бы помощь для развития собственных стран.
  Из этого видно, что Европа и Япония, экономика которых растет быстрыми темпами, могут последовать примеру Соединенных Штатов и помочь слаборазвитым районам мира, включая Ближний Восток. В конечном счете в интересах всего мира помочь Ближнему Востоку стать жизнестойким экономическим регионом.
  
  Для осуществления различных сторон широкомасштабного финансового плана по восстановлению региона потребуется участие многих институтов развитого мира, институтов четырех профилей – политических, управленческих, финансовых (банковское дело) и действующих в сфере деловых операций.
Политическая область
  
  В Европе решения принимает совет министров, в состав которого входят представители двенадцати стран – членов Европейского сообщества. В Соединенных Штатах требуется согласие между исполнительной властью – федеральным правительством – и Конгрессом. В Японии принятие решений – функция центрального правительства и коммерческого мира.
Управленческая область
  
  В Европе управленческими проблемами занимаются деловые институты Общего рынка. В Соединенных Штатах эти обязанности распределяются между различными ветвями правительства. В Японии уникальный процесс принятия решений зависит скорее от достигнутого консенсуса, чем от воли определенной иерархии.
Финансовая область (банки)
  
  Во всех главных мировых рынках национальные и международные банковские системы контролируют накопление и распределение средств. В настоящее время банки также финансируют новые (или дополнительные) сферы деятельности.
Сфера деловых операций
  
  Во всех трех регионах крупные национальные или транснациональные корпорации контролируют различные стороны производства и сбыта. Сейчас рынки, пожалуй, становятся важнее политики.
  Ведущие политические деятели и коммерческие фирмы будут приветствовать новый мирный Ближний Восток и поддержат его. Наряду с желанием спасти этот неустойчивый район от голода и опустошений, причиняемых войнами, три стабильных в финансовом отношении региона мира проявляют все больший интерес к развитию ближневосточной торговли и транспорта. Они стремятся создать там гармоничные условия развития, превратить Ближний Восток в оплот борьбы против угрозы распространения ядерного оружия, положить конец террору и разгулу религиозного фанатизма. Эти два главных врага угрожают мировому рынку нефти, а нефть – это кровь современной экономики, которая, подобно человеческой крови, нуждается в стабильности и равновесии всего организма.
  У развитых государств мира, несомненно, имеются важные политические и экономические интересы на Ближнем Востоке. Америка направляет сюда львиную долю своей помощи и возглавляет процесс восстановления мира. И хотя пока слишком рано судить о масштабах этого еще не созданного регионального рынка, экономический потенциал региона Ближнего Востока нельзя игнорировать.
  Экономические преимущества наших взаимоотношений с Европой носят не только теоретический характер. Европейское сообщество давно проявляет заинтересованность в Ближнем Востоке, и учреждения Общего рынка связаны соглашениями и поддерживают тесные контакты с целым рядом ближневосточных стран. Европейское сообщество предложило создать мушракский рынок наряду с магрибским, с которым у него существуют особые отношения. Мушрак состоит из шести субъектов – Египта, Сирии, Иордании, Ливана, Израиля и палестинцев, а Магриб объединяет три страны – Марокко, Тунис и Алжир. Этот план предполагает взаимосвязь между тремя рынками.
  Европа также активно участвует в многосторонних переговорах (проводимых по решению Мадридской конференции), цель которых – создание фундамента нового Ближнего Востока. Европейские страны представлены во всех пяти рабочих группах – экономической, экологической (защита окружающей среды), по контролю за вооружениями, по проблеме беженцев и проблеме воды. Эти группы работают над проектами создания новых условий на Ближнем Востоке и рассматривают пути их воплощения в жизнь.
  Япония тоже проявляет все больший интерес к переговорам по Ближнему Востоку и играет ведущую роль в развитии туризма и охране окружающей среды.
  К сожалению, политических соглашений и правительственных решений недостаточно. Успех дела в значительной мере зависит от степени участия в улучшении ситуации на Ближнем Востоке частных компаний – американских, европейских и азиатских, а теперь и ближневосточных. Уже предпринимаются небезынтересные попытки создавать ближневосточные компании с использованием американского, азиатского, арабского и израильского капиталов. Ожидается, что такое финансовое партнерство принесет как оптимальную экономическую, так и политическую выгоду.
  
  У меня состоялись интересные беседы с европейскими государственными деятелями и управляющими ведущих корпораций. Они положительно отнеслись к идее участия в создании экономической инфраструктуры на Новом Ближнем Востоке. Во время своего визита в Израиль президент Франции Франсуа Миттеран и я посвятили много времени обсуждению проблем экономики Ближнего Востока. Миттеран обещал, что Франция предложит Европейскому инвестиционному банку выделить примерно один миллиард ЭКЮ для создания предприятий в таких областях, как транспорт и опреснение воды.
  Аналогичная беседа состоялась у меня с канцлером Германии Гельмутом Колем. Он согласился с тем, что экономические проблемы, испытываемые его, ныне воссоединенной, страной, в значительной степени объясняются скорее успехами Западной Германии, достигнутыми до объединения, чем провалом Восточной Германии. Производительность труда выросла до таких размеров, что вызвала к жизни безработицу. Западная Германия вынуждена была сократить рабочую неделю и удлинить ежегодные отпуска, но это не помогло. Улучшение условий труда добавило рабочие часы германской экономике, но не смогло остановить рост безработицы.
  Я сказал канцлеру Колю, что, возможно, решению проблемы безработицы в Германии помогли бы новые области деловой активности, например такие, как создание новых рынков на Ближнем Востоке. Канцлер Коль отнесся к этой идее с большим интересом. Я добавил, что в настоящее время рост рынков представляет собой производное не только от числа потребителей, но и от уровня потребления. Улучшение жизненного уровня предпочтительнее сохранения уже существующего. Страны с высокими доходами на душу населения покупают больше и таким образом могут погашать свою задолженность иностранным банкам. Мы с канцлером обсудили в качестве примера помощь США по устройству в Европе эмигрантов из России. Бывший президент Буш утвердил 10 млрд. долл. в качестве гарантии займов для создания экономической инфраструктуры, ассигновав денежные средства на случай невыполнения долговых обязательств. Если Европа пойдет по тому же пути и предоставит аналогичные гарантии европейским компаниям, вкладывающим капитал в Новый Ближний Восток, то, помогая подобным образом Ближнему Востоку, она одновременно сможет решить и свои проблемы.
  Я также беседовал с председателем Комиссии европейских сообществ Жаком Делором. Он проявил особенно большой интерес к трем направлениям: строительству электростанций, сооружению установок для опреснения воды и борьбе против наступления пустыни. Он поручил своим помощникам подготовить детальный план совместных действий.
  Государственный секретарь США Уоррен Кристофер по собственной инициативе сказал мне, что американские компании должны взять на себя значительную часть выполнения этого грандиозного плана. Государственный департамент пригласил около пятидесяти руководителей крупных американских корпораций, чтобы подробно обсудить нужды Ближнего Востока и рассмотреть существующие там потенциальные возможности развития.
  Несколько крупных корпораций уже приступили к делу. Например, одна из крупнейших и известнейших компаний в Европе изучает возможность создания фирмы по производству грузовых автомобилей частично в Египте, частично в Иордании и частично в Израиле. Грузовики будут изготовляться всеми тремя странами, и в каждой из них будет создан соответствующий рынок.
  У мира больше денег, чем идей. Новый Ближний Восток – это идея, время которой уже наступило. Ведущие мировые корпорации могут помочь в осуществлении нашей мечты, и, помогая нам, они также помогут и себе.
  
  Нет никаких сомнений в том, что можно было бы получить помощь из существующих источников, таких, как Международный банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и частные банки. Однако я считаю, что предпочтительнее сосредоточить все капиталовложения в развитие Ближнего Востока в банке, созданном только для этой цели. Такой подход дает ряд важных преимуществ. Во-первых, лишь один процент необходимого капитала нужен для создания подобного банка. Во-вторых, с социально-психологической точки зрения этот банк заставит людей, живущих на Ближнем Востоке, относиться к региональной структуре как к чему-то целостному. Даже дети знают, что такое банк; израильтяне часто говорят: «Лучше банки, чем танки». Региональный банк привлечет новых вкладчиков капитала из самого региона.
  Некоторые эксперты полагают, что действовать надо через Международный банк реконструкции и развития. Однако этот банк в условиях Ближнего Востока не является наилучшим агентом развития. Во-первых, палестинцы в нем не участвуют. Во-вторых, это неповоротливый, медленно работающий орган, и на то, чтобы получить от него помощь, требуются многие годы. И, наконец, Египет из-за своей огромной задолженности ничего от него получить не может, а Израиль не входит в число стран, имеющих право на его помощь. И все же если Международный банк реконструкции и развития настроится на оказание срочной помощи (руководство банка проявляет готовность в решении данного вопроса), то он сможет стать одним из первых рычагов по созданию условий для временного палестинского самоуправления и развития региона.
  Поэтому Израиль вместе с Иорданией, палестинцами и Египтом – главными партнерами в обеспечении мира, – пожалуй, должен вскоре создать свой собственный финансовый орган. Он может быть учрежден под эгидой Международного банка реконструкции и развития, но организационно с ним не связан. Этот банк должен быстро и эффективно удовлетворять наши новые запросы. Он будет находиться на Ближнем Востоке, управляться местным персоналом, которому придется довольствоваться небольшим жалованьем и трудиться в менее благоприятных условиях, чем те, что существуют в более богатых международных учреждениях.
  Поддержка стран, не входящих в регион, должна осуществляться в виде капитала в несколько сот миллионов долларов и гарантий для ценных бумаг, продаваемых на международном валютном рынке. Региональному банку надлежит изучать достоинства конкретных проектов и предоставлять помощь тем, которые будут одобрены, по цене ниже рыночной. Практическая деятельность банка будет финансироваться за счет прибылей и поступлений от капиталовложений. В политике банка явное преимущество должно отдаваться объектам в таких областях, как связь, сельское хозяйство, водоснабжение, производство электроэнергии и транспорт, сооружение которых требует регионального сотрудничества.
  Капитал можно разделить на три категории. Во-первых, средства, накапливаемые в самом регионе. К мирным договорам должны быть приложены дополнительные соглашения о сокращении расходов на вооружения на одну треть или даже наполовину. Тогда для инвестиций, идущих на упрочение мира, высвободится 20 млрд. долл. Вероятно, нефтедобывающим странам пора выделять один процент своих доходов на региональное развитие. Это почти совсем не повлияет на цены на нефть, но поможет указанным странам избавиться от факторов, грозящих стабильности их правительств. Открыв границы и развивая туризм, мы окажемся в состоянии получить капиталы для торговли, транспорта и туристских служб.
  Во-вторых, крупные международные корпорации будут предоставлять капитал в форме частных инвестиций. Развитие материальной инфраструктуры – транспорта, связи, природных ресурсов и особенно системы опреснения воды – обеспечит заказы на оборудование и создаст рабочие места. Необходимо расширить долгосрочное кредитование на приемлемых условиях под гарантии государства или же участвующих в нем общих рынков. Таким образом компании получили бы выгодные контракты, использовали бы свои производственные излишки, и им была бы предоставлена возможность новых многообещающих инвестиций.
  В-третьих, помощь можно направлять непосредственно нуждающемуся населению, например в сектор Газа, используя часть иностранных финансовых средств, предназначенных для гуманитарных целей.
  Любые капиталовложения в Ближний Восток оправдают себя и принесут доход либо в форме стабильных цен на нефть, либо в виде экономии на военных расходах. Новый Ближний Восток, экономически развитый и социально и политически стабильный, обойдется миру гораздо дешевле, чем ожесточенная политическая конфронтация, в которую пришлось бы вмешиваться другим государствам. Поэтому лежащая на нас важная международная и региональная миссия тесно связана с открывающимися сейчас возможностями: нам нужно только понять историческое значение сегодняшнего дня.

назад к содержанию


Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|