Краткая биография
лидера ИРИ имама
Хомейни.
Будущий имам, подписывавшийся полным
именем Рухолла Аль-Мусави Аль-Хомейни, родился 20
джамади аль-тани 1320 года по лунному календарю
хиджры или 30 шахривара 1281 года по солнечному,
принятому в Иране, что приходится на 24 сентября
1902 года, в городке Хомейн, находившемся в
центральной части Иранского нагорья, в трехстах
километрах к югу от Тегерана.
Уже в самом имени для иранца-шиита
заключено много сведений. Рухолла значит
"Божий дух". Мусави, перешедшее из имени отца
сейида Мустафы Мусави, говорит, что его род
восходит к седьмому святому и непорочному имаму
Мусе Казему, а следовательно к пророку Мухаммеду.
Сейид Рухолла находился в
пятимесячном возрасте, когда его отец был убит.
После смерти отца он находился под
покровительством матери и сестры отца. Однако
когда мальчику исполнилось 15 лет его мать умерла.
Имам Хомейни получил начальное
образование в местных школах. Затем начал
изучать арабскую грамматику и логику у своего
старшего брата Сейида Мортазы, известного как
аятолла Пасандиде. В 1920 г. он поехал в город Арак и
начал учиться в религиозной школе этого города,
которой руководил аятолла Сейид Абдолькарим
Хаэри. До 1926 года он прошел все уровни обучения и
под руководством аятоллы Хаэри получил степень
муджтахида после чего начал преподавать в Куме.
1929 году имам Хомейни женился на дочери
аятоллы Сакафи Техрани, одного из выдающихся
кумских теологов. С 1929 по 1936г. преподавал в
религиозной семинарии и писал научные работы.
Одной из важнейших особенностей деятельности
имама стало то, что он проявил новаторство в
фикхе и открыл закрытые до этого врата иджтихада
и фетв.
Широкая и открытая политическая
деятельность имама начинается в 1962 году, когда
шахский премьер-министр Амир Асадолла Алам
утвердил на заседании правительства
законопроект об региональных и местных
обществах. В законопроекте содержались условия
избрания членов этих обществ, которые носили
секуляристский характер. В частности, в
документе говорилось, что избранные депутаты
должны перед началом работы принести клятву на
Священном писании, а не на священном Коране.
Именно поэтому сведущие улемы и духовные лица
развернули широкую борьбу против этого закона,
которую возглавил имам Хомейни ( да будет с ним
милость Аллаха!).
По рекомендации президента США 8
января 1963 года шах объявил о проведение
референдума по реформам т.н. "белой
революции", а уже 31 января 1963 года имам Хомейни
призвал бойкотировать шахский референдум,
назвав его не имеющим ценности с точки зрения
исламских норм и Конституции страны. После
заявления, которое прозвучало за 4 дня до
проведения референдума начались
широкомасштабные выступления в поддержку имама,
однако они были подавлены полицией и шах провел
референдум 6 бахмана 1341 года (25 января 1963 года).
После этого следовали одна мера за другой, не
скупясь на методы шахский режим усиливал
давление на духовенство. 15 хордада 1342 года агенты
САВАК
( Организации информации и
безопасности страны) тайно проникли в дом имама и
арестовали его, отправив при этом в Тегеран.
Арест Хомейни вызвал массовые
выступления в крупнейших городах Ирана. Пробыв в
тюремном заключении 2 месяца имам был выпущен под
надзор полиции. В сентябре 1964 года в результате
усиления американского влияния в Иране и
расширения деятельности американских военных
советников правительство Хасанали Мансура
приняло закон об экстерриториальности
американских граждан.
Реакция была незамедлительной, 4 абана
( 25 октября), в день рождения шаха имам Хомейни
осудил эти действия правительства. 13 абана 1343
года шахские силы окружили дом имама в Куме,
арестовали его и отправили в Тегеран, откуда
выслали в Турцию. Так началась пятнадцатилетняя
разлука с родиной. Одновременно с высылкой имама
был арестован и его сын Сейид Мостафа Хомейни и
после недолгого тюремного заключения также
выслан в Турцию.
В 1965 году имам Хомейни вместе со своим
сыном отправился из Турции в Ирак, где продолжил
свою борьбу. Важным моментом пребывания имама в
Ираке было то, что он не вступал ни в какие
отношения с шахским режимом. Найденные документы
в архивах САВАК свидетельствуют о том, что имам
неоднократно получал такие предложения от
режима, но каждый раз отказывался от
сотрудничества. 22 октября 1977 года при загадочных
обстоятельствах погибает сын имама Мостафа
Хомейни, что вызвало широкий резонанс в стране.
Имя имама приобретало все больший авторитет в
народе и с целью его подрыва 6 января 1978г. по
личному приказу Мохамада Резы Пехлеви и его
двора в газете "Эттелаат" была напечатана
статья с оскорблениями и наговорами в адрес
имама Хомейни. Народ не мог вынести таких
оскорблений в сторону своего духовного лидера и
вышел на манифестации. Вдохновляющие послания и
жесткие речи имама Хомейни придали новую силу
революционному движению. В поисках укрытия имам
отправился сначала в Кувейт, но правительство
последнего не приняло его и по совету соратников
он поселяется в парижском пригороде
Нофль-ле-Шато во Франции. Революционный прорыв в
Иране стал очевидным и эти обстоятельства
вынудили шаха, под предлогом отдыха, покинуть
страну.
Это обстоятельство создало
возможность для возвращения имама Хомейни в
Иран. 31 января 1979 года после долгих лет изгнания
имам вместе с группой своих сторонников вернулся
на родину. Приезд имама оказал огромное влияние
на обстановку в стране: шахский режим не
продержался и 10 дней, 11 февраля ( 22 бахмана) 1979
года рухнули все опоры шахского режима и все
органы государственной власти перешли в руки
революционных сил.
После победы Исламской революции
начался новый этап в руководящей роли имама
Хомейни для иранского народа.
Был проведен всеобщий референдум о
создании Исламской Республики Иран ( Джомхури-йе
Ислами-йе Иран). Создавались комиссии и комитеты
по различным, важным вопросам управления
государством. По указу Хомейни был создан
"Корпус стражей Исламской революции".
С началом военной агрессии
Ирака против Ирана, начался предельно
ответственный этап в истории Ирана, когда имам
сыграл особо важную роль в обеспечении
безопасности и внутреннего развития страны.
В конце концов, по предложению
военного командования 17 июля 1988 года имам
высказал намерение принять резолюцию СБ ООН № 598,
в которой предусматривалось наказание агрессора
и выплата пострадавшей стороне репараций.
В период после принятия резолюции 598
большие изменения произошли и в бывшем СССР. В
этот период ( 4 января 1989года) имам Хомейни
направил в Москву к М.И. Горбачеву делегацию с
красноречивым посланием. В своем послании он
призывал советский народ и лично Горбачева
пересмотреть свои марксистские убеждения и
обратить внимание на наступление эры
возрождения религиозного мировоззрения во всем
мире.
Еще одним заслуживающим внимания
моментом в политической деятельности имама
является подход к делу Салмана Рушди. В 1988 году
Рушди написал роман "Сатанинские стихи", в
котором содержались непристойные оскорбления в
адрес Пророка ислама ( да приветствует Аллах его
и его род!) и членов его семьи. Согласно исламским
нормам Рушди был признан ренегатом, за что в
исламе предусматривается смертная казнь. Таким
образом, объявив Рушди ренегатом, имам заявил о
том, что он должен быть казнен. Следует заметить,
что имам всегда был на страже исламских
интересов, его с полным правом можно назвать
знаменосцем исламского возрождения
современности. Тем не менее, имам вел простую и
непритязательную жизнь. Даже находясь на вершине
власти, он никогда не предавался роскоши и вел
простой образ жизни. Свои последние годы он
провел в скромном доме в Джамаране, одном из
пригородов Тегерана. В своих политических
поступках, как и во всех других делах, он не
принимал во внимание никаких других соображений,
кроме следования пути Господа и соблюдения
интересов исламской веры.
13 хордада1368 года (3 июня 1989 г.) в 22 часа 20
минут имам Хомейни скончался.
Автор Варнавский Д. О.