БИОГРАФИИ ПОЛИТИКОВ И ЛИДЕРОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

МОРДЕХАЙ ИЦХАК
(р.1944)

 

    Когда Ицхак Мордехай делал первые шаги в большой политике Израиля, многим израильтянам он казался человеком принципиальным и честным, суровым, но справедливым. Во всяком случае, боевой генерал, сменивший мундир на гражданский костюм, производил тогда на окружающих именно такое впечатление.

  Не удивительно, что две крупнейшие противоборствующие партии Израиля - правый "Ликуд" и левая Партия труда ("Авода") - усиленно предлагали отставному генералу встать под их знамена. Они полагали, что он принесет голоса избирателей. В конце концов, Мордехай присоединился к "Ликуду" и получил в 1996 году в правительстве Биньямина Нетаньяху портфель министра обороны. Правда, некоторое время спустя, из-за разногласий с премьером вышел из состава правительства.

  Нынешний премьер-министр Эхуд Барак, пришедший к власти в мае 1999 года, предложил Мордехаю кресло министра транспорта. Больше того, сделал его своим заместителем, оставляя руководить правительством на время зарубежных поездок.

 28 мая 2000 года Мордехай был вынужден уйти в отставку...

  Что же произошло? Он оказался в центре самого громкого за последние годы в Израиле секс-скандала. Как сообщила израильская газета "Джерузалем пост", в начале того же года 23-летняя сотрудница отдела кадров министерства пожаловалась вначале депутатам кнессета (израильский парламент), а затем и в полицию, обвинив своего босса в сексуальных домогательствах. Она сообщила, что министр вызвал ее в кабинет, запер дверь и попытался раздеть.

  Нашлись свидетели. Полиция завела дело. Затем такие же обвинения выдвинули еще две женщины - бывшие подчиненные Мордехая.

  Расследование показало, что обвинения обоснованы. Следователи установили, что первый случай имел место еще в 1992 году, когда секс-генерал командовал Южным военным округом ЦАХАЛА (Армия обороны Израиля). Второй - спустя четыре года. В то время он занимал пост министра обороны.

  4 июля этого года депутаты кнессета проголосовали за лишение Мордехая депутатского иммунитета. Теперь со снятием неприкосновенности над ним нависла угроза судебного процесса. В случае признания вины бывшему министру грозит наказание до 8 лет тюремного заключения.

  Однако, сам Мордехай категорически отвергает обвинения, заявляя, что "подобное поведение ему абсолютно чуждо", что это "клеветническая кампания против него". Короче, отставной генерал идет по стопам Билла Клинтона: ни в чем не виноват, ничего не признаю. Но что скажут те, кто идет по стопам Моники Левински?

  Кстати сказать, израильские обозреватели, иронизируя по этому поводу, напоминают, что лавры самого крутого секс-генерала пока еще остаются за небезызвестным Моше Даяном. Мордехай же твердо держит второе место.

Ицхак Мордехай родился в 1944 году в Ираке, в Южном Курдистане. Когда ему исполнилось пять лет, семья репатриировалась в Израиль.

  В 1962 году был призван в Армию обороны Израиля, в которой прослужил более 33 лет. Он принимал участие не только в войнах, которые вела израильская армия, но и в операциях в глубоком тылу противника.

  Во время "шестидневной войны" (июнь 1967 г.) Мордехай командовал подразделением парашютистов, сражавшихся на Синайском полуострове. В период "войны на истощение" (1969-1970 г. г.) в качестве заместителя командира батальона десантных войск участвовал в затяжных боях на Суэцком канале и руководил операциями в египетском, сирийском, иорданском и ливанском тылах. Войну "Судного дня" (октябрь 1973 г.) встретил командиром батальона, воевавшего в районе Суэца.

  За отвагу и мужество, проявленные во время этой войны, Мордехай был отмечен одной из высших наград Израиля - "Итур ха-оз" ("Знак мужества").

  В 1982 году во время операции "Мир Галилее" он командовал дивизией, наступавшей на ливанском побережье и ворвавшейся в Тир, Сайду и западную часть Бейрута. В 1983-1986 годах занимал пост командующего десантными войсками и руководил операцией "Моисей", в результате которой в Израиль были переправлены из Судана десятки тысяч эфиопских евреев. В 1986-м Мордехай был назначен начальником управления генерального штаба и получил звание генерал-майора.

  Он - единственный, кто командовал всеми военными округами государства Израиль. В октябре 1995 года демобилизовался из ЦАХАЛа.

  Мордехай - выпускник военного колледжа израильской армии и английского военного колледжа. Он - бакалавр истории Тель-Авивского университета, магистр политологии Хайфского университета.

  После демрбилизации Мордехай изучал иудаизм в Бар-Иланском университете и юриспруденцию в колледже Герцлии. Но вскоре прервал занятия для активного участия в предвыборной кампании "Ликуда".

Здесь уместно напомнить, что до того, как присоединиться к "Ликуду", Мордехай вел интенсивные переговоры с лидером партии "Авода" (Партия труда Израиля) Шимоном Пересом. Он требовал для себя сначала должности начальника генерального штаба, но получил отказ. Затем главы ШАБАКа (службы внутренней безопасности), в чем ему также было отказано.

  Перес предлагал отставному генералу 14-е место в избирательном списке. Мордехай требовал 12-е. Когда высокие договаривающиеся стороны уже почти сошлись на 13-м Нетаньяху предложил ему в своем правительстве - если он будет избран премьер-министром - пост министра обороны.

  Тогда считалось, что шансов у Нетаньяху мало, и лидер оппозиции вынужден был довольствоваться кандидатами второй свежести и второго ранга. Мордехай рискнул - и выиграл по крупному. Согласись он тогда на 13-е место в списке Аводы, быть бы ему заштатным депутатом кнессета из оппозиции.

  В марте 1996 года он занял первое место на праймериз, даже опередив ветерана "Ликуда" Ариеля Шарона. Тогда он еще не успел ни с кем испортить отношений, функционеры-"ликудовцы" не вычеркивали его имя из списков, и десятки тысяч сторонников этой партии проголосовали на праймериз за присоединившегося к ним генерала. К тому же "сефарда" (евреи-выходцы из арабских стран). А почему бы, собственно, и нет?

  До начальника генерального штаба и погон генерал-лейтенанта он, правда, не дотянул. Да, говоря откровенно, особенно и не претендовал. Зато стал министром обороны.

  Едва очутившись в правительстве, Мордехай мгновенно усвоил правила игры. Его пресс-секретарь принялся внушать (и не без успешно) журналистам, что новый шеф оборонного ведомства - это "самый светлый луч в темном царстве Нетаньяху". Еще один голубь в ястребиной стае.

  По мнению ряда израильских газет, находясь в правительстве Нетаньяху, Мордехай "более чем кто-либо другой из министров являлся конъюнктурной фигурой". Всем было видно, что в своей деятельности он ориентировался исключительно на показатели рейтинга. Контакты с лояльными журналистами занимали его больше любых других вопросов.

  Все это было известно независимым наблюдателям, но замалчивалось средствами массовой информации. Ведь "умеренность" Мордехая и его частые подножки главе правительства были по вкусу левым журналистам. Что может быть лучше, чем министр обороны, постоянно демонстрирующий свое несогласие с "политическими авантюрами премьера".

  При Мордехае, как писала израильская газета "Едиот ахронот", в министерстве обороны процветали наушничество и интриганство. Глава оборонного ведомства проводил в три раза меньше рабочих встреч, чем все его предшественники. Он не имел рабочей программы ни на год, ни на месяц, ни на неделю вперед. Он не находил времени для серьезного занятия проблемами армии и военной промышленности.

  Вот как та же "Едиот ахронот" описывает типичный сбор министров на заседание правительства: "Нетаньяху и Щаранский приходят с двумя помощниками. Шарон - с одним. Мордехая сопровождают два-три помощника, пресс-секретарь, военный секретарь, заместитель военного секретаря и еще кто-нибудь. По окончания заседания каждый министр дает указания сопровождающим его лицам. И только министру обороны нечего сказать своей свите. Он для своих помощников работы не находит".

  По словам газеты, министр обороны стал... подарком ко дню рождения для жен активистов "ликудовского" ЦК. "У жены день рождения, - пишет "Едиот ахронот". - Муж обещает ей на банкет министра обороны. И, как правило, выполняет обещание. Мордехай придет. Ведь политика для него - превыше всего".

  Тем не менее, прочной базы в "Ликуде" министр обороны себе не создал. Поэтому он уже давно прощупывал почву в направлении "центра", где расходились концентрические круги вокруг нескольких новых формирований. Тогда еще малозаметных, но видевших для себя благоприятные перспективы в недалеком будущем.

  Именно здесь и следует искать объяснение последних шагов министра обороны. Из-за нестабильности правительства Нетаньяху и ожидавших "Ликуд" разочарований Мордехай перешел (после долгих колебаний) в центристскую партию.

  Нерешительность бывшего генерала вполне объяснима. С одной стороны - старая, имевшая глубокие корни партия. С другой - совершенно новое образование, успех и продолжительность существования которого трудно было предсказать.

  Существовала еще одна причина, которая осложняла выбор Мордехая. Переход в другую партию - это нарушение лояльности, своего рода измена партийным товарищам и сторонникам "Ликуда" в обществе.

  Справедливости ради следует отметить, что Нетаньяху сделал все возможное, чтобы удержать популярного генерала в партийных рядах. Но между ними уже давно зрел кризис доверия. Мордехай был гораздо умереннее и прагматичнее тогдашнего премьера. Он, например, потребовал от Нетаньяху письменных гарантий, что останется министром обороны в случае победы "Ликуда" на выборах, что с его точкой зрения будут считаться при принятии важнейших решений.

  И все-таки Мордехай ушел из "Ликуда". Он решил, что лучше быть первым в деревне, чем вторым или третьим в городе. Правда, он долго удивлялся, почему Нетаньяху отказался сохранить за ним пост министра обороны.

 25 января 1999 в 20-00 полномочия Мордехая на посту министра обороны завершились. Весь день он участвовал в различных прощальных церемониях в генеральном штабе, министерстве обороны, в воинских частях.

  Вскоре он стал лидером партии Центра - "Мерказ" и начал активную предвыборную борьбу за кресло премьер-министра. Причем, как писали израильские СМИ, вел ее весьма топорно.

  На одной из его пресс-конференций одному из охранников стало дурно. Сидевший у микрофона Мордехай поднялся с места, подошел к краю сцены и выплеснул на голову охранника воду из оказавшейся под рукой бутылки.

  Пресс-конференция транслировалась в прямом эфире. Комментаторы уверяли, что Мордехай продемонстрировал присущую ему заботливость, недюжинное свое человеколюбие. Но у многих впечатление было иным.

  Во-первых, Мордехай не потрудился спуститься со сцены, подойти к пострадавшему и расстегнуть ему воротник. Во-вторых, он выплеснул воду из бутылки, оглядываясь на объективы телекамер. По мнению израильтян, в этом весь Мордехай. Показные жесты, работа на публику, зияющая пустота за тщательно разрекламированным фасадом.

  Незадолго до начала выборов он снял свою кандидатуру на кресло премьер-министра. Он прорвался в кнессет, и Барак, севший в кресло главы правительства, отблагодарил его, вручив портфель министра транспорта и сделав вице-премьером.

  Кто же знал, что боевой генерал решит превзойти (в области секса) президента США Билла Клинтона.


Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|