БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

АРАБСКИЕ СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ АЗИИ И СЕВЕРНОЙ АФРИКИ (НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ,ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА). Москва 1997
 

Б.Г.Сейранян

ХОСНИ МУБАРАК. НАЧАЛО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 


Третий большой президент Египта Мухаммед Хосни Мубарак родился 4 мая 1928г. в деревне Кафр ал-Мусайлаха округа (марказ) Шибин ал-Кум губернаторства Минуфия. Расположенная в одном из самых густонаселенных районов страны в 55 км северо-западнее Каира эта деревня известна тем, что в ней полностью ликвидирована неграмотность и не осталось ни одного жителя не умеющего читать и писать Rambler's Top100 Его отец ас-Сайид Ибрахим Мубарак служил чиновником в судебной системе различных волостных и окружных центров, а после основания губернского суда в центре его родной провинции он на протяжении почти двух десятилетий работал в г.Шибин ал-Куме. После революции 1952г. ас-Сайид Ибрахим был переведен в Каир, где проработал вплоть до ухода на пенсию (а вскоре после этого и смерти) в 1960г. в Министерстве юстиции в качестве инспектора. У ас-Сайида Ибрахима было пятеро детей - четыре сына и одна дочь.

Начальное образование Мухаммед Хосни получил в родной деревне, а среднее в городе Шибин ал-Куме. Школа в губернском центре находилась в полутора километрах от Кафр ал-Мусайлахи и юный Хосни вместе со своими сверстниками в любую погоду пешком добирался до губернского центра, а после занятий возвращался в свою деревню.

Посещение городских школ деревенскими детьми в Нижнем Египте не является экстраординарным случаем, в силу близости населенных пунктов друг к другу.

Люди знавшие Хосни в школьные годы отмечают, что это был решительный, инициативный подросток, серьезно относившийся к делу и привыкший полагаться на себя. Учитель арабского языка в школе Шибин ал-Кума вспоминает о том, что в ученические годы он отличался от сверстников тем, что систематически и легко выполнял домашние задания и увлекался спортом. Большинство его школьных товарищей чаще всего отмечают его обязательность и ответственность, а также то, что среди своих одноклассников он выделялся своими познаниями в области арабского языка и истории, очень увлекался игрой в хоккей на траве и был даже капитаном школьной хоккейной команды, любил также сквош рэкитс и пинг-понг.

Отец хотел, чтобы его сын поступил в педагогический институт и стал учителем, однако сам Хосни мечтал о совсем иной профессии. Он хотел стать армейским офицером. И вопреки воле отца, юноша был тверд в своем выборе. И отцу ничего не оставалось как согласиться с желанием сына.

Напутствие отца сыну перед отъездом в Каир было весьма кратким: "Ходи всегда прямо!.

В ноябре 1947г. Мухаммед Хосни стал курсантом Военной академии, которую он окончил в феврале 1949г., получив чин лейтенанта. Учеба в военной академии в годы предшествующие революции 1952г. была в высшей степени престижной и карьера армейского офицера привлекала многих честолюбивых молодых египтян. Но для Мухаммеда Хосни Академия была лишь необходимым промежуточным этапом, так как только успешное окончание Военной Академии открывало двери для поступления в Военно-воздушную академию, в которую принимали лишь наиболее отличившихся и способных выпускников Военной академии после тщательного медицинского отбора.

Курсант из Минуфии совершенно не интересовался столь привлекательной для многих молодых египтян и арабов блеском и развлечениями огромного мегаполиса, не подвергся многочисленным соблазнам каирской жизни - не посещал ночных клубов, казино, ресторанов и иных увеселительных мест, не курил и не употреблял даже самых легких алкогольных напитков. Он проявил почти полное безразличие к политическим партиям и течениям и тем более к молодежным клубам, где велись жаркие дискуссии и споры по общественным вопросам, не был втянут и в деятельность ни одной из многочисленных легальных, либо подпольных религиозно-политических ассоциаций или организаций. Воспитанник академии отличался необычайной цельностью, собранностью и целеустремленностью. Его воля, способности и энергия были целиком сосредоточены на изучении авиации, профессиональном росте, овладении тайнами летного мастерства. В марте 1950г. он окончил Академию с дипломом летчика-истребителя. Один из товарищей по учебе в Военно-воздушной академии, а затем в течение многих лет прослуживший с ним в ВВС следующим образом характеризует его: "Он (Хосни Мубарак) был примером дисциплинированности и выделялся своими административными способностями до такой степени, что уже в самом начале учебы был избран помощником начальника штаба Академии. Вскоре после этого он был отобран для службы в эскадрилью истребителей в Хелуане, а затем переведен в бомбардировочную авиацию". Тот же источник сообщает, что вскоре после этого "летчик Хосни Мубарак, наряду с учебой в Военно-воздушной академии стал начальником штаба академии" и что "часы его учебных полетов намного превосходили летное время других курсантов, несмотря на загруженность административной работой. Он поднимался первым среди курсантов ранним утром и влюбленный в авиацию, отдавал ей максимум усилий. Эскадрилья, которой он командовал выделялась среди остальных своей высокой летной дисциплиной.

После окончания академии Мубарак вскоре выделился среди молодых военных летчиков, как незаурядный пилот-истребитель и в совершенстве овладев английским "Спитфайром" стал признанным асом.

В феврале 1952г. двадцатичетырехлетний Хосни Мубарак был приглашен в Военно-воздушную академию в качестве преподавателя-инструктора. Интересно отметить, что ровно десять лет до этого двадцатичетырехлетний капитан Абдель Насер, который был на десять лет старше Мубарака, после непродолжительной службы в отдаленном гарнизоне в Судане, был назначен преподавателем пехотного училища.

На новой должности Мубарак очень скоро приобрел репутацию требовательного инструктора, умеющего установить строгую дисциплину среди курсантов и крайне нетерпимо относившегося к фаворитизму в отношении сынков формировавшегося нового военного истеблишмента.

Его выдержка и терпеливость в сочетании с высоким профессионализмом оказались крайне важными и полезными достоинствами на новой жизненной стезе. Молодой преподаватель легко завоевал симпатии воспитанников, пользуясь неизменно высоким авторитетом в их среде.

Эти связи с новыми поколениями курсантов - будущих летчиков оказались весьма ценными в служебной карьере Мубарака. Многочисленные и многообразные контакты с военными летчиками нередко в экстремальных условиях, содействовали знакомству с деловыми качествами и способностями многих молодых египтян, составивших весьма полезный резерв кадров, которые поддерживали и помогали ему в служебной карьере на высших постах -сперва в ВВС, а затем в президентской администрации.

Впоследствии многие ответственные должности в государственной, административной и разведывательной службе он нередко будет доверять проверенным людям из военно-воздушных сил.

В секретной характеристике, относящейся к последнему году пребывания Х.Мубарака в Военно-воздушной академии (июль 1958г. - июль 1959г.), подписанной начальником Академии генерал-майором Мадкуром Абу ал-Иззом и утвержденной начальником штаба ВВС Египта говорилось следующее: "Он выполняет свои обязанности начальника штаба Военно-воздушной академии и командира эскадрильи наисовершеннейшим образом, обладает всеми необходимыми знаниями для административной работы и способностями руководителя крупного масштаба. Он выделяется своей дисциплинированностью, отличный офицер во всех отношениях. Я предсказываю ему блестящее будущее.

В январе 1959г. Мубарак получил приказ принять командование авиационным полком. В связи с этим он был направлен в Советский Союз с целью совершенствования навыков управления бомбардировщиками типа "ИЛ-28", а по возвращении был назначен начальником крупной воздушной базы Западный Каир.

В начале 60-х годов состоялась вторая командировка Мубарака в СССР. На этот раз он прошел курс вождения тяжелых бомбардировщиков "Ту-16" советского производства.

В период гражданской войны в Йемене, в которую оказались втянутыми Египет и Саудовская Аравия (первый на стороне республиканского правительства, вторая - роялистской оппозиции), Мубарак командовал египетскими эскадрильями бомбардировщиков. Он был единственный египетский летчик, который иногда совершал по два боевых вылета в сутки - 6 часов туда и столько же обратно и после кратковременного отдыха совершал второй боевой вылет.

В феврале 1964г. Мубарак вновь направляется в Советский Союз, где обучался в адъюнктуре Военной академии им. Фрунзе, которую окончил в апреле 1965г. За год с лишним, проведенный в Москве он изучал не только тактику и стратегию командования крупными авиационными соединениями, но и вполне прилично овладел русским, достигнув беглости речи.

Вместе с тем, в арабской прессе не раз отмечалось, что за время пребывания в СССР он не подвергся никакому идеологическому воздействию в "Мекке мирового коммунизма". Напротив, некоторые журналисты отмечают его плохо скрываемые антикоммунистические взгляды.

После возвращения на родину Мубарак вновь был назначен начальником одной из крупнейших военно-воздушных баз. Шестидневная война (5-10 июня) 1967г. явилась суровым испытанием для египетских вооруженных сил. Утром 5 июня израильская авиация совершила серию налетов на аэродромы и в первые же часы войны уничтожила на земле большую часть египетских боевых машин. Мубараку в отличие от большинства египетских старших офицеров авиации удалось сохранить эскадрильи, которыми он командовал.

В ноябре 1967г. он был назначен на ответственный пост начальника Военно-воздушной академии с жизненно важной для обороноспособности страны задачей подготовки компетентных кадров военных летчиков, что имело первостепенное значение в рамках общей программы восстановления боеспособности вооруженных сил страны.

Менее чем через два года в условиях разворачивавшейся так называемой "войны на истощение" с Израилем, 23 июня 1969г. президент Абдель Насер назначил 41-летнего Хосни Мубарака начальником штаба ВВС, присвоив ему звание генерал-майора. Во многом благодаря умелому руководству и усилиям Мубарака египетской авиации удалось осуществить ряд успешных операций в 1969-70гг.

Приход к власти в октябре 1970г. нового президента А.Садата не изменил поступательного восхождения по служебной лестнице молодого генерала. Напротив 23 апреля 1972г. указом Садата он был назначен командующим ВВС, а через месяц (29 мая) - заместителем министра обороны, сохранив пост командующего ВВС. Занимая последовательно все более высокие посты в военной авиации ему удалось в весьма сжатые сроки добиться качественного перелома в системе обучения военных летчиков, заметно повысить профессиональное мастерство летного состава, подготовить авиацию к предстоящей "битве восстановления достоинства".

Под его руководством был запланирован и умело осуществлен воздушный удар по тщательно выбранным целям: трем аэродромам на Синае, батареям ракет класса "земля-воздух", трем командным пунктам, радарным станциям, артиллерийским позициям и опорному пункту под названием "Будапешт" на песчаной отмели восточнее Порт-Фуада. Именно по приказу Мубарака 6 октября 1973г. в 14.05 мин 222 сверхзвуковых самолета нанесли 20-минутный воздушный удар, который имел, по словам Садата "потрясающий успех", поразив 90 процентов намеченных целей, что определило успех войны. Непрерывно атакуя аэродромы, ракетные позиции, радарные станции, командные посты и центры электронных помех, египетская авиация на какое-то время парализовала израильскую армию и ослабила усилия авиации противника.

В первые дни войны, благодаря умелым действиям авиации, египетская армия, получив поддержку и необходимое воздушное прикрытие, форсировала Суэцкий канал, разрушила большую часть и овладела линией Бар Лева. Садат в своей автобиографии дает восторженную оценку действиям Мубарака, отмечая, что он и египетские ВВС совершили "эпический подвиг - героический и славный". Мубарак стал одним из главных героев Октябрьской войны 1973г. В феврале 1974г. он был награжден высшим государственным орденом "Ожерелье Нила", получив звание генерал-лейтенанта. Однако через 14 месяцев его блестящая и впечатляющая карьера в военно-воздушных силах была круто прервана и направлена по совершенно новому руслу. 16 апреля 1975г. Мубарак неожиданно для себя и для многих был назначен вице-президентом АРЕ. Он был самым молодым среди 5 кандидатов на этот пост. Вплоть до настоящего времени нет вполне определенного ответа на вопрос, почему Садат предпочел именно его среди других героев Октябрьской войны, таких, как, например, генерал Мухаммед Абд аль-Гани ал-Гамаси и др. В своей автобиографии Садат пишет о том, что он "...попросил генерала Мубарака сменить свой военный мундир на штатскую одежду и помогать ему в качестве вице-президента".

Мубарак заменил на посту вице-президента Хусейна аш-Шафии - последнего представителя (кроме самого Садата) организации "Свободные офицеры" в руководстве страны. Это назначение по замыслу Садата как бы символизировало разрыв исторических связей с первым поколением революционеров и выдвижение представителя нового поколения военных-участников войны 10 Рамадана - первой успешной войны против Израиля.

Садату, по-видимому, нравилось, что Мубарак по своему темпераменту был его прямой противоположностью и мог восполнить некоторые недостающие ему качества. В отличие от порывистого, неистового, нервного и с богатой фантазией и склонностью к длинным речам с качествами профессионального актера Садата, Мубарак на редкость невозмутимый, выдержанный, никогда не теряющий присутствия духа, скрытный и немногословный человек, крайне скупой на внешние эффекты, по выражению лица которого невозможно узнать его настроение и мысли.

Для Садата Мубарак был твердым, прилежным и методичным, а главное преданным и заслуживающим доверие человеком, в котором он не видел возможного соперника. Садат был искушенным политиком, прошедшим через горнило сложной жизни офицера - конспиратора, а затем политическую школу Абдель Насера. Что же касается Мубарака, то он имел лишь опыт двадцатипятилетней военной службы и участия в четырех войнах. Психологически Садат, по-видимому, хорошо чувствовал Мубарака еще и потому, что оба они были выходцами из Минуфии, а родная деревня Садата Мит Абу ал-Кум находится не так уж далеко от Кафр ал-Мусайлахи. Жители Минуфии известны в Египте как практичные, деловые, изворотливые и рачительные люди. Наиболее честолюбивые молодые минуфийцы уезжают из своего перенаселенного губернаторства в Каир, где стремятся поступить на государственную службу. И Мубарак, подобно Садату, решил стать армейским офицером.

Сам же Садат в отношении своего выборе сказал следующее: "Я избрал его моим заместителем не потому, что он был летчиком или командующим воздушными силами, или одним из военачальников Октября. Все эти соображения принимались во внимание. Однако я выбрал его прежде всего потому, что он является воплощением истинного египтянина, он, он египетский воин по своей твердости, силе и опыту. Постоянно рискуя жизнью, он презирал смерть, чтоб защитить наши жизни. И короче, потому, что он представляет поколение Октября, которое я хочу выдвинуть в высшее руководство страны, с тем чтобы это поколение стало представителем и выразителем духа и чаяний 6 октября, дня, когда наши вооруженные силы именем народа и нации преодолели все преграды и вероятные препятствия".

Не имея опыта политической работы Мубарак с присущим ему прилежанием и методичностью стал осваивать свои новые обязанности. На официальных встречах и интервью президента он неизменно появлялся рядом с Садатом. Он почти никогда не говорил сам, но внимательно прислушивался к беседам и заявлениям других, нередко сверялся со своими записями, хранившимися в черном портфеле. Он вел себя сдержанно и скромно. Но здесь уместно вспомнить, что и Садат в качестве вице-президента пребывал в тени Абдель Насера, пока в октябре 1970г. не наступил его час. Впрочем, следует отметить, что Садат относился к Мубараку с большей теплотой и вниманием, чем его предшественник к нему самому. Садат привлекал его, как правило, в свои важнейшие зарубежные поездки - Соединенные Штаты, Европу, арабские, африканские и азиатские страны. Вскоре Мубарак стал одним из самых приближенных лиц президента, который нередко стал прибегать к его услугам, особенно, когда между странами региона возникали осложнения, трения, либо конфликты. Так, Мубараку была поручена, например, непростая посредническая миссия с предоставлением чрезвычайных полномочий на переговорах по предотвращению силового решения и урегулированию сахарского конфликта в конце 70-х годов, а в мае 1979г., он сопровождал Садата в важной поездке в Бер-Шеву, которая в течение длительного времени продолжала оставаться его единственным визитом в Израиль. Дальнейшему "вхождению" его в тайны "президентского двора" и более обстоятельному ознакомлению с внутриполитической кухней высших эшелонов управления страны содействовало его избрание 15 августа 1978г. заместителем председателя правящей Национально-демократической партии (НДП), а затем в январе 1981г. он одновременно получил пост и генерального секретаря НДП. К середине 1980г. период "скромного ученичества" был завершен, о чем свидетельствует тот факт, что к тому времени он уже эффективно контролировал ответственную программу перевооружения армии и координировал деятельность всех разведывательных служб страны. Он стал больше, чем кто-либо другой вхож в президентский кабинет и неизменно принимал участие в важнейших заседаниях Садата, посвященных внутренним и региональным проблемам. Правда и сегодня еще нельзя с полной уверенностью ответить на вопрос был ли вице-президент всего лишь помощником президента или пользовался некоторым влиянием при определении политического курса. В это же время он установил взаимно благожелательные отношения с военным атташе Египта в Вашингтоне генерал-майором Абу ал-Халимом Абу Газаля, который являлся одним из наиболее перспективных и влиятельных фигур в военном истеблишменте. Им двоим было поручено разработать программу военной помощи США, которая начала осуществляться с 1977г., а в последующие годы динамично развивалась. Хорошие отношения с Абу Газаля, пользовавшегося благосклонностью Пентагона, а с марта 1981г. занявшего ключевой пост министра обороны, имело важное значение в период резкого обострения политической обстановки в стране осенью того же года, когда Садат предпринял кампанию массовых репрессий руководителей различных мусульманских организаций и коптской общины, а также лидеров всех оппозиционных партий.

6 октября 1981г. во время военного парада, посвященного годовщине войны 1973г. Садат был смертельно ранен исламскими экстремистами. В момент покушения на жизнь президента рядом с ним справа сидел вице-президент, а слева - министр обороны. Оба они отделались легкими ранениями.

Во второй половине того же дня было созвано экстренное заседание правительства, на котором Мубарак был единодушно выдвинут кандидатом на пост президента, а на следующий день Народное собрание одобрило это решение правительства и ввело чрезвычайное положение.

На референдуме проведенном 13 октября 1981г. Хосни Мубарак, в пользу которого было подано 98,46% голосов избирателей был избран президентом АРЕ.

Мубарак стал президентом страны, переживавшей острый политический и социально-экономический кризис, страдавшей от бурного роста населения, погрязшей во внешних долгах и противоестественно изолированной от арабского мира.


Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|