БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

АРАБСКИЙ МИР В КОНЦЕ XX ВЕКА. Материалы I-ой конференции арабистов
Института востоковедения РАН. М., 1996
Стр.
40-54

С.Г.Люсин

РОЛЬ ШИИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ИРАКА
 


Одной из важнейших проблем общественно-политической жизни Ирака является в наши дни проблема шиитов. Она привлекает в последние годы пристальное внимание ученых стран Запада и государств Ближнего Востока - США, Франции, Израиля и других Rambler's Top100 В России эта тема остается малоизученной.1

К шиитской ветви ислама относится около 60% мусульман Ирака. Шииты составляют 96-99% численности населения губернаторств Кербела, Бабиль, Кадисия, Васыт, Зейкар, Майсан, около 75% - в губернаторстве Басра. В южных и восточных районах страны проживает около 80% шиитов Ирака. В целом, шиитская община Ирака (около 11,5-12 млн. чел.) занимает по численности третье место в мире после Ирана и Пакистана. По национальному признаку к шиитам в Ираке относятся примерно 70-80% арабов, 30% туркмен (туркоман), 2% курдов и 99% иранцев, проживавших здесь к началу 80-х г.г.2 Подавляющее большинство шиитов - жители сельских районов. Горожане живут, в основном, в религиозных центрах шиитов - городах Эн-Неджеф, Кербела, Самарра, в ряде районов Багдада. В этих городах находятся шиитские святыни, наиболее почитаемые из них - в г.г. Эн-Неджеф и Кербела. В Эн-Неджефе находятся мечеть и гробница (мавзолей) халифа Али, первого шиитского имама, в Кербеле - мечеть и гробница Хусейна, третьего имама шиитов, сына Али и внука пророка Мухаммеда. В Кербеле находятся также мечеть и гробница Аббаса, брата имама Хусейна, погибшего вместе с ним в бою под Кербелой в 680 г. н.э. В этих двух городах мусульмане-сунниты, а уж тем более христиане, не живут. Примерно 95% шиитов Ирака относятся к самой многочисленной секте шиизма - имамитам-двунадесятникам. Имамиты признают в качестве правоверных первых двенадцать имамов, последнего из них - Мухаммеда признают своим духовным главой и считают "скрытым имамом", который внезапно исчез в 9-м веке и должен прийти вновь для установления "царства божьего" на земле. Для шиитов-имамитов характерен культ мучеников, к которым причислены все двенадцать имамов. Особую роль великомученика играет в их сознании третий имам - Хусейн, сын первого из 12 имамов - халифа Али. Ежегодно десятого мухаррама, в день гибели имама Хусейна устраиваются траурные религиозные шествия, сопровождаемые самоистязанием фанатично настроенных верующих шиитов.

Социально-политический аспект шиитской проблемы в Ираке состоит в том, что здесь шииты традиционно занимали подчиненное положение, хотя и были большинством среди мусульман. В течение четырех веков Ирак был частью суннитской Османской империи. Ее власти, как правило, не допускали шиитов к работе в государственных учреждениях. Они лишь разрешали функционирование городов Кербела и Эн-Неджеф в режиме полуавтономных анклавов. Образование королевства Ирак в 1921 г. и приход к власти короля Фейсала - суннита не внесло перемен в положение шиитов.

После прихода к власти в 1968 г. светской партии Баас (Партия арабского социалистического возрождения - ПАСВ), стоящей у руля руководства государством и поныне, правительство ввело цензуру на религиозные публикации, закрыло ряд исламских учебных заведений, в том числе шиитский теологический колледж в Эн-Неджефе и впервые в истории страны разрешило продажу алкоголя в священных городах шиитов. Эти шаги властей вынудили шиитское духовенство сплотить верующих для протеста, что вызвало ответные репрессии со стороны правительства. В этой обстановке в 1969 г. в Ираке было тайно основано шиитское политическое движение (некоторые исследователи называют его партией) - "Ад-Даава аль-Исламийя" (Исламский призыв). Это движение было создано с благословения главы иракских шиитов, аятоллы Мухсина аль-Хакима, резиденция которого находилась в Эн-Неджефе (умер в 1970 г.). Политические демонстрации шиитов, состоявшиеся в конце 1974 г., показали, что впервые в истории Ирака, то есть с 1921 г., шииты встали в позицию явной конфронтации с правительством, которое отреагировало в "лучших" традициях иракской Баас - быстро, жестко и результативно. Были немедленно арестованы и тайно осуждены 25 шиитских лидеров, пятерых из них казнили. Руководство Ирака, однако, стремилось проводить в отношении шиитов политику не только кнута, но и пряника. В середине 70-х г.г. правительство увеличило ассигнования на развитие южных районов страны. Надо заметить, что и в 70-е годы недовольство шиитов политикой властей объяснялось не только ущемлением их экономических интересов, но и тем, что шииты были слабо представлены в высших эшелонах власти, их удельный вес в среде интеллигенции также был очень низок. Справедливости ради необходимо обратить внимание на то, что руководство движения "Ад-Даава", в свою очередь, выступало с позиций исламского фундаментализма, постоянно подвергая критике политику правящей светской партии Баас.

Скрытое напряжение в отношении шиитских масс к режиму Баас постепенно усиливалось. Оно вылилось в наиболее острой форме в феврале 1977 г. В поисках якобы скрывавшихся в г. Кербела агентов Сирии полиция преградила путь традиционной ежегодной религиозной процессии десятков тысяч паломников-шиитов, направлявшейся из Эн-Неджефа в этот город, что вызвало волнения шиитских масс, вышедших на улицы своих городов с антисаддамовскими лозунгами. Огнем полиции были убиты несколько демонстрантов. Это, в свою очередь, вызвало более крупные массовые волнения шиитов в Эн-Неджефе, продолжавшиеся несколько дней. Волнения были подавлены войсками и полицией, несколько десятков восставших были убиты. Власти арестовали около двух тысяч шиитов. Это был самый массовый, длительный и кровавый вызов шиитов девятилетнему правлению баасистов в Ираке. Восстание вызвало серьезное беспокойство руководства Баас. Часть лидеров партии во главе с ее генеральным секретарем, президентом страны А.Х. аль-Бакром хотела умиротворить шиитских диссидентов и приспособить идеологию партии к растущей волне исламского возрождения. Другая часть руководства во главе с заместителем аль-Бакра по партии и вице-президентом С.Хусейном, сменившим аль-Бакра на посту президента в июле 1979 г., стояла за проведение твердой линии в отношении бунтующих шиитов, за продолжение светской политики Баас и отделение религии от политики. Верх одержал С.Хусейн. На этот раз трибунал приговорил к смертной казни семь (по другим данным - восемь) шиитов, из которых пять были представителями шиитского духовенства, а пятнадцать человек - к пожизненному тюремному заключению. Наряду с ведением борьбы против "Ад-Даавы" С.Хусейн продолжал политику аль-Бакра в отношении шиитов, предоставляя им некоторые политические и экономические уступки. Например, число шиитов в руководстве иракской Баас было увеличено в 1977 г. с трех до четырех человек.3

Крупным стимулом для усиления движения шиитов Ирака послужила победа антишахской революции в Иране в начале 1979 г. В своем поздравлении в адрес нового главы Ирана аятоллы Хомейни шиитский духовный лидер Ирака аятолла Мухаммед Бакир ас-Садр сказал: "Другие тираны еще увидят день расплаты". Ясно, что М.Б. ас-Садр под "другими тиранами" имел в виду Саддама Хусейна и его ближайшее окружение.4

После успешного свержения власти шаха иранские революционеры-шииты стали проводить в жизнь идею экспорта исламской революции. Под номером один в их списке числился соседний Ирак. Для этого имелись, как минимум, три причины: 1) светский характер режима Баас; 2) угнетение шиитского большинства верхушкой суннитского меньшинства; 3) наличие в Ираке шести гробниц, священных для шиитов всего мира, кроме двух вышеназванных, гробниц седьмого имама - Мусы аль-Казима и девятого - Мухаммеда аль-Джавада в Казимейне (пригород Багдада) и двух гробниц - десятого имама Али аль-Хади и одиннадцатого - Хасана аль-Аскари в г. Самарра. Противодействие руководства Ирака экспорту в его страну исламской революции стало, вне всякого сомнения, одной из главных причин длительной ирано-иракской войны 1980-1988 годов. С конца 70-х г.г. правительство Ирака резко ужесточило борьбу против подпольных шиитских организаций, выступавших против режима Баас. Специально созданный для этих целей "Революционный суд" вынес на своих 22 заседаниях 258 смертных приговоров в отношении шиитов. В марте 1980 г., например, были казнены 97 военных и гражданских лиц, из которых половина оказались членами партии "Ад-Даава". Декретом Совета революционного командования Ирака (СРК) - высшего органа власти - от 31 марта 1980 г. партия "Ад-Даава" была запрещена, а членство в ней, даже для тех, кто уже вышел из нее, стало караться смертной казнью.

Усиление репрессий против шиитских боевиков вынудило главу шиитов аятоллу Мухаммеда Бакир ас-Садра издать религиозный вердикт (фетву), в котором баасистский режим был объявлен неисламским и всякие контакты с ним запрещались. В 1979 г. власти сделали попытку арестовать аятоллу М.Б. ас-Садра. В тот же день на улицы Багдада, Басры, Диялы, Самавы, Кербелы и других городов вышли тысячные массы разгневанных шиитов, в г. Эн-Неджеф городской базар закрылся, а жители города вступили в схватку с полицией. Властям пришлось срочно давать отбой и освободить аятоллу на следующий день. Такая массовая и бурная реакция шиитов на арест ас-Садра показала властям, насколько велика популярность этого религиозного деятеля. Его непреклонная и принципиальная позиция, выражавшаяся в требовании свержения режима Баас и образования исламского государства в Ираке (но отнюдь не в качестве еще одной провинции соседнего Ирана), сделавшая ас-Садра национальным героем, убедила баасистскую верхушку в том, что он представлял в тот момент наибольшую угрозу для правящего режима. И режим решил ликвидировать ас-Садра. 8 апреля 1980 г. в Багдаде были казнены находившийся до того под домашним арестом аятолла и его сестра и соратница - Амина ас-Садр, известная под именем Бинт аль-Худа.5

В свою очередь, для отмщения за казнь большой группы своих товарищей по партии боевики "Ад-Даавы" предприняли в Багдаде 1 апреля 1980 г., в годовщину создания Исламской Республики Иран, неудачную попытку покушения на заместителя премьер-министра Тарика Азиза. В ответ С.Хусейн приказал депортировать из Южного Ирака в Иран тысячи иранских граждан, проживавших в Ираке, а также шиитов-иракцев иранского происхождения. Дело в том, что еще в 20-е г.г. во время переписей населения многие шииты, проживавшие в Ираке, должны были выбрать для себя османское или иранское происхождение. Многие жители Юга Ирака выбрали второе, в надежде получить от этого какие-либо льготы. Таких "иранцев", а на деле арабов, в Ираке насчитывалось к началу 80-х г.г. около 2 млн. человек. Всего же с конца 70-х г.г. в Иран было депортировано около 200 тыс. шиитов. Самым же главным ответным шагом властей было решение о казни М.Б. ас-Садра. Весть о его казни настолько шокировала аятоллу Хомейни, что он выступил в те дни с особенно враждебной речью против режима Баас в Ираке. Эти события, вне сомнения, ускорили начало ирано-иракской войны.6

После начала войны 1980-88 г.г. и, особенно, после захвата Ираном незначительной части территории Ирака, задача багдадского режима по изоляции и подавлению шиитской оппозиции облегчилась, поскольку в условиях военного времени власти могли клеймить сторонников Хомейни в Ираке, называя их "предателями Родины" и "врагами народа".

Шиитская община Ирака в годы этой войны в целом поддержала политику Багдада, заняв, таким образом, в определенной мере, патриотическую позицию. Такую позицию можно объяснить, на наш взгляд, рядом причин: 1) отсутствием единства среди шиитов; 2) ослаблением наиболее активных сил оппозиции после казни ее духовного лидера - аятоллы ас-Садра и массовых репрессий против шиитских боевиков; 3) антинародной политикой Хомейни в Иране, что весьма успешно обыгрывалось официальной пропагандой Ирака и служило как бы антирекламой первого в истории государства, управляемого шиитским духовенством; 4) строгим контролем правящего режима над любой политической деятельностью шиитов. Например, все иракцы-учащиеся шиитских религиозных учебных заведений (медресе) были освобождены от призыва на военную службу для того, чтобы не дать возможность этой наиболее подготовленной прослойке шиитской общины вести антиправительственную агитацию в армии (хотя такая агитация там строжайше запрещена). Кстати, надо заметить, что до начала 80-х г.г. значительная часть студентов медресе в шиитских центрах Ирака состояла из молодежи, прибывшей из других мусульманских стран, в первую очередь, из Ирана и Пакистана. Не исключено, что в меньшей степени это положение сохранилось и поныне; 5) политикой материального и морального умиротворения шиитов, с успехом проводившейся в годы ирано-иракской войны. Такая политика нашла свое выражение, например, в решении властей, чтобы парламент страны на сорок процентов состоял из депутатов-шиитов, а спикером в 1980 и 1984 годах был избран, а точнее - назначен Наим Хаддад, известный государственный деятель-шиит, член СРК и Регионального руководства ПАСВ Ирака в 1982-1986 г.г. В годы войны против Ирана иракская официальная пропаганда стала восхвалять шиитов, являвшихся известными историческими личностями, называла их национальными героями. Саддам Хусейн заявлял, что сам он является потомком самого известного шиитского героя - имама Али, племянника и зятя пророка Мухаммеда. Впервые в истории Ирака религиозные праздники шиитов были объявлены общегосударственными.7

Весной 1991 г. в Ираке произошло самое крупное за время существования Республики, то есть с 1958 г., народное восстание против правящего режима. Оно охватило до 40% территории страны, в нем участвовали, главным образом, шииты и курды. Важнейшей причиной восстания стало возмущение народа режимом С.Хусейна, приведшим страну к сокрушительному поражению в войне 1990-91 г.г., огромным человеческим жертвам и разрухе в экономике. Не последнюю роль в том, что это восстание состоялось, сыграл тогдашний президент США Д.Буш. В начале 1991 г. он призвал иракцев выступить против ненавистного ему С.Хусейна, пообещав повстанцам помощь. Народ выступил, а помощи так и не дождался. Как справедливо отметил профессор А.Янов из Университета Нью-Йорка, "Буш, призывавший иракский народ к борьбе против тирана, бросил этот народ безоружным перед всей мощью диктатора, а тот после капитуляции (перед многонациональными силами в конце февраля 1991 г. - Авт.) развернул широкие карательные операции против повстанцев".8

Восстание началось 2 марта 1991 г. в г. Басра, втором по численности населения, большинство жителей которого - шииты. Повстанцы захватывали правительственные учреждения, отделения партии Баас, освобождали заключенных из тюрем. От Басры восстание мгновенно перекинулось на другие города юга, достигнув к 5 марта г. Кербела с более чем 300-тысячным населением, затем г.г. Эн-Неджеф, Эд-Дивания, Хилла и даже г. Ханекин. Несколько дней в марте 1991 г. казалось, что режим С.Хусейна висит на волоске. Но иракский лидер ответил, как писала в июле 1991 г. газета "Вашингтон пост", "блестяще - и жестоко - на этот вызов. Он сплотил иракский истеблишмент (суннитов, которые преобладают среди военных, в партии Баас и в спецслужбах), делая упор на то, что их судьба неразрывно связана с его собственной. Он как бы заявлял суннитской элите...: "Если я проиграю, то шииты победят и Иран будет господствовать на юге".9 Иранцы помогли подкрепить утверждения Саддама Хусейна, переправив в Ирак 5 тысяч или более членов так называемой "Бригады Бадр" - проиранской эмигрантской группировки иракцев, которую они поддерживали в течение восьми лет ирано-иракской войны. Победе С.Хусейна помогла и позиция невмешательства стран антисаддамовской коалиции, в первую очередь, США, Англии и Франции. Когда в марте 1991 . вслед за шиитским вспыхнуло курдское восстание на севере Ирака, США и их союзники стали опасаться развала страны на три государства: курдское - на севере, суннитское - в центре и шиитское - на юге. Это не устраивало и соседей Ирака. На подавление восстания Багдад бросил отборные армейские части, авиацию, артиллерию, танки, применил напалмовые и фосфорные бомбы и снаряды. В ходе подавления восстания особенно упорное сопротивление оказывали жители Эн-Неджефа и Кербелы. В этих городах каратели палили без всякого зазрения совести по святым для каждого мусульманина-шиита гробницам и мечетям из артиллерийских орудий. Трупы убитых шиитов каратели складывали штабелями на уличных перекрестках, особенно в г. Басра, для устрашения повстанцев. 16 марта С.Хусейн объявил о разгроме восстания на юге и о вмешательстве в него Ирана, Израиля и США. Однако сопротивление войскам повстанцы оказывали до конца марта 1991 г. Так, с 20 по 29 марта армейские части вели бои по подавлению восстания в шиитских районах столицы Ирака-Мадинат-ас-Саура, Казымия, Шуула, Атайфия, Каррада-Шаркийя и других.

После подавления восстания, которое сопровождалось огромным количеством жертв среди мирного населения (только в Эн-Неджефе и Кербеле было убито от 12 до 16 тыс. человек), примерно 500 тыс. человек бежали в Иран. Только вмешательство ООН и вооруженных сил антисаддамовской коалиции спасло восставших шиитов и курдов Ирака от истребления. В августе 1992 г. правительства США, Великобритании и Франции, с одобрения Генерального секретаря ООН и Совета Безопасности установили запретную зону для полетов иракской авиации южнее 32° северной широты на юге Ирака, что лишило Багдад возможности подвергать шиитов, укрывшихся в заболоченных районах и местных жителей бомбардировкам с воздуха. В болотистых районах юга нашли убежище около 800 тыс. повстанцев, многие из которых продолжают партизанскую войну против режима. На ирано-иракской границе в южной части страны сейчас находятся несколько армейских дивизий, части Республиканской гвардии, сил безопасности. В зарубежной прессе появились сообщения, что иракские войска использовали отравляющие газы во время атак против повстанцев и шиитских селений в заболоченной местности. В марте 1994 г. иракская артиллерия обстреливала напалмовыми и фосфорными снарядами селения болотных арабов-шиитов, состоящие из расположенных поблизости друг от друга хижин, сооруженных из камыша и тростника (в провинциях Майсан и Басра). Камышовая хижина после попадания в нее такого снаряда мгновенно вспыхивает и сгорает. Например, в селении ас-Сайгал (провинция Майсан) после артиллерийской атаки выгорело 70% хижин.

С целью обеспечения более свободного доступа правительственных войск в заболоченные районы юга для борьбы с шиитскими повстанцами Багдад осуществляет программу "осушения болот". По мнению английских ученых, из 15 тыс. кв. км заболоченных земель, имевшихся в Ираке в 1985 г., к 1992 г. 57% осушены. Это не только серьезно нарушает экологическую обстановку в регионе, но и лишает местных жителей средств к существованию, зарабатываемых рыбной ловлей, выращиванием риса, разведением буйволов, кустарным производством циновок и корзин из тростника. Помимо этого, на юге проводится затопление ряда районов. Так, например, в районе городов Эль-Машарра и Эль-Кахла, к востоку и юго-востоку от г. Эль-Амара, водой, отведенной из р. Тигр, были затоплены селения, фермы и значительные территории сельскохозяйственных земель. Тысячи жителей были вынуждены покинуть свои дома. Аналогичное положение сложилось в долине р. Евфрат близ г.г. Эль-Хидр и Эль-Батха, к западу от г. Эн-Насирия. Там в результате мелиоративных работ образовалось большое искусственное озеро протяженностью около 100 км и шириной в 15 км. В условиях экономической блокады, продолжающейся шестой год, и острейшей нехватки продовольствия сокращение сельскохозяйственных земель путем их затопления или осушения направлено против интересов иракского народа. Видимо, в таких действиях Багдада стремление подавить партизанскую борьбу шиитов против режима перевешивает потребность в сохранении значительной территории сельскохозяйственных земель для наращивания производства продовольствия.10

Поражение восстания шиитов в 1991 г. не означает прекращения ими борьбы за свержение правящего режима. На наш взгляд, нельзя считать, что движение шиитов в Ираке полностью инспирировано соседним Ираном, хотя влияние Ирана, несомненно, здесь присутствует. Неравноправие шиитской общины в Ираке и жестокие методы, применяемые властями по подавлению массовых выступлений шиитов - главная причина, толкающая их на активную борьбу против режима.

Конечно, заслуживают осуждения и некоторые методы, используемые шиитскими боевиками, например, акты террора, когда зачастую жертвами становятся неповинные люди, случайно оказавшиеся вблизи от места совершения такого акта.

Движение шиитов вызывает моральную поддержку ведущих стран Запада и их арабских союзников, прежде всего Саудовской Аравии и Кувейта. Однако никакой реальной помощи, кроме выступлений в СМИ, они оказывать, видимо, не будут, опасаясь раскола Ирака на мини-государства, в том числе шиитское и усиления влияния Ирана в регионе.

Борьба шиитов в последние годы стала частью оппозиционного движения Ирака. Движение шиитов Ирака возглавляет основанный в 1982 г. "Высший совет исламской революции в Ираке" (ВСИРИ) во главе с аятоллой Мухаммед Бакер аль-Хакимом, одним из сыновей покойного аятоллы Мухсина аль-Хакима. В совет, штаб-квартира которого находится в Тегеране, входят представители шести организаций шиитов: Организации исламского действия (ОИД), основанной в 1982 г. аятоллой М.Т.Мударреси (она провела ряд террористических актов в Ираке); Ассоциации иракских моджахедов (глава - Абд-аль-Азиз аль-Хаким, младший сын Мухсина аль-Хакима), состоит, в основном, из боевиков; Исламского движения Ирака (глава - шейх Махди аль-Халиси); партии "ад-Даава", которая стремится войти в коалицию со светскими организациями оппозиции и имеет представителей в Лондоне, Дамаске и Тегеране. Есть сведения, что "ад-Даава" прекратила свое участие в рядах ВСИРИ; организации "Войны имама" (глава - сейид аль-Бадри); Исламского блока (фронта) Ирака, который издает свой печатный орган "Исламская альтернатива".11

Глава ВСИРИ аятолла М.Б. аль-Хаким выступил в апреле 1995 г. за сохранение экономических санкций против Ирака, введенных по решению Совета Безопасности ООН в августе 1990 г., после нападения Ирака на Кувейт. Он сказал, что снятие эмбарго не отвечает интересам иракского народа, так как любая помощь этой стране пойдет лишь на укрепление позиций правительства, которое использует ее для приобретения новых вооружений. Подчеркнув, что сохранение нынешнего положения ведет к дезинтеграции страны, лидер ВСИРИ призвал все оппозиционные режиму силы объединиться и подняться на решительное вооруженное восстание. Эта решимость шиитского руководства подтверждается, в частности, достигнутой в октябре 1995 г. договоренностью между аятоллой М.Б. аль-Хакимом и основными курдскими партиями: Демократической партией Курдистана и Патриотическим союзом Курдистана о размещении на севере Ирака шиитских отрядов, численность которых оценивается примерно в 50 тыс. человек, для проведения совместных с курдами вооруженных операций против багдадского режима.12

 

Литература

1 Например: Joice N.Wiley. The Islamic Movement of Iraqi Shi'as. Boulder, Colo., 1992, 200 pp.; Yitzhak Nakash, The Shiis of Iraq, Princeton Univ. Press, 1994; O.Bengio. Baghdad Between Shia and Kurds. The Wash. Institute for Near East Policy, Focus Series, n 18, 1993; T.M.Aziz. The Role of Muhammad Baqir al-Sadr in Shii political Activism in Iraq from 1958 to 1980. In: "International Journal of Middle East Stidies", vol. 25, 1993, n 2, pp. 207-222;

2 The Middle East", L., 1995, Febr., n 242, p. 14; Ислам. Краткий справочник, 2-е изд., М., 1986, с. 59, 125, 126; Шпажников Г.А., Религии стран Западной Азии, М., 1976, с. 138, 139.

3 Saddam's Iraq. Revolution or Reaction?, L., 1986, p.p. 165; T.M.Aziz The Role..., p.p. 211-214; D.Hiro, The Longest War. The Iran-Iraq Military Conflict, L., 1990, p.p. 23-245; О.Герасимов, 10000 километров по Месопотамии, М., 1968, с. 32-41.

4 D.Hiro, p.p. 26, 27.

5 T.M.Aziz, The Role..., p.p. 214-218; D.Hiro, p. 35; Saddam's Iraq..., p. 166.

6 Samir al Khalil, Republic of Fear, N.Y., 1990, p.p. 135, 136; D.Hiro, p. 35.

7 Sh.Chubin, Ch.Tripp, Iran and Iraq at War, L., 1988, p.p. 98-101; D.Hiro, p.p. 65, 172; Е.А.Дорошенко, Шиитское духовенство в современном Иране, 2-е изд., М., 1985, с. 58, 59.

8 "Новое время", М., 1991, № 23, с. 22.

9 The Washington Post, 21.VII.1991.

10 С.Г.Гореликов, Ирак. Экономико-географическая характеристика, М., 1963, с. 203, 204; Известия, М., 7, 8.III.1991, 4.II.1992; Country Profile. Iraq, 1995-96, L., 1995, p. 4; The Middle East, L., 1994, ¹ 234, p.p. 11, 12, ¹ 235, p. 34; Monde Arabe. Maghreb-Machrek, Paris, n. 132, avril - juin 1991, p.p. 24-27.

11 Monde Arabe..., n 132, p.p. 30, 31.

12 ИТАР ТАСС, 9.IV., 15.X.1995.

 


Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|