Изменившаяся международная обстановка, распад СССР,
прекращение противостояния двух великих держав привели к пересмотру
внешнеполитических концепций и поиску новых направлений внешней политики Ирана
Один из главных принципов внешней политики ИРИ – “ни Запад,
ни Восток, а Ислам” – потерял свою значимость. Иранская традиционная
внешнеполитическая концепция балансирования между двумя соперничающими силами
(в XIX в. между Россией и Англией, с середины XX в. – США и СССР) стала
неприемлема в новом мировом порядке. Претерпел изменения и другой
внешнеполитический принцип – экспорт исламской революции в другие страны,
ограничившись распространением и пропагандой исламской культуры в мире.
Главный упор во внешней политике направлен не во вне Ирана,
как было ранее, а на обеспечение внутренней безопасности страны и ее
территориальной целостности, поддержание добрососедских отношений с
граничащими с ИРИ государствами.
Но более прагматичный, взвешенный подход к международным
проблемам современного руководства Ирана встречает определенный отпор у ряда
политических деятелей страны, являющихся сторонниками жесткого и
бескомпромиссного внешнеполитического курса. Характерное явление сегодняшнего
Ирана – наличие двух враждующих между собой группировок в правящей элите
страны.
Мусульманское духовенство не представляет собой единого
целого. Серьезные разногласия разделяют мулл на соперничающие фракции.
Расхождение по проблемам экономики, внешних сношений, практики ислама
противопоставляют их друг другу . Внутри правящих кругов идет острая борьба за
власть. Одна часть духовенства, так называемые исламские радикалы, выступают
за сохранение в неизменном виде политико–экономической системы Ирана, которая
сложилась еще при жизни имама Хомейни. Другая часть духовенства, более
прагматически настроенная, выступает за проведение экономических реформ внутри
страны и за изменение внешнеполитического курса Ирана.
Борьба среди духовенства идет с переменным успехом. Но
нужно иметь в виду, что при всей остроте внутренних разногласий правящее
духовенство не доводило дело до явного раскола своих рядов, во всех случаях
сохраняя сословно–корпоративную солидарность.
Президент Хашеми–Рафсанджани является сторонником
умеренного, прагматичного внешнеполитического курса. Он выступает за
рациональные отношения с Западом, возражает против намерения исламских
радикалов продолжать политику экспорта исламской революции в другие страны.
Внешнеполитический курс Хашеми–Рафсанджани неоднократно
подвергался критике как в Меджлисе, так и в печати. Но, несмотря на это,
президент старается последовательно проводить намеченную им политику: иногда
отступая под сильным нажимом оппозиции, но вновь продвигаясь вперед. В то же
время внешнеполитический курс президента становится жестким и бескомпромиссным,
когда что–либо угрожает исламской республике. Свидетельством этого являются
нападения на базу ОМИН в Ираке, некоторые политические акты в странах Запада,
захват островов в Персидском заливе и др.
Сохраняется исламская воинственность и в ряде
внешнеполитических вопросов. ИРИ осудила мирный процесс на Ближнем Востоке и
само существование государства Израиль. Политизированное иранское духовенство
продолжает декларировать лозунг “Смерть Америке”. Двойственность в подходе к
внешней политике сказывается на отношениях Ирана с другими государствами,
мешает установлению дружественных контактов со многими странами, питает
недоверие, настороженность к иранской политике во всем мире.
Основным направлением внешнеполитического курса Ирана
является развитие отношений со странами Запада. Только оттуда Иран может
получить современную технологию, необходимую для хозяйственного восстановления
страны. Большая часть промышленных отраслей ИРИ полностью зависит от Запада
как по инвестиционным товарам, так и по запасным частям для оборудования и не
может функционировать без поставок извне.
Тегеран заинтересован в улучшении экономических и
политических связей с Западом. Однако этому мешают блокирование ирано–американских
связей, противоречивость иранской внешней политики, нарушение прав человека в
Иране, продолжающаяся поддержка призыва имама Хомейни казнить писателя С.Рушди.
Но в настоящее время возникли новые трудности в отношениях
с Западом. Это связано прежде всего с позицией администрации президента
Клинтона в отношении ИРИ. Рассматривая Иран, как своего главного противника на
Ближнем и Среднем Востоке, препятствующего проведению ближневосточного
урегулирования по планам США и составляющего угрозу Израилю и проамериканским
режимам арабских государств Персидского залива, Клинтон рассчитывает оказать
сильное политическое и экономическое давление на Иран. США призвали своих
европейских союзников еще летом 1993 г. порвать военные и финансовые связи с
Ираном, предложили политику “двойного сдерживания”, которая направлена на
экономическую и военную изоляцию в одинаковой степени Ирана и Ирака, чтобы ни
один из них не мог добиться доминирующего положения. Однако за исключением
весьма немногочисленных случаев – таких, как ограничение продажи ядерной
технологии, США вряд ли получат поддержку в своей политике в отношении Ирана
от Европы или Японии. Инвестиции последних в Иране и не столь велики, но
достаточно значительны, особенно их заинтересованность в иранской нефти. Едва
ли это заставит европейцев и японцев охранять интересы США. Поэтому
европейские страны оказали давление на Вашингтон с целью смягчения
противоречий между Ираном и США, призвали к диалогу с Ираном.
Наиболее тесное сотрудничество связывает Иран с Германией,
которая является основным его внешнеполитическим партнером. Поддерживаются
постоянные контакты на высшем уровне двух стран. С помощью Германии
правительство Рафсанджани рассчитывает на прорыв политической и экономической
блокады ИРИ. Связи ФРГ с Ираном вызывают критику США и Великобритании. Но
Германия отвергает эту критику, заявляя, что несмотря на расхождения с Ираном
по ряду вопросов, твердо намерена продолжать сотрудничество с ним.
Товарооборот Ирана с ФРГ достигает 6–7 млрд. долларов, что составляет большую
величину в сравнении с другими государствами. Интенсивные контакты с ФРГ
особенно важны для ИРИ, т. к. ее отношения с другими европейскими партнерами
и, в частности, с Францией – были подорваны в результате предоставления
Парижем убежища для оппозиционных иранских группировок, а с Великобританией –
из–за дела Рушди. Активные экономические отношения поддерживает Иран с Японией,
Италией и другими странами Европы. Налаживаются отношения со странами
восточной Европы, которые были прерваны в результате падения там
прокоммунистических режимов, в том числе с Болгарией, Румынией, Венгрией.
Товарооборот с ними достигает 1 млрд. долл., 70% его приходится на иранскую
нефть.
Важность отношений со странами Европы для Ирана заключается
в получении иностранных займов для осуществления экономических проектов.
Главными инвесторами выступают фирмы из Германии, Японии, Италии и Франции. В
1955 г. общая сумма кредитов равнялась 36 млрд. долл. Она состояла из
краткосрочных и среднесрочных кредитов на закупку товаров и оборудования,
необходимого для различных экономических и социальных проектов.
Учитывая финансовые трудности Ирана, но надеясь на его
платежеспособность в будущем, европейские страны и Япония пошли на отсрочку
его долгов до 1996 г., что составляет по Германии 2,6 млрд.долл., Японии и
Франции – по 2 млрд.долл., Италии – 800 млн. долл.
Одна из важнейших задач внешней политики ИРИ – укрепление
военного потенциала. Особенно эти настроения возросли после войны в Персидском
заливе, когда Иран ясно ощутил опасность, которая может исходить от США.
Поэтому Иран стремится создать или закупить оружие массового уничтожения.
Военный бюджет ИРИ – 2–2,5 млрд.долл., и это позволяет ему покупать оружие в
Китае, КНДР, России, Пакистане и др. странах.
Большие опасения США вызывает стремление Ирана получить
ядерные технологии. Израиль считает иранский ядерный потенциал самой серьезной
угрозой своей страны. Высокопоставленные представители Израиля заявили, что
если программа создания атомной бомбы в Иране не будет остановлена, они будут
вынуждены рассматривать вопрос о бомбардировке иранских ядерных реакторов.
По мнению ИРИ, исламские страны должны приобрести ядерное
оружие,чтобы противостоять США и Израилю.
Ядерную технологию Иран получает из России, Пакистана,
Китая, бывших республик Советского Союза.
После исчезновения СССР в Иране появилась надежда на
обретение важного союзника в лице России, обладающего как ядерным арсеналом,
так и правом вето в Совете Безопасности ООН. При этом Россия уже не
расценивается как страна, представляющая потенциальную военную или
идеологическую угрозу для исламского Ирана.
Иран и Россия не имеют общей сухопутной границы, но они
заинтересованы в трех районах – Кавказ, Средняя Азия и Афганистан. У обеих
стран одинаковое понимание ситуации в регионе, их интересов и опасений. Их
взаимодействие может содействовать миру и стабильности в Центральной Азии.
Вначале исламские радикалы попытались воспользоваться распадом СССР для
насаждения в Средней Азии исламского фундаментализма, но это оказалось
малорезультативным. В настоящее время правительство Хашеми–Рафсанджани
старается наладить взаимодействие со странами этого региона. Визиты высших
руководителей ИРИ в Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан,
Азербайджан имеют целью развитие сотрудничества с этими республиками, которые
рассматриваются как важнейший источник сырья и сбыта для иранской продукции.
Но сотрудничество с Ираном республики не собираются строить в противовес
экономическому союзу СНГ. Пересмотр внешнеэкономических приоритетов, приведший
к переоценке Тегерана в пользу развития отношений с Москвой как политических,
так и экономических, привел к тому, что Иран стал проявлять осторожность в
оценке политики России. Примером может служить ситуация в Боснии, когда Иране
занял взвешенную позицию, стараясь не обвинять Россию в боснийском кризисе.
Сдержанность проявляет Иран и в отношении политики России в Таджикистане,
несмотря на явные симпатии к исламской оппозиции.
В отношении чеченских событий позиция Ирана очевидна, его
симпатии на стороне Чечни. В первые дни чеченской войны МИД ИРИ и другие
официальные учреждения предпочитали отмалчиваться. И только когда война
затянулась, президент ИРИ выступил с осуждением военных методов решения
чеченской проблемы. Появление в Чечне иранских моджахедов не одобрено иранским
правительством.
Иран и Россия подписали ряд совместных документов. Они
касаются сотрудничества в области торговли, связи, туризма, здравоохранения,
юстиции, культуры и связей двух парламентов. Иран планирует довести экспорт
своих товаров в Россию в стоимостном выражении до 3–х млрд.долл. Для России
иранский рынок также весьма важен. По прогнозам на 1995–1966 гг. Иран займет
5–е место в российском машинотехническом экспорте, не меньшее значение имеет и
торговля оружием.
Основные направления в сотрудничестве России и Ирана
охватывают проекты железнодорожного, автомобильного и морского сообщения,
транспортировку газа и нефти в Европу, многостороннюю координацию действий на
Каспийском море, в том числе сохранение его экологических параметров,
организацию судоходства, морской нефтедобычи, рыболовства и др. Это связано с
тем, что Иран сможет предоставить среднеазиатским республикам выход к южным
морям, что важно для СНГ и России.
Победой иранской дипломатии можно считать открытие в мае
1996 г. железной дороги Мешхед–Серахс–Теджен. Эта дорога соединила магистрали
Средней Азии с иранскими и предоставила среднеазиатским государствам
кратчайший выход к Персидскому заливу. Поведение Ирана в Средней Азии весьма
осторожное и учитывает его долгосрочные интересы. В будущем Иран хотел бы
стать новым центром силы в регионе. Пока же США, Россия, Турция, Китай
опережают его в борьбе за влияние в этом регионе.
Иран подписал ряд амбициозных соглашений с Казахстаном,
Туркменией и другими государствами региона, но отсутствие денежных средств и
нажим со стороны США помешали осуществлению многих из этих планов. Самым
близким своим торговым партнером в регионе Иран считает Азербайджан. Торговый
оборот двух стран достиг 0,5 млрд. долл. Тегеран, кроме того, предоставляет
средства для восстановления в Азербайджане шиитских мечетей и печатания
религиозных газет. Он поддерживает фундаменталистскую исламскую партию. Однако
Азербайджан проявляет сдержанность в отношениях с Ираном, он более
заинтересован в развитии связей с Турцией.
Развитие отношений с Россией является для Ирана
приоритетным направлением его внешней политики, что диктуется стратегическими
интересами последнего. Правительство России заверило Иран, что твердо намерено
завершить строительство АЭС в Бушире, несмотря на возражения США. В ближайшие
два года Иран собирается приобрести оружие в России на 1 млрд.долл. и
произвести модернизацию своих вооруженных сил с ее помощью. В России
осуществляется подготовка иранских специалистов для эксплуатации поставляемой
техники.
Россия и Иран заинтересованы в установлении мира и
стабильности в районе Персидского залива, который достаточно близко расположен
к СНГ и, в частности, к России. В этой связи Россия и ИРИ работают над
договором, предусматривающим предотвращения военных действий в этом районе.
Большое внимание Иран продолжает уделять своим отношениям с
соседними мусульманскими странами – Турцией и Пакистаном. Несмотря на
имеющиеся расхождения, Иран и Пакистан сотрудничают по афганской проблеме,
правительство Пакистана обеспокоено сближением Ирана с Индией. Тем не менее
сотрудничество Ирана и Пакистана в области торгово–экономических отношений и в
военной области успешно развивается. В последнее время несколько осложнились
отношения с Турцией, поскольку растет соперничество за лидерство в исламском
мире и особенно в бывших республиках Советского Союза. Влияние Турции
определяется этническим и языковым родством с тюркскими народами Средней Азии,
тогда как Ирана – культурным фактором. Существуют противоречия двух государств
в отношении курской проблемы, а также деятельности ряда иранских организаций
на турецкой территории. В то же время обе страны заинтересованы в поддержании
дружественных отношений. Последние двусторонние соглашения свидетельствуют о
том, что страны пошли на определенные уступки друг другу. Подписан документ,
предусматривающий тесное сотрудничество в области добычи и переработки нефти,
природного газа, приграничной торговли, транспорта и промышленности.
Иран поставляет в Турцию 3–4 млн. т сырой нефти в обмен на
турецкие товары. Заключен договор о строительстве газопровода через Турцию, с
помощью которого нефть Ирана будет направляться в страны Европы.
Железнодорожная сеть Ирана и Турции будет состыкована с железными дорогами
Средней Азии. Подписано соглашение между Ираном и Турцией, а также с Сирией в
отношении курдов.
Новым направлением внешней политики ИРИ является
установление более тесных отношений с Китаем и Индией, как ответ на негативную
американскую политику в отношении этих государств. Двусторонние отношения с
Китаем касаются широкого спектра вопросов и включают стройиндустрию,
энергетику, коммуникации, городской электротранспорт. Предполагается построить
в Китае нефтеочистительные предприятия для переработки сырой иранской нефти и
др. Китайская сторона согласилась предоставить Ирану двойной кредит в 150 млн.
и 120 млн. долл. Ширящиеся контакты с Индией подпитываются взаимным интересом.
Иран занимает важное место в политических планах индийского руководства,
особенно потому, что он в силу своего географического положения может стать
связующим звеном между Индией и государствами Средней Азии. Переговоры
касались вопросов строительства газопровода для транспортировки иранского газа
в Индию, увеличения поставок иранской нефти в Индию на 3 млн. тонн в год,
сотрудничества в области нефти, газа и др.
На основе своих отношений с Индией и Китаем Иран пытается
создать новый альянс в Азии, стремится привлекать к нему государства Средней
Азии, чтобы противодействовать конкуренции турецкого влияния в регионе.
Одна из важных задач внешней политики ИРИ – укрепление
позиций в Персидском заливе. Иран – одно из крупнейших государств региона. На
всем протяжении своей истории Иран боролся за доминирующее положение в этом
районе. В 60–70–е годы текущего столетия он был близок к осуществлению своей
мечты. Но в результате исламской революции 1978–1979 гг. Иран перестал быть
лидером в Персидском заливе, особенно ослабли его позиции после ирано–иракской
войны.
Иран жизненно заинтересован в нормализации отношений со
своими южными соседями как с политической, так и экономической точек зрения.
Безопасность ИРИ всегда будет находиться под угрозой, если арабские
государства и особенно Саудовская Аравия, будут проявлять враждебность к
Ирану. Иранские власти понимают, что в этом случае любой инцидент может
открыть дорогу для вооруженного вмешательства США и их союзников. Иранская
экономика также нуждается в сближении ИРИ с богатыми арабскими соседями, что
диктует курс на умеренность иранского МИД’а. Но поддержка иранскими радикалами
исламистских движений в ряде мусульманских стран мешает этому сближению.
Важно и то, что Иран не отказался от стремления занять
лидирующее положение в Персидском заливе. С ослаблением Ирана в результате
операции “Буря в пустыне” у Ирана вновь появились надежды на ведущую роль в
регионе. После окончания ирано–иракской войны и в результате политики
нейтралитета, которую занял Иран в кувейтско–иракском конфликте, доверие к ИРИ
в арабских странах возросло, что привело к определенной нормализации отношений
с государствами Персидского залива. Иранское правительство попыталось даже
принять участие в системе региональной безопасности, которая вначале
складывалась успешно в рамках “Дамасской декларации” 1991 г. Однако, страны
Персидского залива заключили ряд двусторонних соглашений об обороне с США, и
это вызвало неудовольствие Ирана в связи с укреплением американского
присутствия в Персидском заливе. Тегеран пересмотрел свое отношение к
Дамасскому соглашению. Подключение к соглашению Египта и Сирии, не являющихся
прибрежными государствами, и исключение из него Ирана вызвали протест иранских
властей.
Иран выступает против присутствия американских и английских
войск в Кувейте. Безопасность региона, с точки зрения ИРИ, должна быть
обеспечена исключительно силами прибрежных государств с обязательным участием
Ирана.
Но это вызывает неудовольствие членов Совета сотрудничества
арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). По их мнению, Иран стремится
стать региональной сверхдержавой. При заключении договора о региональной
безопасности роль ИРИ в соответствии с иранским военным, экономическим и
людским (около 60 млн. чел.) потенциалом будет настолько велика, что это будет
нежелательным и даже опасным для других стран Персидского залива и, в первую
очередь, для Саудовской Аравии, которая сама стремится играть роль лидера.
Исходя из этого, Ирану было отказано во вступлении в ССАГПЗ и в другие
объединения арабских государств.
В настоящее время две основные силы определяют положение в
Персидском заливе – Иран и Саудовская Аравия. Без этих двух стран невозможно
обеспечить безопасность и стабильность в зоне залива. Ведь их постоянное
соперничество способствует дестабилизации обстановки в регионе. Это
объясняется идеологическими и политическими причинами. Саудовская монархия не
без основания опасается республиканского Ирана, который в 1979 г. сбросил
2500–летнюю иранскую монархию.
Обострение саудовско–иранских отношений имеет в
определенной степени цикличный характер, связанный именно с сезоном
паломничества мусульман в Мекку. В основе его лежит стремление иранских
официальных лиц, в том числе и сопровождающих паломников Ирана, максимально
политизировать эту религиозную акцию.
Ирано–саудовские отношения были разорваны после кровавых
событий 1987 г., когда 400 человек погибли во время паломничества в Мекке.
Оманское соглашение 1991 г. между Тегераном и Эр–Риядом урегулировало вопросы
восстановления двусторонних отношений и участия иранцев в ежегодном
паломничестве в Мекку и Медину. Была установлена квота иранских паломников в
размере 115–117 тыс. человек.
В 1994 г. Саудовская Аравия сократила квоту иранских
паломников до 55 тыс. и запретила проведение политической церемонии “отречения
от неверных”. Места размещения иранских паломников в Мекке были окружены
полицией. Это способствовало обострению отношений Ирана с Саудовской Аравией.
Была отменена встреча на высоком уровне между президентом ИРИ и королем
Саудовской Аравии.
Об активизации политики ИРИ в Персидском заливе
свидетельствует захват ею трех островов – Абу–Муса, Большой и Малый Томб. В
течение 20 лет они находились под совместным управлением Ирана и ОАЭ. Весной
1992 г. ИРИ потребовала, чтобы приезжающие на острова лица, не являющиеся
гражданами ОАЭ, получали въездные визы в Иране. В связи с этим на острова не
были допущены иностранцы, работающие по контрактам с ОАЭ. Возник конфликт.
Иранские власти заявляют, что эти острова были иранскими еще до того как ОАЭ
обрели независимость, и останутся таковыми навсегда. Для Ирана острова имеют
важное стратегическое значение. С их помощью можно контролировать вход и выход
из Персидского залива. Имея флот и подводные лодки, Иран может создать здесь
опасную обстановку.
Захват Ираном трех островов осудили Лига арабских
государств, ССАГПЗ, министры иностранных дел стран–участниц “Дамасской
декларации”. Иранское руководство исключает возможность передачи суверенитета
над островами ОАЭ, но в то же время поддерживает готовность урегулировать
проблему мирными средствами на двусторонней основе без передачи спора в
Международный суд в Гааге.
Тем не менее, переговоры вряд ли могут дать положительный
результат. Об этом свидетельствует и заявление президента Хашеми–Рафсанджани,
сделанное в июне 1994 г.: “Иранские острова ОАЭ смогут заполучить, лишь
переплыв через море крови”.
Более благополучно складываются отношения Ирана с Оманом,
Катаром, Бахрейном. Растет товарооборот, заключаются выгодные торговые и
экономические соглашения, увеличивается обмен туристами. Большое количество
иранских рабочих размещено в этих странах. Их правительства выступают за
расширение отношений с Ираном, за принятие его в арабские сообщества. Но все
же существует определенная настороженность со стороны арабов к внешней
политике ИРИ, еще недавно провозглашавшей активный экспорт иранской революции
в арабские страны. Кроме того, большинство стран залива находятся под влиянием
Саудовской Аравии, которая сохраняет отчужденные отношения с ИРИ. Но помимо
этих факторов существуют и другие, способствующие дистанцированию арабов от
Ирана. В частности, на совещании глав арабских стран Персидского залива в
Бахрейне в ноябре 1994 г. страны ССАГПЗ дали негативную оценку ситуации,
сложившейся к тому времени в Заливе. Накануне и во время встречи не без помощи
ИРИ были инспирированы столкновения между группами радикально настроенной
шиитской молодежи с полицией. Были проведены массовые аресты. Эти события, а
такие же в Омане и Саудовской Аравии, где были раскрыты подпольные проиранские
организации, занимающиеся антигосударственной деятельностью, подтолкнули
арабов к принятию резких резолюций против экстремизма и фундаментализма.
В то же время арабские страны Залива заявили о стремлении
развивать с Ираном добрососедские отношения и призвали к урегулированию
вопроса о спорных островах.
Иран не оставил надежд на то, чтобы стать доминирующей
силой в Персидском заливе. Но на этом пути перед ним стоит много препятствий
как внутренних, так и внешних. Это прежде всего экономическое и политическое
положение ИРИ в настоящее время, а также насилие в Заливе американского
влияния, способного активно нейтрализовать поползновения Ирана. Поэтому в
настоящее время Иран вряд ли может быть активной силой в Персидском заливе и
представлять угрозу для арабских стран.
Иран стремится расширить свои контакты и с другими
арабскими странами. В связи с этим наблюдается прогресс в ирано–египетских
отношениях, которые были разорваны после Кэмп–Дэвидских соглашений с Израилем
в 1979 г. Особенно это заметно в сфере экономического сотрудничества.
Появились совместные ирано–египетские предприятия в легкой промышленности и
электронике. Египет согласился расплатиться за кредиты на сумму 320 млн.долл.,
предоставленные еще иранским шахом, путем передачи Ирану 4–х самолетов
“Туполев” и строительства 5 фабрик по производству сахара в ИРИ.
Главными союзниками Ирана в арабском мире остаются Сирия и
Ливан. В настоящее время к ним можно причислить и Судан. Сирия была
единственной страной, которая на протяжении всей ирано–иракской войны
оказывала политическую и моральную поддержку Ирану. Для Сирии важна та
финансовая помощь, которую ей оказывает Иран и его экономическая и военная
поддержка ее позиций в Ливане. Но опасения сирийского руководства вызывают
попытки Ирана распространить идеи исламской революции в Сирии. Главная роль в
этом принадлежит культурному центру ИРИ в Дамаске. В работе центра активное
участие принимают шииты, проживающие в Сирии. Основное направление в работе
центра занимает пропаганда идей исламской революции.
В настоящее время в связи с углублением процесса
ближневосточного урегулирования и резкого негативизма иранского руководства по
этому вопросу, Сирия несколько дистанцировалась от ИРИ и более приблизилась к
арабскому миру. Были восстановлены отношения с Египтом и другими арабскими
странами, что неодобрительно встречено в Тегеране.
Двойственный подход к внешней политике в иранском
руководстве продолжает проводить политику идеологической экспансии. Богатые
благотворительные фонды, возглавляемые реакционными муллами (например, Фонд
обездоленных имеет капитал в 10 млрд.долл.) служат прикрытием для
финансирования пропагандистской деятельности, организуют поддержку
мусульманским экстремистским движениям. Иранские муллы финансируют, вооружают
и обучают военные формирования Хезболлах и Хамас в Ливане, а также подрывные
ячейки фундаменталистов в Египте, Алжире, Тунисе, Судане и др. местах.
Просирийские палестинские организации, блокируясь с Хезболлах на ливанском
юге, выступают против переговоров с Израилем – это организации Фатх–Интифада,
Фатх–Ревсовет и др. группы, используемые в качестве инструментов внешней
политики Сирией.
Таким образом Иран сохраняет свое влияние, хотя и
косвенное, на события на Ближнем и Среднем Востоке. Это влияние двойственное,
не всегда концентрированное и эффективное, что объясняется мощными
противоречиями в лагере тех, кто ответствен за принятие политических решений.
Именно это обстоятельство определяет при повышенной динамичности иранской
внешней политики ее невысокую результативность в том, что касается воздействия
на систему региональных отношений. Однако этот фактор не следует преуменьшать,
ибо Иран располагает большим финансовым и культурным потенциалом, опасность
мобилизации которого в разрушительных целях сохраняется, несмотря на
присутствие в руководстве лиц, отказывающихся от наиболее одиозных форм
внешней деятельности иранской исламской революции.
|