Государство Израиль было образовано в 1948 г., и с тех пор
его история неразрывно связана с арабо-израильским противостоянием и войной за
мир на Ближнем Востоке. Однако “повышенная конфликтность” – не единственная
ассоциация, возникающая при слове “Израиль”
Как ни парадоксально, в столь
неблагоприятных условиях (включающих не только постоянную внешнюю опасность со
стороны враждебно настроенного окружения, но и внутренние проблемы
политического, экономического и социального характера) государство сумело не
только выжить, но и преуспеть экономически. Полвека существования Государства
Израиль прошли под знаком интенсивного экономического роста. Результатом
процесса явилось то, что в столь короткие сроки хозяйство страны прошло путь
от развивающегося типа хозяйства до высокоразвитой экономики, глубоко
вовлеченной в мировой хозяйственный обмен. Разумеется, было бы преувеличением
сравнивать израильский опыт с японским экономическим чудом, однако с учетом
специфики Израиля достигнутый прогресс представляется более чем значительным.
Чтобы убедиться в этом, недостаточно привести основные экономические
показатели, характеризующие хозяйство страны в последние годы. Гораздо
показательней будет выглядеть сравнение индикаторов за первые годы
существования государства и в последнее десятилетие, а также сравнение Израиля
с другими странами по некоторым основным экономическим показателям.
В 1950 г. население Израиля достигло 1,3 млн. человек, а стоимость
произведенных товаров и услуг составила 4 млрд. долл. или 3100 долл. на душу
населения. К 1996 г. население страны выросло до 5,7 млн. человек, а ВВП
увеличился до 95 млрд. долл., что составляло 16 600 долл. на душу населения1.
В 1997 г. израильский ВВП на душу населения достиг уровня приблизительно 17
тыс. долл. (с 1950 г. этот показатель вырос почти на 500%). В 1998 г., по
данным Доклада по мировому развитию, население Израиля составило 6 млн.
человек, а ВНП достиг 95,2 млрд. долл. (или 103,4 млрд. долл. по паритету
покупательной способности). ВНП на душу населения составил 15 940 долл. (или
17 310 долл. по паритету покупательной способности). В 1950 г. ВВП на душу
населения в таких развитых странах, как Великобритания и Швеция, превышал
израильский показатель в 2 и 2,5 раза соответственно, а на сегодняшний день
все три страны находятся примерно на одном уровне. В том же 1950 г. ВВП
Аргентины в расчете на душу населения был на 50% выше израильского, сегодня
ВВП Израиля вдвое превышает аргентинский показатель. В 1948 г. израильский ВВП
на душу населения составлял 30% того же показателя США, в настоящее время он
составляет 65% от американского уровня. Израильский ВВП в пересчете на душу
населения примерно равен ВВП Великобритании, Финляндии и Ирландии. По мнению
ведущих экспертов, достаточно одного мощного рывка, чтобы Израиль перешел
рубеж в 20 тыс. долл. ВНП на душу населения и присоединился к 12 самым
высокоразвитым государствам планеты. С 1950 по 1997 г. израильский ВВП рос в
среднем на 7% в год. В 1998 гг. темпы роста ВВП составили 2,2%, в 1999 г. –
2%. С 1950 по 1965 гг. ежегодные темпы роста производительности труда
составляли 12%, с 1966 по 1972 гг. – примерно 5-6%, а в течение последних
нескольких лет этот показатель колебался между 0 и 2%2.
Существуют разные подходы к оценке экономического состояния
государства. Однако на данном этапе многие количественные показатели, такие
как ВНП, весь ВВП, ВВП на душу населения, представляются недостаточно
эффективными, а подчас даже и устаревшими, так как не включают многие важные
аспекты, которые сами люди считают неотъемлемым элементом своего
благосостояния. Это относится к вопросам состояния окружающей среды, личной
безопасности, образования и т.д. Современное понятие устойчивого
экономического роста включает в себя некоторые из этих аспектов. Стремясь к
росту сегодня, нужно учитывать влияние наших действий на будущие поколения.
Итак, необходим комплексный анализ, включающий в себя как количественные, как
бы лежащие на поверхности факторы, так и широкий спектр качественных критериев,
оценить и учесть которые гораздо сложнее. Именно такой анализ и является сутью
понятия международной конкурентоспособности, которому уделяется все большее
внимание экономистов в современном мире. На сегодняшний день это понятие
становится основным, определяющим уровень развития отдельного государства. Но
тем не менее не следует забывать, что попытки определения
конкурентоспособности предпринимались и раньше.
В своей оценке конкурентоспособности наций классики опирались на изучение
факторов производства: земли, капитала, природных ресурсов и труда. В
соответствии с этой теорией развитие международной торговли основывается на
различии абсолютных издержек, т.е. в ее основе лежит тезис о том, что следует
импортировать товары из страны, где издержки абсолютно меньше, а
экспортировать те товары, издержки которых ниже у экспортеров. Эту идею
впервые высказал А.Смит, а затем эти положения были дополнены Д.Рикардо в его
теории сравнительных издержек, которую можно считать ранней попыткой понять,
почему и как конкурируют между собой страны. Согласно его теории, стране
выгодно специализироваться на производстве товаров, по которым она имеет
сравнительно более низкие затраты труда и капитала.
Впоследствии экономисты пришли к выводу, что не все можно
объяснить факторами производства. В частности, важный элемент, определяющий
экономическое развитие, – социально-экономическая среда, существующая в той
или иной стране.
На протяжении всего XX в. многие ученые внесли свой вклад в изучение
понятия конкурентоспособности. Джозеф Шумпетер особо отмечал роль
предпринимательства как двигателя экономического развития (позднее Питер
Друкер применил ту же теорию к менеджменту). Нобелевский лауреат Роберт Солоу
изучал факторы роста американской экономики между 1948 и 1982 гг. В своей
работе он подчеркивал колоссальное значение технологических инноваций и
ноу-хау в экономике. Майкл Портер написал книгу “Конкурентоспособность наций”,
в которой на основе статистического анализа 100 отраслей восьми промышленно
развитых стран он создал теорию “национального ромба”. М.Портер выделил
систему факторов, определяющих конкурентоспособность: традиционные факторы
(труд, земля, капитал, предпринимательская способность), ресурс знаний (сумма
научной, технической и рыночной информации), инфраструктура (транспортная
система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения,
обеспеченность населения жилым фондом и др.). Впоследствии все большее
значение придается так называемому фактору знаний.
В 1965 г. два американских ученых, Р.Фармер и Б.Ричмэн, предприняли попытку
охарактеризовать конкурентоспособность с помощью использования матрицы. Для
этого они выделили четыре группы факторов:
– политические и правовые;
– образовательные;
– социально-культурные;
– экономические.
Это явилось попыткой определения международной конкурентоспособности по
принципу, которого придерживаются экономисты и по сей день.
Рассматривая понятие международной конкурентоспособности на современном
этапе, нужно прежде всего отметить, что существует множество определений
понятия международной конкурентоспособности и множество подходов к оценке
конкурентоспособности отдельной страны. Организация экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР) дает следующее определение международной
конкурентоспособности: “Конкурентоспособность – это умение в условиях
свободного и справедливого рынка производить товары и услуги, соответствующие
стандартам международных рынков, и в то же время поддерживать и повышать
уровень реальных доходов своих граждан в долгосрочном периоде”3.
Говоря о международной конкурентоспособности в целом и
конкурентоспособности Израиля в частности, следует выделить два наиболее
авторитетных источника информации. Это Доклад по глобальной
конкурентоспособности (Global Competitiveness Report), предоставляемый
Всемирным экономическим форумом (World Economic Forum), и Ежегодник мировой
конкурентоспособности (World Competitiveness Yearbook), выпускаемый
Международным институтом менеджмента и развития (International Institute for
Management and Development). Оба ежегодных издания представляют собой
исследование нескольких десятков стран на основе изучения целого ряда
критериев, призванное определить степень конкурентоспособности каждой из этих
стран и классифицировать рассматриваемые государства в соответствии с
полученными результатами, Несмотря на явное сходство цели. Доклад по
глобальной конкурентоспособности и Ежегодник мировой конкурентоспособности
отличаются по методам сбора информации и обработки данных, что приводит к
определенным различиям в полученных результатах.
Составители “Доклада по глобальной конкурентоспособности” и прежде всего
Джеффри Сакс, директор Гарвардского института международного развития (Harvard
Institute for international Development), определяют конкурентоспособность как
“способность национальной экономики достичь устойчивых высоких темпов
экономического роста” на основе успешной политики, эффективных институтов и
других характеристик. Более быстрый рост в одной части мира не приводит к
замедлению экономических процессов в других. Авторы “Доклада” приходят к
ободряющему выводу, что во всех государствах мира может одновременно
происходить более быстрый экономический рост при условии улучшения
экономических, социальных и политических институтов. “Доклад по глобальной
конкурентоспособности” исследует фундаментальные факторы долгосрочного
экономического роста и не направлен на краткосрочное прогнозирование. В 1999
г. в рамках Доклада были рассмотрены 59 стран (в 1997 г. – 53, в 1996 г. –
только 49). Как и в предыдущих исследованиях, авторы выделяют восемь групп
факторов:
– открытость экономики;
– роль государственного бюджета и регулирования;
– финансы;
– инфраструктура;
– технологии;
– менеджмент;
– рынок труда;
– институты.
Именно эти факторы считаются важнейшими детерминантами экономического роста,
с помощью которых можно объяснить разницу в росте подушевого ВВП между
странами. Индекс конкурентоспособности (Competitiveness Index) строится на
основе количественных данных, включающих целый ряд переменных экономического и
социального характера, а также информации, полученной в результате проведения
Всемирным экономическим форумом ежегодного административного исследования.
Рейтинги “Доклада по глобальной конкурентоспособности” свидетельствуют о явных
преимуществах динамично развивающихся, малых открытых экономик, чья
эффективность объясняется господством свободной торговли и открытостью
финансовых рынков, некоррумпированностью социальных и политических институтов,
высокоразвитой качественной инфраструктурой, высокообразованной
квалифицированной рабочей силой и властью закона.
“Ежегодник мировой конкурентоспособности” определяет, насколько успешно
национальная политико-экономическая среда поддерживает конкурентоспособность
национальных фирм. По мнению авторов “Ежегодника”, конкурентоспособность
страны не может быть сведена к понятиям ВВП и производительности, поскольку
деятельность компаний зависит не только от экономических, но и от политических,
культурных и образовательных характеристик страны. Поэтому нации прежде всего
соревнуются друг с другом в создании для своих фирм благоприятной среды,
включающей наиболее эффективную хозяйственную структуру, институты и политику
правительства. Выделяя конкурентоспособность наций и конкурентоспособность
фирм как два взаимозависимых понятия, “Ежегодник мировой конкурентоспособности”
сосредотачивает внимание на первом, измеряя способность национальной
политико-экономической среды поддерживать внутреннюю и международную
конкурентоспособность компаний, действующих в рамках исследуемых стран.
“Ежегодник мировой конкурентоспособности” приводит следующие “золотые
правила”, которых необходимо придерживаться стране с целью повышения или
поддержания уровня международной конкурентоспособности:
1) создание стабильной и прогнозируемой законодательной базы;
2) разработка гибкой и мобильной экономической структуры;
3) инвестирование в традиционную и технологическую инфраструктуру;
4) поощрение частных сбережений и внутренних инвестиций;
5) проведение агрессивной экспортной политики и создание благоприятных
условий для иностранных прямых инвестиций;
6) концентрация внимания на качестве, скорости и прозрачности управления;
7) поддержание взаимосвязи между уровнями заработной платы,
производительности и налогов;
8) сохранение социальной стабильности путем снижения неравенства в оплате
труда различных категорий работников и усиления среднего класса;
9) активное инвестирование в образование (в особенности высшее) и повышение
квалификации рабочей силы;
10) достижение роста богатства при одновременном сохранении
желаемой системы ценностей.
“Ежегодник мировой конкурентоспособности” анализирует и ранжирует 47 стран,
в том числе 28 членов ОЭСР и 18 новых индустриальных стран. Рассматриваемые
государства выбираются в соответствии со степенью их влияния на мировую
экономику и доступностью сопоставимых статистических данных.
В 2000 г. составители “Ежегодника” использовали 293 критерия (по сравнению
с 246 в предыдущем году), которые, по их мнению, наилучшим образом
характеризуют национальную среду и определяют международную
конкурентоспособность. Все факторы объединены в восемь групп:
– национальная экономика;
– интернационализация;
– правительство;
– финансы;
– инфраструктура;
– менеджмент;
– наука и технология;
– люди.
Критерии вырабатывались на протяжении многих лет, меняясь по мере того как
появлялись новые данные и проводились дополнительные исследования. В 1999 г.
“Ежегодник мировой конкурентоспособности” использовал два вида данных:
1) количественную информацию – 140 статистических показателей, полученных
от международных и региональных организаций, частных, а также государственных
институтов;
2) качественную информацию – данные специально проводимого опроса в форме
анкеты, состоящей из 106 вопросов и рассылаемой должностным лицам в каждой из
рассматриваемых стран (в марте 1999 г. число опрашиваемых экспертов составило
4160 лиц, занятых в сфере высшего и среднего управления)4.
С 1986 г. используется специальный метод подсчета результатов, при котором
вес количественных данных составляет 1, в то время как вес так называемой
качественной информации – 0,66. Таким образом, вес данных опроса представляет
одну треть всего веса, что способствует ограничению влияния определенной
изменчивости и непостоянства, свойственных опросам общественного мнения.
Разница между “Докладом по глобальной конкурентоспособности” и “Ежегодником
мировой конкурентоспособности” преимущественно состоит в том, что “Ежегодник”
использует, как только что упоминалось выше, две трети количественной
информации (так называемых данных измеряемой конкурентоспособности) и треть
данных специального исследования, не поддающихся обычному подсчету, в то время
как Всемирный экономический форум опирается в своем “Докладе” прежде всего на
данные исследования, придавая большее значение субъективному аспекту и мнению
опрашиваемых специалистов.
Следует отметить, что, безусловно, существуют и другие подходы к
определению понятия международной конкурентоспособности. Например, журнал “Euromoney”,
ежегодно публикующий рейтинги 180 стран мира, рассматривает
конкурентоспособность как их экономическую возможность расплачиваться за
полученные заемные средства. Уровень конкурентоспособности рассчитывается по
100-балльной шкале. При проведении итоговых расчетов авторы рейтинга
рассматривают несколько факторов, в том числе:
– политический риск – показатель, включающий в себя возможность неплатежей
по поставкам товаров и оказанию услуг, невыплаты по займам, (финансовым
обязательствам, дивидендам, невозможность репатриации вложенных капиталов);
– экономические перспективы страны, определяемые на основе прогнозов
развития экономики на последующие два года;
– показатель внешней задолженности, учитывающий отношение суммарного долга
страны к ВВП, отношение долга к сумме экспорта и сальдо платежного баланса по
текущим операциям в ВВП;
– долг в связи с дефолтом или в связи с реструктуризацией долга;
– кредитный рейтинг, или рейтинг платежеспособности по кредитным долгам,
основанный на данных, предоставленных ведущими мировыми рейтинговыми
компаниями (Moody's, Standard and Poor's, Fitch);
– доступ к банковским ресурсам – процентное отношение частных, долгосрочных,
негарантированных займов к ВНП (стоит отметить, что, согласно данным за 1998
г., Израиль удостоился максимально возможной оценки по данному критерию);
– доступ к краткосрочным финансовым ресурсам (известных банков США,
Великобритании);
– доступ на рынки капиталов;
– предоставление форфетинговых услуг. Согласно рейтингу
конкурентоспособности, в 1998 году Израиль, набравший 76,06 из максимально
возможных 100 баллов, занимал 31 место в списке из 180 стран мира, причем его
рейтинг по сравнению с предыдущим годом повысился.
В целом определение конкурентоспособности по методике “Euromoney” кажется
нам несколько ограниченным и узким. Список критериев, используемых в данном
рейтинге, безусловно, выглядит менее полным, чем набор факторов
конкурентоспособности, выделяемых авторами “Ежегодника мировой
конкурентоспособности” и “Доклада по глобальной конкурентоспособности”.
Поэтому нам представляется целесообразным остановиться на этих двух источниках.
Согласно “Ежегоднику мировой конкурентоспособности” за 1999 г., Израиль
находится на 24 месте, занимая, таким образом, срединное положение в списке из
47 стран (Россия находится на 47 месте). Израиль постепенно выходит из периода
спада 1998 г., связанного с медленным экономическим ростом (1,4%). В 1998 г.
он занимал 25 позицию в рейтинге международной конкурентоспособности, что в
свою очередь на одну позицию выше его положения в 1997 г. (26). В 1996 и 1995
гг. Израиль занимал 24 место. В настоящее время государство по-прежнему
сталкивается с политической напряженностью как внутри страны, так и на ее
границах. По новейшим данным, в рейтинге 2000 г. Израиль находился уже на 23
месте5.
В соответствии с рейтингом “Доклада по глобальной конкурентоспособности” за
1999 г. Израиль занимает 28 строчку в списке из 59 стран, который, как и в “Ежегоднике”,
замыкает Россия. В 1998 г. Израиль находился на 29 месте, в то время как в
1997 и 1996 гг. занимал 24 позицию6.
Проанализировав эти данные, можно прийти к следующим выводам. С одной
стороны, результаты обоих рейтингов выглядят не особенно утешительными,
поскольку как в том, так и в другом случае Израиль находится лишь в середине
списка, намного отставая от группы лидирующих стран. Но попробуем взглянуть на
ситуацию несколько иначе. По данным “Ежегодника мировой конкурентоспособности”
1999 г., Израиль идет непосредственно за такими европейскими странами, как
Франция (21 место), Бельгия (22) и Испания (23). В рейтинге за 2000 г. Израиль
занимает 23 место, Франция – 19, Бельгия – 20, Новая Зеландия – 21, Тайвань –
22. В списке “Доклада по глобальной конкурентоспособности” Израилю
предшествуют Франция (23). Бельгия (24), Германия (25), Испания (26) и
Португалия (27). Следует также отметить, что соседняя Иордания занимает лишь
40 место. Итак, подобное соседство Израиля с развитыми европейскими странами в
рейтингах международной конкурентоспособности кажется весьма обнадеживающим.
В этой связи стоит напомнить, что на протяжении более полувековой своей
истории Израиль непрерывно сталкивался с различными трудностями, которые,
казалось бы, способны не только сыграть роль сдерживающих факторов в развитии
государства, но и привести к полному его краху. Чрезвычайно скудные запасы
природных ресурсов, проблема воды, остро стоящая перед ближневосточными
государствами, необходимость, начиная с первых дней существования государства,
обеспечить достойную жизнь в стране огромным массам репатриантов, до сих пор
прибывающих в Израиль из различных точек мира, постоянное военное
противостояние на Ближнем Востоке, превратившее регион в центр повышенной
конфликтности, – со всеми этими и многими другими проблемами государству
приходится сталкиваться и поныне. Тем не менее, несмотря на все трудности, за
полвека своего существования Израилю удалось достичь значительных успехов, и к
1997 г. он уже вступил в группу малых постиндустриальных стран с
высокоразвитой экономикой.
Невольно встает вопрос, как в такие короткие сроки, да еще и в таких
сложных условиях, когда государству постоянно приходилось сталкиваться как с
внешней угрозой со стороны враждебно настроенного окружения, так и с
внутренними проблемами, неизбежно возникавшими в процессе становления и
развития страны, Израилю все же удалось занять довольно прочное положение в
системе мирохозяйственных связей. Кроме того, с учетом негативных факторов, о
которых шла речь выше, вопрос о конкурентоспособности израильской экономики
приобретает более широкий смысл. Применительно к Израилю нам представляется
возможным говорить о жизнеспособности нации и проблеме выживаемости в отнюдь
не простых для развития условиях. Таким образом, тема конкурентоспособности в
отношении Израиля неизбежно выходит за рамки обсуждения чисто экономических
сюжетов.
Следует отметить, что существует огромное множество факторов, определяющих
как ход истории Государства Израиль, так и перспективы дальнейшего развития
страны. Среди этих факторов можно выделить и экономические показатели, и
внеэкономические критерии, включая черты политической и социальной структуры
израильского общества, а также психологические характеристики. Каждая из этих
групп факторов (даже если на первый взгляд она вовсе не связана с экономикой)
оказывает колоссальное влияние на экономическое развитие страны и, безусловно,
должна учитываться при оценке конкурентоспособности Израиля.
Анализируя данные по Израилю, авторы “Ежегодника мировой
конкурентоспособности” выделяют факторы, положительно влияющие на
конкурентоспособность страны, и критерии, представляющие собой слабые стороны
развития государства, улучшив которые можно было бы повысить уровень
конкурентоспособности. Напомним, что все факторы, оцениваемые в “Ежегоднике” и
служащие основой для определения места, занимаемого страной в рейтинге,
объединяются в восемь различных групп. Среди факторов, относящихся к группе
“Национальная экономика”, “сильными” являются следующие критерии: конечные
государственные расходы на потребление (следует отметить, что по этому
критерию Израиль занимает 1-е место в списке из 47 стран); реальный рост
промышленного производства; реальный рост в сфере услуг; реальный рост в
сельскохозяйственном секторе.
Среди факторов, объединенных термином “Интернационализация”, можно выделить
следующие: рост числа акций как объекта прямых инвестиций; условия внешней
торговли (соотношение индексов импортных и экспортных цен); национальная
культура; стимулы к инвестированию; тенденция к импортированию; отношение
торговли к ВВП; поступления по линии туризма.
В группе факторов, озаглавленной “Правительство”, благоприятными для
развития израильской экономики являются: ответственность за качество
выпускаемой продукции; окружающая среда (условия); система правосудия;
правовые рамки; ошибочная практика; трудовое законодательство; законы
конкуренции; безопасность.
В четвертой группе факторов (“Финансы”) положительную роль играют
рисковое вложение капитала (по этому показателю Израиль занимает 3-е место
среди стран, рассматриваемых авторами “Ежегодника мировой
конкурентоспособности”); реальная краткосрочная процентная ставка;
зарегистрированные национальные компании.
В разделе “Инфраструктура” выделяются следующие “сильные” критерии:
стоимость международных телефонных линий связи (2-е место в соответствии с
рейтингом “Ежегодника” по этому фактору); энергоемкость (энергозатраты на
единицу продукции); инвестиции в телекоммуникации; водные перевозки; новые
информационные технологии; развитие железных дорог.
В группе “Менеджмент” в свою очередь можно выделить следующие показатели:
производительность в сельском хозяйстве (по этому критерию Израиль возглавляет
список 47 стран); производительность в промышленности (так же, как и по
предыдущему фактору, Израиль занимает лидирующее положение в рейтинге “Ежегодника”);
создание фирм; общая производительность; затраты на рабочую силу в расчете на
единицу продукции в производственном секторе; международный опыт и менеджмент;
предпринимательство; оплата управленческой деятельности; расходы на рекламу.
Группа “Люди” представлена следующими факторами: среднее число учащихся,
приходящееся на одного преподавателя (2-й уровень) (по данному критерию
Израилю принадлежит 1-е место среди рассматриваемых 47 стран); злоупотребление
алкоголем и наркотиками, вызывающее серьезные проблемы на рабочем месте (Израиль
замыкает тройку стран-лидеров, в которых этот фактор не оказывает резко
негативного влияния на конкурентоспособность экономики); перспективы
трудоустройства, т.е. отношение роста занятости к росту экономически
самодеятельного населения (числа лиц, занятых производственной деятельностью,
включая тех, кто в данный момент не имеет работы по не зависящим от них
причинам; в самодеятельное население включаются сезонные, иностранные рабочие,
дипломаты за рубежом, военнослужащие); беспокойство, раздражение и насилие,
негативно влияющие на обстановку на рабочем месте; общественные ценности и их
влияние на конкурентоспособность; гибкость и приспособляемость, рабочие часы,
т.е. среднее число рабочих часов в году, среднее число учащихся, приходящееся
на одного преподавателя (1-й уровень); образовательная система и ее
соответствие требованиям конкурентоспособности экономики; средняя
продолжительность жизни; экономическая грамотность; утечка умов; женская
рабочая сила; квалифицированный труд; достижения в сфере образования;
подготовка кадров в рамках самих компаний.
Следующая группа факторов, объединенных термином “Наука и технологии”,
представлена такими показателями: наука, технологии и молодежь – критерий,
показывающий, насколько сфера науки и технологий привлекает внимание и
вызывает интерес у молодежи (3-е место); развитие и внедрение технологий, т.е.
в какой степени развитие и внедрение технологий сдерживается правовой средой;
технологическое сотрудничество между компаниями; сотрудничество в сфере
исследований, т.е. сотрудничество между компаниями и университетами;
перемещение средств на научные исследования и разработки (угрожает ли оно
будущему экономики); фундаментальные исследования, т.е. способствуют ли
фундаментальные исследования долгосрочному экономическому и технологическому
развитию; наука и образование, т.е. соответствие уровня преподавания научных
дисциплин в школьной программе требованиям и степени развития современной
науки; сумма расходов на научные исследования и разработки; финансовые ресурсы
– критерий влияния достаточности или недостаточности финансовых ресурсов на
технологическое развитие. Интересно отметить, что данная группа факторов
(“Наука и технологии”) представляет собой единственную группу, ни один из
показателей которой не фигурирует в списке так называемых “слабых” сторон
израильской экономики (примечательно, что и в Японии складывается такая же
ситуация). Напротив, девять факторов из 26, рассматриваемых “Ежегодником
мировой конкурентоспособности”, фигурируют в списке так называемых сильных
критериев, благотворно влияющих на развитие экономики страны.
Факторы, входящие в данную группу, чрезвычайно важны для
международной конкурентоспособности Израиля, поэтому представляется
целесообразным остановиться на них несколько подробнее. В рейтингах “Ежегодника”,
составленных специально по этим показателям для 47 стран (1999 г.), Израиль
занимает высокие позиции: наука, техника и молодежь – 3-е место; развитие и
внедрение технологий – 4-е; технологическое сотрудничество между компаниями –
5-е; сотрудничество в сфере исследований – 5-е; перемещение средств на научные
исследования и разработки – 6-е; фундаментальные исследования – 6-е; наука и
образование – 7-е; сумма расходов на научные исследования и разработки – 9-е;
финансовые ресурсы – 15-е место. Если рассматривать данную группу факторов
(“Наука и технологии”) в целом, то в 1998 г. Израиль занимал 10-е место среди
47 стран, причем, начиная с 1995 г., его рейтинг неуклонно возрастал: в 1995 и
1996 гг. он держался на 15-й позиции, а в 1997 г. уже поднялся на 13-е место.
По данным за 1998 г., Израиль занимал 11-е место по подгруппе факторов,
которые связаны с показателями расходов на исследования и научно-технические
разработки, 21-е – по научно-техническим кадрам, 4-е – по менеджменту в сфере
технологии, 5-е – по условиям научной деятельности (научная среда), 25-е – по
подгруппе факторов, связанных с вопросами интеллектуальной собственности.
Следует отметить, что авторы “Доклада по глобальной конкурентоспособности”
также уделяют большое внимание сфере науки и технологии. В составленных ими
рейтингах для 53 стран за 1997 г. Израиль занимает еще более высокие позиции.
Оценивая соответствие научно-исследовательских институтов страны мировому
уровню, авторы “Доклада” поместили Израиль на 2-е место после США. На 3-м
месте находится Швейцария, за ней следуют Великобритания и Франция. Япония
занимает лишь 12-ю позицию. По показателю расходов на невоенные исследования и
научно-технические разработки Израиль занимает 8-е место, в то время как
Япония стоит на 5-м месте, США – на 4-м, а Швейцария – на 10-м. Еще один
важный показатель – способность национальных фирм успешно трансформировать
академические идеи в коммерчески жизнеспособные новые продукты. По этому
показателю Израиль находится на 2-м месте, уступая лишь США. Замыкают пятерку
лидеров Финляндия, Япония и Швейцария. По степени благоприятного воздействия
местных инноваций на конкурентоспособность страны Израиль занимает 2-е место,
в то время как лидирующее положение занимают США, а Швейцария, Великобритания
и Германия – 3, 4 и 5-е места соответственно. По уровню частных расходов на
исследования и научно-технические разработки Израиль находится на 7-й позиции,
в то время как тройка лидеров представлена Швейцарией, Японией и США. По
степени интенсивности сотрудничества в сфере исследований между университетами
и промышленными объектами Израиль стоит на 8-м месте, уступая Финляндии (1-е
место), США (2), Швеции (3), опережая такие страны, как Германия (9),
Великобритания (10), Япония (19).
В целом сфера исследований и научно-технических разработок играет
колоссальную роль в развитии экономики Израиля и является одним из важнейших
факторов повышения его международной конкурентоспособности. Склонность к
научной деятельности изначально была одной из основных национальных традиций
переселенцев. Развитие интеллектуального и духовного потенциала народа
рассматривалось как средство достижения материального благополучия нации.
Основной принцип Израиля в силу объективных причин как в целом в развитии
государства, так и в сфере науки и по сей день – “качество против количества”.
За полвека существования государства израильтяне достигли существенных
результатов в области научных исследований и разработок, что позволило
израильской науке выйти на чрезвычайно высокий уровень.
Есть все основания полагать, что израильский сектор высоких технологий
будет и дальше активно развиваться, что в конечном итоге сможет
способствовать повышению международной конкурентоспособности Израиля и выходу
страны в число наиболее процветающих стран мира. Достижения Израиля,
превратившегося в державу высоких технологий, колоссальны.
Среди причин этих достижений можно назвать следующие: высокое качество
рабочей силы; наибольшее число научных и технических специалистов в составе
рабочей силы (145 на 10 000 человек); первое место по относительной
численности рабочей силы, занятой в технических профессиях (25%), и числу
научных публикаций на душу населения (по этому показателю Израиль опережает
США и Канаду)7; соответствие израильских университетов и
научно-исследовательских институтов мировому уровню; значение иммиграции из
бывшего Советского Союза и в особенности волны, пришедшейся на 90-е годы;
большое число израильских инженеров и управленческого персонала, получивших
международный опыт работы в США и странах Европы и вернувшихся в Израиль с
целью применить свои знания в израильских высокотехнологичных компаниях;
перевод научных исследований и разработок из военной в гражданскую сферу, а
также активное участие государства в финансировании науки; роль венчурных
фондов и высокая степень международного сотрудничества в области высоких
технологий.
Можно сказать, что, несмотря на все трудности, стоявшие перед Государством
Израиль, за полвека своего существования страна добилась колоссальных успехов,
в том числе и в области экономического развития. Эти годы прошли под знаком
существенного экономического и научно-технического прогресса, повышения
жизненного уровня населения и интеграции страны в мировые хозяйственные
процессы.
В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на некоторые аспекты
международной конкурентоспособности Израиля. Нельзя отрицать тот факт, что,
безусловно, во многих сферах развития страны достигнуты значительные успехи,
что неминуемо ведет к повышению конкурентоспособности. Об этом свидетельствует
растущий рейтинг Израиля согласно “Ежегоднику мировой конкурентоспособности” и
“Докладу глобальной конкурентоспособности”. С другой стороны, не стоит также и
преувеличивать достигнутые успехи. Существует множество факторов, отрицательно
влияющих на конкурентоспособность Израиля. Один из наиболее существенных, если
не важнейший, – ближневосточный конфликт, обострившийся осенью 2000 г. Трудно
предсказать дальнейшее развитие событий, однако очевидно, что обострение
ситуации негативно скажется на многих областях жизни государства и тем самым,
вероятно, понизит рейтинг международной конкурентоспособности Израиля.
1 http://www.cbs.gov.i
2 Там же.
3 World Competitiveness Yearbook’99. International Institute for
Management and Development (www.imd.ch).
4 World Competitiveness Yearbook’99. (www.imd.ch).
5 World Competitiveness Yearbook 1996-2000 (www.imd.ch).
6 Global Competitiveness Report’99 (www.weforum.com).
7 Israel Yearbook and Almanac 1999. –Jerusalem, 1999. – С. 74.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Рейтинг конкурентоспособности 2000 г.
по “Докладу глобальной конкурентоспособности”
Страна |
Рейтинг международной конкурентоспособности, годы |
2000 |
1999 |
1998 |
1997 |
1996 |
США |
1 |
2 |
3 |
3 |
4 |
Сингапур |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Люксембург |
3 |
7 |
10 |
11 |
5 |
Нидерланды |
4 |
9 |
7 |
12 |
17 |
Ирландия |
5 |
10 |
11 |
16 |
26 |
Финляндия |
6 |
11 |
15 |
19 |
16 |
Канада |
7 |
5 |
5 |
4 |
8 |
Гонконг |
8 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Великобритания |
9 |
8 |
4 |
7 |
15 |
Швейцария |
10 |
6 |
8 |
6 |
6 |
Тайвань |
11 |
4 |
6 |
8 |
9 |
Австралия |
12 |
12 |
14 |
17 |
12 |
Швеция |
13 |
19 |
23 |
22 |
21 |
Дания |
14 |
17 |
16 |
20 |
11 |
Германия |
15 |
25 |
24 |
25 |
22 |
Норвегия |
16 |
15 |
9 |
10 |
7 |
Бельгия |
17 |
24 |
27 |
31 |
25 |
Австрия |
18 |
20 |
20 |
27 |
19 |
Израиль |
19 |
28 |
29 |
24 |
24 |
Новая Зеландия |
20 |
13 |
13 |
5 |
3 |
Япония |
21 |
14 |
12 |
14 |
13 |
Франция |
22 |
23 |
22 |
23 |
23 |
Португалия |
23 |
27 |
26 |
30 |
34 |
Исландия |
24 |
18 |
30 |
38 |
27 |
Малайзия |
25 |
16 |
17 |
9 |
10 |
Венгрия |
26 |
38 |
43 |
46 |
46 |
Испания |
27 |
26 |
25 |
26 |
32 |
Чили |
28 |
21 |
18 |
13 |
18 |
Республика Корея |
29 |
22 |
19 |
21 |
20 |
Италия |
30 |
35 |
41 |
39 |
41 |
Таиланд |
31 |
30 |
21 |
18 |
14 |
Чехия |
32 |
39 |
35 |
32 |
35 |
Южная Африка |
33 |
47 |
42 |
44 |
43 |
Греция |
34 |
41 |
44 |
48 |
39 |
Польша |
35 |
43 |
49 |
50 |
44 |
Маврикий |
36 |
29 |
- |
- |
- |
Филиппины |
37 |
33 |
33 |
34 |
31 |
Коста-Рика |
38 |
34 |
34 |
43 |
28 |
Словакия |
39 |
45 |
48 |
35 |
- |
Турция |
40 |
44 |
40 |
36 |
42 |
Китай |
41 |
32 |
28 |
29 |
36 |
Египет |
42 |
49 |
38 |
28 |
29 |
Мексика |
43 |
31 |
32 |
33 |
33 |
Индонезия |
44 |
37 |
31 |
15 |
30 |
Аргентина |
45 |
42 |
36 |
37 |
37 |
Бразилия |
46 |
51 |
46 |
42 |
48 |
Иордания |
47 |
40 |
34 |
43 |
28 |
Перу |
48 |
36 |
37 |
40 |
38 |
Индия |
49 |
52 |
50 |
45 |
45 |
Сальвадор |
50 |
46 |
- |
- |
- |
Боливия |
51 |
55 |
- |
- |
- |
Колумбия |
52 |
54 |
47 |
41 |
40 |
Вьетнам |
53 |
48 |
39 |
49 |
- |
Венесуэла |
54 |
50 |
45 |
47 |
47 |
Россия |
55 |
59 |
52 |
53 |
49 |
Зимбабве |
56 |
57 |
51 |
51 |
- |
Украина |
57 |
58 |
53 |
52 |
- |
Болгария |
58 |
56 |
- |
- |
- |
Эквадор |
59 |
53 |
- |
- |
- |
Источник: Global Competitiveness Report 1999. World Economic
Forum.
Приложение 2
Рейтинг конкурентоспособности 2000 г.
по “Ежегоднику мировой конкурентоспособности”
Страна |
Рейтинг международной конкурентоспособности, годы |
2000 |
1999 |
1998 |
1997 |
1996 |
1995 |
США |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Сингапур |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Финляндия |
3 |
3 |
5 |
4 |
15 |
18 |
Нидерланды |
4 |
5 |
4 |
6 |
7 |
8 |
Швейцария |
5 |
6 |
7 |
7 |
9 |
5 |
Люксембург |
6 |
4 |
9 |
12 |
8 |
- |
Ирландия |
7 |
11 |
11 |
15 |
22 |
22 |
Германия |
8 |
9 |
14 |
14 |
10 |
6 |
Швеция |
9 |
14 |
17 |
16 |
14 |
12 |
Исландия |
10 |
17 |
19 |
21 |
25 |
25 |
Канада |
11 |
10 |
10 |
10 |
12 |
13 |
Дания |
12 |
8 |
8 |
8 |
5 |
7 |
Австралия |
13 |
12 |
15 |
18 |
21 |
16 |
Гонконг |
14 |
7 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Великобритания |
15 |
15 |
12 |
11 |
19 |
15 |
Норвегия |
16 |
13 |
6 |
5 |
6 |
10 |
Япония |
17 |
16 |
18 |
9 |
4 |
4 |
Австрия |
18 |
19 |
22 |
20 |
16 |
11 |
Франция |
19 |
21 |
21 |
19 |
20 |
19 |
Бельгия |
20 |
22 |
23 |
22 |
17 |
21 |
Новая Зеландия |
21 |
20 |
13 |
13 |
11 |
9 |
Тайвань |
22 |
18 |
16 |
23 |
18 |
14 |
Израиль |
23 |
24 |
25 |
26 |
24 |
24 |
Испания |
24 |
23 |
27 |
25 |
29 |
28 |
Малайзия |
25 |
27 |
20 |
17 |
23 |
23 |
Чили |
26 |
25 |
26 |
24 |
13 |
20 |
Венгрия |
27 |
26 |
28 |
36 |
39 |
41 |
Республика Корея |
28 |
38 |
35 |
30 |
27 |
26 |
Португалия |
29 |
28 |
29 |
32 |
36 |
32 |
Италия |
30 |
30 |
30 |
34 |
28 |
29 |
Китай |
31 |
29 |
24 |
27 |
26 |
31 |
Греция |
32 |
31 |
36 |
37 |
40 |
40 |
Таиланд |
33 |
34 |
39 |
29 |
30 |
27 |
Бразилия |
34 |
35 |
37 |
33 |
37 |
38 |
Словения |
35 |
40 |
- |
- |
- |
- |
Мексика |
36 |
36 |
34 |
40 |
42 |
42 |
Чехия |
37 |
41 |
38 |
35 |
34 |
39 |
Южная Африка |
38 |
42 |
42 |
44 |
44 |
43 |
Филиппины |
39 |
32 |
32 |
31 |
31 |
36 |
Польша |
40 |
44 |
45 |
43 |
43 |
45 |
Аргентина |
41 |
33 |
31 |
28 |
32 |
30 |
Турция |
42 |
37 |
33 |
38 |
35 |
35 |
Индия |
43 |
39 |
41 |
41 |
38 |
37 |
Колумбия |
44 |
43 |
44 |
42 |
33 |
33 |
Индонезия |
45 |
46 |
40 |
39 |
41 |
34 |
Венесуэла |
46 |
45 |
43 |
45 |
45 |
44 |
Россия |
47 |
47 |
46 |
46 |
46 |
46 |
Источник: World Competitiveness Yearbook 2000, International
Institute for Management Development.
Приложение 3
Рейтинг конкурентоспособности 2000 г.
по “Ежегоднику мировой
конкурентоспособности”
По оси Х – индекс конкурентоспособности.
№ п\п |
Страна |
Индекс |
|
№ п\п |
Страна |
Индекс |
|
|
|
|
24 |
Испания |
47,28 |
1 |
США |
100,00 |
|
25 |
Малайзия |
42,12 |
2 |
Сингапур |
75,22 |
|
26 |
Чили |
41,44 |
3 |
Финляндия |
74,01 |
|
27 |
Венгрия |
40,90 |
4 |
Нидерланды |
72,13 |
|
28 |
Республика Корея |
38,36 |
5 |
Швейцария |
68,49 |
|
29 |
Португалия |
37,97 |
6 |
Люксембург |
68,09 |
|
30 |
Италия |
34,71 |
7 |
Ирландия |
64,83 |
|
31 |
Китай |
34,32 |
8 |
Германия |
64,49 |
|
32 |
Греция |
31,32 |
9 |
Швеция |
63,86 |
|
33 |
Таиланд |
29,31 |
10 |
Исландия |
63,52 |
|
34 |
Бразилия |
28,68 |
11 |
Канада |
63.42 |
|
35 |
Словения |
27,41 |
12 |
Дания |
63,38 |
|
36 |
Мексика |
27,01 |
13 |
Австралия |
63,12 |
|
37 |
Чехия |
24,50 |
14 |
Гонконг |
60,47 |
|
38 |
Южная Африка |
22,96 |
15 |
Великобритания |
59,36 |
|
39 |
Филиппины |
22,89 |
16 |
Норвегия |
57,79 |
|
40 |
Польша |
22,80 |
17 |
Япония |
57,36 |
|
41 |
Аргентина |
22,61 |
18 |
Австрия |
57,19 |
|
42 |
Турция |
22,18 |
19 |
Франция |
54,33 |
|
43 |
Индия |
19,90 |
20 |
Бельгия |
53,34 |
|
44 |
Колумбия |
16,37 |
21 |
Новая Зеландия |
52,77 |
|
45 |
Индонезия |
12,21 |
22 |
Тайвань |
51,10 |
|
46 |
Венесуэла |
6,50 |
23 |
Израиль |
50,30 |
|
47 |
Россия |
5,00 |
Источник: World Competitiveness Yearbook 2000. International Institute for
Management Development.
|