Наблюдающийся в последние десятилетия на Ближнем Востоке
процесс активизации общественно-политической роли ислама не обошел стороной и
арабскую общину в Израиле
Со всей очевидностью это проявилось на
муниципальных выборах 1989 г., результаты которых оказались достаточно
сенсационными: исламисты впервые получили посты мэров (или председателей
местных советов) в 5 населенных пунктах (Умм аль-Фахм, Кафр Касем, Кафр Бара,
Джульджулийя, Рахат; в 1990 г. к ним добавилась деревня Кабул), а также
завоевали в общей сложности 42 места (28,7%) из общего числа 146 в 12 округах
с чисто мусульманским населением, где они выставляли своих кандидатов. В
численном соотношении успех исламского движения выглядел не столь впечатляющим
- если учитывать все моноконфессиональные мусульманские округа, то завоеванные
исламистами места составили лишь 10,6% (по сравнению с 22,7% мест у
коммунистов). Однако трудно переоценить моральное значение побед исламистов,
особенно в Умм аль-Фахм, втором по величине арабском городе Израиля (около 25
тыс. жителей), где они получили 11 из 15 мест в муниципальном совете, а в
борьбе за пост мэра шейх Раид Салах легко (75% голосов) победил тогдашнего
мэра, видного деятеля израильской компартии и депутата Кнессета Хашима
Махамида.
Подобный сдвиг электората в сторону исламского движения был
вызван целым комплексом факторов. Среди них, в частности, стремление общества
остановить болезненный процесс распада традиционных социальных и нравственных
ценностей, преодолеть хронический кризис самоидентификации. Однако одной из
важнейших причин голосования за исламистов несомненно стала прогрессирующая
неспособность других политических сил решить многочисленные
социально-экономические проблемы арабского сектора. В частности, компартия
Израиля, которая в 1970-е годы сумела завоевать сердца широких масс арабского
населения своей активной позицией в поддержку национальной борьбы
палестинского народа и гражданское равноправие внутри Израиля, оказалась не в
состоянии эффективна сочетать "высокую" политику с заботой о повседневных
нуждах и интересах своих избирателей. Между тем, исламское движение после
кратковременного увлечения подпольно-террористическими методами борьбы против
правительства в 1979-1981 гг. избрало такую стратегию деятельности, в которой
усилия по решению конкретных социально-бытовых проблем населения занимали
практически не менее важное место, чем религиозная пропаганда и воспитание.
Исламское движение обрело легальную организационную
структуру в виде широкой сети благотворительных ассоциаций, которые и стали
основным инструментом реализации новой стратегии. В основу деятельности
исламских ассоциаций был заложен новый подход к решению проблем арабского
общества. В отличие от коммунистов, которые требовали адекватного
финансирования арабских муниципалитетов центральным правительством, исламское
движение предложило начать с мобилизации и эффективного использования
внутренних материальных и людских ресурсов арабского сектора. Брать инициативу
в сваи руки и опираться на собственные силы, не дожидаясь помощи извне, -
такова была суть новой идеологии "саморазвития", выдвинутой исламистами.
Исламские ассоциации приступили к созданию детских
дошкольных учреждений, поликлиник, магазинов по торговле книгами, школьными
учебниками и канцелярскими принадлежностями. Цены на товары и услуги (а
зачастую - и их качество) в "исламском секторе" выгодно отличались от обычных
коммерческих. В некоторых местностях "исламские" социальные учреждения вообще
были единственными в той или иной сфере. Исламские активисты организовывали
дополнительные внеклассные занятия для школьников по различным предметам,
спортивные мероприятия, летние лагеря учебы и отдыха. Добровольные "исламские
трудовые лагеря" занимались строительством мечетей, ремонтом школ,
прокладывали и асфальтировали дороги, расчищали и приводили в порядок улицы,
кладбища и т.п. Финансирование этих проектов, равно как и материальная помощь
нуждающимся семьям, осуществлялось специальными "комитетами закята", своего
рода финансовыми департаментами движения, которые ведали централизованным
сборам закята и различных религиозных пожертвований населения.
Тем не менее, приход исламистов в местные органы власти
вызвал волну критики со стороны их противников. Эта критика сводилась к
следующим основным положениям:
1. Исламисты выиграли за счет популистских лозунгов и
демонстративных благотворительных акций, однако у них нет реальной
социально-экономической программы и их несостоятельность очень быстро станет
очевидной.
2. Из-за своего навязчивого стремления ввести нормы шариата
исламисты быстро потеряют поддержку населения, которое вовсе не жаждет
коренной исламизации повседневной жизни.
Подобные аргументы часто используются для обоснования
тезиса о том, что даже в случае прихода к власти путем победы на выборах
исламисты неизбежно скатятся к террору и насилию, поскольку демократическими
методами им эту власть удержать не удастся. Между тем, эмпирических
подтверждений справедливости этого тезиса явно недостаточно, поскольку
исламисты практически нигде не получали власть мирным путем, в рамках
нормального политического процесса.
Конечно, специфика общественного контекста, в котором
протекает развитые исламского движения в Израиле, делает опыт пребывания
израильских исламистов у власти не очень актуальным для прогнозирования
перспектив политической радикализации исламских движений в большинстве
мусульманских стран. Во-первых, мусульмане в Израиле составляют меньшинство
населения, что накладывает свой отпечаток на выбор целей и стратегии
исламистских группировок, подавляя экстремистские и максималистские тенденции.
Во-вторых, в Израиле существует весьма эффективная система обеспечения
государственной безопасности, что также резко снижает возможности перехода
исламистов к стратегии насилия. Наконец, израильская политическая система
достаточно открыта и демократична, чтобы стимулировать развитие умеренной
тенденции в исламском движении.
Тем не менее, с точки зрения выявления некоторых пределов
эффективности и гибкости исламистского руководства в реализации
социально-экономических программ и взаимодействия с населением анализ первых
итогов деятельности израильских исламистов на муниципальном поприще
представляет несомненный интерес. В рамках этой статьи мы ограничимся лишь
примером Умм аль-Фахм - города, который является центром исламистской
активности в Израиле.
СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Финансы и бюджет. После победы на выборах в 1989 г. в
Умм аль-Фахм исламисты получили в наследство совершенно недееспособный
муниципалитет. Из-за долгов, которые составляли около 9,5 млн. шекелей, все
счета муниципалитета были заморожены, и практически вся сумма ежемесячных
ассигнований (350 тыс. шекелей) съедалась кредиторами. Денег не хватало даже
на зарплату муниципальным служащим. Финансовая отчетность за несколько лет
находилась в совершенно запущенном состоянии. Тогдашний министр внутренних дел
Израиля Арье Дери позднее признался, что буквально за два месяца до выборов
он, учитывая столь критическое положение, даже рассматривал вопрос о смещении
мэра и передаче власти в городе назначенной временной комиссии.
Исламистское руководство сразу же приняло целый ряд мер для
выхода из финансового кризиса.
1. Реорганизация системы управления. В финансовый
отдел муниципалитета были введены новые, квалифицированные и компетентные
специалисты, а работа самого отдела была компьютеризована.
2. Приведение в порядок финансовых документов за
предыдущие годы, поддержание строгой финансовой дисциплины и контроля за
расходованием бюджетных средств
3. Ужесточение фискальной политики. Повышение
налогов сразу на 35% и принятие строгих мер к неплательщикам принесло
значительный доход в муниципальный бюджет (до 12,5 млн. шекелей в 1989/90
финансовом году). При этом налоговая система была пересмотрена в интересах
наиболее малоимущих групп населения. Решение столь резко поднять налоги
свидетельствовало о несомненной уверенности исламистов в своих силах. В свою
очередь, отсутствие сколь-либо заметных проявлений протеста против этой меры
со стороны населения подтвердило высокий уровень общественного доверия к
исламскому движению.
Быстро продемонстрировав свою работоспособность и
компетентность, новое руководство сумело завоевать доверие центральных
властей. Посетивший Умм аль-Фахм в июле 1989 г. Арье Дери высоко оценил
деловые и моральные качества исламистских градоначальников, принеся им даже
извинения за прежние некорректные высказывания в их адрес. Все это позволило
мэрии добиться от правительства увеличения бюджетных ассигнований. Динамика
роста городского бюджета, составлявшего к 1989 г. лишь около 7 млн. шекелей,
выглядит следующим образом (все суммы в млн. шекелей):
Год |
Обычный бюджет |
Бюджет развития |
Итого |
1990 |
21 |
0,3 |
21,3 |
1991 |
18 |
0,6 |
18,6 |
1992 |
28 |
2,9 |
30,9 |
1993 |
30 |
2,1 |
32,1 |
Конечно, здесь свою роль сыграло и общее улучшение
финансирования арабского сектора, однако в любом случае этот фактор начал
действовать лишь после прихода к власти правительства И.Рабина в 1992 г.
Развитие городской инфраструктуры и коммунальных
служб. В Умм аль-Фахм, за которым закрепилась печальная слава одного из
самых грязных и неблагоустроенных арабских городов, важнейшей задачей новой
администрации стало строительство, расширение и асфальтирование дорог,
расширение канализационной сети и строительство очистной станции, обеспечение
регулярного водоснабжения путем строительства новых резервуаров. В городе были
построены зоны отдыха. Муниципалитет начал осуществление программ создания
системы городского транспорта, упорядочения движения внутри города,
строительства жилья для молодых семейных пар (в квартале Айн Ибрахим) и т.п.
По всеобщему признанию, вскоре после прихода к власти исламистов и внешний
облик города, и его санитарное состояние, и бытовые условия значительной части
населения улучшились.
Расширение сети социальных учреждений. Муниципалитет
Умм аль-Фахм направил немалые средства на строительство и развитие учреждений
социальной сферы, нехватка которых остро ощущалась в городе - это детские сады,
школы, медицинские учреждения, женские, молодежные клубы, спортивные
сооружения и т.п. В городе открылся дом престарелых, действует общество слепых,
специальный центр психологической помощи. Под эгидой муниципалитета действует
ассоциация по борьбе с наркотиками "Ар-Рахма".
Экономическое развитие Умм аль-Фахм является той сферой,
где достижения исламистской администрации оказались наиболее скромными.
Муниципалитету так и не удалось пока добиться начала реализации проектов
создания двух промышленных зон (проекты находятся на стадии разработки или
утверждения вышестоящими инстанциями), медленно реализуется программа создания
новых торговых комплексов. Муниципалитет приступил к расширению системы
экономического образования (курсы для предпринимателей, в том числе и
начинающих) и профессиональной подготовки, разрабатывает программы поощрения
местных инвестиций. Однако по-прежнему местная промышленность остается крайне
слабой, а рынок труда крайне узким. По-прежнему, до 85% рабочей силы
продолжает оставаться занятой вне города, в соседних еврейских поселениях и
городах. Особенно остро проблема безработицы затрагивает женщин и выпускников
университетов. Дополнительные рабочие места (в том числе для нескольких
десятков женщин) появились главным образом в муниципальных структурах. Так,
число ставок в школах выросло с 40 до 187, а в аппарате муниципалитета - с 70
до 600.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Исламизация общественной жизни. Опасения, что приход
исламистов к власти положит начало форсированной исламизации общественной
жизни, в общем не оправдались.
Как показала практика, исламское движение в Умм аль-Фахм не
поддалось искушению применять насильственные методы исламизации.
Единственными проявлениями насилия можно считать время от времени случающиеся
нападения молодых исламских активистов на торговцев наркотиками и алкоголем.
В 1989 г. сразу после выборов муниципалитет издал указ о
запрете торговли алкоголем на территории Умм аль-Фахм. Однако этим
законодательное введение исламских норм и закончилось. Попытка Раида Салаха
ввести раздельное обучение в средней школе не увенчалась успехом,
натолкнувшись на вето Министерства просвещения. На сегодня в школе существуют
как раздельные, так и смешанные классы.
Главным средством исламизации общественной жизни города,
особенно накануне и в первое время после выборов 1989 г., было социальное
давление. Действуя через родительские комитеты, исламисты настойчиво
навязывали идею ношения хиджаба школьницами. В какой-то момент общественное
мнение в пользу ношения хиджаба было настолько сильно, что немногие девушки
решались идти ему наперекор. Усилились также проявления сегрегации полов в
общественных местах. Довольно широкое распространение получили т.н. "исламские
свадьбы", активно пропагандировавшиеся исламистами.
Однако когда в обществе наметился возврат к более "традиционным"
обычаям и нормам поведения, исламское движение проявило известную гибкость и
не стало вступать в конфликт с населением. Исламисты предпочли смотреть сквозь
пальцы на свадьбы, где снова появились танцы и западная музыка, на участие
девушек в массовых демонстрациях. Во всяком случае, накануне выборов 1993 г.
оппозиция уже не пыталась спекулировать на страхе .перед "исламизацией" (как
это было в 1989 г.), что убедительнее всего демонстрирует отсутствие у
большинства избирателей ощущения угрозы своему привычному образу жизни со
стороны исламского движения.
Что касается муниципалитета, то его руководители всегда
стремились выглядеть выразителями интересов всего населения города, а не
просто исполнителями воли исламского движения. Во всяком случае, внешние
проявления "исламского характера" муниципалитета сведены до минимума. Среди
сотрудниц мэрии можно встретить немало женщин, не носящих хиджаб и одетых по
европейской моде.
Отношение к клановости. Не игнорируя фактор клановой
солидарности, исламское движение сумело одновременно и учесть клановые
интересы и психологию, и предстать как надклановая, объединяющая сила. При
распределении постов и должностей в муниципальных структурах исламское
движение обычно старалось соблюсти клановый баланс, одновременно заботясь о
том, чтобы компромиссы с кланами не вели к снижению уровня компетентности и
эффективности работы соответствующих структур.
Отношение к оппозиции. Используя свое абсолютное
большинство в муниципальном совете, исламисты не особенно считаются с
оппозицией. Все решения вырабатываются на внутренних заседаниях членов
исламского блока, и выносятся на общее собрание совета лишь для формального
утверждения. На ключевые посты исламское движение расставляет своих
сторонников. Впрочем, исламисты действуют так же, как действовали и их
оппоненты, находясь у власти, т.е. используют все возможности, в том числе и
кадровую политику, для максимального укрепления своего политического и
административного контроля над городом.
Отношения с населением. Руководство муниципалитета
сумело сохранить живой контакт с массами благодаря использованию неформальных
каналов исламского движения, а также личным качествам мэра и его соратников.
Раид Салах, его заместители продолжают вести довольно простой образ жизни,
часто встречаются с населением, причем не только в стенах кабинетов, но и во
время своих "хождений в народ". Они подают также пример личной заботы об общем
благе. Еще в самом начале, столкнувшись с острым финансовым кризисом
муниципалитета, Раид Салах и его заместитель Хашим Абд ар-Рахман приняли
решение перечислять в городской бюджет 50% своей зарплаты. На свои личные
сбережения руководители города приобрели в муниципальную собственность
полностью оборудованную машину скорой помощи. Многие члены муниципалитета, в
том числе и сам мэр, регулярно участвуют в различных трудовых мероприятиях по
благоустройству города.
Никто, даже наиболее рьяные сторонники оппозиции, не
выдвигают против мэра и его помощников обвинений в коррупции, что весьма
необычно для среднестатистических арабских руководителей такого масштаба.
Характерным показателем умения исламистов учитывать
настроения "улицы" стал опрос общественного мнения, проведенный ими в период
подготовки к выборам 1993 г. 450 респондентов (230 мужчин и 220 женщин)
получили специальные анкеты, в которых им (на условии анонимности)
предлагалось максимально откровенно высказать свое мнение и свои предложения
по таким вопросам как, например:
- степень их доверия к муниципальным властям
- характер и степень изменений в социально-экономической и
административной деятельности муниципалитета после 1989 г.
- кого из членов муниципалитета следует заменить и каковы альтернативные
кандидатуры
- каковы самые насущные проблемы города
- отношение чиновников-исламистов к населению.
Похожие анкеты были розданы также "сочувствующим"
исламскому движению и собственно "активистам", которые, наряду с этими
вопросами, могли высказаться и по внутриорганизационным проблемам. По итогам
спроса руководство движения приняло серьезные меры, сменив 18 из 32 членов
исламского блока, а также 3 из 11 исламских представителей в муниципальном
совете.
Отношения внутри исламского движения. Несмотря на
харизматический характер руководства в лице Раида Салаха и отсутствие четкого
институционализированного механизма принятия решений, исламское движение
сумело на основе принципа "совещательности" (шура) обеспечить достаточную
степень контакта между лидерами, функционерами среднего звена и рядовыми
членами движения. Это позволило движению не только удерживать все внутренние
дискуссии в демократических рамках, но и своевременно решать возникающие
политические и организационные проблемы. Например, результаты упоминавшегося
выше анкетирования подтолкнули исламистов не только пересмотреть персональный
состав своих избирательных списков, но и предпринять шаги, направленные на
формальное разграничение между руководством исламского движения и руководством
муниципалитета во избежание негативных последствий возможного сращивания двух
структур. Подобная организационно-политическая гибкость, в сочетании с высокой
внутренней дисциплиной и сплоченностью создавали привлекательный имидж и,
следовательно, повышали мобилизационный потенциал исламского движения.
Опыт пребывания исламистов у власти выявил и ряд проблем.
- Во-первых
, вовлечение в политику привело к некоторому ослаблению
религиозно-воспитательной активности исламского движения, которая, в
принципе, изначально рассматривалась как его главная функция. Озабоченность
этой тенденцией оказалась настолько велика, что 40% участвовавших в опросе
активистов высказались против участия исламского движения в муниципальных
выборах 1993 г.(!) Этот парадоксальный факт свидетельствует о том, что
исламское движение пока не нашло удовлетворительный баланс между
политическими и религиозно-социальными элементами своей индивидуальности.
- Во-вторых
, обладание властью порождает тенденцию к растворению
исламского движения в муниципальных структурах. Речь идет о том, что усилия
по социально-экономическому развитию общества направляются уже не столько
через исламские ассоциации, сколько по муниципальным каналам, а лидеры
исламистов оказываются настолько заняты муниципальными делами, что
собственно исламское движение остается как бы "без присмотра", постепенно
теряя свой динамизм и мобилизационный потенциал. Это, в свою очередь, таит в
себе опасность бюрократизации исламистского руководства, его отрыва от
народа - одним словом, утраты всех тех преимуществ, которые до сих пор
обеспечивали исламистам успех и популярность.
Сумеет ли исламское движение избежать этой опасности -
зависит во многом от действий и политической прозорливости его лидеров.
Впрочем, существуют два фактора, связанные с характером израильской
политической системы, которые объективно препятствуют развитию упомянутой
тенденции.
1. Наличие демократических процедур смены власти, а значит
и реальной перспективы утраты власти, будет удерживать исламистов от соблазна
делать ставку только на контроль над муниципальными структурами.
2. Невозможность в рамках израильского законодательства
добиться желанной степени исламизации муниципальных структур способствует
сохранению заинтересованности исламских лидеров в существовании независимых
общественных организаций как инструмента распространения исламских ценностей.
- В-третьих
, логика политической борьбы подталкивает исламистов к
принятию решения об участии в парламентских выборах. Вовлечение исламистов в
парламентскую деятельность может обернуться для них повторением ошибок
компартии, т.е. снижением внимания к конкретным повседневным проблемам и
нуждам населения со всеми вытекающими отсюда последствиями.
ВЫВОДЫ
Было бы преувеличением сказать, что исламская администрация
сумела решить все, или даже большую часть социально-экономических проблем Умм
аль-Фахм. Тем не менее, общий успех ее деятельности не вызывает сомнений,
ярким подтверждением чему служат итоги выборов 1993 г., на которых Раид Салах
был переизбран на новый срок опять же почти 3/4 голосов. Среди основных причин
этого успеха - кредит общественного доверия, завоеванный благодаря социальным
и коммунальным программам исламского движения, административный и
организационный опыт, приобретенный в ходе реализации этих программ, возросшие
финансовые возможности муниципалитета, способность наладить деловые отношения
с центральным правительством, личные моральные и профессиональные качества
руководителей, близость к народу, способность учитывать интересы и настроения
населения.
Следует отметить, что Умм аль-Фахм являет собой наиболее
яркий пример успешной деятельности исламистов во главе местных органов власти.
В других районах результаты правления исламистов не столь впечатляющи и порой
весьма противоречивы. Да и политические позиции исламского движения там не так
крепки, как в Умм аль-Фахм. Впрочем, наибольший успех исламистов именно там,
где они наиболее свободно распоряжались властью, свидетельствует лишь в их
пользу.
Как показывает опыт Умм аль-Фахм, ислам с его
мобилизационным потенциалом в соединении с эффективным политическим
руководством способен дать по меньшей мере начальный импульс процессу решения
насущных социально-экономических проблем общества. Кроме того, исламское
движение доказало, что оно в состоянии выдержать экзамен властью и сохранить
свою легитимность в глазах населения, продемонстрировав достаточно редкую для
арабской политической культуры способность адекватно фиксировать и учитывать в
своей политике фактор общественного мнения. Во всяком случае, опыт арабской
общины Израиля расширяет наши представления о возможной степени гибкости и
эффективности исламистского руководства - по крайней мере, на уровне
муниципальной власти.
|