Различия в трактовке понятия “правящая элита” современными
политологическими школами, предлагающими собственные подходы к анализу его
содержания, заставляет автора прежде всего определить свою позицию в отношении
используемой им терминологии
По мнению известного американского политолога Дж.Сартори,
содержание понятия “правящая элита” включает в себя представление о
существовании “политического класса, правящего (господствующего) класса,
властвующей элиты”, выступающей в роли “руководящего меньшинства, руководства
и т.д.”. Он утверждает, что “различными наименованиями пользуются для
обозначения одного и того же концепта, и различные концепты обозначаются одним
и тем же названием”.1
Определение понятия “правящая элита” тесно связано, с
другой стороны, с тем, что представители различных политологических школ
рассматривают в качестве системообразующих параметров - ценностных,
качественных или же структурно-функциональных и институциональных. Сегодня
некоторые специалисты пытаются использовать наиболее рациональные идеи,
содержащиеся в различных политологических концепциях, и в своем понимании
явления “правящая элита” учитывают как занимаемые представителями этого
социального слоя позиции в обществе, так и качества, которыми эти
представители обладают. Скорее всего, этот подход отражает современные
политические реалии и является наиболее конструктивным. В силу этого
определение, предложенное российской исследовательницей Я.Н.Ионидис, считающей,
что “правящая элита предстает как группа лиц, обладающих политической властью
или непосредственно влияющих на нее, а также, в большей или меньшей степени,
качествами, необходимыми для выполнения руководящих функций”2, кажется
адекватным и приемлемым. Более того, приведенное выше определение отвечает
политической реальности Кувейта, где правящая элита определяет политику
государства, а ее обновление происходит на основе включения в ее состав лиц,
обладающих качествами, необходимыми для осуществления политического
руководства страной.
1. Кувейтская правящая элита:
роль и место традиционно влиятельных семейств
Элита Кувейта представлена, прежде всего, членами правящего
семейства. В этом, в первую очередь, состоит ее специфика, связанная с
характером политического устройства этой страны. Кувейтская конституция
определяет его как эмират, власть в котором передается по наследству потомкам
Мубарака ас-Сабаха, рассматриваемого официальной историографией в качестве
основателя современного кувейтского государства.3 При нем (в 1899 г.) был
заключен договор с Великобританией, заложивший основы будущих взаимоотношений
с этой державой, на протяжении длительного периода времени осуществлявшей
опеку над Кувейтом. Нахождение у власти представителей правящей семьи ас-Сабах
является с официальной точки зрения главным фактором легитимации государства
Кувейт.
Это государство возникло тогда, когда семья ас-Сабах вместе
с другими семьями, входившими в род Утейба крупного племенного союза Анейза,
переселилась из Неджда (центральная часть Аравийского полуострова) на берега
Персидского залива, где уже существовало поселение Эль-Кувейт. Жители этого
поселения избрали представителя семьи ас-Сабах своим правителем (хаким)
и заключили с ним договор о взаимных обязательствах - мубаяъа. В
сегодняшнем Кувейте это обстоятельство дает основание утверждать, что форма
правления в Кувейте основана на демократии.4 Институт мубаяъа является
важной составляющей государственно-политической системы, сложившейся в Кувейте
и сохранившейся, несмотря на последующие эволюционные изменения, связанные как
с социально-экономическим развитием страны, так и с повышением ее значимости
на международной арене.
В дальнейшем договор мубаяъа был трансформирован в
клятву (алъ-ямин ад-дустурий), даваемую каждым из эмиров при вступлении
в должность. Эта клятва зафиксирована в конституции страны в разделе,
посвященном главе государства. Статья 60 этого раздела гласит: “Прежде чем
приступить к выполнению своих обязанностей, эмир произносит на специальном
заседании Национального собрания следующую клятву: “Клянусь Всемогущим
Аллахом, что буду уважать конституцию и законы государства, заботиться о
соблюдении свобод народа, его интересах и имущественных правах, гарантировать
независимость родины и неприкосновенность ее территории”.
Традиционное представление об обязанностях эмира, который
должен заботиться о нуждах граждан своей страны, включая и их защиту от
вооруженного нападения извне (кувейтская конституция, что отражено в ее 68-й
статье, запрещает ведение наступательных войн5), наложилось на современные
представления о нормативно-правовых основах государственной власти.
В официальной кувейтской идеологии отсутствует идея
сакрализации верховной власти. Право эмира и правящей семьи ас-Сабах на власть
основываются лишь на исторической традиции. Иными словами, эта группа
национальной правящей элиты выполняет, главным образом, представительские и
управленческие функции. В соответствии с конституцией источником власти
является кувейтская нация. Эмир же - глава государства и его личность
неприкосновенна.7 В соответствии с 67-й и 68-й статьями конституции эмир
занимает пост верховного главнокомандующего и имеет право объявлять
оборонительную войну.
Нынешний правитель Кувейта - шейх Джабер аль-Ахмед
аль-Джабер ас-Сабах является тринадцатым эмиром правящего семейства. В
официальном издании кувейтского министерства информации упоминается, что он
возглавляет многие общественные организации, в первую очередь, Кувейтскую
организацию научного развития, созданную по его инициативе.8 По сути дела,
речь идет о коренных изменениях, которые произошли в подходе к функциям эмира
в современных условиях. Хотя эмир и сохраняет по-прежнему традиционные
патерналистские отношения с гражданами государства, он в то же время должен
соответствовать современным представлениям о руководителе страны, проявляющем
заботу о ее прогрессивном развитии.
Избрание преемника осуществляется на основе 4-й статьи
конституции. В ней говорится, что наследный принц - вали аль-ахд,
назначается приступившим к исполнению своих обязанностей эмиром в течение
срока, не превышающего одного года после смерти предшествующего правителя
страны. Назначение наследника престола осуществляется на основе эмирского
указа, которому предшествует принимаемое правителем страны решение. При этом,
кандидатура наследного принца предварительно обсуждается членами правящей
семьи для того, чтобы убедиться в том, что личные качества, способности и
компетентность кандидата соответствуют предъявляемым к будущему правителю
страны требованиям. При этом в расчет принимается традиция, согласно которой
эмирами становятся поочередно потомки двух сыновей Мубарака ас-Сабаха -
Джабера и Салима.9
Однако кандидатура наследника престола должна быть одобрена
большинством депутатов Национального собрания в ходе специального заседания
парламента. В том случае, если кандидатура, предложенная эмиром, не получает
одобрения парламента, эмир должен внести на рассмотрение депутатов три новых
кандидатуры, из числа которых Национальное собрание должно выбрать того, кто
станет наследным принцем. Таким образом, в процедуре избрания преемника
участвуют две стороны - эмир и Национальное собрание. Это способствует
консолидации кувейтского общества и соответствует его основным постулатам,
нашедшим отражение в идее аль-мубаяъа, то есть взаимного обязательства
между правящей семьей и гражданами страны.
Шейх Саад Абдалла ас-Салим ас-Сабах был назначен наследным
принцем в 1978 году. Он - старший сын эмира Абдаллы ас-Салима ас-Сабаха. В то
же время действующий эмир - шейх Джабер аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах - третий
сын Ахмеда аль-Джабера ас-Сабаха, который был правителем страны с 1921 по 1950
гг. Служебная карьера обоих руководителей во многом совпадала. Они отдали
несколько лет службе в полиции или системе безопасности, возглавляли ключевые
министерства, такие как министерство внутренних дел или министерство финансов.
Их опыт в государственном управлении послужил необходимым основанием для их
избрания на высшие посты в государстве.
Представители правящей семьи составляют костяк политической
элиты Кувейта. Они занимают многие ключевые государственные должности.
Наследный принц - шейх Саад Абдалла ас-Сабах является одновременно и
премьер-министром страны. В данном качестве он возглавляет Высший совет
обороны, Высший совет по нефти, Совет гражданской службы, Высший жилищный
совет.
Назначение премьер-министра и министров является
прерогативой эмира. Они ответственны перед эмиром за проводимую ими
государственную политику. Эмир же имеет право отстранить их от должности.10
Кабинет министров и министры являются основным элементом руководимой эмиром
вертикали исполнительной власти в государстве.
В состав кабинета министров, утвержденного 12 июля 1999 г.,
входит 19 министров, 5 из них являются представителями правящей семьи
ас-Сабах. Им отданы важнейшие посты - министра обороны, министра внутренних
дел, министра иностранных дел, министра финансов и министра нефти. В
предшествующем составе правительства, сформированного в сентябре 1998 г.,
номенклатура министерских портфелей, отданных представителям правящей семьи,
была идентичной. Лишь пост министра финансов вместо шейха Али Салима ас-Сабаха
занимал шейх Ахмед Абдалла аль-Ахмед ас-Сабах. Таким образом, правящая семья
контролирует основные сферы жизнедеятельности государства и несет
ответственность за его стабильное развитие.
Однако консенсус в обществе в отношении долевого участия
представителей правящей семьи в правительстве был достигнут не сразу. Первый
кабинет министров, сформированный в январе 1962 г. после обретения страной
независимости (1961 г.), в своем подавляющем большинстве состоял из
представителей семьи ас-Сабах (12 из 15 министров). Кувейтская оппозиция в то
время активно эксплуатировала это обстоятельство, подчеркивая некомпетентность
большинства министров или их нежелание выполнять возложенные на них функции. В
январе 1963 г. несколько министров-членов правящей семьи подали в отставку, и
был сформирован новый кабинет министров, в котором представительство правящей
семьи было резко снижено (5 из 15 министерских постов). В дальнейшем это
соотношение стало постоянным. Исключение составил лишь кабинет министров,
утвержденный в октябре 1992 года после освобождения Кувейта от иракской
оккупации и проведения новых выборов в Национальное собрание. В нем число
министерских портфелей, полученных ас-Сабахами, было снижено до четырех.
Причем представители правящего семейства лишились важнейших постов - министра
финансов и министра нефти. Вместе с тем один из ас-Сабахов занял пост министра
информации. Изменения в составе правительства были связаны, по всей
вероятности, с тем, что общественное мнение страны выражало недовольство в
отношении того, что правящая семья не смогла предотвратить захват Кувейта
Ираком, а также высказывало сомнения в правильности решения правительства
немедленно покинуть страну и действовать в условиях эмиграции. Тем не менее,
правящая семья смогла укрепить свои позиции, вернувшись к прежнему своему
представительству в правительстве.
Помимо правящей семьи, к традиционной кувейтской элите
относят также представителей других семейств, которые вместе с ас-Сабахами,
переселились на территорию Кувейта. По данным кувейтских исследователей Абд
ар-Рида Асыри и Кемаля аль-Мануфи, к ним принадлежат семьи ас-Сакр, ан-Насыф,
аль-Ганем, аль-Халед, аль-Мудаф и аль-Харафи.11 В первых кабинетах министров
представители этих семей были широко представлены. Однако по мере
трансформации социально-экономических основ государственного развития
происхождение утрачивало значение важного фактора, способствующего продвижению
на государственной службе. Все большее значение приобретали личностные
качества руководителей, включая их уровень образования, компетентность,
организаторские способности. Не случайно, что в составе правительства,
сформированном летом 1999 г., шесть министров имеют ученую степень. Они
возглавляют, как правило, отраслевые министерства, такие как министерство
энергетики и водных ресурсов, министерство образования, министерство
планирования и т.д.
Для первых лет независимого развития Кувейта была
характерна частая смена правительств. В 70-е годы положение стабилизировалось,
и смена кабинета министров становилась лишь следствием очередных выборов в
парламент или кончины эмира. Для кувейтского правительства характерной чертой
является постоянное обновление его состава. Если сравнить составы кабинетов
министров, сформированных в 1992, 1998 и 1999 гг., то более половины их членов
составляли вновь назначенные министры. Стабильным элементом являются лишь
представители правящей семьи. Таким образом, члены правительства не
воспринимаются в обществе, как представители привилегированного слоя. Их
включение в состав правящей элиты происходит на временной основе в силу
выполняемых ими функций государственного управления.
Помимо центрального правительства, существуют региональные
и местные органы власти. В настоящее время территория Кувейта разделена на
пять губерний - мухафаза: Эль-Кувейт, Хавалли, аль-Ахмеди, аль-Джахра и
аль-Фарванийя. Губернии возглавляются губернаторами, при которых создаются
Губернские советы - Маджлис мухафаза, каждый из которых состоит из 16
членов. Губернатору приданы девять представителей отраслевых министерств,
которые осуществляют связь между центральной и губернской властью. Их выбирают
среди служащих соответствующих министерств, должности которых не ниже поста
начальника департамента. Совет министров придает губернатору на четырехлетний
период и пять своих представителей, которые проживают в пределах территории
каждой из губерний.12 Полномочиями губернатора и его аппарата являются
осуществление контроля за исполнением государственной политики и реализацией
экономических проектов, осуществляемых в губернии. Губернатор имеет право
напрямую обращаться к министрам по вопросам, затрагивающим интересы
губернии.13 Таким образом, региональные органы управления находятся в полном
подчинении центральной власти и не имеют самостоятельного значения. Поэтому их
представителей вряд ли правомерно относить к правящей элите.
Высшие офицеры, занимающие командные должности в
вооруженных силах страны, не играют достаточно заметной самостоятельной роли.
Это определяется тем, что армия находится в подчинении правительства и эмира.
Кроме того, она численно и организационно слаба и не имеет опыта ведения
боевых действий. Ее полная неспособность противостоять иракской агрессии
нанесла серьезный удар по ее авторитету и возможностям активного воздействия
на политику государства. Поэтому высшие офицеры не представляют
самостоятельную группу правящей элиты Кувейта.
2. Национальное собрание: реальность
практической деятельности парламентских институтов
Реальным политическим органом, влияющим на политический
курс страны, является Национальное собрание - Маджлис аль-умма. В
соответствии с конституцией Национальное собрание совместно с эмиром
осуществляет законодательную власть.14 Так, 79-я статья конституции гласит,
что “ни один закон не может быть издан без его утверждения Национальным
собранием и одобрения эмиром”. Эмир может отправить на повторное рассмотрение
законопроект, одобренный Национальным собранием и отправленный ему для
ратификации. В то же время законопроект автоматически приобретает силу закона,
если он получает одобрение двух третей состава Национального собрания на его
следующей сессии или же одобрение простого большинства на последующей
сессии.15 Национальное собрание может заявить о своем недоверии любому
министру, и в этом случае министр обязан подать в отставку. Кувейтский
парламент не обладает, тем не менее, полномочиями отправить в отставку
премьер-министра, однако, имеет право обратиться с запросом к эмиру, который
должен в этом случае отправить в отставку премьер-министра или же распустить
парламент.16
Национальное собрание состоит из 50 членов, избранных на
основе прямого тайного голосования в соответствии с законом о порядке
проведения выборов. Министры, которые не избраны в Национальное собрание,
считаются его членами на основании занимаемой ими должности.17 Депутаты
парламента участвуют в общественном договоре, заключаемом между правящей
семьей и гражданами страны - мубаяьа. Перед тем, как приступить к
исполнению своих обязанностей, каждый из депутатов приносит зафиксированную в
конституции клятву (аль-ямин), текст которой гласит: “Клянусь
Всемогущим Аллахом быть искренне преданным родине и эмиру, уважать конституцию
и законы государства, заботиться о соблюдении свобод народа, о его интересах и
имущественных правах, а также честно выполнять мои обязанности”.18
Традиция принесения клятвы депутатами Национального
собрания подтверждает сохранение принципа мубаяъа и его значимость в
современной структуре разделения властей. Это дает возможность, с точки зрения
официальной идеологии страны, консолидировать кувейтское общество.
Кувейтский парламент начал свою работу в 1963 году. Его
создание должно было обеспечить консенсус в обществе и содействовать
дальнейшей легитимации правящей семьи ас-Сабах, что было крайне необходимо в
тех условиях, когда Ирак после провозглашения независимости Кувейта выдвинул
претензии на всю его территорию.
Число избирателей, участвующих в выборах в Национальное
собрание ограничено. В них участвуют лишь кувейтские граждане мужского пола
старше 21 года.19 Женщины лишены избирательных прав. Ограничены в правах и
натурализованные кувейтцы, хотя в 1995 году Национальное собрание одобрило
внесение изменений в закон о гражданстве от 1959 года. Теперь согласно закону,
дети натурализованных кувейтцев получили право участвовать в выборах, сами же
натурализованные кувейтцы получают это право через двадцать, а не через
тридцать лет после получения кувейтского гражданства как это было ранее.
Национальное собрание является реальной политической силой,
выдвигающей для обсуждения общественно значимые проблемы, а также
контролирующее политику правительства.
В 90-е годы парламент уделял большое внимание проблеме
финансовых злоупотреблений и коррупции, ответственность за которые несло
правительство. В конституции содержатся положения, призванные не допустить
финансовых злоупотреблений со стороны высших должностных лиц. Так, статья
131-я запрещает лицам, занимающим министерские посты, получать какие-либо
дополнительные доходы. Используемые ими средства должны строго
контролироваться. В то же время факты коррупции не являются исключительным
явлением, поэтому парламент принимает законы, призванные ограничить
возможности финансовых нарушений со стороны правительственных чиновников. В
январе 1993 г. Национальное собрание приняло закон, обязывающий все
государственные компании и инвестиционные организации проводить свои счета
через единую аудиторскую компанию, которая, в свою очередь, должна была
отчитываться перед соответствующей парламентской комиссией. Одновременно
Национальное собрание предложило усилить наказания в отношении тех
государственных чиновников, которые допускают нарушения в расходовании
общественных фондов. В феврале 1993 г. члены Национального собрания совершили
поездку в Лондон, для того чтобы проверить обвинения в отношении некоторых
высших служащих государственного аппарата, которые якобы растратили
значительные финансовые средства через государственную кувейтскую
инвестиционную компанию, штаб-квартира которой находится в Великобритании. В
марте 1993 г. парламент проголосовал за отмену закона о секретности, который
рассматривался им как легальная возможность укрывания коррупции. В том же
месяце на заседаниях парламента прозвучала резкая критика в отношении бюджета
министерства обороны на 1992-1998 гг. В отчете комиссии по финансам и
экономике содержались обвинения в адрес правительства в том, что оно
недостаточно умело управляет кувейтскими вкладами за рубежом.
В начале 1994 г. парламент поднял вопрос о растрате
государственных средств бывшим министром финансов и нефти, представителем
правящей семьи Али аль-Халифой ас-Сабахом. Подчеркивалось, что растрата была
осуществлена с помощью операций с акциями кувейтской танкерной компании.
Против бывшего министра и еще четырех государственных чиновников высшего ранга
было начато судебное расследование. Трое из них были признаны виновными и
приговорены к заключению на срок от 15 до 40 лет. Виновность бывшего министра
не была доказана, и все обвинения с него были сняты. Обвинения в коррупции
против министров, в том числе членов правящей семьи, имели место и ранее. Так,
в 1986 г. министр юстиции - представитель правящей семьи был отправлен в
отставку в результате кампании, развернутой парламентом, депутаты которого
обвиняли его в использовании служебного положения для того, чтобы не
пострадали его личные вклады в результате краха фондовой биржи “аль-Манах”.
В апреле 1995 года отчет парламентской комиссии о
расследовании фактов коррупции в ходе закупок вооружения стал основанием для
начала очередного судебного разбирательства. Национальное собрание настояло на
том, чтобы ему было разрешено контролировать оборонные контракты и
использование общественных фондов. В мае 1998 г. оно одобрило законопроект,
требующий от государственных служащих декларировать свои доходы с тем, чтобы в
условиях прозрачности легче было бороться с коррупцией в аппарате
правительства.
Проблемы, вызывающие расхождения или даже прямые
столкновения между правительством и парламентом, в значительной степени
зависят от состава парламента. Депутаты парламента представляют различные
существующие в стране политические силы. Деятельность политических партий в
Кувейте запрещена, однако, в стране существует несколько
общественно-политических организаций различной направленности.
По данным “The Middle East and North Africa”, в 90-х в
парламенте были представлены Исламское конституционное движение - умеренные
мусульмане-сунниты, “Салафиун” - радикальные мусульмане-сунниты, Национальная
коалиция - мусульмане-шииты, Конституционная группа - поддерживается
предпринимателями, Кувейтский демократический форум - националисты
либерального толка, а также организация, созданная в 1997 году Ахмедом Бишара,
- Национально-демократическое объединение, в которое вошли демократически
настроенные либералы. Однако многие депутаты Национального собрания не
являются членами этих политических группировок, предпочитая объявлять себя
независимыми, даже если те или иные политические группировки становятся на их
сторону. Позиции правительства поддерживают, как правило, депутаты, которых
называют “бедуинами”, так как они являются сторонниками сохранения
традиционных бедуинских ценностей, с одной стороны, а с другой, их
поддерживают представители того же племени, к которому они принадлежат по
своему происхождению.
Депутаты, избранные от демократических организаций,
неоднократно поднимали вопрос о свободе прессы и о нарушениях закона о печати,
допускаемых правительством. В 1995 г. Национальное собрание отказалось
утвердить законопроект правительства, который позволял ему временно
приостанавливать издание любого печатного органа. В июне 1998 г. в парламенте
обсуждались попытки властей ограничить свободу прессы. В то время
правительство начало судебное преследование газеты “Аль-Кабас”, обвиняя ее в
нападках на религию.
Острые разногласия между правительством и парламентом
вызывали и вопросы экономической политики. В 1998 г. резко упали цены на
нефть, и правительство поставило вопрос о необходимости проведения
экономических реформ, в том числе и приватизации. Однако баланс сил в
парламенте был таков, что он не позволил правительству провести решение о
приватизации сектора связи.
Сильные позиции, занимаемые в парламенте созыва 1996 г.
представителями исламских группировок, сыграли свою роль в том, что в начале
1998 г. парламент выразил недоверие министру информации Саадуну Насыру
ас-Сабаху за то, что он якобы не противодействовал распространению
антиисламских публикаций на книжной ярмарке, организованной в Кувейте в 1997
г.
Несмотря на столкновения между правительством и
Национальным собранием, которые были причинами его роспуска в 1976, 1982, 1986
гг. и в мае 1999 г., взаимодействие этих двух институтов позволяет
осуществлять поступательное движение Кувейта вперед, содействовать позитивным
изменениям в его внутренней и внешней политике и укреплять позиции страны на
международной арене. Члены вновь избранного парламента нередко назначаются в
состав кабинета министров, как это имело место в 1992 г., когда шесть
депутатов, представляющих оппозицию, получили портфели министров во вновь
созданном правительстве. Нередко именно правительство предлагает наиболее
радикальные реформы в экономике или политической жизни, которые не сразу же
получают одобрение Национального собрания, поскольку не отвечают интересам
отдельных групп правящей элиты, представленных в парламенте. Это относится, в
частности, к законопроекту правительства, обнародованному в июле 1998 г., о
том, что иностранные корпорации могут иметь контрольный пакет акций в
кувейтских компаниях, действующих в основном для экономики страны нефтяном
секторе. Этот законопроект не был поддержан парламентом. Парламент также не
одобрил указ эмира, изданный в мае 1999 г., в тот период, когда предшествующий
парламент был распущен, о предоставлении избирательных прав женщинам.
В то же время многие позитивные изменения в жизни Кувейта
происходили по инициативе парламента. Это касается как идеи о национализации
нефтяной промышленности, которую парламентская оппозиция выдвигала в 70-е
годы, так и к настойчивым требованиям со стороны Национального собрания
соблюдать конституцию, которые правительство должно было учитывать.
Несмотря на активную оппозицию, представленную в парламенте
страны, в Кувейте не существует оформленной контрэлиты, тех сил, которые бы
боролись за свержение существующей формы правления. Время от времени в
кувейтской прессе появляются сообщения о судебных расследованиях в отношении
лиц, обвиняемых в заговорах против правительства. Например, в июне 1989 г. 22
человека были приговорены по этой причине к различным срокам заключения. В то
же время в период иракской оккупации ни одна из оппозиционных правительству
политических группировок не попыталась воспользоваться ситуацией и выступить
за свержение существующей власти. Консолидация кувейтского общества,
поддержавшего в тот период эмира и правительство, подтвердила стабильность
власти в Кувейте.
* * *
Правящую элиту Кувейта отличает, с одной стороны,
сохранение преемственности благодаря незыблемости позиций правящей семьи. С
другой же, состав этой элиты постоянно обновляется на основе пополнения ее как
новыми членами правительства, так и в результате выборов в парламент. Иными
словами, занятие властных позиций в обществе является важнейшим фактором,
определяющим принадлежность к кувейтской правящей элите.
Несмотря на противоречия, существующие между
представителями различных групп, составляющих правящую элиту, она достаточно
монолитна, и ее деятельность направлена, главным образом, на соблюдение
интересов государства и его граждан. В силу этого она пользуется поддержкой
большинства граждан страны.
Правящая элита Кувейта в целом выполняет конструктивную
роль, содействуя поступательному развитию экономики и модернизации
общественно-политической структуры государства.
1 Сартори Дж. Вертикальная демократия. // ПОЛИС
(Политические исследования). - 1993. - № 2. - С. 80.
2 Ионидис Я.Н. Политическая элита в демократическом
обществе. - М., 1994. - С. 28-27.
3 Дустур давлят аль-Кувейт (Конституция Государства
Кувейт), мадда 4 (ст. 4) // Маджмуат аль-каванин ва ат-ташриат ли давлят
аль-Кувейт (Сборник законов и законодательных актов Государства Кувейт). -
Эль-Кувейт, 1963. С. 5.
4 Там же, с.6.
5 Там же, с. 7.
6 Там же.
7 Там же, с. 54.
8 Аль-Кувейт. Хакаик ва аркам. Визарат аль-иалям. (Кувейт.
Факты и цифры. Министерство информации). Эль-Кувейт, б/г. - С. 45.
9 Rosemarie Said Zahlan The Making of the Modern
Gulf States, L., 1998, с. 43.
10 Конституция Государства Кувейт, с. 56.
11 The Middle East Journal. - 1988. - № 12. - С. 50.
12 Кувейт. Факты и цифры, цит. произв., с.61.
13 Там же.
14 Конституция Государства Кувейт, с. 51.
15 The Middle East and North Africa 1999, L., 1998, с. 723.
16 Там же.
17 Конституция Государства Кувейт, с. 80.
18 Там же, с. 91
19 Канун ракм 35 ли санат 1962 фи шаан интихабат аада
Маджлис аль-умма (Закон № 35 от 1962 г. о выборах депутатов Национального
собрания), мадда 1 (с. 1) // Маджмуат аль-каванин ва ат-ташриат ли давлят
аль-Кувейт, с. 39.
|