БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

АРАБСКИЙ МИР В КОНЦЕ XX ВЕКА. Материалы I-ой конференции арабистов
Института востоковедения РАН. М., 1996
Стр.
72-80

Б.Г. Сейранян

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ ЯСИРА АРАФАТА

 


Ясир Арафат является одной из высочайших вершин арабского политического Олимпа 2-й половины ХХ в. Главная трудность в написании его политической биографии заключается в том, что большая часть его деятельности проходила в условиях глубокого подполья Rambler's Top100

Исполком ООП во главе которого он стоит с февраля 1969 г. не разглашает каких-либо сведений о своем председателе. Кроме того, в течение длительного времени с обеих противоборствующих сторон -израильской и палестинской создавались различные, нередко диаметрально противоположные, мифы и легенды о нем, что в условиях отсутствия официальных публикаций еще более запутывает многие вопросы. Сам Арафат тоже объективно содействовал созданию образа загадочного и таинственного вождя, одержимого лишь одной целью. Известно, например, что он не любит входить в подробности по таким вопросам как дата или место его рождения, выяснять детали связанные с его семьей, либо его родственных связей с хадж Амином аль-Хусейни. Все авторы, которые до сих пор о нем писали, не имели в своем распоряжении письменных документов и использовали лишь один метод - социологического опроса, который возникнув в среде журналистов, все чаще используется и историками, то есть информация черпается посредством опросов и бесед с людьми, которые в течение длительного времени общались с ним - это братья и сестры, а также ближайшие сортаники по руководству Фатха и ООП. Этот метод имеющий определенные преимущества, содержит и существенные недостатки. Отсюда и многочисленные противоречия, которые встречаются у различных авторов, порою в самых элементарных вопросах.

Так, например, американский журналист и историк Томас Кирнэн, один из первых написавший книгу об Арафате утверждает, -что в первые годы жизни юный Ясир Арафат именовался Рахман аль-Кудва, а его английский коллега Алэн Харт, опубликовавший книгу об Арафате восемью годами позже называет его Ясир Арафат. Первый автор утверждает, что мать Ясира звали Хамида Халифа аль-Хусейни, второй - Захва Абу Сауд. Теперь на этот вопрос есть точный ответ: летом 1995г. у Арафата родилась дочь и он назвал ее по имени своей матери - Захва. Такие же расхождения встречаются и в отношении имен его братьев и сестер и по многим другим вопросам.

В данной статье ставится задача на основе всех имеющихся фактов изложить основные вехи детского периода жизни Арафата.

Его отец Абдель Рауф аль-Кудва был сыном Рахмана аль-Кудва из состоятельного купеческого рода в городах Газа и Хан Юнис, богатство которого было основано на рискованных и порою авантюрных операциях по ввозу различных европейских товаров. Клан аль-Кудва вел свое происхождение от аравийского племени Кай, которое в период исламского завоевания оказалось в Сирии. К ХУIII в. клан аль-Кудва разделился на две ветви: одна утвердилась в Газе, другая, сохраняя тесную связь с первой, в Каире. Ко времени окончания I-й мировой войны Рахман аль-Кудва был один из самых преуспевающих и богатых людей Газы и одним из крупнейших землевладельцев в округе Газы.

Его мать Захва Абу Саид была была дочерью иерусалимского торговца Махмуда Абу Сауда. Семья Абу Саудов принадлежала к числу самых аристократических в священном городе.

Махмуд Абу Сауд был двоюродным братом (которых, правда, было много) муфтия Иерусалима хадж Амина аль-Хусейни. Иными словами принадлежал к бедной ветви самой влиятельной семьи Иерусалима - аль-Хусейни, которая вела свое происхождение от Хусейна бен Али, второго сына дочери пророка Мухаммеда - Фатимы и его двоюродного брата Али. Махмуд был человек набожный, честный, но коммерческими способностями, по-видимому, не был наделен и с трудом сводил концы с концами.

Таким образом брак Абдель Рауфа аль-Кудва и Захвы Абу Сауд был выгоден обеим сторонам, так как был союзом состоятельного и преуспевающего торговца не знатного происхождения с женщиной из благородной и знатной, но бедной семьи.

Они поженились в мае 1917г. и поселились в Газе. После женитьбы на аль-Хусейни отец передал в ведение Абдель Рауфу важнейшие семейные предприятия, а госпожа Захва готовилась к рождению детей, которые, как был убежден честолюбивый старик аль-Кудва, облагородят его потомков кровью пророка.

Абдель Рауф был человек физически очень сильный и выносливый, обладавший железной волей и упорством, особенно в вопросах бизнеса.

Все источники сходятся, что за два года до рождения Ясира, Абдель Рауф вместе с семьей переехал в Каир. Причины и обстоятельства изменения места постоянного жительства остаются не полностью выясненными.

Согласно одной версии, он был в числе тех сотен палестинцев, известных своими националистическими настроениями, которые были "тихо высланы британцами" из Палестины. Те, кто принимают эту версию, видят ее подтверждение в том, что он продал все свои земельные владения. Но Харт не исключает и такого варианта, что возможно Абдель Рауф, подобно многим другим палестинским бизнесменам, считал, что в интересах бизнеса ему выгоднее жить в Каире, чем в Газе.

Более правдоподобной выглядит версия Кирнена, что Абдель Рауф довольно упорно отказывался выполнять требование Высшего Мусульманского Совета (во главе которого стоял муфтий Иерусалима хадж Амин аль-Хусейни), ликвидировать прибыльное предприятие по торговле предметами иудейского культа. Сперва он перевел предприятие из Иерусалима в Яффу и затем после целого ряда враждебных актов, психологического давления и угрозы прямой физической расправы, он закрыл свое дело в Яффе, отказавшись вести какие-либо коммерческие дела с евреями. Тесть и братья требовали от него публичного раскаяния (как это делали другие торговцы-палестинцы, после чего их оставляли в покое), но гордый Абдель Рауф отказывался и приступил к переводу большей части бизнеса в Каир.

В Каире семья получила сперва временное пристанище у родственников Абдель Рауфа пока он приобрел дом и перевел некоторые свои заведения из Газы в Каир. В декабре 1927 г. семья переехала в небольшой дом на окраине Каира в богатом районе Газа. В эти годы ему по нескольку раз в год приходилось ездить в Палестину.

В конце апреля 1929 г. он вновь в Палестине. Здесь он больше живет в Иерусалиме, временами посещая Газу. Именно в это время при посредничестве своего тестя, состоялась персональная аудиенция Абдель Рауфа с муфтием Иерусалима, беседа с которым произвела на него сильное впечатление. Он полностью принял политические взгляды муфтия о сионистской угрозе и необходимости борьбы за создание арабского государства в Палестине. Эта встреча коренным образом изменила отношение к нему обитателей рыночного района Газы. Там в словесной форме ничего ему не было сказано, но он в одночасье вновь стал всеми уважаемым негоциантом, которого люди встречали с улыбкой, останавливались при встрече на улице, подробно справляясь о его самочувствии и здоровии членов его семьи. Прекратился бойкот его магазинов, вновь посредники стали предлагать сделки по покупке у него апельсинов и оливков. А обстановка в Палестине становилась все более напряженной. На улицах Иерусалима патрулировали усиленные наряды британской военной полиции.

В июне 1929 г. Абдель Рауф вернулся в Каир, ободренный новыми возможностями расширения предпринимательской деятельности, посредством объединения его деловых интересов в Каире с коммерческой деятельностью его братьев в Газе. Обдумывая детали этого плана он собирался в конце августа вновь посетить Иерусалим, но поездку пришлось отложить в связи со вспышкой беспорядков, вызванных попытками иудеев провести богослужение на территории аль-Харам аш-Шариф, священной для мусульман. Задержка оказалась очень кстати, так как Захва, которая готовилась к родам, в конце сентября преждевременно разрешилась своим шестым ребенком. На следующий день отец зарегистрировал своего крошечного сына. Полное имя его четвертого сына, родившегося 24 августа 1929 г. в Каире, было Рахман Абдель Рауф Арафат аль-Кудва аль-Хусейни. Рахман было его собственное имя, Абдель Рауф - имя его отца, Арафат - название священной горы и долины близ Мекки - место проведения главного обряда хаджа - предстояния перед "ликом Аллаха".

В первые годы жизни Рахман, как и большинство арабских детей, целиком находился на попечении матери. Он был очень привязан к ней и, как преждевременно родившийся ребенок, в течение почти трех лет кормился молоком матери. А когда его, наконец, перестали кормить материнским молоком, он очень похудел и с большим трудом привыкал к новой пище. И только после того как ему исполнилось четыре года, он стал постепенно обретать нормальный вес.

Самым важным событием, круто изменившим жизнь ребенка и сделавшим его несчастным, была смерть матери в 1933 г., когда Рахману было четыре года, а младшему брату 18 месяцев. Отец, оставшийся один с семью детьми, решил отправить Рахмана вместе с младшим братом Фатхи к дяде, брату матери - Салиму Абу Сауду в Иерусалим. Дядя Салим был человеком благочестивым, со скромным достатком и об этом периоде жизни Рахмана почти ничего не известно. Но самые ранние впечатления и воспоминания жизни связаны с Иерусалимом и Арафат впоследствии не раз повторял, что священный город стал для него "подлинным местом рождения", ведь дом, в котором он жил, находился в двух шагах от аль-Харам аш-Шариф. Он находился в Иерусалиме в период, когда борьба палестинцев принимала все более массовый и организованный характер и достигла своего апогея во время восстания 1936-1939 гг. И хотя Рахман был слишком мал, чтобы понять происходившие события, ему приходилось сталкиваться с английскими и сионистскими солдатами, а пребывание его в самом эпицентре арабо-еврейского конфликта оставило глубокий след.

После того, как отец женился второй раз, младшие его сыновья в 1937 г. возвратились в Каир. Однако мачеха относилась к детям мужа плохо и дом, особенно его женская половина, превратился в арену постоянных ссор и перебранок. Эти семейные драмы произвели на впечатлительного и ранимого Рахмана столь тягостное впечатление, что он надолго стал предубежденно относиться к женскому полу, едва ли не став женоненавистником. В ответ на протесты детей Абдель Рауф через несколько месяцев развелся с женой. Вскоре он женился третий раз на египтянке, которая имела собственное жилище и мало контактировала с детьми Абдель Рауфа.

Рахман рос замкнутым, ушедшим в себя, молчаливым подростком. Он целыми часами мог лежать, не проронив ни слова. Его совершенно не интересовал окружавший его детский мир с его играми и забавами. Все попытки его братьев и сестер вовлечь его в детские развлечения, беседы и ссоры не давали результатов.

Через некоторое время после возвращения Рахмана отец приобрел дом в северо-восточном районе Каира ас-Сакакини в квартале, где жило много палестинцев. Население этого района по своему этноконфессиональному составу было очень пестрым. Там в добрососедстве и мире жили египтяне, палестинцы, греки, армяне, евреи и ливанцы.

Жизнь в небольшом квартале, населенном палестинскими эмигрантами, оказалась хорошей школой для понимания национальных проблем, так как обитатели этого небольшого палестинского островка очень остро реагировали на все бурные события, происходившие на их родине и горячо и заинтересованно их обсуждали.

По соседству от них жил пожилой брат матери Рахмана, который вместе со своей семьей переехал в Каир из Хеврона в 1921 г. Его звали Юсуф Авад аль-Акбар и он являлся своего рода неофициальным имамом квартала. Основная функция этого благочестивого знатока Корана состояла в воспитании молодежи округа в истинно суннитском духе. Абдель Рауф, как и другие подобные ему отцы семейства, занятые своими делами и надолго отлучавшиеся от своих детей, был весьма доволен возможностью оставлять своих детей на попечении благородного и мудрого старика, обучающего детей основам ислама.

И хотя старшие братья уже не первый год посещали этот своеобразный куттаб, Рахман вскоре занял особое место среди учеников аль-Акбара. Круглолицый и загадочный подросток вскоре стал приводить в замешательство старика. Уже в первый год обучения ему временами стало казаться, что его внучатый племянник знал больше, чем он сам. Правда были и такие дни, когда казалось, что он ленив, вял и глуп как вербюд. Но затем на него стало находить просветление. У Рахмана обнаружился удивительный дар. Когда Юсуф читал громко Коран, Рахман внезапно вторгался и опережая учителя завершал коранический айат (стих). В конце концов набожный Юсуф прекратил делать Рахману какие-либо выговоры и стал смотреть на него с изумлением. Наконец, он пошел к отцу мальчика и сказал ему, что его сын наделен особой милостью и благодатью Аллаха. Отец с гордостью воспринял эту новость и предписал остальным своим детям относиться к Рахману с почтением. Он стал пользоваться особой благосклонностыо аль-Акбара, который ежедневно стал проводить с ним дополнительные индивидуальные занятия. Уже в восьмилетнем возрасте Рахман проводил больше времени в обществе аль-Акбара, чем в своей семье. После окончания занятий в послеобеденное время он надолго засиживался в доме учителя и возвращался домой с наступлением темноты.

Итак, Юсуф аль-Акбар был первым человеком на жизненном пути Рахмана, который не только оценил дарования Ряхмана, но и оказал на него сильное влияние.

 


Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|