Ясир Арафат является одной из высочайших вершин арабского
политического Олимпа 2-й половины ХХ в. Главная трудность в написании его
политической биографии заключается в том, что большая часть его деятельности
проходила в условиях глубокого подполья
Исполком ООП во главе которого он стоит с февраля 1969 г.
не разглашает каких-либо сведений о своем председателе. Кроме того, в течение
длительного времени с обеих противоборствующих сторон -израильской и
палестинской создавались различные, нередко диаметрально противоположные, мифы
и легенды о нем, что в условиях отсутствия официальных публикаций еще более
запутывает многие вопросы. Сам Арафат тоже объективно содействовал созданию
образа загадочного и таинственного вождя, одержимого лишь одной целью.
Известно, например, что он не любит входить в подробности по таким вопросам
как дата или место его рождения, выяснять детали связанные с его семьей, либо
его родственных связей с хадж Амином аль-Хусейни. Все авторы, которые до сих
пор о нем писали, не имели в своем распоряжении письменных документов и
использовали лишь один метод - социологического опроса, который возникнув в
среде журналистов, все чаще используется и историками, то есть информация
черпается посредством опросов и бесед с людьми, которые в течение длительного
времени общались с ним - это братья и сестры, а также ближайшие сортаники по
руководству Фатха и ООП. Этот метод имеющий определенные преимущества,
содержит и существенные недостатки. Отсюда и многочисленные противоречия,
которые встречаются у различных авторов, порою в самых элементарных вопросах.
Так, например, американский журналист и историк Томас
Кирнэн, один из первых написавший книгу об Арафате утверждает, -что в первые
годы жизни юный Ясир Арафат именовался Рахман аль-Кудва, а его английский
коллега Алэн Харт, опубликовавший книгу об Арафате восемью годами позже
называет его Ясир Арафат. Первый автор утверждает, что мать Ясира звали Хамида
Халифа аль-Хусейни, второй - Захва Абу Сауд. Теперь на этот вопрос есть точный
ответ: летом 1995г. у Арафата родилась дочь и он назвал ее по имени своей
матери - Захва. Такие же расхождения встречаются и в отношении имен его
братьев и сестер и по многим другим вопросам.
В данной статье ставится задача на основе всех имеющихся
фактов изложить основные вехи детского периода жизни Арафата.
Его отец Абдель Рауф аль-Кудва был сыном Рахмана аль-Кудва
из состоятельного купеческого рода в городах Газа и Хан Юнис, богатство
которого было основано на рискованных и порою авантюрных операциях по ввозу
различных европейских товаров. Клан аль-Кудва вел свое происхождение от
аравийского племени Кай, которое в период исламского завоевания оказалось в
Сирии. К ХУIII в. клан аль-Кудва разделился на две ветви: одна утвердилась в
Газе, другая, сохраняя тесную связь с первой, в Каире. Ко времени окончания
I-й мировой войны Рахман аль-Кудва был один из самых преуспевающих и богатых
людей Газы и одним из крупнейших землевладельцев в округе Газы.
Его мать Захва Абу Саид была была дочерью иерусалимского
торговца Махмуда Абу Сауда. Семья Абу Саудов принадлежала к числу самых
аристократических в священном городе.
Махмуд Абу Сауд был двоюродным братом (которых, правда,
было много) муфтия Иерусалима хадж Амина аль-Хусейни. Иными словами
принадлежал к бедной ветви самой влиятельной семьи Иерусалима - аль-Хусейни,
которая вела свое происхождение от Хусейна бен Али, второго сына дочери
пророка Мухаммеда - Фатимы и его двоюродного брата Али. Махмуд был человек
набожный, честный, но коммерческими способностями, по-видимому, не был наделен
и с трудом сводил концы с концами.
Таким образом брак Абдель Рауфа аль-Кудва и Захвы Абу Сауд
был выгоден обеим сторонам, так как был союзом состоятельного и преуспевающего
торговца не знатного происхождения с женщиной из благородной и знатной, но
бедной семьи.
Они поженились в мае 1917г. и поселились в Газе. После
женитьбы на аль-Хусейни отец передал в ведение Абдель Рауфу важнейшие семейные
предприятия, а госпожа Захва готовилась к рождению детей, которые, как был
убежден честолюбивый старик аль-Кудва, облагородят его потомков кровью
пророка.
Абдель Рауф был человек физически очень сильный и
выносливый, обладавший железной волей и упорством, особенно в вопросах бизнеса.
Все источники сходятся, что за два года до рождения Ясира,
Абдель Рауф вместе с семьей переехал в Каир. Причины и обстоятельства
изменения места постоянного жительства остаются не полностью выясненными.
Согласно одной версии, он был в числе тех сотен
палестинцев, известных своими националистическими настроениями, которые были
"тихо высланы британцами" из Палестины. Те, кто принимают эту версию, видят ее
подтверждение в том, что он продал все свои земельные владения. Но Харт не
исключает и такого варианта, что возможно Абдель Рауф, подобно многим другим
палестинским бизнесменам, считал, что в интересах бизнеса ему выгоднее жить в
Каире, чем в Газе.
Более правдоподобной выглядит версия Кирнена, что Абдель
Рауф довольно упорно отказывался выполнять требование Высшего Мусульманского
Совета (во главе которого стоял муфтий Иерусалима хадж Амин аль-Хусейни),
ликвидировать прибыльное предприятие по торговле предметами иудейского культа.
Сперва он перевел предприятие из Иерусалима в Яффу и затем после целого ряда
враждебных актов, психологического давления и угрозы прямой физической
расправы, он закрыл свое дело в Яффе, отказавшись вести какие-либо
коммерческие дела с евреями. Тесть и братья требовали от него публичного
раскаяния (как это делали другие торговцы-палестинцы, после чего их оставляли
в покое), но гордый Абдель Рауф отказывался и приступил к переводу большей
части бизнеса в Каир.
В Каире семья получила сперва временное пристанище у
родственников Абдель Рауфа пока он приобрел дом и перевел некоторые свои
заведения из Газы в Каир. В декабре 1927 г. семья переехала в небольшой дом на
окраине Каира в богатом районе Газа. В эти годы ему по нескольку раз в год
приходилось ездить в Палестину.
В конце апреля 1929 г. он вновь в Палестине. Здесь он
больше живет в Иерусалиме, временами посещая Газу. Именно в это время при
посредничестве своего тестя, состоялась персональная аудиенция Абдель Рауфа с
муфтием Иерусалима, беседа с которым произвела на него сильное впечатление. Он
полностью принял политические взгляды муфтия о сионистской угрозе и
необходимости борьбы за создание арабского государства в Палестине. Эта
встреча коренным образом изменила отношение к нему обитателей рыночного района
Газы. Там в словесной форме ничего ему не было сказано, но он в одночасье
вновь стал всеми уважаемым негоциантом, которого люди встречали с улыбкой,
останавливались при встрече на улице, подробно справляясь о его самочувствии и
здоровии членов его семьи. Прекратился бойкот его магазинов, вновь посредники
стали предлагать сделки по покупке у него апельсинов и оливков. А обстановка в
Палестине становилась все более напряженной. На улицах Иерусалима
патрулировали усиленные наряды британской военной полиции.
В июне 1929 г. Абдель Рауф вернулся в Каир, ободренный
новыми возможностями расширения предпринимательской деятельности, посредством
объединения его деловых интересов в Каире с коммерческой деятельностью его
братьев в Газе. Обдумывая детали этого плана он собирался в конце августа
вновь посетить Иерусалим, но поездку пришлось отложить в связи со вспышкой
беспорядков, вызванных попытками иудеев провести богослужение на территории
аль-Харам аш-Шариф, священной для мусульман. Задержка оказалась очень кстати,
так как Захва, которая готовилась к родам, в конце сентября преждевременно
разрешилась своим шестым ребенком. На следующий день отец зарегистрировал
своего крошечного сына. Полное имя его четвертого сына, родившегося 24 августа
1929 г. в Каире, было Рахман Абдель Рауф Арафат аль-Кудва аль-Хусейни. Рахман
было его собственное имя, Абдель Рауф - имя его отца, Арафат - название
священной горы и долины близ Мекки - место проведения главного обряда хаджа -
предстояния перед "ликом Аллаха".
В первые годы жизни Рахман, как и большинство арабских
детей, целиком находился на попечении матери. Он был очень привязан к ней и,
как преждевременно родившийся ребенок, в течение почти трех лет кормился
молоком матери. А когда его, наконец, перестали кормить материнским молоком,
он очень похудел и с большим трудом привыкал к новой пище. И только после того
как ему исполнилось четыре года, он стал постепенно обретать нормальный вес.
Самым важным событием, круто изменившим жизнь ребенка и
сделавшим его несчастным, была смерть матери в 1933 г., когда Рахману было
четыре года, а младшему брату 18 месяцев. Отец, оставшийся один с семью
детьми, решил отправить Рахмана вместе с младшим братом Фатхи к дяде, брату
матери - Салиму Абу Сауду в Иерусалим. Дядя Салим был человеком благочестивым,
со скромным достатком и об этом периоде жизни Рахмана почти ничего не
известно. Но самые ранние впечатления и воспоминания жизни связаны с
Иерусалимом и Арафат впоследствии не раз повторял, что священный город стал
для него "подлинным местом рождения", ведь дом, в котором он жил, находился в
двух шагах от аль-Харам аш-Шариф. Он находился в Иерусалиме в период, когда
борьба палестинцев принимала все более массовый и организованный характер и
достигла своего апогея во время восстания 1936-1939 гг. И хотя Рахман был
слишком мал, чтобы понять происходившие события, ему приходилось сталкиваться
с английскими и сионистскими солдатами, а пребывание его в самом эпицентре
арабо-еврейского конфликта оставило глубокий след.
После того, как отец женился второй раз, младшие его
сыновья в 1937 г. возвратились в Каир. Однако мачеха относилась к детям мужа
плохо и дом, особенно его женская половина, превратился в арену постоянных
ссор и перебранок. Эти семейные драмы произвели на впечатлительного и ранимого
Рахмана столь тягостное впечатление, что он надолго стал предубежденно
относиться к женскому полу, едва ли не став женоненавистником. В ответ на
протесты детей Абдель Рауф через несколько месяцев развелся с женой. Вскоре он
женился третий раз на египтянке, которая имела собственное жилище и мало
контактировала с детьми Абдель Рауфа.
Рахман рос замкнутым, ушедшим в себя, молчаливым
подростком. Он целыми часами мог лежать, не проронив ни слова. Его совершенно
не интересовал окружавший его детский мир с его играми и забавами. Все попытки
его братьев и сестер вовлечь его в детские развлечения, беседы и ссоры не
давали результатов.
Через некоторое время после возвращения Рахмана отец
приобрел дом в северо-восточном районе Каира ас-Сакакини в квартале, где жило
много палестинцев. Население этого района по своему этноконфессиональному
составу было очень пестрым. Там в добрососедстве и мире жили египтяне,
палестинцы, греки, армяне, евреи и ливанцы.
Жизнь в небольшом квартале, населенном палестинскими
эмигрантами, оказалась хорошей школой для понимания национальных проблем, так
как обитатели этого небольшого палестинского островка очень остро реагировали
на все бурные события, происходившие на их родине и горячо и заинтересованно
их обсуждали.
По соседству от них жил пожилой брат матери Рахмана,
который вместе со своей семьей переехал в Каир из Хеврона в 1921 г. Его звали
Юсуф Авад аль-Акбар и он являлся своего рода неофициальным имамом квартала.
Основная функция этого благочестивого знатока Корана состояла в воспитании
молодежи округа в истинно суннитском духе. Абдель Рауф, как и другие подобные
ему отцы семейства, занятые своими делами и надолго отлучавшиеся от своих
детей, был весьма доволен возможностью оставлять своих детей на попечении
благородного и мудрого старика, обучающего детей основам ислама.
И хотя старшие братья уже не первый год посещали этот
своеобразный куттаб, Рахман вскоре занял особое место среди учеников
аль-Акбара. Круглолицый и загадочный подросток вскоре стал приводить в
замешательство старика. Уже в первый год обучения ему временами стало
казаться, что его внучатый племянник знал больше, чем он сам. Правда были и
такие дни, когда казалось, что он ленив, вял и глуп как вербюд. Но затем на
него стало находить просветление. У Рахмана обнаружился удивительный дар.
Когда Юсуф читал громко Коран, Рахман внезапно вторгался и опережая учителя
завершал коранический айат (стих). В конце концов набожный Юсуф прекратил
делать Рахману какие-либо выговоры и стал смотреть на него с изумлением.
Наконец, он пошел к отцу мальчика и сказал ему, что его сын наделен особой
милостью и благодатью Аллаха. Отец с гордостью воспринял эту новость и
предписал остальным своим детям относиться к Рахману с почтением. Он стал
пользоваться особой благосклонностыо аль-Акбара, который ежедневно стал
проводить с ним дополнительные индивидуальные занятия. Уже в восьмилетнем
возрасте Рахман проводил больше времени в обществе аль-Акбара, чем в своей
семье. После окончания занятий в послеобеденное время он надолго засиживался в
доме учителя и возвращался домой с наступлением темноты.
Итак, Юсуф аль-Акбар был первым человеком на жизненном пути Рахмана,
который не только оценил дарования Ряхмана, но и оказал на него сильное
влияние.
|